Тема урока: «Гратажж»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gratazhzh.docx24.09 КБ
Office presentation icon prezentatsiya._grattazh.ppt1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по изобразительному искусству

Тема урока: «Гратажж».

Цель урока: Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов, овладение техникой штриха.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные(развивающие):

  • Коммуникативные: умение высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.
  • Регулятивные: умение совместно с учителем предлагать версии, определять цель действий; работать по предложенному плану, использовать учебник; учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
  • Познавательные: анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами; представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь, текст, схема, иллюстрация), отделять известное от неизвестного; делать выводы.

Предметные (образовательные): умение работать гуашевыми красками, техникой штриховкой.

Личностные (воспитательные): умение уважительно относится к творчеству – как своему, так и других людей; самостоятельно осуществлять поиск решения различных изобразительных задач;

Основные методы: наглядный, словесный, практический, эвристический, контроль и самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: картон; восковые мелки; черная гуашь; широкая кисть; старый стержень, специальный штихель или любой острый предмет; газета.

Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этап урока

Регламент

1

Орг.момент

2

2

Беседа

8

3

Практическая работа

27

4

Демонстрация и анализ детских работ

5

5

Подведение итогов урока

2

6

Заключительный орг.момент

1

Этапы

Деятельность учителя (учащихся)

Формируемые УУД

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я, Юлия Сергеевна.

- Ребята, сегодня нас ожидает увлекательная работа.  Каждому из вас нужно будет показать свои знания, включить воображение, но перед тем как начать, давайте проверим, все ли у вас есть для урока. У вас должны быть: только картон; восковые мелки; черная гуашь; широкая кисть; старый стержень, специальный штихель или любой острый предмет; газета.

- У всех все есть? (Да)

- Итак, начнем.

Личностные (ценностно – смысловая ориентация)

Регулятивные (саморегуляция;целеполагание)

Беседа

- С помощью, каких цветов передаётся изображение? (С помощью белых, черных цветов.)

- Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными? (Чередование темных, светлых линий, пятен, ритм, свет, тень)

- Чем отличаются цветные краски от черной, белой, серой? (Из цветных красок можно составить «Цветовой круг», перемешивая основные краски можно получить радугу, т.е. цветные - содержат цвет. Черный, белый, серый – цвет не содержат)

- Чаще всего белым цветом обозначают всё светлое, чистое, торжественное, ясное и доброе, а черным - печальное, тревожное, жуткое и злое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны. Резко противоположны, как противоположны предметы и явления в жизни. Они могут уживаться вместе, и тогда мир предстаёт более многогранным.

О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов, рассказов и произведений художников, но поэт, музыкант и художник воспевают мир каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики свое любование природой родного края часто передают с помощью черного и белого цветов.

Графика – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью.

- Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковка), плакат графики, а в последнее время – компьютерная графика – существует много разновидностей графики.

- Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж». Граттаж (франц. grattage, от gratter — скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

- Такой способ работы относится к графике и считается его подвигом.

- Прежде чем начать работать в этой технике внимательно рассмотрите этапы работы. Работа в технике «Граттаж» проходит в несколько этапов, посмотрите внимательно и постарайтесь  все хорошо запомнить

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

Регулятивные (саморегуляции)

Коммуникативные (умения выражать свои мысли)

Познавательные (подведение под понятие, выведение следствий)

Практическая работа

- Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности:

- стол перед началом работы следует застелить газетой;

- рабочий инструмент лежит в пенале;

- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы.

1. На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.

2. Бумагу равномерно покрывают толстым слоем воска

3. Затем широкой кистью наносят на поверхность слой гуаши.. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий

- Когда тушь, гуашь  высохнет, острым предметом – специальным штихелем, старым стержнем - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые или цветные штрихи.

Регулятивные (саморегуляция)

Познавательные (анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные (планирование)

Демонстрация и анализ работ

(Вывешивается несколько работ на доску)

– Какое было задание?

– Задание выполнено аккуратно, в полном объёме? Без ошибок? (Ошибки могут быть: не правильное понимание задания, использован другой цвет и т.д.)

– Как бы ты оценил свою работу?

(Оценивание детей).

Познавательные (контроль процесса деятельности)

Регулятивные (саморегуляция)

Итог

-  Какие понятия мы с вами сегодня рассматривали?

- Что нового сегодня узнали?

- Что получилось у вас на уроке / не получилось?

Личностные (смыслообразование)

Заключительный орг.момент

- Ребята, а теперь мы с вами должны убрать наше рабочее место, а я буду смотреть, какая парта сделает это тише и быстрее всех (дети убирают рабочее место)

- Ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

- Урок закончен, всем спасибо, с вами было приятно работать.

Регулятивные (саморегуляция)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа в технике «Граттаж»

Слайд 3

Графика – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, гравюры.

Слайд 4

Набросок Рисунок Станковая графика Книжная графика

Слайд 5

Прикладная графика Плакат Компьютерная графика

Слайд 6

Граттаж ( франц. grattage, от gratter — скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Слайд 7

Стол перед началом работы следует застелить газетой; Рабочий инструмент лежит в пенале; Нельзя размахивать руками, инструментами во время работы. Правила по технике безопасности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Конспект урока в РВГ 2,4 класс Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан» Тема урока: Однокоренные слова

4 класс Чтение Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»2 класс Русский язык Тема урока: Однокоренные слова...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в кольцо способом «сверху»

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в коль...