Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Тома Татьяна Васильевна

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_3_kl.docx49.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Планируемые результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека

Содержание учебного предмета.

I ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 ч.)

Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Тема. Твоя игрушка. (1 часа)                                                                                                                        

 Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера — Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа — это три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.                                                                                                              

 Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.    

Задание: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.            

 Вариант задания: создание игрушки из любых                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               подручных материалов.                          

 Материалы: пластилин или глина, гуашь, водоэмульсионная краска для грунта, кисти маленького размера, тампоны; солома, кусочки меха, деревянные брусочки, кусочки ткани, природные материалы.                                                                                                            Зрительный ряд: разнообразные игрушки с ярко выраженным художественным образом; народная игрушка (дымковская, городецкая, филимоновская, каргопольская, богородская), игрушки из подручного материала — упаковок, ткани, меха.                                          

Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.

Тема. Твоя посуда. (1 часа)                                                                                                                                                                                                                                                        Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды: конструкция — форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.                                                                                                  

  Задание: лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.                                          

Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. При этом обязательно подчеркнуть назначение посуды (для кого она, для какого случая).

 Материалы: пластилин, глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.                                                                                                                                                  Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).

Тема. Мамин платок. (1 час)                                                                                                                        

Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.                                                                                

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).                                                                                                                            Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.                                                                                

Зрительный ряд: яркие примеры росписи платков и тканей (слайды и натурный фонд); женские образы в произведениях искусства; фотографии, кадры из фильмов; природные мотивы в росписи платков; образцы детских работ по этой теме.

Тема. Обои, шторы, в твоем доме.  (1 час)                                                                                                      

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.            

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.                                                                                                         Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.                                                                    

Зрительный ряд: фотографии художественно разработанных интерьеров, отобранные образцы обоев, художественные эскизы, детские работы по теме.

Тема. Твоя книжка.  (1 час)                                                                                                                                

Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги.                                                                                                                                                                              Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.                                                                  

Вариант задания (сокращение): иллюстрация выбранной сказки или конструирование обложки для книжки-игрушки.                                                                                                

Материалы: для учащихся — гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы; для учителя — степлер.                                                                                                                

 Зрительный ряд: детские книги с хорошими иллюстрациями, книжки-игрушки, различные по назначению и форме взрослые книги; иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке.                                                                                                                                  Литературный ряд: текст выбранной сказки.

Тема. Поздравительная открытка (декоративная закладка).   (2 часа)                                                 

Создание художником поздравительных открыток и другой мелкой тиражной графики. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.                                                                                                                    

 Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки. Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.                              

  Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя.                                                                                                                                      Зрительный ряд: лучшие образцы печатных и самодельных открыток; старинные открытки, которые иногда берегут в семье на добрую память;  произведения тиражной графики,  различные по технике; детские работы по теме.

В создании всех предметов в доме принимал участие художник. В любой работе ему помогали наши волшебные Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.                                                                                          

 На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке детских работ, выполненных в течение четверти. «Ведут беседу» три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни и есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники. Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом четверти и одновременно открытием.

Учебная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ за период четверти.

II ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7ч)

Все начинается с порога родного дома. II четверть и посвящена этому порогу. И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.

Тема. Наследие предков: памятники архитектуры.   (1 час)                                                                  

Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры — это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.                                                                                                                      

 Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.    

Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.

 Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.

Тема. Витрины на улицах.     (1 час)                                                                                                                  

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на улице.                    

  Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей).              

    При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам).  

 Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.                                                            

    Зрительный ряд: фотографии и слайды с изображением оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.

Тема. Парки, скверы, бульвары.  (1 час)                                                                                                        

Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там где мы живем.                                                                                                                   Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж).                                                                                    

 Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа).                        

Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.          

  Зрительный ряд: слайды садов и парков разных эпох; видовые фотографии и слайды; изображения садов и парков в искусстве.

Тема. Ажурные ограды.   (1 час)                                                                                                                    

Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.                                                    

  Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот — вырезание из сложенной цветной бумаги (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»).                                                                                                                                                 Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.                                                                                          

Зрительный ряд: старинные ограды в Москве и Санкт- Петербурге; современные декоративные решетки и ограды в различных городах (слайды).

Тема. Фонари на улицах и в парках.  (1 час)                                                                                

Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга, других городов.                                                                                                                                                    

Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.    

 Материалы: тушь, палочка, белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Тема. Транспорт.   (2 часа)                                                                                                                                          

Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.                                                                                                            

  Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).                                                                                                    

 Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.                          

Зрительный ряд: фотографии транспорта; слайды старинных машин. (Обобщение темы). Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы наши Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков. Здесь можно разместить ажурные ограды и фонари, транспорт. Дополняется панно фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно провести игру в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.                                        Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации. Беседа о роли художника в создании облика города.

III ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (8ч)

Зрелище — неотъемлемая часть жизни человека. Какой тусклый и однообразный был бы мир без праздника! В цирке, на концерте или в театре нас встречает праздничное и красочное зрелище, созданное художником.                                                                                                        

    Игровая природа зрелища позволяет учителю в конце четверти продемонстрировать творческие работы детей в виде театрализованного представления или спектакля.

Тема. Художник и театр.   (1 час)                                                                                                                      

Спектакль — вымысел и правда театральной игры. Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания театрально-сценического оформления.

 Задание: театр на столе — создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.                                                                                                                                    Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.                        

Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.                                                            

Литературный ряд: выбранная сказка.

Тема. Образ театрального героя.  (1 час)                                                                                

Мир театра, мир условности,  мир игры. Театр кукол как пример видового разнообразия кукол.                                                                                                                                                              Задание: создать эскиз кукольного персонажа.                                                                                      

Материалы: картон, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы, формат А4.                        

Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.                                                            

Литературный ряд: выбранная сказка.

Тема. Театральные маски.   (1 часа)                                                                                                            

Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике.                                                                                                        

 Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.                                                

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.                                                                                    

Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и театральных масок.

Тема. Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.  (2 часа)                                                      

Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм.              

Задание: создание куклы к кукольному спектаклю.                                                                      

 Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы.    

Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.

Тема. Театральный занавес.  (1 час)                                                                                                                    

 Задание: создание эскиза театрального занавеса.                                                                      

 Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.                                              

Зрительный ряд: театральные и цирковые занавесы.                                                                                                                                    

Тема. Афиша. (1 часа)                                                                                                                                                                                                                                                                 Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.                                                                                                                    

Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.      

Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.                                        

Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.

Тема. Художник в цирке. Праздник в городе.   (1 час)                                                                                                                                                                                                                                                                            Роль художника в цирке. Цирк — образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности — веселая тема детского творчества.                                                                                                                         Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.

Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.                                          

Зрительный ряд: фотографии, слайды и видеофрагменты циркового представления.      

Заключительный урок четверти предоставляет учителю различные возможности для его проведения. Это может быть театрализованное представление или спектакль с использованием сдеданных на занятиях масок, кукол и т. д. или же дети как Мастера Изображения, Украшения и Постройки могут украсить класс или школу, превратив их в место для праздника.

IV  ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (11 ч).                                                                                            

Три четверти учебного года были посвящены прикладным видам деятельности художника. Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, в IV четверти мы обращаемся к станковым видам изобразительного искусства. Речь пойдет о картине и скульптуре, будет дано представление о жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и исторический жанры) и разных по назначению видах скульптуры.  Лучшие произведения искусства хранятся в музеях, и люди специально приходят, чтобы увидеть их. Многие города могут гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений мирового и русского искусства. К этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения.                                        

В Москве есть музей — святыня русской культуры — Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромно значение Эрмитажа и Русского музея в Петербурге — центров международных художественных связей. И есть также много небольших интересных музеев, выставочных залов.                                                                                                                    

Однако тема «Художник и музей» шире. Существуют самые разные музеи, но всегда в их организации принимает участие художник, который помогает сделать музейную экспозицию.      Бывают художественные, литературные, исторические музеи, музеи науки и т. д. и даже домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей.

Тема. Музеи в жизни города.  (1 час)                                                                                                                                                                                                                                     Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Рассказ учителя и беседа.                                                                                              

Задание: «Мы в музее» — изображение музейного интерьера с фигурами зрителей.    

Материалы: гуашь или графические материалы; бумага.                                                        

Зрительный ряд: слайды и фотографии зданий и интерьеров крупнейших музеев и музеев местного значения, фрагменты видеофильмов с экскурсиями по музеям.                          

Рекомендуется посещение художественного музея (экскурсия).                                                          

Тема. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.  (1 час)                                                                                                                                                                                                                                                            Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И, Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро и т. д.                                                                                  

Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже.                                                                                                                                        

Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий.                                                    

Дети на этом уроке повторяют понятия «холодный и теплый цвета», «звонкий и глухой цвета» и «разный характер красочного мазка».                                                                                

Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага.                                                                    

Зрительный ряд: знаменитые живописные пейзажи с ярко выраженным настроением И. Левитана, А. Саврасова, А. Рылова, А. Куинджи, Н. Рериха, К. Коро, В. Ван Гога.

Тема. Картина-натюрморт.   (1 часа)                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины.                                                                                                                                   Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).                                    

Материалы: гуашь, кисти, бумага.                                                                                              

Зрительный ряд: знаменитые натюрморты с ярко выраженным настроением и ясным для детей сюжетом Ж.-Б. Шардена, К. Пе-трова-Водкина, П. Кончаловского, М. Сарьяна, П. Кузнецова, В. Стожарова, В. Ван Гога и др.  

Тема. Картина-портрет.  (1 час)                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.                                                                  

Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей — одного из родителей, друга, подруги или автопортрета (по представлению).                                              

Материалы: гуашь, кисти или пастель, или акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.  

Зрительный ряд: живописные портреты Ф. Рокотова, В. Серова, И. Репина, В. Тропинина; портреты эпохи Возрождения.

Тема. Картины исторические и бытовые.  (2 час)                                                                                                                                                                                                                                                                  Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события.                                                                      

Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага.      З

Зрительный ряд: дается общее представление об исторической картине так, чтобы не требовалось глубокого разбора сюжета на уроке (картины П. Уччелло, Пьеро делла Франчески и русских художников начала XX века, например, А. Рябушкин. Свадебный поезд). Бытовой жанр: Ж.-Б.Шарден. Молитва перед обедом; З.Серебрякова. За обедом; произведения В.Перова, А. Пластова.

Тема. Скульптура в музеях и на улицах. (1 час)                                                                                                                                                                                                                                                                     Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.                                                                

Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.  

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.                                                                

Зрительный ряд: известные скульптурные памятники; парковая скульптура, разная по характеру и материалу; скульптурные произведения разных эпох из экспозиций центральных музеев.

Тема. Художественная выставка. (2 час)                                                                                                                                                                                                                                                                               Организация выставки лучших работ за год — обобщение темы «Искусство вокруг нас». Выставка — это всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей.                                                                                                                                                      Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итога: какова роль художника в жизни каждого человека?

Тематическое планирование

Раздел № 1. Искусство вокруг нас.

Искусство в твоём доме.   - 8 часов.

п/п

Тема урока.

Понятия.

Решаемые проблемы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)

Примечание

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты УУД

1

«Каждый человек – художник!» (свободная тема)

Приёмы рисования кистью.

Для чего нам нужны уроки рисования?

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке.

 Развитие умения  передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки;

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

-осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

2

Твои игрушки. (Украсить гуашью игрушки )

Цветовой контраст и гармония цветовых оттенков.

Из чего и для чего делают игрушки?

Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

Иметь начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки.

 Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;

3

Посуда у тебя дома. (Пидумать и  украсить гжельскими узорами праздничный сервиз )

Хохлома.

Гжель.

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке. (Расположение , цвет и ритм узора.)

Научиться определять зависимость формы и декора от назначения посуды;

получить понятия об орнаменте и его элементах;

научиться выполнять коллективную творческую работу;

4

Обои и шторы в твоем доме.          

 (Создание узоров из отпечатков листьев ЭСТАМП )

Ритм.

Как ритм повторяющихся рисунков создаёт весёлое или спокойное настроение?

Уч-ся должны овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

-осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

5

Мамин платок.

 ( Нарисовать платок для своей мамы или бабушки)

Орнамент.

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке. (Расположение , цвет и ритм узора.)

….познакомиться с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов;

…уметь определять, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни.

6

Твои книжки.

(Придумать и сделать обложку для книги )

Иллюстрации

Как правильно скомпоновать сюжетный рисунок?

Уч-ся должны иметь представление о роли обложки, ее отличии от иллюстраций;

…представлять многообразие форм и видов книг, их конструкций.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

-осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач.

7

Открытки.

Декоративная закладка.

( Создание закладки для книг)

Цветовой контраст.

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке. (Расположение, цвет и ритм узора.)

…познакомиться с цветным кругом, …контрастными цветами и выразительными их сочетаниями; …иметь представление об элементах орнамента, его видах;

8

Труд художника для твоего дома. Обобщающий урок.

( Свободное рисование)

Если бы художником вещей стал ты, какими бы ты их сделал?

Научиться последовательно проводить работу над рисунком по представлению.

Иметь представление о произведениях изобразительного искусства.

                                               

                                                             Искусство на улицах твоего города.  – 7 часов.

9/1

 Памятники архитектуры.

(Придумать и изобразить гуашью свой проект красивого здания)

Памятники архитектуры.

Как передать настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства?

Знать основные памятники своего города, своей страны, места их нахождения. Научиться выполнять коллективную творческую работу.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

  выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

П.:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К. 

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

10/2

Парки, скверы, бульвары, города.

( Нарисовать свой образ весёлого детского парка)

Парковое искусство.

Как правильно передать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски?

…познакомятся с планированием и созданием парков;

…иметь представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения;  …ознакомяття с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари;.

11/3

В мире народного зодчества.

(Создать ажурную ограду в стиле «Квилинг»)

Квилинг

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке. (Расположение и ритм узора.)

Рассматривать и анализировать  конструкции, их формы, пропорции; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складыва-ние, склеивание); участвовать в создании коллективной работы. Иметь представление о русской архитектуре, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской).

12/4

Волшебные фонари.

( Сделать проект фонарей из белой бумаги в объёме)

Бумагопластика

Построение композиции  и рассказ о замысле.

Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками;  увидеть в примерах архитектуры природные аналоги; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складыва-ние, склеивание); участвовать в создании коллективной работы.

13/5

Витрины.

(Создать плоский эскиз витрины способом аппликации)

Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая над образом витрины?

 Ознакомить с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах города;

  дать представление о соответствии художественного  стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы.

Л.:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения (основы

общечеловеческих нравственных ценностей);

Р.:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

  известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

14/6

Удивительный транспорт.

( При помощи восковых мелков изобразить транспорт будущего)

Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая над образом машины?

Познакомить  с городским транспортом, машинами; учить анализировать формы сложного объекта, его составляющих; дать представление о синтезе постройки, изображения и украшения в работе художника-дизайнера;

15/7

Труд художника на улицах твоего города.

Обобщающий урок.

( Выполнить рисунок цветов.)

Правила работы с гуашью.

Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая над образом города?

Дать представление об искусстве составления букетов и ознакомить с  репродукциями изображения цветов; закрепить правила работы с гуашью, смешивание красок,  

                                                       Художник и зрелище.  – 11 часов.

16/1

Праздник города.

(рисование по представлению. )

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.

Научиться  анализировать специфические свойства акварели и гуаши; передавать в работе эмоции и  эстетические  чувства.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

  выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

П.:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К. 

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

17/2

Маска.

( Изготовление маски из бумаги)

Грим

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, материала.

Дать представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность;

18/3

Школьный карнавал.

Передача настроения в творческой работе

Научиться  передавать эмоции и  эстетические  чувства.

19/4

Художник и цирк.

(Нарисовать самое интересное в цирке.  Н-р клоуна.)

Тёплые и холодные тона.

Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая в цирке?

Познакомятся с созданными художником в цирке костюмами, гримом, деталями общего оформления; умением передавать смысловую связь между предметами;

20/5

Художник в театре.

Декорации. Макет.

Смысловая связь между предметами в пространстве

Познакомятся с элементами оформления зрелища;  узнают о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример);  будут учиться передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними;

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.:

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью

 шаблона (средством для формирования этих действий служит технология  продуктивной художественно-творческой деятельности);

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

 выполнения задания материалов и инструментов;

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

21/6

Театр кукол.

(Конструирование кукол из бумаги)

Практика в работе с различным материалом, формами;

Дать общие сведения о кукольном театре, о способах изготовления кукол; ввести элементы и приемы эмоциональной разрядки; воспитывать взаимную вежливость.

22/7

Театр кукол.

(Конструирование кукол из бумаги)

23/8

24/9

Афиша и плакат.

(Нарисовать эскиз плаката-афиши к  спектаклю.)

Шрифт

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.

Научиться  анализировать специфические свойства акварели и гуаши; передавать в работе эмоции и  эстетические  чувства.

25/10

26\11

Художник в театре.

(Изготовление  декораций к спектаклю )

Смысловая связь между предметами в пространстве

Познакомятся с элементами оформления зрелища;  узнают о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример);  будут учиться передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними;

                                                                Художник и музей. –8часов.

27/1

Музеи и жизнь города.

(Виртуальная экскурсия)

Музеи. Экспозиция. Коллекция. Музеи искусства.

Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей русского народа.

Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии.

Л.:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения (основы

общечеловеческих нравственных ценностей);

Р.:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

 учителя;

- проговаривать

последовательность действий на уроке;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану

П.:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

К.:

 - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

28/2

Картина – особый мир.

(Изготовление рамок для картин)

Художественные музеи.

Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей..

Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии.

29/3

Музеи искусства.

( Экскурсия )

Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей.

Систематизировать знания об архитектуре, музеях; дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры;

30/4

Картина – пейзаж.

( Изображение пейзажей с помощью гуаши)

Пейзаж.

Как понять настроение природы и передать  его на бумаге с помощью холодных и теплых цветов, тихих и звонких ?

Познакомятся с жанром живописи - пейзажем, его разновидностями, законами композиции;  будут учиться строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции; научаться выделять главное в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

Л.:

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых  произведений искусства;

Р.:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

совместно составленному с  учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать

  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

 художественные образы.

К.:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

31\5

Картина – портрет.

(Портрет друга.)

«Портрет. Набросок»

О чем нам может рассказать портрет человека? Чем каждый человек отличается от других людей?

Познакомится с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, приемы изображения   человека.  Узнает о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды. 

32/6

Картина – натюрморт.

(Нарисовать картину-натюрморт «Праздничный стол». Гуашь.)

Натюрморт.

Как рассказать о человеке - изображая только его вещи? Изучение формы  предметов, характера мазков и передача настроения цветом.

 Формирование графических навыков в изображении объемных предметов простой формы и развитие умения определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с целью  верной передачи особенностей натуры.

Знакомство со светотенью, развитие чувства пропорции, соразмерности.

33/7

Картины исторические и бытовые.

(Рисунок на тему «Мой день»)

Как    нарисовать сюжетный рисунок? Выбор сюжета и построение  композиции.)

Научиться последовательно проводить работу над рисунком по памяти и представлению. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

  доступных для изготовления изделиях;:

- слушать и понимать речь других.

34/8

Картины исторические и бытовые.

(Рисунок на историческую тему)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...