Программа кружка "Весёлые краски"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Данная программа разработана для детей 7-9 лет. Срок реализации - 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Педагогическом совете Протокол №7 от « 26 » мая 2017 г. | Утверждаю: Директор МКОУ «Нижнеждановская средняя общеобразовательная школа» ______________Н.И. Аникеева Приказ №1-24/1 от «26 » мая 2017 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Весёлые краски»
Возраст учащихся: 7-9 лет
Срок реализации:1 год
Автор – составитель:
Переверзева Наталья Гурбаналиевна,
педагог дополнительного образования
2017-2018 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и новизна.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить занятие таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Цели кружковой работы
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Задачи
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Педагогические принципы:
• принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
• принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
• принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
• принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
Основные компоненты | Принципы обучения |
Задачи обучения | Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого. |
Содержание обучения | Принцип научности, систематичности и последовательности обучения. |
Методы обучения и соответствующие им средства | Принцип наглядности обучения, сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения. |
Формы организации обучения | Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. |
Условия для обучения | Принцип создания необходимых условий для обучения. |
Результаты обучения | Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития. |
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической деятельности. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Методы и формы, реализуемые в программе:
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
- Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
- Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
- Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
- Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
- В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Педагогические технологии:
1.Развитие творческой и активной личности;
2.Личностно-ориентированный подход;
3.Дифференцированность обучения;
Учебно-тематический план
№ | Тема | Коли –во часов |
1 | Радужный мир Выставки, экскурсии, рисование на воздухе | 30 |
2 | Конкурсы, фестивали | 3 |
Итого: | 34 |
Содержание изучаемого курса
Вводная беседа (2 часа).
- Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Знакомство с новыми видами и жанрами изобразительного искусства(2 часа)
4 | «Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти) |
5 | «Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти) |
6 | «Радуга» смешение красок |
7 | «Осенние листочки» (работы с натуры) |
8 | Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению |
9 | Экскурсия на станцию юннатов |
10 | «Волшебный мир аквариума» (работа по памяти) |
11 | Портрет (аппликация) |
12 | «Сказочное дерево» (работа по представлению) |
13 | «Моя любимая игрушка» (работы с натуры) |
14 | Маски из папье-маше |
15 | Маски из папье-маше |
16 | Маски из папье-маше |
17 | «Этюд фантастический мир» (работа по воображению) |
18 | Разноцветные бабочки (по памяти) |
19 | Портрет друга (графическая работа) |
20 | «Фантастический зверь» |
21 | В чем красота зимы. Первый снег. |
22 | Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке) |
23 | Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке) |
24 | Изготовление объемной игрушки |
25 | Наброски фигуры человека |
26 | «Наши зимние забавы» (работа по памяти) |
27 | «Наши зимние забавы» (работа по памяти) |
28 | Графическая работа «Маленькие и большие» |
29 | Оригами «Жар Птица» |
30 | «Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки» |
31 | «Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки» Кто спешит на елку |
32 | Кто спешит на елку |
33 | Натюрморт «Овощи и фрукты» |
34 | Композиция «Окно» |
35 | Новогодняя открытка |
36 | Рождественский сувенир |
37 | Рождественский сувенир Транспорт (графическая работа) |
38 | Транспорт (графическая работа) Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника» |
39 | Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника» |
40 | Мы рисуем домашних животных (графическая работа) |
41 | Узор на стекле |
42 | «Веселый человек» (графическая работа) |
43 | «Сказочный дворец (работа по представлению) |
44 | Матрешки |
45 | Композиция «Цирк» |
46 | Композиция «Цирк» |
47 | Русский народный костюм |
48 | Русский народный костюм |
49 | «Вспомним лето» (аппликация из природных материалов» |
50 | «Вспомним лето» (аппликация из природных материалов» Цветовой круг |
51 | Цветовой круг «Сказка» |
52 | «Сказка» |
53 | «Сказка» «Жили были» (работа по представлению) |
54 | «Жили были» (работа по представлению) Мозаика из цветной бумаги |
55 | Мозаика из цветной бумаги |
56 | Готовим подарки своим мамам |
57 | Готовим подарки своим мамам |
58 | Готовим подарки своим мамам «В царстве нежности» |
59 | «В царстве нежности» |
60 | «В царстве нежности» Композиция на экологическую тему. Плакат |
61 | Композиция на экологическую тему. Плакат |
62 | Композиция на экологическую тему. Плакат Натюрморт из предметов быта |
63 | Натюрморт из предметов быта |
64 | Натюрморт из предметов быта Рисование на противопожарную тему. Безопасность дорожного движения |
65 | Рисование на противопожарную тему. Безопасность дорожного движения |
66 | Рисование на противопожарную тему. Безопасность дорожного движения |
67 | Архитектура |
68 | «Дождик» (по представлению) |
Методическое обеспечение
- Алексеева В.В. Что такое искусство?
- Бушкова Л.Ю. «Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс».
- Журналы "Искусство в школе".
- Журналы "Эскиз".
- Журналы "Юный художник".
- Левин С.Д. Ваш ребенок рисует.
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.
- Мосин И. "Рисование" в 2-х частях.
- Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд.
- Полунина В.Н. "Искусство и дети".
- Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе.
- Серия "Я познаю мир" книга "Искусство".
- Сокольникова Н. "Основы живописи".
- Сокольникова Н. "Основы композиции".
- Сокольникова Н. "Основы рисунка".
- Сокольникова Н."Изобразительное искусство" (методика преподавания).
- Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир.
- Энциклопедический словарь юного художника.
Список литературы
1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-191273-1485424463.jpg)
Рабочая программа для пришкольного лагеря"Краски детства"
Рабочая программа разработана для пришкольных лагерей.Имеется пояснительная записка и содержание работы кружков по интересам....
Интегрированный урок обучения грамоте и технологии по теме: "Чтение слов с изученными буквами Кк, Гг. Формы и краски зимы. Аппликация "Снеговик" 1 класс Программа "Гармония"
Данный урок - интегрированный урок - практикум по предметам "обучение грамоте", "технология" с использованием технологии развития критического мышления, применением активных, интерактивных методов обу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395147-1391240932.jpg)
Программа кружка "Краски рассказывают сказки"
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (1 класс),...
Дополнительная образовательная программа "Веселые краски"
Дополнительная образовательная программа "Веселые краски" рассчитана на 1 год обучения с детьми 7-10 лет. Занятия по данной программе проводятся 2 раз в неделю, продолжительностью 1,5 час каждое...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-1077345-1581091017.jpg)
Рабочая программа курса «Краски Югры»
Рабочая программа «Краски Югры» является компилятивной и направлена на приобщение школьников к национальной культуре коренных народов Западной Сибири в процессе обучения изобразительному и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-453946-1408446500.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/05/picture-1410411-1654420587.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Волшебные краски".
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебные краски» общекультурного направления разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ...