Главные вкладки

    Рабочая программа для тифлопедагога по труду, 1 класс.
    рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

    Ахматдинова Ильсияр Раисовна

    Разработана на основе:

    1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_trudu.doc117 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                                 Приложение к    адаптированной основной общеобразовательной программе,

                                                                                                                введенной в действие  приказом №_______  от  «    »   . 2017 г.                                                                                                                       

    Рассмотрено на заседании кафедры  начального образования

    Протокол № _______от «    »            . 2017 г. 

    Руководитель  кафедры                     / Терёхина Н.А. /

    Согласовано

    Заместитель  директора                   /Зверева Е.А./

    «     »      .2017г.                                                                                                                                                             

    Рабочая программа

    по ручному труду

    для обучающейся 1 В класса.

    Разработана на основе:

    1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

    Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,                

            учитель начальных классов

     1 квалификационной категории.

    2017 год.

    1. Пояснительная записка.

    Изучение учебного предмета «Ручной труд» направлено на достижение образовательно-коррекционной цели: формирование у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) интереса к разнообразным видам труда, воспитания трудолюбия, развития ручных умений.

    Задачи:

    1) формирование умений работать с отдельными видами материалов;

    2) овладение способами обработки материалов в зависимости от их свойств;

    3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов;

    4) овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;

    5) овладение правилами безопасной работы и соблюдение офтальмо-гигиенических требований, обеспечивающих охрану нарушенного зрения;

    6) формирование представлений о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;

    7) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач

    2.Общая характеристика учебного предмета «Ручной труд»

    Контингент учащихся школ для детей с нарушением зрения за последние годы стал сложнее, потому что слепота и интеллектуальные нарушения у детей все чаще отягощаются соматическими заболеваниями. Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной, двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей, а также не прохождение организованного дошкольного обучения значительно снижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимость введение пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными разнообразными видами работы с различными материалами.

    Содержание предмета «Ручной труд» имеет три раздела:

    Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания;

    Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты;

    Конструирование и моделирование.

    Особенность программы 1-го класса заключается в том, что в первом полугодии при выполнении поделок практически не используются инструменты. Дети работают в основном с пластическим материалом (пластилин). Работа с ним позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объёмные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, игрушки и т.д.), уточняя при этом представления обучающихся о натуральных предметах. При знакомстве с объектом образцом, его плоскостной или объёмной моделью учителю необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образца выполняемым заданиям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки.

    Программа 1-го класса предусматривает и выполнение объёмных изделий из бумаги без использования инструментов. При работе с бумагой также важно, помимо опоры на образец, уточнять соответствие конструкции поделки натуральному предмету (стол, стул, стилизованные фигурки животных)

    Работа с текстильными материалами направлена на совершенствование и развитие мелких движений кисти и пальцев рук. Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создаёт необходимые предпосылки для воспитания любви к природе.

    3.Место учебного предмета в учебном плане.

    На учебный предмет «Ручной труд» в учебном плане отводится 33 часа в год, 1 час в неделю.

    4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

             Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

    Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:

    • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
    • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еесамоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
    • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
    • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

    5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»

    Личностные результаты:

    овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

    развитие любви к своей стране и городу;

    развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

    владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

    развитие эстетических чувств;

    формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни;

    формирование интереса к предметно-практической деятельности, трудовым действиям.

    Предметные результаты:

    формирование умения работать с отдельными видами материалов; развитие навыков самообслуживания;

     овладение способами обработки некоторых материалов;

    овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов; овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;

    овладение правилами безопасной работы с инструментами;

    овладение умением использовать остаточное зрение;

    формирование представлений о некоторых трудовых профессиях;

    формирование умения выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

    формирование умения работать с отдельными видами материалов (бумагой, пластилином, природным материалом);

    формирование умений изготавливать несложные конструкции изделий.

    6.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

    К концу первого года обучения ручному труду слепых первоклассников с легкой умственной отсталостью обучающиеся должны быть способны:

    -называть материалы, основные цвета;

    -называть проделанные операции;

    -владеть основными приёмами обработки, соответствующими данному материалу (размять пластилин, скатать шарик, раскатать столбик; -согнуть, разорвать по сгибу бумагу, связать две нити узлом);

    -выполнять под руководством или совместно с учителем поделки из пластилина и бумаги.

    7.Содержание учебного предмета.

    Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

    Трудовая деятельность и её значение в жизни человека.

    Мастера и их профессии.

    Организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса по инструкции педагога. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

    Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду.  

    Технология ручной обработки материалов[1]. Элементы графической грамоты

    Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование доступных материалов на основе зрительного, осязательного восприятия и всех сохранных анализаторов.

    Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно­художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия с помощью педагога.

    Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов, область применения, правила использования), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Правила техники безопасности при работе с инструментами.

    Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по шаблону, трафарету, лекалу, с помощью брайлевских линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).

    Использование простейших измерений и построений для решения несложных практических задач. Контроль выполнения отдельных операций и готового изделия (с помощью учителя).

    Конструирование и моделирование

    Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

    Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу.

    8. Календарно- тематическое планирование.

    № урока с н..уч.г.

    № урока

    по теме

    Название раздела, темы урока.

    Кол.

    часов

    Дата-план

    Дата-факт

    1

    1

    Знакомство с предметом. Школьные принадлежности на уроках труда.

    1

    2

    2

    Пластилин. Свойства пластилина..

    1

    3

    3

    Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка гусеницы.

    1

    4

    4

    Упражнение в размазывании пластилина. Бабочка.

    1

    5

    5

    Предметный урок. Овощи: помидор, огурец. Формирование образов изучаемых объектов на полимодальной  основе.

    1

    6

    6

    Овощи. Помидор, огурец. Лепка овощей

    1

    7

    7

    «Ежик». Предметный урок..

    1

    8

    8

    Работа с пластилином и природным материалом при моделировании ежа.

    1

    9

    9

    Конструирование из строительного материала.  Мост через реку.

    1

    10

    10

    Конструирование из строительного материала. Двухэтажный дом.

    1

    11

    11

    Узор из засушенных листьев на полосе

    1

    12

    12

    Завершение работы.

    1

    13

    13

    Знакомство с оригами. Самолет..

    1

    14

    14

    Оригами «Собачка».

    1

    15

    15

    Новогодняя гирлянда. «Цепь».

    1

    16

    16

    Завершение работы.

    1

    17

    17

    Составление по образцу из ватных дисков аппликации «Снеговик»

    1

    18

    18

    Аппликация «Ракета».

    1

    19

    19

    Аппликация «Солнышко».

    1

    20

    20

    Аппликация «Кораблик».

    1

    21

    21

    Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха

    1

    22

    22

    Аппликация «Цветок» (комканая бумага.

    1

    23

    23

    Завершение работы.

    1

    24

    24

    Человек. Предметный урок.

    1

    25

    25

    Лепка по образцу стилизованной фигуры человека

    1

    26

    26

    Аппликация с использованием крупы «Грибок»

    1

    27

    27

    Нитки.

    1

    28

    28

    Нитки.

    1

    29

    29

    Витье шнура из плотных ниток.

    1

    30

    30

    Завязывание узла.

    1

    31

    31

    Плетение косички из шерстяных ниток.

    1

    32

    32

    Лепка «Избушки».

    1

    33

    33

    Аппликация «Цветы»

    1

    Итого - 33 ч

    9.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

    1. Прибор «Графика»

    2. Прибор «Ориентир» (малый)

    3. Наборы плоских и объемных геометрических фигур

    4. Муляжи фруктов и овощей

    5. Природный материал (семена, плоды, шишки, желуди и т. д.)

    6. Пластилин, бумага

    7. Игрушки (неваляшка, медвежонок, собачка и т.д.)

    8. Образцы поделок, которые учащимся предстоит изготавливать



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для тифлопедагога по чтению, 1 класс.

    Разработана на основе:   Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

    Рабочая программа для тифлопедагога по русскому языку, 1 класс

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

    Рабочая программа для тифлопедагога по ИЗО, 1 класс.

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

    Рабочая программа для тифлопедагога по математике, 1 класс.

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

    Рабочая программа для тифлопедагога по музыке, 1 класс.

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

    Рабочая программа для тифлопедагога по окружающему миру, 1 класс.

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

    Рабочая программа для тифлопедагога по СБО, 1 класс.

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...