Моя педагогическая технология
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Куулар Наталья Эрес-ооловна

Нетрадиционные способы рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные способы рисования на уроках ИЗО

Учитель начальных классов

Куулар Наталья Эрес-ооловна

МБОУ «НОШ» с. Хову-Аксы

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.

Г.С. Альтшуллер

Не каждый ребёнок станет художником, однако у каждого есть определённый потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одарённые дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов. Школьный возраст – это период, когда изобразительная деятельность становится устойчивым увлечением многих детей. Необходимо использовать это увлечение, чтобы заинтересовать ребёнка миром искусства, развивать его воображение, фантазию, способности.

Сегодня задача формирования всесторонне развитой личности, способной самостоятельно мыслить и творчески работать, приобретает очень актуальный характер. Уже на начальном этапе обучения важно не только формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создавать прекрасное вокруг себя. Именно на занятиях художественно-эстетической направленности развиваются творческие способности создавать конкретные образы, отображать своё отношение к окружающему. Дети знакомятся с жанрами живописи, отрабатывают технические навыки владения кистью, нетрадиционные материалами, учатся пользоваться акварелью, гуашью, тушью. Особый интерес у детей вызывают творческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов: бумаги, стекла, ткани и других. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения. На своих кружковых я знакомлю ребят с нетрадиционными способами изображения в рисовании, что позволяет раскрыть разнообразные возможности изобразительной деятельности. Это содействует нестандартной видимости окружающего мира, пробуждает их фантазию и воображение. В процессе знакомства с разными нетрадиционными способами в рисовании ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, фантазирует, экспериментирует. Это значит – включается в поиск и творчество.

Поэтому целью моей работы на уроках (как теоретической, так и практической части) является развитие эстетического вкуса и креативности учащихся. Согласно цели, поставлены и решаются следующие задачи:

- обучать детей способам и техникам изображения, переходя от простых к более сложным;

- решать на занятиях учебные задачи (изобразительные, технические) в сочетании с творческими (развитие воображения, создание собственных замыслов и творческое использование изобразительных материалов);

- учить детей самовыражаться, пробовать свои силы и совершенствовать свои способности.

Занятия предполагают показ техники, но не допускают показ образцов. Дети приходят на урок, как на встречу с чудом. И такие уроки пронизаны радостью открытий, неожиданностью экспериментов. Частица совместных творческих открытий останется в детских душах на всю жизнь…

Рисование для ребёнка – это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность – они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.

Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно – это стихия, из которой возникают образы, а образы –это фантазия.

Рисовать гелевой ручкой, фломастерами, карандашом, кистью – обычное и привычное дело.

Но на своих занятиях я предлагаю детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: свечу, пробку, поролон, стекло, марлевый тампон, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы. Несомненно, такие нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей, а значит, станут отличным стимулом для творчества. И не надо волноваться, что дети запачкаются, главное, чтобы они получили удовольствие от «непосредственных общений» с красками и радовались итогам своей работы.

На занятиях дети обучаются различным методам рисования, умению применять их самостоятельно, творчески. Вместе с детьми комбинируем различные техники исполнения. Необходимо, чтобы у них формировалась естественная потребность в совершенствовании техники по мере того, как развивается творческая фантазия.

Нетрадиционные способы рисования хорошо усваиваются воспитанниками, и спада активности на занятиях не наблюдается. Они успевают изучить различные способы изображения: пальчиковую живопись, технику процарапывания, с помощью нитки, раздувание краски, рисование марлевым тампоном или кусочком поролона, рисование на стекле, по дереву, рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм и т.д.

У детей в процессе занятий изодеятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.

При применении креативной терапии на уроках и факультативах изостудии необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного. Не нужно навязывать детям процесс рисования, необходимо увлечь их этим видом деятельности. Мною используются следующие нетрадиционные способы изображения в рисовании:

  1. «РИСУНОК СВОИМИ РУКАМИ»


Нету кисточки – пропала,

Только я грустить не стала,

Обмакну я пальчик в краску,

Нарисую пальцем сказку.


Если вам захотелось порисовать, а кисточки нет – не беда. Рисовать можно пальцами и ладошками. Один палец обмакнём в красную краску, другой – в синюю, третий – в жёлтую… Чем не палитра! Рисуя пальцем, как кисточкой, можно создавать целые картины. Такой способ создания рисунка называется пальцеграфией (пальчиковая живопись). Её автор – немецкий художник Гюнтер Юрген.

Рисование с помощью ладошек – одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит им радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает их в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

С помощью ладоней можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в различные рисунки.

«ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ»

Материалы: тонированная или белая бумага, гуашь, кисточки для дорисовки отдельных деталей, салфетки для вытирания рук.

Ладонь разрисуем и прижмём к бумаге – получится отпечаток, в котором можно увидеть различные интересные образы.

«Бабочка» Разрисуем пальцы жёлтой, голубой, оранжевой, фиолетовой красками, а середину – красной. Нанесём краску быстро, чтобы не высохла. Прижимаем ладонь к бумаге. Полученный отпечаток – одно крыльце бабочки. Рисуем аналогично второе, затем указательный палец смазываем чёрной краской и прижимаем к бумаге между крыльцами – это тельце бабочки. Усики дорисовываем кисточкой.

«Солнышко». Разрисовываем ладонь жёлтой краской, разводим пальцы в стороны и прижимаем ладонь к бумаге. Следующие отпечатки ладони наносим на предыдущие, но пальцы при этом каждый раз отводим в сторону, чтобы их отпечатки образовали круг лучей. Пальцами дорисовываем солнышку глаза, нос, рот.

«Пальма». Указательным пальцем нарисуем ствол пальмы, вверху которого сделаем 3-4 зелёные отпечатка ладони, которые и образую крону дерева. Бананы нарисуем мизинцем: нанесём жёлтую краску на боковую поверхность пальца, слегка согнём его и сделаем отпечаток, расположив «банан» под кроной дерева.

Рисование пальцами

С помощью пальцев можно делать не только отпечатки, но и рисовать ими как кисточкой. Материалы:тонированная бумага, палитра, краски, кисточка, салфетка для вытирания рук, ёмкость для воды для мытья рук.

Точечные рисунки.С помощью пальца можно получить отпечаток в виде круга или овала, который станет основой для получения различных образов и узоров. Так, рисунок яблони украсят различные круглые яблочки – отпечатки пальцев. Чтобы сделать яблоки разноцветными, на палитре нужно расположить 2-3 необходимые краски и палец обмакивать на границе их слития. Эффектно смотрится гроздь рябины, нарисованная пальцами. Ветку рисуем кисточкой, а ягодки красного или оранжевого цвета – пальцами.

Обратный эффект. Суть приёма заключается в том, что с помощью пальцев краска не наносится на белый лист бумаги, а снимается с покрашенного листа, оставляя на нём следы в виде белых пятен. Образ, созданный такими пятнами, дорисовывается с помощью кисточки.


2. НИТКОГРАФИЯ


Нитку волшебную в руки возьми,

В краску её хорошо обмакни.

Листок белоснежный сложив пополам,

ниточку эту протягивай сам.

Раскрыв, ты увидишь – листок непростой,

Рисунок его украшает чудной.


Ниткография – разновидность графической техники, при которой изображение получается из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа. Путём ниткографии можно создавать одинарные и двойные изображения.

Для получения одинарного изображения нужно взять нить длиной 30-50см, покрасить её тушью, акварелью или гуашью. Один конец нитки длиной 10-15см остаётся неокрашенным. Покрашенная нить произвольно выкладывается на листе бумаги, немного выше его середины. Сверху на нить накладывается пластмассовая планшетка и слегка прижимается ладонью. Другой рукой за неокрашенный конец вытягиваем нитку. Планшет снимается, и на поверхности листа остаётся замудрённый рисунок – след, оставленный ниткой.

Двойное изображение образуется, если покрашенная нить протягивается между двумя сжатыми половинами листа.

Техника ниткографии предусматривает и создание изображений одновременно несколькими покрашенными в разный цвет нитками, которые накладываются одна на одну в произвольном порядке. При этом нужно учитывать гармоничное сочетание цветов.

Технику ниткографии можно использовать при изготовлении поздравительных открыток, сюжетных композиций, панно. Ниткография содействует развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.


3. «ИГРЫ С КЛЯКСОЙ»


На альбом упала краска,

На листе осталась клякса.

Пририсую ей глаза,

Пусть летает стрекоза.


Кляксография – это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.

Рисунок в этой технике исполняется редкими красками: тушью, чернилами, акварелью, анилиновыми красками, разведёнными гуашью. Изображения можно получить как одноцветные, так и многоцветные.

Для одноцветного изображения краска наносится на поверхность листа с помощью пипетки. При этом пятна-кляксы получаются случайными по форме и размерам. Далее – «оживление» кляксы. Нужно приподнять лист бумаги с одной стороны, затем с другой, чтобы краска расплылась и приобрела определённую форму. Интересное изображение получится, если кляксу раздуть в одном или нескольких направлениях с помощью соломки, корпуса шариковой ручки, трубочки.

Для создания многоцветного изображения работа проводится аналогично, но используется не один, а несколько цветов.

Работа в технике кляксографии может выполняться не только на белой, но и на цветной бумаге, которая имеет плотную, гладкую поверхность тёмных тонов. Для создания рисунка на цветной поверхности лучше использовать гуашь светлых цветов, акварель, разведённую белой гуашью или водоэмульсионной краской. Краску набирают на зубную щётку, а затем распрыскивают на поверхность листа, преобразовывая в звёздное небо, подводное царство или цветущий луг. Чтобы сделать крупное изображение, в определённое место наносится большая клякса и видоизменяется её форма. Затем изображение подрисовывается кисточкой, спичкой, заострённой палочкой.

Кляксография – отличная техника для развития фантазии, которая обогащает мир воображения и восприятия ребёнка.




4. МОНОТИПИЯ

Монотипия такая,

Рисовать нам помогает,

Нарисую полстранички,

А сложу, как две сестрички.

Особый вид техники печатания, при которой краска наносится на лист бумаги (целлофан) или кусочек оргстекла. Потом этот же лист (или кусочек) прикладывается к той поверхности, на которую наносится отпечаток. В зависимости от его размера, от направления смешивания цвета получаются различные изображения, изменяется рисунок.

Вариант: лист бумаги условно делится пополам, краска наносится на одну половинку листа, затем лист складывается и получается зеркальный отпечаток. Использовать можно как одну краску, так и несколько. С помощью монотипии изображают деревья, цветы, бабочек и др. Когда краска высохнет, можно вырезать полученный рисунок, дополнить коллажем, изготовить рамки. Данная методика применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой.

Тема «Отражение дерева в воде»

Методический прием: лист бумаги складывают пополам горизонтально. На верхней половине листа акварелью рисуют дерево, прижимают чистую половину листа и хорошенько проглаживают рукой. Получается зеркальное изображение .

Темы «Волшебные цветы», «Бабочки», «Маски для театра»,

Методический прием: краску наносят на лист бумаги, складывают пополам, получается зеркальное изображение.

Тема «Осенний ковер»

Методический прием: печатание листьями деревьев. На лист (с выделяющимися прожилками) наносится краска, затем прикладывается к бумаге.


5. «МОКРЫЕ РИСУНКИ»

Рисование на мокрой бумаге обладает известными преимуществами: свежестью красочного слоя, хорошей сохранностью, сравнительной простотой исполнения. Перед началом работы с акварелью бумагу равномерно смачивают водой. Когда она впитается и немного просохнет (2—3 минуты), начинают рисовать. Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения. Если нужно прорисовать детали, необходимо порождать, пока рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

Темы «Зимний пейзаж»«Дождливый день», «Деревья в тумане»

Методический прием: рисование по мокрой бумаге акварелью, тушью, кисточкой или палочкой.

Тема «Корзина с цветами»

Методический прием: бумагу смачивают ватой. Рисуют по мокрой бумаге пятнами, кистью. Коричневой краской изображают корзину, цветными пятнами — цветы, зеленой акварелью - листья. После высыхания краски тонкой кистью прорисовывают корзину, контуры лепестков, листьев. Рисунок должен быть легким, воздушным.

6. РИСОВАНИЕ ЩЁТКАМИ, НАБРЫЗГОМ

Посмотрите, что такое?

Из-под щётки брызжет море.

Лебедь по морю плывёт

И лебёдушку зовёт…

Техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной щётки и стеки. Непростая техника. Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на неё

Тема «Елочки»(новогодний фриз)

Методический прием: на лист бумаги накладывают трафареты елочек, фиксируют. На зубную щетку набирают краску и набрызгом наносят на лист.

Панно «Осень»

Методический прием: тот же.

Используются трафареты — листья деревьев.

«Снегопад»

Методический приём: по разному цветовому фону, белый «набрызг». Кружатся в танце белые снежинки, сплетаются в хоровод

7. РИСОВАНИЕ ШТРИХОМ

Штрих –это линия, которая по своему виду может быть самой разной: короткой и длинной; наклонённой, дугообразной, зигзагообразной и волнообразной; чуть заметной и яркой.

Штрихи могут «двигаться» по кругу, пересекаться, «наплывать» один на одного. Проводят их карандашом, шариковой ручкой, фломастером, пером и т.д. с помощью штриха создаются образы, передаётся характер, настроение героя, его отношение к окружающему миру.

Приёмы рисования штрихом самые разные. В начале обучения детям целесообразно предложить шаблон с изображение головы и туловища животного, который станет основой для создания будущего образа.

Чтобы детям было легче представить образы животных, что создаются, можно провести игры-загадки «Чьи уши?», «Чей нос?», «Чей хвост?», предложенные ещё в своё время Леонардо да Винчи.

Очертание головы зарисовывается короткими штрихами по окружности ряд за рядом, пока вся поверхность не будет заполнена. Такими же короткими штрихами зарисовываются туловище и остальные детали. Затем создаются изображения глаз, при этом штрихи должны передавать не только их форму, но и выразительность, движение.

Можно начинать рисовать с маленького пятна, которое нужно расположить в окружности головы чуть выше геометрического центра. Возле пятна оставляется небольшой просвет и проводятся штрихи по кругу в направлении к центру. Затем создаются второй ряд штрихов, третий, четвёртый и т.д., пока не получится шар нужной величины.

При рисовании штрихом значительное место нужно уделять композиции, это значит правильному размещению рисунка на листе бумаги.

Техника штрихования позволяет создавать сюжетные рисунки на различные темы, передавать общее настроение работы, взаимосвязь между героями, выразительность образов.

Штрихи подбираются в соответствии с характером, образом персонажа. Например, в рисунке овцы, собаки пуделя используется штрих «завиток».

При рисовании пуделя можно использовать стихотворение:

У меня есть дружок –

Кучерявый пуделёк.

Очень я его люблю,

Завитки ему чешу.

Погуляем с завитками –

Нарисуем его сами.

Техника штрихования развивает мелкую моторику пальцев, чувство формы, конструкции, композиционную культуру, глазомер, воспитывает умение доводить начатое дело до конца.

8. ТАМПОНИРОВАНИЕ

Приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Увлекательное занятие! Наберём краски и лёгкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет»

9. ТРАФАРЕТ

Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм.

Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет… чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! А вот задание чуть посложнее! Вырежем в центре листа силуэт, приложив к другому листу бумаги и с помощью тампона «закрасим» силуэт. Интересно! Многие художники работают в этой технике.

10. ГРАТТАЖ

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Итак, за дело.

Нанесём цветной вон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.

А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Надо иметь в виду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка развиты достаточно хорошо глазомер и координации движений.

«В рождественскую ночь». Чуть поцарапали - и на небе зажглись яркие звёзды, тонкий месяц выглянул из-за туч

«Вечерний город» Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой.


11. РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ

Эта техника интересна тем, что в сметах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной тёмной - это называют эффектом мозаики.

Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работ, поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело!


12. РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берём флейцевую кисть или большой тампон с краской - на цветном фоне появляется рисунок.


13. ТЕХНИКА РАЗДУВАНИЯ

На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно «нарисовать» деревья, цветы в вазе, салют и т.д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта.

14. СУХАЯ КИСТЬ

Особенность выполнения этой техники состоит в том, что краска подготавливается - разводится с небольшим количеством воды до густоты сметаны. Толстой, жёсткой клеевой кистью нужно набрать краску на кончик кисти, поставить её вертикально и лёгкими тычками заполнить некий силуэт. Воду в отдельной баночке ставить не требуется, т.к. кисть от краски не промывается.

15. КОЛЛАЖ

Это техника — сочетание аппликации и рисования, причём аппликация может быть самая различная — из бумаги, ткани, нитей, любого бросового материала. Можно использовать вырезки из журналов, бусинки, ракушки, пуговицы, макаронные изделия, пластилин. В работы можно включить различные дополнительные детали для усиления выразительности композиций.-

16. ИГРА С СОЛЁНЫМ ТЕСТОМ

Техника проводится как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Приготовить тесто по следующему рецепту: смешать два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку растительного масла, половину или более стакана воды. К смеси можно добавить пищевые красители или порошкообразную краску. Из этого состава можно создавать различные фигурки, маски, скульптурки. Эта работа интересна тем, что она позволяет трансформировать образы, дополнять их новыми деталями, разрушать и опять создавать. Игра с тестом позволяет проигрывать проблемные ситуации ребёнка, «выплёскивать» их, т.е. снижать эмоциональное напряжение.

17. МОНОТИПИЯ + КЛЯКСОГРАФИЯ

«Что прячется в цветном пятне?», «На что похоже?»

Методический прием: лист бумаги складывают пополам. Набирают краску на кисть, стряхивают на лист, затем отпечатывают чистой половиной листа и проглаживают рукой. Определяют, на что похоже изображение. Находят сходство со знакомым объектом, дорисовывают карандашом или кистью необходимые детали.

«Пушистые рисунки»

Тема «Узор из льдинок»

Методический прием: на лист бумаги свечой наносят произвольные штрихи, затем поверхность раскрашивают акварелью оттенками холодных тонов. После высыхания краски ножницами вырезают геометрические фигуры (можно использовать трафареты). Получаются «льдинки», из которых по усмотрению детей на листе бумаги выкладывается узор.

Тема «Дворец Снежной Королевы»

Методический прием: на листе бумаги нарисован силуэт дворца Снежной Королевы. Дети из «льдинок» выкладывают (заполняют) башни, шпили, окна и т. д. Затем прорисовывают недостающие детали, проявляя творческие способности

Темы «Елочки», «Осенние листья»

Методический прием: тот же.

18. МОНОТИПИЯ + ПАЛЬЧИКОВАЯ ЖИВОПИСЬ

Тема «На ладошку села бабочка»

Методический прием: на ладонь наносят краску, отпечатывают ее на листе бумаги. Отдельно на листе способом монотипии рисуют бабочку, вырезают и прикладывают на изображение ладошки.

Тема «Согреем цветок на ладони»

Методический прием: тот же.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Тема «Волшебные листочки», «На что похоже?»

Методический прием: на листах нарисованы геометрические фигуры. Педагог предлагает нарисовать то, что прячет в себе листочек или на что похож.

Тема «Незаконченные рисунки»

Методический прием: педагог рассказывает, что обнаружила у себя на столе незаконченные рисунки. Это карандаши ожили ночью, начали рисовать, но не успели закончить. Дети дорисовывают.

«АВАНГАРД»

Большой потенциал для раскрытия детского творчества имеет авангардное искусство: кубизм, абстракционизм, сюрреализм. Авангардисты проявляют обостренный интерес к уникальности детского мышления и видения мира, отраженных в детских рисунках. Их творчество является родственным детскому. Они, как и дети, отражают действительность не так, как ее видят, а как знают, чувствуют, выделяют то, что считают главным: одушевляют неживые объекты и считают, что детская изобразительная деятельность развивает не только детей, но и взрослых.

КУБИЗМ

Название модернистского направления «кубизм» начала XX века происходит от слова «куб». Кубизм возник во Франции в 1908 г. Создателем течения был испанец по происхождению П. Пикассо. Кубизм входил в круг бунтарских течений, бросивший вызов буржуазному миропорядку. Противопоставляли ему простые формы, элементарные мотивы, аскетический цвет (бледно-коричневый и серые тона, кое-где зеленоватые, тускло-голубые). Главным выразительным средством для кубистов были линии и плоскости (последние часто треугольные). Круг изображаемых предметов был весьма узок: портреты, здания, натюрморты. В поисках новых выразительных средств кубисты наклеивали на свои работы куски газет, обоев, тканей и т. д.

Кубический период — мир машин, холодный и бездушный. В этом мире вынужден жить человек. Кубизм — это упрощение форм, видение мира и отображение его в виде геометрических фигур. В стиле кубизма созданы картины П. Пикассо: «Авиньонские девушки», «Голубь мира», «Герника».

Знакомя с особенностями этого направления изобразительного искусства, педагог учит детей создавать новые образы, развивать воображение, подбирать цветовую гамму.

Тема «Новые игрушки»

Методический прием: дети придумывают новые игрушки, которых нет в магазине, не существует в окружающем мире. Предлагаются трафареты в виде геометрических фигур. Дети придумывают названия игрушкам.

Темы «В стране роботов» (мечтаем о будущем, представляем их внешний вид, их назначение).

Методический прием: тот же.

АБСТРАКЦИОНИЗМ

Абстракционизм — беспредметное искусство. Родоначальники — художники-авангардисты В. Кандинский, К. Малевич, Ф. Леже. Абстракционисты считают, что точно выразить эмоциональное состояние человека, движение, смех, цвет, аромат можно только в беспредметной живописи.

Картины художников, работающий в данном направлении, состоят из хаотичных пятен, небрежных мазков, густых слоев краски.

Методический прием: любой по выбору.

Темы «Тучи по небу летают» (кляксография), «Волшебная капля» (монотипия), «Весело или грустно», «Что я вижу?» (под оркестровую музыку), «Рисую музыку» (с закрытыми глазами).

СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Сюрреализм — противоестественное сочетание фантастических и реальных элементов в произведении искусства.

Тема «Рисунок в несколько рук»

Методический прием: дети делятся на подгруппы по три человека. Каждая получает лист бумаги. Первый ребенок рисует нечто, подсказывающий образ, со смыслом или без. Второй ребенок рисует, отталкиваясь от первоначального замысла (наметки), используя его в качестве элемента другого изображения, но с иным значением. Третий ребенок не дополняет рисунок первых двух детей, а меняет его направление.

Например: первый рисует овал глаза; второй добавляет к нему куриные ноги; третий рисует вместо головы цветок.

На данном занятии конечный результат должен интересовать педагога меньше, чем сама игра. Интересна и борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои. В результате занятия-игры появляются необычные персонажи (чудо-юдо), фантастический пейзаж и т.д.

МОЗАИКА

Тема «Цветы в вазе»

Методический прием: детям предлагают материал (кусочки рваной бумаги глянцевых журналов), клей ПВА. Затем ребята рисуют силуэт цветов, вазы на листе. Выкладывают изображения из кусочков бумаги по силуэту. Педагог знакомит детей с мозаикой.

РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ

Тема «Зайкава хатка»

Методический прием: дети скатывают из пластилина палочки («колбаски»), выкладывают «хатку». Лепят фигуры зайца, петуха, деревья, грибы и т. Д. Выкладывают на плотной поверхности, дополняют бросовым материалом (ореховой скорлупой, горохом и т.д.)

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1«Путешествие ниточки».

Цель: знакомить детей с разными линиями, рассказать о том, что вокруг живут разные линии (найти их); предложить показать рукой ласковую линию и нарисовать ее, найти, где она встречается; определить, какую линию можно назвать злой, нарисовать ее, сказать, где ее можно найти; нарисовать ласковую линию и превратить ее в какой-нибудь образ.

2. «Дорисуй».

Цель: учить детей преобразовывать, комбинировать различные предметы, силуэты букв, цифр, геометрических фигур и т. д.; создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.

3. «Поиски невидимки».

Цель: учить детей дорисовывать незаконченные изображения с закрытыми глазами (провести по листу бумаги карандашом, а потом дорисовать до получения какого-либо образа).

4. «Рисование по кругу».

Цель: развивать у детей творческое воображение; учить видоизменять изображения, создавая новые образы.

Метод: пустить по кругу лист бумаги, на котором каждый ребенок дорисовывает что-то свое (должно получиться законченное изображение), не обсуждая друг с другом.

5. «Изобрази в технике "авангард" свои чувства, эмоции, ощущение от музыки».

Цель: развивать творческие способности, воображение; создавать у детей эмоциональный отклик на музыку, передать свое отношение изобразительными средствами» учить использовать цвет как средство передачи настроения.

6. «Передай настроение (сон, запах, шум и т. д.)» (с помощью акварели).

Цель: использовать цвет как средство передачи настроения; учить находить в пятнах и цветовых сочетаниях свое настроение, передавать в рисунке ощущение.

7. «Представь свой дом в виде какого-то другого объекта и изобрази его» (например, в виде цветка, фрукта и т. д.).

Цель: учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов; учить наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.

8. «Составь предметы и образы, используя веревочку, проволоку, ленту и т. д.».

Цель: учить использовать соответствующие выразительные средства для воплощения образов; учить наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.

9. «Изобрази сказочный персонаж (характер, настроение), используя цвет».

Цель: развивать у детей фантазию, воображение, используя цвет как средство передачи настроения; предложить рассказать, какое настроение вызывают у детей эти герои.

10.«Волшебный кружок» (или другая какая-либо фигура).

Цель: учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся образы и создавать на этой основе новые.

11.«Зашифруй».

Цель: изображать в рисунке-схеме предложенные предметы, явления, чувства, эмоции и т. д. (например, радость, веселье, дождь).

12.«Волшебная страна».

Цель: учить изображать страну, в которой все круглое, квадратное или тре-угольное и т. д.; учить приписывать какому-то объекту несвойственные ему качества характера и изображать преображенный объект (зонтик — летает в поднебесье).

  1. Использование штампов, отпечатков и т. д. из картона, бросового материала, природного материала.

  1. Использование различных нетрадиционных техник для изображения предметов, явлений, сюжета и т. д.

  1. Создание коллажей на разные темы с использованием бросового и природного материала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...