Рабочая программа "Природа. Изобразительное искусство" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Ильина Роза Васильевна

Прграмма предусматривает четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы по изобразительному искусству. Запланированы предметные и личностные результаты обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_po_izo.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  2. Программы специальных коррекционных учреждений VIII вида.  Подготовительный и I –IV классы. М., «Просвещение», 2010;
  3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  4. Учебного плана образовательного учреждения;
  5. Образовательной программы ОУ.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник автора  Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерская А.С. под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение. – 2008.

  включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ.

        КТП рассчитано на 33часа (согласно календарного графика ОУ).

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

8

8

9

8

                                         Всего: 33

 

            Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
      способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
      находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
      содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
      ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
      исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
      дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
      знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
      развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
      Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
      Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

4 класс

(1 ч в неделю)

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

      Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

      Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

      Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

        Учащиеся должны уметь:

  • Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • Передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
  • Использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
  • Передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой по форме);
  • Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цв. карандаш, гуашь);
  • Пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
  • Анализировать свой рисунок и рисунки товарищей (по отдельным вопросам учителя);
  • Употреблять в речи слова, обобщающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
  • Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

 

 

Основные виды организации учебного процесса

2.Формы работы:  уроки изучения нового материала; закрепления знаний, умений и навыков;  проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков;  анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного; повторение темы или раздела;  тематические игровые уроки, урок с использованием ИКТ.

 3. Методы обучения.

-Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые,  по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностю учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

4.Технологии обучения:

 Традиционное обучение

Эмоционально-смысловой подход

Компьютерные технологии обучения

Учение через обучение

Технология парного обучения

 Перечень учебно- методического обеспечения ОП:

II. Расчет часов на учебный год

п/п

Название

раздела

Кол-во ча-сов на изу-чение ма-териала

Контроль-

ные часы (кол-во

часов)

Часы регион. компо-нента

Всего

Декоративное рисование

12

12

12

Рисование с натуры

13

13

13

Рисование на темы

4

4

4

Беседы об изобразительном искусстве

3

3

3

Итого:

33

33

33


№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Планируемые результаты

1 четверть

8

Предметные

Личностные

1.

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков

1

07.09

Уметь рисовать предметы округлой и продолговатой формы, правильно передавать их цвет

Коррекция и развитие моторики кистей рук

2.

Рисование с натуры листа дерева осины

1

14.09

Уметь передавать строение предмета, начиная с общей формы.

Коррекция и развитие мышления, мелкой моторики кистей рук

3.

Рисование с натуры ветки рябины

1

21.09

Уметь передавать характерные особенности строения ветки рябины, форму листьев и их взаимное расположение

Коррекция и развитие целенаправленного восприятия цвета, формы, величины объекта, мелкой моторики кистей рук

4.

Составление узора в квадрате из растительных форм

1

28.09

Уметь последовательно выполнять построение сложного геометрического орнамента и соблюдать правила раскрашивания

Коррекция и развитие  восприятия предметов по цвету, форме, величине

5.

Беседа по картине на тему  «Мы растём на смену старшим» (А.Пахомов. Василий Васильевич)

1

05.10

Развивать самостоятельность в работе и закреплять знание и умения, полученные на предыдущих уроках

Коррекция и развитие самостоятельности, зрительного восприятия,  моторики кистей рук

6.

Рисование геометричес-кого орнамента по предложенной схеме- крышка для столика квадратной формы

1

12.10

Учить детей изображать предметы цилиндрической формы, передавая в виде овала перспективного сокращения верхнего и нижнего оснований

Коррекция и развитие глазо-мера, целенаправленного восприятия формы, величины предмета, моторики кистей рук

7.

Беседа «Декоративно- прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка)

1

19.10

Познакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного искусства

Коррекция и развитие мышления, восприятия, мелкой моторики кистей рук

8.

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен)

1

26.10

Уметь передавать строение и форму игрушки. Учить пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий

Коррекция и развитие мышления, совершенствование точности зрительного восприятия, мелкой моторики кистей рук

2 четверть

8

9.

Рисование с натуры предметов цилиндричес-кой формы, расположен-ных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспектив-ного сокращения круга; передача объёма свето-тенью

1

09.11

Уметь передавать строение и форму игрушки. Учить пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий

Коррекция и развитие мышления, совершенствование точности зрительного восприятия, мелкой моторики кистей рук

10.

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация народного промысла (посуда)

1

16.11

Уметь отображать на рисунке основные признаки золотой осени, подбирать соответст-вующие цвета и оттенки

Коррекция и развитие самостоятельности, воображения, мышления, моторики рук

11.

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся)

1

23.11

Учить детей передавать строение и форму частей грузовика

Коррекция и развитие  внима-ния, восприятия предметов по цвету, форме, величине

12.

Рисование с натуры игрушки- автобуса

1

30.11

Учить детей умению передавать строение, форму  и пропорции автобуса

Коррекция и развитие глазо-мера, целенаправленного вос-приятия формы, строения, ве-личины предмета, моторики кистей рук

13.

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате

1

07.12

Уметь располагать элементы узора

Коррекция и развитие  представления, восприятия предметов по цвету, форме, величине, умение передавать элементы в рисунке

14.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

14.12

Самостоятельно составить новогоднюю композицию

Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности

15.

Декоративное рисование панно «Снежинки»

1

21.12

Уметь рисовать предметы треугольной формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги

Коррекция и развитие  глазомера, восприятия, мышления

16.

Рисование с натуры игрушки-ракеты на машине

1

28.12

Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги

Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности

3 четверть

9

17.

Беседа по картинам на тему «Кончил дело- гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н.Жуков. «Дай дорогу!», С.Григорьев. «Вратарь»)

1

18.01

Развивать наблюдательность и умение передать в рисунке основные моменты образца

Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности, мелкой моторики рук

18.

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты)

1

25.01

Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги

Коррекция и развитие  восприятия предметов по цвету, форме, величине

19.

Рисование с натуры раскладной пирамидки

1

01.02

Дальнейшее развитие умения рисовать предметы, используя осевые линии, выявлять объем предметов средствами светотени

Коррекция и развитие  целенаправленного восприятия цвета, формы, величины объекта, умение передавать в рисунке

20.

Рисование с натуры бумажного стаканчика

1

08.02

Развивать творческую фантазию детей и уметь располагать элементы рисунка на листе бумаги

Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности

21.

Рисование с натуры относительно сложной конструкции. Экскаватор

1

15.02

Развивать творческую фантазию детей и уметь располагать элементы рисунка на листе бумаги

Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности

22.

Декоративное рисование листка отрывного календа-ря в празднику 8 Марта

1

22.02

Развитие умения передавать в рисунке объемную форму прямоугольных предметов.

Коррекция и развитие  зрительного восприятия, мышления, моторики рук.

23.

Рисование с натуры домиков для птиц

1

01.03

Совершенствование навыков рисования композиций

Коррекция и развитие  восприятия предметов по цвету, форме, величине

24.

Рисование на тему «Пришла весна. Рассма-тривание иллюстраций картин (И.Левитан. «Пер-вая зелень», «Март»,  К.Юон. «Мартовское солнце»)

1

15.03

Развивать наблюдательность и умение передать в рисунке основные моменты образца

Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности, мелкой моторики рук

25.

Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт)

1

22.03

Развивать представление учащихся и умение воспроизводить его в рисунке

Коррекция и развитие  восприятия предметов по форме, величине, умения симметрично располагать элементы на рисунке

4 четверть

8

26.

 Рисование узора в полосе

1

 05.04

Уметь рисовать предметы треугольной формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги

Коррекция и развитие  глазомера, восприятия, мышления

27.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем

1

12.04

Развивать представление учащихся и умение воспроизводить его в рисунке

Коррекция и развитие представлений, мыслительной деятельности, мелкой моторики кистей рук

28.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

1

19.04

Учить детей симметрично располагать элементы узора на рисунке

Коррекция и развитие  вос-приятия предметов по форме, величине, умения симметрич-но располагать элементы

29.

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (настенные часы)

1

26.04

Развивать представление учащихся и умение воспро-изводить его в рисунке

Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности

30.

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев)

1

03.05

Развивать представление учащихся и умение воспроизводить его в рисунке

Коррекция и развитие представлений, мыслительной деятельности, мелкой моторики кистей рук

31.

Рисование на тему «Космические корабли в полёте»

1

10.05

Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги

Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности

32.

Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе бумаги) столярных инструментов

1

17.05

Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги

Коррекция и развитие  восприятия предметов по форме, величине, умения симметрично располагать элементы на рисунке

33.

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природ-ных форм (цветы и бабочки)

1

24.05

Развивать представление учащихся и умение воспроизводить его в рисунке

Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

рабочая программа в 1 классе по изобразительному искусству по УМК "Школа России"

Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения....

рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.

Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...