конспект урока ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3, 4 класс) на тему

Стебнева Ирина Ефимовна

Конспект урока ИЗО в 3 классе "Открытка ко Дню матери"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Мачулинская ОШ

КОНСПЕКТ

урока изобразительного искусства в 3 классе

«Поздравительная открытка ко Дню матери»

C:\Documents and Settings\555\Рабочий стол\директор школы\музыка и сценарии\ФАЙЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\Картинки для оформления\8 марта\24704472_04027.gif

                                                               Автор: учитель начальных

                                                                   классов Стебнева И.Е.

Цель урока:

  • изобразить цветок при  помощи ластика на заштрихованном и растушеванном листе бумаги.

Задачи:

  • формирование умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, в построении композиции произведений  декоративно-прикладного  характера;
  • развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления;
  • воспитание любви к близким людям, способность видеть красоту природы.

Оборудование:

  • для учителя: альбомные листы, карандаши, готовая поделка (открытка в увеличенном виде), компьютер, интерактивная доска;
  • для учащихся: альбомный лист, картон, цветной и простой карандаши, ластик.

Музыкальный ряд:

  • песня «Моя мама лучшая на свете» (слова Энтина Ю., музыка Буржова Ж.).

Зрительный ряд:

  • слайды с изображением семьи и цветов.

Литературный ряд:

  • загадки о цветах.

Примечание: при подготовке к уроку учитель вместе изготовили черновик (лист бумаги закрасили  цветным карандашом, после этого затушевали (растирается), заготовку для открытки (свернутый пополам лист белого картона, лицевая сторона которого закрашена цветным карандашом и затушевана)

Ход урока

I.Организационный момент

 Проверьте, пожалуйста, чтобы у вас на столах были только карандаши – простой и цветной, ластик, специально подрезанный; альбомный лист; заготовка открытки и маленький квадрат (учитель показывает все предметы).

II.Работа по теме урока.

1.В с т у п и т е л ь н а я   б е с е д а.

У ч и т е л ь: Прежде чем приступить к работе, а работа предстоит достаточно сложная, но интересная и необычная, я попрошу вас расслабиться и послушать одну песенку. Вы наверняка не раз слышали ее. Когда вы будете её слушать, подумайте, почему именно эту песенку я включила.

                         Презентация: слайд № 1 Звучит песня «Мамины глаза».

Итак, как вы думаете, почему именно эта песня? (Учащиеся высказывают свои мысли).

2. О б ъ я в л е н и е   н о в о й  т е м ы.

Презентация: слайд № 2 (тема урока)

У ч и т е л ь. В конце ноября будет замечательный, светлый праздник – «День матери». Время летит незаметно, поэтому подготовиться к этому празднику нужно заранее. А как вы думайте, откуда вообще появился этот праздник и для чего он нужен? (Дети высказывают свои предположения).

В России отмечать «День матери» стали сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что этот праздник – праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Основанный Президентом Российской Федерации в 1998 году, он празднуется в последнее воскресенье ноября.

– А какой подарок самый лучший? (Подарок, выполненный своими руками)

 И вы уже догадались, кому мы с вами будем делать открытку в подарок. Догадались?

III. Объяснение и наглядный показ изделия

У ч и т е л ь:  Вчера мы с вами проделали очень большую, трудоемкую работу для подготовки к этому уроку. Что мы сделали? (Мы заштриховали маленький листок бумаги цветным карандашом, после этого его растушевали (растерли карандаш). Потом взяли альбомный лист, свернули пополам и продели точно такую же работу.)

Сегодня мы с вами завершим изготовление этой необычной открытки. И с помощью ластика сделаем рисунок – изображение цветка на открытке. Это делается на первый взгляд просто, но работа требует аккуратности и внимательности. Мы будем стирать ластиком карандаш, тем самым, получая рисунок. Этот художественный прием мы назовем «рисунок ластиком».

(учитель записывает на доске)

Посмотрите на эту открытку. В итоге всей вашей работы должна получиться похожая, но своя индивидуальная и необычная (учитель показывает готовую открытку).

 Скажите, какие материалы мы будем использовать для её изготовления? (Альбомный лист)

 Какие инструменты? (Цветной и простой карандаши, ластик).

Учитель показывает материал и инструменты. На доске появляются карточки:

материалы – бумага

инструменты – карандаш, ластик

                                     Физкультминутка

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (произвольная ходьба)

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и беленьким

Я радуюсь цветам. (повороты направо, налево)

IV. Коллективная работа с целью активизации мышления детей

У ч и т е л ь: Посмотрите на мою открытку. Я сделала такой цветок. Но мы с все разные и мамы у нас разные, поэтому предлагаю вам вспомнить, какие еще есть цветы. Я буду вам загадывать загадки, и мы с вами посмотрим, что у каждого цветка, своя удивительная и неповторимая форма.

Презентация: слайды № 3,4,5,6,7,8,9,10 (учитель загадывает загадку, появляется изображение цветка)

1. Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку. (Мак)

2. Рос шар бел, ветер дунул  улетел. (Одуванчик)

3. Я  травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис )

4. Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...                  (Гвоздиками

5. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

7. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

8. Ярко-синий, пушистый
Он в хлебе родится, в еду не годится. (Василёк)

9. Стоит в саду кудряшка  белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка)

 Итак, посмотрите, какой разной формы цветы. Выберите наиболее понравившийся вам цветок.(Учащиеся выбирают )

Презентация: слайд № 11

V. Самостоятельная работа учащихся

1.П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

У ч и т е л ь: Прежде чем приступить непосредственно к изготовлению открытки, вам нужно потренироваться. Во-первых, на чистом листе бумаги сделайте эскиз рисунка – то есть нарисуйте тот цветок, который хотите изобразить на открытке. Во-вторых, мы не зря сделали с вами маленькую заготовку. На ней потренируйтесь, попробуйте ластиком стереть карандаш. Попробуйте стирать разными сторонами резинки – чтобы получилась толстая, широкая полоса. Короткая, длинная.

 Итак, приступаем к работе. Пробуем.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель помогает им, если это необходимо.

2.В ы п о л н е н и е   р а б о т ы   у ч а щ и м и с я.

У ч и т е л ь:Все готовы к изготовлению непосредственно открытки. С рисунком вы определились, попробовали на черновике. Приступаем к работе.

Школьники выполняют работу.

 Закрепление полученных навыков.

Звучит песня о маме.

VI. Итог урока.

1.Выставка работ, просмотр и анализ работ, коллективное обсуждение по вопросам:

 Почему выбрал именно этот цвет?

 Почему выбрал цветок такой формы?

 Насколько выразительны линия и контур?

 Как ты думаешь, понравится ли маме?

 Сложно ли было работать ластиком? Почему?

 Что понравилось? Что нет?

2.Уборка рабочих мест.

3.Домашнее задание: подобрать стихи о цветах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мамины глаза

Слайд 2

Открытка ко «Дню матери» День матери— праздник пока молодой, Но все ему рады, конечно,— Все, кто рожден под счастливой звездой, И мамы опеки сердечной!



Предварительный просмотр:

МБОУ Мачулинская СОШ

КОНСПЕКТ

урока изобразительного искусства в 4 классе

«Образ русского человека» (женский образ)

                              Составила: учитель

начальных классов Стебнева И.Е.

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

- показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

- учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве;

- познакомить с творчеством М.В.Васнецова;

- показать отражение пропорций и мимики лица в портрете;

- развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;

- осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

- воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование:

                           для учителя – методические таблицы, репродукции;

                           для учащихся – графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: 

- репродукции картин М.В.Васнецова «Аленушка», А.Венецианова «На пашне. Весна», В.А.Серова «Девушка с персиками»;

- презентация «Народный женский костюм». (Приложение)

Литературный ряд: 

- А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок).

Музыкальный ряд: 

-запись русских народных песен.

Ход урока:

I.Организационный момент.

                Добрый день, дорогие друзья!

                Встрече с вами рада я.

                Ждет сегодня вас

                О русской красавице сказ.

II.Работа по теме урока.

1.В в о д н о е   с л о в о.

У ч и т е л ь: На прошлом уроке мы говорили, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так ради изображения.

        Изображение – это продукт труда, и через него художник выражает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства по этому поводу. Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или  косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, его мысли, чувства – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

        Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению определенного конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Наблюдательный глаз художника-портретиста  в мимике лица, в выражении глаз, в жестах, позе, манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннее состояние человека.

2.Д и д а к т и ч е с к а я  и г р а  «Настроение и мимика».

Учитель открывает на доске схемы лица:

                                                                         '

           

          Учащиеся по схеме выражения лица описывают настроение, характер человека:

- поднятая бровь или обе брови – удивленное лицо;

- поднятые углы глаз и губ – веселое лицо;

- сдвинутые и слегка опущенные брови – сердитое, злое лицо;

- плотно сжатые прямые узкие губы – жадный, корыстный характер;

- прищуренный глаз, поднятая над ним бровь, поднятый уголок губ – лукавый, хитрый характер.

3.Б е с е д а «Женский образ в искусстве».

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукции картин М.В.Васнецова «Аленушка», А.Венецианова «На пашне. Весна», В.А.Серова «Девушка с персиками».

Учитель: Какой смысл вы вкладываете в выражение «русская красавица»? Обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах.

                Говорят, царевна есть,

                Что не можно глаз отвесть.

                Днем свет божий затмевает,

                Ночью землю освещает –

                Месяц под косой блестит,

                А во лбу звезда горит.

                А сама-то величава,

                Выступает, будто пава:

                Сладку речь-то говорит,

                Будто реченька журчит.

                    А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати восьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)

                

                Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

                   «Мороз, Красный нос» (отрывок)

Учитель: Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

Ученики:  Их богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие.

III.Знакомство с картиной М.В.Васнецова «Аленушка».

Учитель предлагает детям ответить на вопросы:

- Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на нее. Почему картина производит такое впечатление? Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется?

- Что называется композицией? Как построена картина В.М.Васнецова? (Аленушка привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

-Опишите внешность Аленушки. (Аленушка бедная крестьянская девушка. У нее тонкие руки. Аленушка босиком; одежда ветхая: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта; каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)

- Что особенно художник выделил во внешности Аленушки? ( Светлым розовым полотном на темном фоне выделяются лицо и руки Аленушки. Сразу видишь ее грустное лицо и большие глаза.)

-Подумайте, какими словами можно точнее охарактеризовать взгляд Аленушки? Каково ее выражение лица, ее душевное состояние? (Она грустит, тоскует, опечалена.)

-Как с помощью цвета художник передал настроение этой картины?

Учитель дополняет ответы детей: Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины.

Помимо неярких тонов мы видим светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемые картиной впечатление печали и тоски.

-На фоне какой природы изображена Аленушка? Как пейзаж передает настроение картины? (На картине изображена ранняя осень. природа начинает увядать. кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое. Осенью природа умирает, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Аленушки.)

Да, внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания. Природа созвучна настроению Аленушки, она прислушивается к мыслям бедной девушки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Островерхие сосенки, острые стебли осоки охраняют девушку, защищают ее от злых людей.

        Над головой девушки художник изобразил ласточек. В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия. В народе говорят: «Ласточки у злой семьи под стрехой гнезда не вьют». Слетевшиеся к Аленушке ласточки тихо щебечут, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. И Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое горе.

-Каков образ «русской красавицы» в картине М.В.Васнецова? (Это образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной).

               

  Физкультминутка.

            Учащиеся выполняют упражнение за учителем.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Красна девушка идет,

Словно павушка плывет.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Словно павушка плывет,

Таки речи говорит:

Возле садика млада хожу,

Возле зелена млада гуляю,

Соловьевых песен слушаю;

Хорошо в саду соловей поет,

Он поет, меня радует.

IV.Знакомство с женским народным костюмом.

Учитель: Ансамбль костюма создает поэтический образ, неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни, праздников и обрядов.

Звучат русские народные песни.

Учитель показывает презентацию и рассказывает о женском русском народном костюме.

Учитель:

        Из отбеленного полотна и холста шили рубахи до пят. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава вышивкой цветными нитками. Красиво! А пошло это из глубокой древности, когда такая вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза». Значение вышивки забылось, а традиция осталась в виде украшений на одежде. На длинную рубаху одевался сарафан.

        Поневный комплекс – рубаха и понёва. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Одежды были свободными, широкого покроя, не сковывали движений. Закрытыми были ноги, руки, шея.

        Головные уборы были самые разные: повойник, венец, кичка, сорока, кокошник. Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "ленту-повязку, кокошники. В повседневной жизни девушка выставляла на показ косу: «коса – девичья краса». Замужняя женщина убирала все волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появляться замужней женщине без головного убора, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".

        В праздничные дни голову украшал дивный убор – венец или кокошник. Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой».

Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

V. Самостоятельная работа обучающихся.

Учитель перед работой предлагает учащимся подумать:

- Какой бы вы хотели видеть старшую сестру, свою маму? Как бы они выглядели в старинной русской одежде?

-Как будем располагать лист?

Учитель поясняет, что лучше подходит вертикальное изображение, которое может быть сделано в рост, по грудь или по пояс. Необходимо красиво украсить элементы одежды и головного убора.

При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение изображать человека. В связи с этим учитель дает рекомендации, показывает процесс изображения головы, работая кистью от пятна, сразу цветом. Голова Вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Учитель обращает внимание на то, как рисуются глаза, изображается нос, губы. После показа дети самостоятельно работают над образом русской красавицы.

VI. Итог урока.

Экспресс-выставка. Оценка работ.

          Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Женский костюм

Слайд 2

Вышивка на женских костюмах

Слайд 3

Сарафанный комплекс: сарафан рубаха

Слайд 4

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.

Слайд 5

Понёвный комплекс: - рубаха - понёва

Слайд 6

Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Слайд 7

Женский головной убор

Слайд 8

кокошник лента-повязка кичка венец сорока Виды женских головных уборов:

Слайд 9

Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник". повойник

Слайд 10

Головные уборы украшались золотой нитью и речным жемчугом. Самым распространённым видом головного убора был кокошник. кокошник

Слайд 11

Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...