Главные вкладки

    Рабочая программа для тифлопедагога по музыке, 1 класс.
    рабочая программа по музыке (1 класс) по теме

    Ахматдинова Ильсияр Раисовна

    Разработана на основе:

    1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke.doc166 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                                 Приложение к    адаптированной основной общеобразовательной программе,

                                                                                                                                  введенной в действие  приказом №_______   от  «    »   . 2017 г.                                                                                                                       

    Рассмотрено на заседании кафедры  начального образования

    Протокол № _______от «    »            . 2017 г. 

    Руководитель  кафедры                     / Терёхина Н.А. /

    Согласовано

    Заместитель  директора                   /Зверева Е.А./

    «     »      .2017г.                                                                                                                                                             

    Рабочая программа

    по музыке

    для обучающейся 1 В класса.

    Разработана на основе:

    1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

    Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,                

            учитель начальных классов

     1 квалификационной категории.

    2017 год.

    1. Пояснительная записка.

    Целью изучения учебного предмета «Музыка» слепыми детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1-м классе является введение обучающихся на доступном для них уровне в музыкальную культуру, формирование начал музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры человека.

    Задачи:

    1. формирование первоначальной ориентировки в средствах музыкальной выразительности;
    2. формирование элементарных эстетических представлений о музыкальном искусстве;
    3. формирование знаний элементарных эстетических представлений о музыкально-эстетический словарь;
    4. формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству;
    5. развитие потребности в музыкальном самовыражении;
    6. развитие музыкальных способностей и творческой активности;
    7. развитие музыкально-исполнительских навыков в доступной музыкальной деятельности;
    8. развитие эмоциональной активности, отзывчивости и реагирования на музыку;
    9. способствовать преодолению неадекватных форм поведения.

    2.Общая характеристика учебного предмета «Музыка».

    Музыкальное воспитание слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно - компенсаторные задачи.  При этом среди различных форм учебно-воспитательной работы музыкально - эстетическая деятельность является для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наиболее привлекательной. Музыкальная деятельность способствует формированию у таких обучающихся комплекса эстетических потребностей, знаний и умений, которые они смогут самостоятельно использовать в различных ситуациях: во время уроков, во внеклассной работе, в быту. Чем раньше слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения его личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся отклонения в развитии. Занятия музыкой оказывают арт-терапевтическое воздействие и способствуют предупреждению у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вторичных отклонений в развитии и неадекватного поведения.

    В музыкальном развитии слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) период обучения в первом классе можно условно назвать первым пропедевтический периодом. Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально - слуховых и ритмических представлений, опыт интонирования мелодии голосом. При этом применяются следующие педагогические технологии: технология развивающего обучения; личностно - ориентированное обучение.

    Методы, используемые на уроках музыки:

    -метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

    -метод эмоциональной драматургии;

    -метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

    -метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

          -игровой метод;

    -метод художественного контекста (полихудожественность).

    3.Место учебного предмета в учебном плане.

    На учебный предмет «Музыка» в первом классе отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).

    4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

            1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

            2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

            3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

            4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

            5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

            6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные её виды (дирижирование и режиссура) создаёт условия для целостного охвата музыкального произведения, в единстве его содержания и формы.

            7. Воспитание потребности школьников в музыкально творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

            8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

            Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций.

    5.Личностные и предметные результаты освоения предмета.

    Личностные результаты освоения программы по музыке за 1 класс для слепых обучающихся с умственной отсталостью предполагают:

    1) формирование чувства гордости за свою Родину;

    2)        формирование уважительного отношения к мнению одноклассников;

    3)        развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

    4)        владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

    5)        принятие и освоение социальной роли обучающегося;

    6)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    7)        развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям.

    Предметные результаты. 1 уровень (минимальный)

    • слушать музыкальное произведение, понимать его настроение;
    • определять темпы: быстро, медленно;
    • определять силу звучания: громко, тихо;
    • определять высоту звучания: высокие звуки, низкие звуки;
    • знать музыкальные инструменты и различать их звучание: фортепиано, барабан, бубен;
    • знать русские народные музыкальные инструменты и различать их звучание: гусли, балалайка, баян;
    • правильно передавать движение мелодии в диапазоне ре 1 – си 1;
    • различать вступление, проигрыш, окончание в песне;
    • одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать друг друга, петь дружно;
    • понимать и соблюдать «певческую позу»;
    • петь спокойно, без выкриков, четко выговаривая слова и правильно артикулируя гласные звуки.

    2 уровень (достаточный)

    • слушать музыкальное произведение, понимать настроение и выразительные особенности;
    • определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения: веселые, грустные, спокойные;
    • различать музыку разных жанров: песня, танец, марш;
    • исполнять на ударных инструментах сильную долю такта в марше, польке, вальсе;
    • выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;
    • воплощать образное содержание народного творчества в исполнительской деятельности: пении, играх, ритмических движениях;
    • различать звуки разной длительности;
    • различать звуки разной высоты и понимать значение звуковысотности в музыке;
    • воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, негромко, тихо) особенности музыки;
    • знать музыкальные инструменты и различать их звучание: фортепиано, скрипка, барабан, бубен;
    • знать русские народные музыкальные инструменты и различать их звучание: гусли, балалайка, баян, гитара;
    • пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.
    • петь с сопровождением и без него с помощью педагога;
    • исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;
    • петь спокойно, без выкриков, четко выговаривая слова и правильно артикулируя гласные звуки;
    • стремиться к напевному звучанию на основе овладения элементарным певческим дыханием;
    • различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
    • правильно передавать мелодию в диапазоне ре 1 – си 1;
    • точно передавать ритмический рисунок попевки;
    • одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

    Базовые универсальные действия.

    Личностные

    1 уровень (минимальный)

    • настрой на слушание музыкального произведения;
    • проявление интереса к певческой деятельности;
    • стремление получить удовольствие от собственного пения.

    2 уровень (достаточный)

    • положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
    • настрой на слушание музыкального произведения;
    • эмоциональный отклик на образы русской народной песни, выражение к ней своего отношения;
    • стремление получить удовольствие от собственного пения;
    • уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям;
    • понимание роли музыки в собственной жизни.

    Регулятивные

    1 уровень (минимальный)

    • спокойно воспринимать принимать учебную задачу;
    • воспринимать и принимать себя как слушателя и исполнителя музыки.

    2 уровень (достаточный)

    • принимать учебную задачу;
    • понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии сказочных и героических образов;
    • спокойно и адекватно воспринимать предложения учителя;
    • принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
    • принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

    Познавательные

    1 уровень (минимальный)

    • умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение до конца;
    • стремление понять настроение музыкального произведения;
    • стремление исполнять песню в соответствии с ее настроением;
    • желание слушать и исполнять музыку во внеурочное время.

    2 уровень (достаточный)

    • стремление определить основное настроение и основные выразительные особенности в музыкальном произведении;
    • стремление к пониманию содержания песни на основе ее настроения: веселого, грустного, спокойного - и текста;
    • стремление самостоятельно узнавать музыкальные произведения по вступлению и называть их;
    • желание слушать и исполнять музыку во внеурочное время.

    Коммуникативные

    1 уровень(минимальный)

    • принимать участие в коллективном исполнении музыки;
    • прислушиваться к пению одноклассников.

    2 уровень (достаточный)

    • воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) других людей: сверстников, родителей, учителя и т.д.; 
    • учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
    • принимать участие в хоровом пении, в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
    • контролировать свои действия в коллективной работе;
    • использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
    • следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

    6.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

    В результате изучения программного материала учебного предмета «Музыка» обучающиеся получат возможность учиться:

    1 уровень (минимальный)

    • слушать музыкальное произведение, понимать его настроение;
    • определять темпы: быстро, медленно;
    • определять силу звучания: громко, тихо;
    • определять высоту звучания: высокие звуки, низкие звуки;
    • знать музыкальные инструменты и различать их звучание: фортепиано, барабан, бубен;
    • знать русские народные музыкальные инструменты и различать их звучание: гусли, балалайка, баян;
    • правильно передавать движение мелодии в диапазоне ре 1 – си 1;
    • различать вступление, проигрыш, окончание в песне;
    • одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать друг друга, петь дружно;
    • понимать и соблюдать «певческую позу»;
    • петь спокойно, без выкриков, четко выговаривая слова и правильно артикулируя гласные звуки;
    • пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.

    2 уровень (достаточный)

    • слушать музыкальное произведение, понимать настроение и выразительные особенности;
    • определять по содержанию и характеру музыкальные произведения: веселые, грустные, спокойные;
    • различать музыку разных жанров: песня, танец, марш;
    • исполнять на ударных инструментах сильную долю такта в марше, польке, вальсе;
    • выражать в доступной форме свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;
    • воплощать образное содержание народного творчества в исполнительской деятельности: пении, играх, ритмических движениях;
    • различать звуки разной длительности;
    • различать звуки разной высоты и понимать значение звуковысотности в музыке;
    • воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, негромко, тихо) особенности музыки;
    • знать музыкальные инструменты и различать их звучание: фортепиано, скрипка, барабан, бубен;
    • знать русские народные музыкальные инструменты и различать их звучание: гусли, балалайка, баян, гитара;
    • знать элементарные детские музыкальные инструменты и различать их звучание;
    • пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.
    • петь с сопровождением и без него с помощью педагога;
    • исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;
    • петь спокойно, без выкриков, четко выговаривая слова и правильно артикулируя гласные звуки;
    • стремиться к напевному звучанию на основе овладения элементарным певческим дыханием;
    • различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
    • правильно передавать мелодию в диапазоне ре 1 – си 1;
    • точно передавать ритмический рисунок попевки;

    одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

    7. Содержание учебного предмета.

    Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности. Содержательные линии отражаются в целевых установках учебной программы и реализуются в двух разделах: «Музыка вокруг нас» и «Музыкальная речь».

    «Музыка вокруг нас» (24 ч)

    Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

    Композитор – исполнитель – слушатель. Песня, танец, марш – основные жанры музыки.

    Народная и профессиональная музыка. Русское народное творчество: песни, попевки, прибаутки, загадки, игры.

    Общее представление о музыкальной жизни школы, страны. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

    «Музыкальная речь» (9 ч)

    Музыкальная речь как способ общения между людьми. Музыка способна выражать чувства, настроение, мысли человека. Основные средства музыкальной выразительности - мелодия, темп (быстро – медленно), динамика (громко – тихо), тембр, регистр (высоко – низко).

    Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Музыкальные инструменты.

    Основные виды учебной (музыкальной) деятельности

    Музыкальное воспитание является самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство прекрасного формируется не только посредством созерцания (слушания музыки), но и в активной музыкальной деятельности: пении, движениях под музыку, игре на музыкальных инструментах.

    В процессе овладения этими видами деятельности появляются возможности для формирования и расширения основ художественной и музыкальной культуры, создаются благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально - волевой, личностной сферах слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также формирование предпосылок развития его музыкальных и творческих способностей. Получают дальнейшее развитие мыслительные способности, сосредоточенность, концентрация внимания, улучшается положительная мотивация поведения.

    Пение (хоровое и сольное пение). Песня помогает не только выразить свои чувства, но и вызвать соответствующие эмоциональные переживания, сочувствие, отклик. Выразительные интонации человеческого голоса, ритмичность, яркость исполнения песни очень привлекательны для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Занятия пением положительно воздействуют на дыхание, укрепляют голосовой аппарат, а также активно развивают музыкальные способности детей, эмоциональную отзывчивость, чувство ритма. Для разучивания используются песни звукоподражательного характера (голоса птиц, животных, повторяющиеся интонации). Мелодии песен простые, напевные, в диапазоне ре1 – си1, ритм ровный, темп умеренный. Музыкальный образ яркий, художественно привлекательный, эмоциональный.

    Слушание музыки. Это специфический вид музыкальной деятельности, способствующий развитию и совершенствованию личности. Слышать музыку - значит не только эмоционально непосредственно откликаться на неё, но понимать и переживать её содержание, хранить её образы в своей памяти. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения для слушания, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребёнка, развивать высшие психические функции, такие как мышление, воля, мотивация.

    При выборе произведений для слушания большое значение имеет также соответствие содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Умственно отсталым детям близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достаточно специфичен. Игрушки, образы животных, сказочные и героические персонажи, игровые ситуации, картины природы - это наиболее любимые детьми объекты, отражённые в музыке. Музыка для слушания должна отличаться чёткой, ясной структурой, простотой музыкального языка, элементарной гармонией, выразительными мелодическими оборотами. Перед прослушиванием музыкального произведения необходимо объяснить его содержание.

    Игра на музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности. В процессе исполнения ритмических аккомпанементов к вокально – хоровому репертуару и произведениям для слушания развивается музыкальная память, активизируется чувство ритма, вырабатываются исполнительские навыки, прививается любовь к коллективному музицированию. Целесообразно использовать простые пертуссионные инструменты.

    Музыкально-ритмические движения. Выражение образного содержания музыки через индивидуальные и коллективные ритмические движения. Участие в выполнении музыкально - ритмических движений способствует формированию навыков пространственной ориентировки и развивает чувство музыкального ритма, которое является средством коррекции недостатков движений у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Музыкально-ритмические движения на уроке музыки могут носить иллюстративный или танцевальный характер, могут выполнять функции релаксации или оздоровления личности слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Формы организации учебного занятия: урок; урок-концерт; урок - игра.

    Контроль освоения программы

    • Исполнительский уровень оценивается словесно как во время разучивания песни или инструментального музицирования методом наблюдения учителя, так и во время итогового исполнения - «концертное исполнение»;
    • уровень усвоения знаний оценивается на уроке во время беседы о музыке;
    • уровень эмоциональной отзывчивости и мотивационной направленности определяется диагностическими материалами.

    Итоговый контроль освоения программы проходит в конце учебного года в форме урока-концерта и в форме творческого проекта «Звездный дождь» в рамках внеклассной работы.

    Направления работы.

    Коррекционная составляющая программы реализуется в следующих направлениях:

    • использование системы специальных приемов, помогающих преодолеть особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения: прием «ключ – подсказка», прием игровых слов, прием поэтапного введения в мир музыкальных понятий, прием создания личностно ориентированной ситуации, прием «тактильного» объяснения, прием «проживания жизненных ситуаций», лежащих в основе музыкального образа, прием тифлокомментирования;
    • использование коррекционно-направленной материальной базы кабинета музыки, которая поможет сформировать объемно-пространственные представления слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) об окружающем мире, расширит его знания о предметном мире;
    • использование рельефных пособий и иллюстраций;
    • использование предметного (объемного) иллюстративного материала.

    8. Календарно- тематическое планирование.

    № урока с н..уч.г.

    № урока

    по теме

    Название раздела, темы урока.

    Количество.

    часов

    Дата-план

    Дата-факт

    1

    1

    Музыкальные впечатления лета

    1

    2

    2

    Какие звуки мы слышим вокруг

    1

    3

    3

    Как услышать музыку

    1

    4

    4

    Русская народная песня

    1

    5

    5

    Музыкальные впечатления осени

    1

    6

    6

    Поем об осени

    1

    7

    7

    Поиграем с песенкой

    1

    8

    8

    Композитор – исполнитель - слушатель

    1

    9

    9

    Музыка быстрая и медленная

    1

    10

    10

    Музыка громкая и тихая

    1

    11

    11

    Как можно исполнять музыку

    1

    12

    12

    Русские  народные инструменты.

    1

    13

    13

    Праздничное настроение в песне

    1

    14

    14

    В гостях у Деда Мороза

    1

    15

    15

    Музыкальные впечатления зимы.

    1

    16

    16

    Вместе весело шагать.

    1

    17

    17

    Музыка веселая и грустная.

    1

    18

    18

    Какие бывают звуки

    1

    19

    19

    У музыки есть характер

    1

    20

    20

    Маршевая музыка

    1

    21

    21

    Сказка и музыка

    1

    22

    22

    Поем о маме

    1

    23

    23

    Играем и поем

    1

    24

    24

    Кто он, хороший слушатель

    1

    25

    25

    Музыкальные впечатления весны

    1

    26

    26

    Танцевальная музыка

    1

    27

    27

    Мы красиво поем

    1

    28

    28

    Я красиво пою

    1

    29

    29

    Что я знаю о музыке.  Повторение репертуара.

    1

    30

    30

    Музыкальные впечатления лета

    1

    31

    31

    Повторение репертуара

    1

    32

    32

    Готовимся к концерту

    1

    33

    33

    Урок - концерт

    1

    Итого - 33 ч

    9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

    • проигрыватель для виниловых дисков;
    • виниловые диски;
    • музыкальный центр;
    • магнитола;
    • компакт-диски (CD, MP3, DVD);
    • флэш - карты;
    • микрофон;
    • компьютер;
    • принтер;
    • медиапроектор;
    • экран;
    • видеофильмы;
    • набор пертуссионных инструментов;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для тифлопедагога по чтению, 1 класс.

    Разработана на основе:   Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

    Рабочая программа для тифлопедагога по русскому языку, 1 класс

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

    Рабочая программа для тифлопедагога по ИЗО, 1 класс.

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

    Рабочая программа для тифлопедагога по математике, 1 класс.

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

    Рабочая программа для тифлопедагога по окружающему миру, 1 класс.

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

    Рабочая программа для тифлопедагога по труду, 1 класс.

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

    Рабочая программа для тифлопедагога по СБО, 1 класс.

    Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...