Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.
учебно-методический материал на тему

Капустина Татьяна Васильевна

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_pedsoveta.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные педагогические технологии  как

средство развития педагогической

компетентности»

Подготовил: учитель

начальных классов

Капустина Т.В.

Современные педагогические технологии.

Актуальность темы.

     Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

     Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в образовательных системах различного уровня:  федеральных, региональных, муниципальных.  Эти изменения носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.

     Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный  процесс в образовании, соответствует общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом содержания образования и систем контроля его качества на систему компетентностей. Он также предполагает не усвоение обучаемым  отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим иначе определяется и система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

     Многие идеи компетентостного подхода появились в результате изучения ситуации на современном рынке труда. Требования работодателей в настоящее время формулируются на перспективу, т.е. на такие результаты образования как готовность к «командной» работе и к непрерывному самообразованию; способность решать всевозможные проблемы; работать как в типовых, так и нестандартных ситуациях; умения активного поведения на рынке труда и т.д.

      В связи с этим, происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность»  обучающихся, тем самым фиксируется компетентностный подход в образовании.

      В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретает ориентация на личность и  компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее  конкурентоспособность. Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

      Значит:  образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые  могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

       Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и  научить:

                     1 – учиться;

                     2 -  знать;

                     3 -  познавать;

                     4 -  делать;

                     5 -  жить;

                     6 -  быть Человеком.

Проблема нашей школы: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний, создать необходимые условия для интеллектуального и физического, нравственного и духовного развития детей;  условия для формирования личностно-значимых компетенций.

     В структуре преподаваемого мною предмета данная проблема находит достаточно широкое отражение, так как имеется вполне реальная возможность развивать данные качества и вышеперечисленные компетенции. Но возникает проблема: как правильно выбрать наиболее оптимальный режим взаимодействия в системе учитель-ученик из предлагаемого спектра современных педагогических инноваций. Будет ли это одна технология, или сочетание нескольких?

     Потому как без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа, и каждый учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, к деятельности. А это позволяет, в сою очередь, формировать открытую познавательную позицию, которая предполагает особый тип отношения к познаваемым явлениям, а именно:

         - восприятию и осознанию ими различных взглядов на одно и то же явление;

- использованию множества вариативных способов описания и анализа одного и того же        явления;

- созданию условий для обмена мнениями и точками зрения в обсуждении;

-синтезированию в ходе обсуждения различных теоретических позиций и мнений относительно решения проблемы;

- появлению различных идей и неоднозначных суждений;

- использованию научной информации различного характера, которая интерпретирует явление, факт, действие с разнообразных точек зрения, сохраняя реалистичность научных позиций;

- «развернутости в будущее» - перспективному видению обучающихся своей деятельности в разных социальных ситуациях и педагогических условиях; при этом обращается внимание на личностный выбор учеником собственной позиции и возможностей планирования своей дальнейшей карьеры.

«Открытая познавательная позиция» - условие формирования компетентностей, которое предполагает уменьшение количества времени на занятиях, отводимого на объяснение, и увеличение времени на самостоятельную работу учащихся.

Таким образом, можно сформулировать цель:

-оптимальное конструирование методов обучения, способствующих развитию у обучающихся личностно-значимых компетенций, инициативы, активности и ответственности.

-выявление педагогических условий организации урока на компетентностных основаниях.

Педагогические технологии.

      Основные особенности современного образования: стихийность, неоднозначность и непредсказуемость результатов; полная их зависимость отличности обучающего, от индивидуальных "возможностей обучающихся и особенностей учебного коллектива; наличие разнообразных и многообразных методов, которые демонстрируют свою эффективность лишь в руках преподавателя-мастера; слабая технологическая и техническая оснащенность педагога в условиях  развития промышленных технологий

      Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология  имеет множество трактовок.

       Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о методах, способах и средствах обработки материалов, направленных на получение конкретной продукции.

       С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами и интерактивными средствами; новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом и образовательного процесса, внося в него определенную специфику.

       Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.

       Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметрами, которые подвергается изменению –  его способности (компетентности).

       Термин «педагогическая технология» впервые упомянут в двадцатые годы 20в. в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский).

       В сороковые - пятидесятые годы, когда началось внедрение в процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО модифицировался в «педагогические технологии».

       В 1960-е годы под термином «педагогическая технология» (по С.Сполдингу) понимали систему указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечивать обучение за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств.

       «Педагогическая технология» – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм и методов, способов и приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т.Лихачев)

        «Педагогическая технология» – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (М.В.Кларин).

        Одно из наиболее удачных определений педагогической технологии предложил Беспалько В.П., т. к. раскрыл глубинный смысл технологии в педагогике:

  • с помощью педагогической технологии происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса;
  • педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося;
  • в педагогической технологии целенаправленное образование – центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: первый – диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала, второй – развитие личности в целом;
  • принцип целостности – разработка и практическая реализация педагогической технологии.

      Таким образом, согласно Беспалько педагогическая технология – это направление в педагогике, имеющее «чисто прикладное, практическое продолжение общей дидактики и педагогики в целом», нацеленное на формирование личности.

       Г.К.Селевко дает следующее определение педагогической (образовательной) технологии: «это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам»

Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. С одной стороны, включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня.

В этой иерархии (вертикальной структуре) он выделяет четыре соподчиненных класса образовательных технологий, адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций.

1. Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально – педагогический уровень). Это общепедагогические технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. (Например, технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе и т.д.)

2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой – либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины. (Например, преподавание учебного предмета, технология компенсирующего обучения).

3. Мезотехнологии, или модульно – локальные технологии, представляют собой технологию осуществления отдельных частей (модулей) учебно–воспитательного процесса или направленные на решение локальных дидактических, методических или воспитательных задач.(Например, технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний).

4. Микротехнологии нацелены на решение узких оперативных задач и относятся к индивидуальному взаимодействию субъектов педагогического процесса (контактно – личностный уровень).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания.

Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой, либо описанием программы действий, либо реально осуществляться в практике процессом.

            В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса.

Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что – то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.

Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:

ассоциативно – рефлекторные технологии, бихевиористские технологии, развивающие технологии и т.д.

2. По ориентации на личностные структуры:

информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам); операционные технологии (формирование способов умственных действий);

эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

эвристические технологии (развитие творческих способностей);

прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы).

3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие  технологии:

обучающие и воспитывающие; светские и религиозные; общеобразовательные и профессионально – ориентированные; гуманитарные и технократические; различные отраслевые; частнопредметные; монотехнологии комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий); проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).

4.Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:

-авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно–воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект».

-дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

-личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Они характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Условно можно выделить три группы данных технологий:

  1) ценностно-ориентированные — направленные на развитие самосознания личности, ее ценностное (личностное, жизненное, нравственное, профессиональное и т.д.) самоопределение. (Социально-психологический тренинг, дискуссия, деловые и ролевые игры);

  2) адаптивные технологии, цель которых — «приспособление» обучения к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам обучающегося, создание психологически комфортных условий, обеспечивающих его самоутверждение и самореализацию в учебной деятельности. (Технологии индивидуализации и дифференциации обучения (технология разноуровневого обучения, технология модульного обучения и др.);

  3) технологии творческого развития личности — сориентированные на развитие личностного потенциала обучающихся, в том числе на развитие творческого мышления. (Проектная технология, ТРИЗ-технология, исследовательская  технология, технология творческих мастерских и др.).

-гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

-технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка.

-технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

-эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом  (подсознательном) знании  - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к  Истине.

5. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:

Догматические; репродуктивные; объяснительно – иллюстративные; технологии программированного обучения; технологии проблемного обучения; технологии развивающего обучения; технологии саморазвивающего обучения; диалогические; коммуникативные; игровые; творческие.

6.По категории организации учащихся наиболее важными являются:

массовая (традиционная) школьная технология; технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования); технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания); различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

7.По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

-педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии, приоритетом которых являются личностные отношения, индивидуальный подход. (к ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина);

-педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова);

-педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);

-природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);

-альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);

-многие из действующих систем авторских школ. (Из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа – парк» М.Балабана и др.).

      Используя в своей работе ту или иную технологию, учитель применяет различные методы обучения.  В современной классификации первая группа методов – пассивные (или   традиционные)  являются самыми распространенными. Они представляют собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль – оценка. В настоящее время пассивные методы (традиционное обучение) постепенно вытесняются другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма  образования: учитель - учебник - ученик, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала. Она должна быть заменена на новую: ученик - учебник - учитель.

     В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностно - компетентностной  и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому, соответственно, и служат активные и интерактивные методы обучения.

     Поэтому в современной педагогической практике, как в России, так и ряде зарубежных стран эти методы обучения становятся все наиболее распространенными, потому как главное внимание здесь уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков и формированию определенных компетенций.

      Если традиционный урок направлен на дачу новой информации, то в ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

     Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.

   

             

      Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.

      Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие интерактивные методы обучения:

      - интерактивная лекция;

- использование и анализ видео-, аудио- материалов;

- практическая задача, кейс-метод;

- разбор ситуаций из практики участника;

- ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи);

- работа в малых группах;

- групповая дискуссия;

- соревнование;

- творчески- проблемный;

- обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие;

- презентаций идей;

- моульно-проектный;

- исследование ролевых моделей; 

- тестирование, экзамен с последующим анализом результатом и другие.

      Помимо этого к интерактивным методам можно отнести    решение и составление различных занимательных заданий: проблемных ситуаций, ребусов, кроссвордов; диспутов, дискуссий, викторин; турниров знатоков, ролевых  и  деловых игр;  работу в малых группах по принципу «мозговая атака» и т.п.

Практика реализации.

    В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности. При этом ставлю перед собой следующие задачи: 

- создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в своей работе,

- стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения задания без боязни допустить ошибку в работе,

- использовать дидактический материал, дающий возможность выбора оптимального  решения, поощрять стремления ученика находить свой способ работы, инициативу, самостоятельность, избирательность,

- оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и процессу его достижения.

   Решая данные задачи, использую в своей работе следующие технологии: 

     Технология сотрудничества:  (на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся) – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыследеятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе (приложение1).

    При этом используются следующие педагогические средства: изучение взаимно-обратных действий, сопоставление родственных и аналогичных понятий, терминов (карточки с неполными данными – (приложение 2), сопоставление этапов работы, дополнение или составление операционной карты (приложение3) .  

     Технология индивидуализации и дифференциации обучения  в рамках урока 75-80% времени индивидуальная работа учителя с учениками и классом. Педагогические средства – обучение всех и индивидуальная работа с отдельными учениками, группами (ассистенты учителя, инструкторы из числа детей). Этим достигается формирование общеучебных умений и навыков по предмету и личное совершенствование каждого учащегося – выявляет и максимально развивает их способности, учитывает уровень умственного развития, психологические особенности, абстрактно-логический тип мышления, индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы (приложение 4)

     Технология социализации (игровая технология) - учебная деятельность подчиняется правилам игры, в работу учащихся вводится элемент

соревнования. Педагогические средства – учебный материал  - ролевые игры: «Ремонт школьного оборудования» (приложение5), «Мастерская столяра» и т.д., которые проходят в несколько этапов: получение задания и распределение ролей, непосредственная работа, оценка качества, испытание изделия.

    Технология социализации или  проектная технология – комплексный метод обучения, предусматривающий использование и сочетание вышеназванных технологий. Окружающая жизнь – лаборатория, в которой происходит процесс познания,  самообучения  и взаимообучения.

 Работа по созданию изделия строится из шести этапов:

 - анализ и формирование  задачи;

 - исследование потребности и идеи;

 - выбор оптимального варианта;

 - планирование работы, составление чертежей и операционных карт;

 - изготовление изделия;

 - испытание и оценка изделия.

 В результате применения данных технологий формируются:

- умения разрешать задачи-ситуации;

- коммуникативные навыки социализации;

-умения и навыки мировоззренческой ориентировки;

-навыки адаптации к условиям среды;

-знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой   сферах;

-духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.

     В названных выше технологиях, в зависимости от возрастных особенностей учащихся, используются объяснительно-иллюстративная, поисковая и исследовательская модели обучения с применением активных и интерактивных методов обучения. Они  позволяют накапливать умения и навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или совместно друг с другом, с учителем.

    В своей работе основную опору делаю на базовый модуль программы «Проект», формируя изучение разделов таким образом, чтобы они являлись его продолжением и органически сочетались с ним.

 С самого начала учебного года каждый ученик выбирает для себя объект работы. А далее

изучая разделы программы, ученики решают собственные задачи, накапливают умения, навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организуют и планируют свою работу. Основным документом на каждом уроке является чертеж и операционная карта. Каждый ученик может внести изменения в карту, зная, что при этом необходимо обязательно соблюсти все требования к изделию (приложение3). 

   Учащиеся 5 -  8 классов за год обычно выполняют 2-3 проектных работы, изготовляя при этом различные игрушки, украшения, предметы домашнего интерьера. Ученики старших классов выполняют проекты, рассчитанные на более длительное время. Ребята практически самостоятельно разрабатывают конструкции в целом и элементы отдельных деталей, активно используя при этом возможности кабинета информатики. Одной из важных составляющих проектной технологии является документальное оформление проекта. Мною разработана модель оформления проекта (приложение6), используя которую за основу, каждый учащийся разрабатывает свой собственный проект, внося в него необходимые изменения и дополнения (приложение7).

    Внеурочная деятельность по предмету продолжается на занятиях кружка «Столяров-конструкторов», который является хорошей площадкой для «обкатки» набора различных поведенческих навыков: взаимодействие, взаимообучение, взаимопомощь и взаимовыручка. Потому как кружок посещают учащиеся с 5 по 9 класс. Например:  на занятиях кружка ученики 7 класса охотно обучают «пятиклашек» навыкам работы на токарном станке по дереву (по программе 6-го класса). И на следующий год ученики- шестиклассники (кружковцы), уже на уроке работают в качестве инструкторов для своих одноклассников (приложение8).

     Также, одной из эффективных форм внеурочной деятельности считаю проведение предметной недели по технологии. Здесь учащиеся могут продемонстрировать не только свои теоретические знания и смекалку, но и показать  свои творческие работы, проекты и т.д. (приложение9) 

    Еще хочу рассказать об одной из интересных форм внеурочных занятий, способствующих успешной социализации учащихся – это различные клубы по интересам. Я работаю руководителем музыкального кружка – клуб  «Гитара». Нам удалось совместно с учащимися на базе нашего ДК создать инструментальную группу «БЭМС»

(приложение 10). 

    В итоге можно сделать вывод, что данные технологии образуют методическую систему, реализующую компетентностную модель образования: учащиеся с интересом посещают уроки  технологии, внеклассные и внеурочные занятия, активно участвуют в различных конкурсах, выставках, акциях, презентациях. Дети приобретают навыки практической, самостоятельной деятельности в группах и коллективе. По результатам диагностики с заданиями справляются 100% учащихся, при этом качество знаний составляет 85% - 92%.

    Конечно, сейчас существует достаточное количество современных, апробированных технологий, позволяющих наиболее эффективно работать над задачами компетентностной модели образования. Мне более привлекательны модульно – кейсовые технологии или блочно – модульные. Однако, чтобы полностью перейти на какую-то из них, потребуется определенное время (приложение 11).

   

Литература

1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогические технологии», М., «Педагогика», 1989.

2. Боголюбов В. Эволюция педагогических технологий// «Школьные технологии» № 4 2004.

3. Епишева О. Основные параметры технологии обучения// «Школьные технологии» № 4 2004.

4. Каунов А.М.   «Современные технологии и методы обучения». Волгоград. ВГПУ «Перемена» 2008.

5. Кларин М.В. Технологический подход к обучению//Школьные технологии № 5 2003.

6. Назарова Т.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике// «Педагогика» № 5 2001.

7. Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии – путь к творческому развитию педагога.// «Школьные технологии» № 3 2003.

8. Подласый И.П. Где помогут технологии? «Школьные технологии» № 3 2003.

9. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника// «Воспитание школьников» № 4 2002.

10. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании// «Школьные технологии» № 4 2004.

           11. Щуркова Н.Е. «Педагогическая технология» М., 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное сопровождение современных педагогических технологий как средство реализации ФГОС НОО

   Мы живём в информационном мире, который стремительно меняется день ото дня, вместе с этим меняется и образование. В октябре 2009 года Министерством образования и науки Российской Ф...

Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"

Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний

Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»

Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...

Использование современных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетентности педагога

Использование современных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетентности педагога в 1 «В» классе...