Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Прокофьева Марина Дмитриевна

Аннотация к рабочей программе «Изобразительное искусство»

Аннотация составлена на основе нормативно правовых документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

Образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от

06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.

№1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства

Образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован в

Минюсте России 4 февраля 2011г.);

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011г);

4.Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» - М., Просвещение,2011;

5.Программа начального общего образования (ООПНОО),

6.Программа формирования универсальных учебных действий.

7. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 – ФЗ.

Программы «Изобразительное искусство». 1-4 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.

Автор: Б. М. Неменский.

Программа по изобразительному искусству ориентирована на достижение следующих целей:

- Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

- Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.

- Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи:

- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

- Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).

- Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

 

Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса изобразительного искусства в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год на изучение данной программы выделено: 34 ч. (3 класс.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc514.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые предметные и метапредметные результаты

изучения учебного предмета

ФГОС НОО Изобразительное искусство

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

ООП НОО (Целевой раздел)

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно ­ прикладное искусство) и участвовать в художественно ­ творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально ­ ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно ­ творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и пр.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно ­ творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно ­ прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно ­ прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
  • передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

О чём говорит искусство?

Обучающийся научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно ­ творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
  • Метапредметные УУД
  • Регулятивные УУД
  • • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • •Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
  • Познавательные УУД
  • • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • •Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
  • Коммуникативные УУД
  • • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
  • а) донести свою позицию до собеседника.
  • б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  •              • Учиться согласованно работать в группе:
  • а) учиться планировать работу в группе;
  • б) учиться распределять работу между участниками проекта;
  • в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание учебного предмета

  1. Место предмета в Учебном плане

На изучение курса «Изобразительное искусство» в начальной школе в 3 классе отводится 34 часа в год, (по 1 ч. в неделю) согласно Учебному плану МКОУ «ООШ № 9».  

По плану:                                                          По календарно – учебному графику:  

       1 четверть – 9 часов;                                                                   1 четверть –9  часов;

       2 четверть – 7 часов;                                                                       2 четверть – 7 часов;

        3 четверть – 10 часов;                                                                        3 четверть – 10 часов;

       4 четверть – 8 часа.                                                                          4 четверть – 7 часов.  

      Итого:    34 ч                                                                              Итого:    33 ч                                                                                                                           

2. Наименования разделов учебной программы и характеристика основных видов деятельности

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1.

«Искусство в твоём доме»

9 ч в 1 четверти

  • Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её, добиваясь целостности цветового решения. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора, украшения в процессе создания образа посуды. Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим образным решением. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.
  • Обретать опыт творчества и художественно –практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с её функциональным назначением. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.
  • Обрести опыт творчества и художественно – практические навыки в соответствии эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

2.

«Искусство на улицах твоего дома»

7 ч во 2 четверти

  • Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Понимать, что памятники — архитектуры- это достояние народа, которое необходимо беречь. Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк отдыха, детская площадка, парк мемориал и др.). Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Использовать ажурную решётку в общей композиции с изображением парка или сквера. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приёмы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Уметь видеть образ в облике машины. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта.

3.

«Художник и зрелище»

10 ч в 3 четверти

  • Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.
  • Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
  • Отмечать характер, настроение выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно – обобщенного изображения ( в процессе создания афиши или плаката). Создавать в рисунке проект оформления праздника. Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

4.

«Художник и музей

8 ч в 4 четверти

  • Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России – Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина. Знать имена крупнейших русских художников – пейзажистов.
  • Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. Иметь представление об изобразительном жанре – портрет и нескольких известных картинах- портретах. Создавать портрет кого –либо из дорогих, хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета. Воспринимать картину- натюрморт как своеобразный рассказ о человеке –хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Развивать живописные и композиционные навыки.
  • Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.
  • Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.
  • Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.
  • Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. 

ИТОГО:

34

График проведения экскурсий и проектных работ

Четверть

№ урока

Наименование проекта

Экскурсии

   1

9-й

Проект «Красивый дом»

9-й урок      Экскурсия в школьную (городскую) библиотеку

2

11-й

Проект «Парк (сквер) для моего города»

14-й урок      Экскурсия по городу с целью изучения          

                          архитектурных памятников.

12-й

Проект «Ажурная ограда»

21-й урок      Экскурсия в торговый центр «Витрина как

                          украшение города»

3

20-й

Проект «Карнавальная маска»

26-й урок      Экскурсия в театр «Спектакль: вымысел и

                          правда»

4

28-й

Проект (информационный) «Путешествие в музей»

42-й урок      Экскурсия в городской музей «Родные

                          просторы»

итого

5

5

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

1 четверть - «Искусство в твоём доме»

9 ч

1

Твои игрушки придумал художник.

Лепка игрушки из пластилина или глины. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен.

1

05.09

2

Посуда у тебя дома. 

Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Зависимость формы и декора посуды от материала.

Образцы посуды, созданные мастерами промыслов. Работа Братьев – Мастеров по созданию посуды: конструкция -  форма, украшение, роспись.

Придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов.

1

12.09

3-4

Мамин платок.  

Знакомство с искусством росписи тканей. Создание эскиза платка для мамы, девочки, бабушки.

Выражение в художественном образе платка: платок праздничный или повседневный.

2

19.09

26.09

5-6

Обои и шторы у тебя дома.

Создание эскиза обоев и штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская)

2

03.10

10.10

7

Твои книжки. 

Разработка детской книжки игрушки с иллюстрациями. (Или конструирование обложки для книжки- игрушки).

Экскурсия в школьную (городскую) библиотеку.

1

17.10

8

Поздравительная открытка. 

Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Создание эскиза декоративной закладки или открытки

1

24.10

9

Что сделал художник в нашем доме. (обобщение)

Роль Братьев – Мастеров в создании формы предмета и его украшения. Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ.

Проект «Красивый дом»

1

31.10

2 четверть - «Искусство на улицах твоего дома»

7  ч

10

Памятники архитектуры – наследие веков.

 Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (экскурсия по городу с целью изучения архитектурных памятников). Образное воздействие архитектуры на человека.

Изображение одного из архитектурных памятников г. Лиски

1

14.11

11

Парки, скверы, бульвары.

Изображение парка, сквера (коллаж).

Архитектура садов и парков. Проект «Парк (сквер) для моего города»

1

21.10

12

Ажурные ограды.

Чугунные ограды в Санкт – Петербурге и других городах. Создание проекта «Ажурная ограда» (ворота) – вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой.

Монтаж композиции «Парки, скверы, бульвары»

1

28.10

13

Фонари на улицах и в парках.

Графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей.

1

05.12

14

Витрины магазинов.   

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Экскурсия в торговый центр «Витрина как украшение города». Создание эскиза оформления витрины любого магазина.

1

12.12

15

Транспорт в городе. 

Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей.

Образы фантастических машин.

1

19.12

16

Что сделал художник на улицах моего города (села). (обобщающий урок)

Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективного панно.

1

26.12

3 четверть - «Художник и зрелище»

10 ч

 

17

Художник в цирке. 

Цирк – образ яркого развлекательного зрелища. Роль художника в цирке.  Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления

1

16.01

18-19

Художник в театре.

Истоки театрального искусства. Экскурсия в театр «Спектакль: вымысел и правда» 

Художник создатель сценического мира. Создание театра на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

2

23.01

30.01

20-21

Маски.

Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маски как образ персонажа. Маски – характеры, маски-настроения. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные) Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Проект «Карнавальная маска»

2

06.02

13.02

22-23

Театр кукол.

Истоки развития кукольного театра. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы – марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы и ее конструкция и костюм. Создание куклы к кукольному спектаклю.

2

20.02

27.02

25

Афиша и плакат.

Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Композиционное единство изображений, и текстов в плакате. Эскиз плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.

1

06.03

26

Праздник в городе.

Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги.

Выполнение рисунка «Праздник в городе».

1

13.03

27

Школьный карнавал.

Организация театрализованного представления или спектакля с использованием, сделанных на уроках масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д.

1

20.03

4 четверть - «Художник и музей»

28

Музеи в жизни города.

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов – хранители великих произведений мирового и русского искусства. Разнообразие музеев (художественные литературные, исторические, игрушек, космоса и т. д.)

Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей. Проект «Путешествие в музей»

1

03.04

29

Картина – особый мир. Картина пейзаж.

Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Экскурсия в городской музей «Родные просторы»

Знаменитые картины-пейзажи. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением.

1

10.04

30

Картина – особый мир. Картина - портрет

Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники портретисты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрета.

1

17.04

31

Картина - натюрморт.

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта. Создание натюрморта по представлению с ярко выраженным настроением.

1

24.04

32

Картины исторические и бытовые.

Изображение в картинах событий из жизни людей.

Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра.

Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра. Изображение сцены из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра.

1

08.05

33

Скульптура в музее и на улице. 

Скульптура – объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура.

Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

1

15.05

34

Художественная выставка. Обобщение темы.

Выставка лучших детских работ за год. Выставка как событие и праздник общения.

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 класс

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство»  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО   2 класс p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство»  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО   3 класс...