Открытые уроки
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Коломойцева Любовь Гавриловна

Народные праздники

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tehnol._plan.zip30.62 КБ
Package icon презентация "Народные праздники"1.57 МБ

Предварительный просмотр:

                                                Урок по изобразительному искусству в 4  классе

                                                     (по программе Б.М. Неменского)

Тема урока: «Народные праздники. Весёлый хоровод»

                                                   Ход урока.

Цели и задачи урока:

1.     Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках изобразительного искусства.

2.     Дать представление о народном празднике – ярмарке. Познакомить с творчеством художника       Б.М. Кустодиева.

3.     Осуществлять межпредметные связи ( технология, музыка, литература)

4.     Развивать творческое воображение и умение работать коллективно.

5.     Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

 Материалы: ватман, листы бумаги, карандаши, клей.

Инструменты: ножницы, цветные карандаши.

На доске:

Репродукции: Б.М.Кустодиев - «На ярмарке», «Ярмарка»; И.Аргунов -«Портрет неизвестной в русском костюме»; Ф.Н.Рисс - «Скоморохи в деревне»; кроссворд; таблица  (метод загораживания)

Ярмарочная витрина, собранная детьми: рисунки-игрушки, платки, салфетки…

Музыкальный ряд:

Музыка «Коробейники», музыка русских народных частушек, народная песня «Барыня».

                                                          План урока:

1.       Организационный момент.

2.       Мотивация к деятельности.

3.       Учебно – познавательная деятельность.

4.       Физкультминутка.

5.       Продолжение учебно –познавательной деятельности.

6.       Практическая работа.

7.       Анализ работ.

8.       Итог урока.

9.       Оценки за урок.

 

                                                              Ход урока.

 I.  Организационный момент.

II .Мотивация к деятельности.    

 Здравствуйте, ребята!

       По прошлому уроку мы знаем, что русский человек всегда славился умением трудиться. Весной, летом и осенью он трудился на полях и огородах.

     -А вот зимними вечерами, что делали русские люди?

Они создавали замечательные русские игрушки, посуду, мебель.

      Одним словом, они старались украсить свой дом. Это и вышитые скатерти, полотенца, замечательные кружевные салфетки, шторы, и конечно же одежда. Русский человек всегда славился трудолюбием, талантами. Многое умел делать своими руками: дом построить, хлеб вырастить, сделать всё, что нужно в хозяйстве.

         Но ведь русский человек не только любил трудиться, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах.

       Чем обычно заканчивается страдная пора?

        Праздником, гуляниями.

          Праздники есть у каждого народа.

. - Дети перечислите народные  праздники.(ответы детей).

 

 III  Учебно – познавательная деятельность.

   Возникли праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздником на Руси встречали весну, провожали зиму. Праздником отмечали завершения работ. Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Народ, умеющий хорошо работать, умеет и веселиться.

Тема нашего урока « Народные праздники. Весёлый хоровод »

       Народные праздники, их много. Если мы сейчас отгадаем кроссворд , повторив материал прошлых уроков, то узнаем что было немаловажным на праздниках.

Кроссворд:

1.    Как называется на Руси маленькое поселение?  (деревня)

2.   Продолжите определение жанра: «Пейзаж – это изображение …? (природы)

3.    Картина Васнецова поможет отгадать некоторые слова: головной убор  русского воина? (шлем)

4.   Железная рубаха воина? (кольчуга)

5.   Как называется картина Васнецова? (богатыри)

 6.   А работа художника  Аргунова поможет определить, как называется женский головной убор? (кокошник)

7.   Русская женская одежда,  платья без рукавов? (сарафан)

И что же  было немаловажным на праздниках?

Да, это ярмарка.

Что же такое ярмарка?

Ярмарка – массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.

        Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева Пятница. День её памяти отмечается 10 ноября (икона Параскевы Пятницы).

        В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В день её памяти не работали.

В Москве и в других больших городах в этот день и устраивались ярмарки.

Ярмарка  - это тоже праздник.

- как вы думаете, люди ждали этот праздник?

- для чего?

Товар продать, товар купить, балаганные представления посмотреть.

 А детвора  ждала с ярмарки  -  гостинец.

Презентация

Слайд 1,2

Представьте себе шумную ярмарку в русском селении:

Слайд  3

Люди с нетерпением ждали и готовились к ярмаркам – это был для них как большой праздник, на который шёл и ехал народ с разных губерний и волостей. Вот где можно было всё увидеть и услышать, найти товар на любой вкус и кошелёк.  

Слайд  4

На ярмарках показывали разных забавных животных. Например, дрессированных медведей! Они потешали народ как могли! Популярность медведей была велика!

Слайд  5

  Давайте посмотрим русскую ярмарку, изображённую Борис Михайлович  Кустодиевым.

Красочная, весёлая ярмарка.

-Какими мы видим людей?

      Нарядными, торжественными. Пришли себя показать и  на других посмотреть. Здесь устраивались гулянья, хороводы, карусели, пляска, торговцы расхваливали свой товар.

Скоморохи и шуты тоже развлекали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар, выкрикивали запоминающиеся фразы.
Торговля шла с шутками и прибаутками, каждый расхваливал свой товар. «Ты постой, красотка, такого горшка – обыщи весь свет – не найдешь». То были первые, живые рекламные ролики.

Слайд  6

На ярмарочной площади не умолкает хохот, шум, музыка.

Перемены внёс торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые «ряды», расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов.

Слайд  7

-Что мы видим на  картине?

-Какое время года изображено?

-Какие художественные средства  применил художник, чтобы показать многоплановость и многофигурность  в картинах?

(Закон линейной перспективы: дальше – меньше, ближе - больше).

 ( Закон воздушной перспективы: вдали  цвет - лёгкий, слабый, разбелённый ; вблизи цвет - насыщенный, звучный, яркий)

-Какой метод использовал  художник, чтобы показать многоплановость? (метод загораживания)

Слайд  8

Обратите внимание на одежду людей. Мы видим разнообразие узоров на одежде. А русская изба, её окно – оно тоже нарядное.

-Художник показал на картине праздник?

-Какое настроение показано?

А кто автор данных произведений?

Слайд  9

«Ярмарка» — так назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений. И это название сохранилось до сих пор. Ярмарка обычно гудела, шумела! Благодаря ярмаркам на Руси развивались различные народные промыслы. Ярмарки возникали на пересечении торговых путей.

 Слайд 10

Слайд  11

Слайд  12

Когда ярмарка заканчивалась, начиналась еще одна потеха. Водили хороводы, устраивали бои «стенка на стенку». И кто побеждал — тому на следующий год на лучших местах торговать!

Слайд  13

I V.Физкультминутка

(звучит народная музыка «Барыня»)

     учитель: « Предлагаю вам ребят

                        Вместе дружно  поиграть

                        Хлопать, кто умеет громко?»

                      «Все ребята!»

                      Чтоб узнать кто прав из нас?

                      Мы похлопаем сейчас »

           «Дорогие мальчики не жалейте пальчики!» (хлопают)

            « А теперь дружнее, звонко

              пусть похлопают девчонки» (хлопают)

            А теперь все вместе   Пляску русскую начнём!

(Поочерёдно ставим ногу на пятку вперёд, руки на пояс.)

          В этой пляске удалой   Пусть кружится шар земной.

(Поворот, переступая налево, на 360 градусов.)

Эх, раз, ещё раз,

(наклоны вправо-влево)

  Поклонимся мы сейчас,

(наклон вперёд)

 И закончим перепляс,

(поклон вперёд)

А теперь сели.

V. Продолжение учебно – познавательной деятельности.

Частушки

Наши ученики пришли на ярмарку народ потешить (выходят ученики в костюмах, поют частушки).

Мы веселые частушки

Пропоем для вас сейчас,

О себе, о дружбе нашей

И о кое-ком из нас...

На ИЗО и музыке

 Развивай таланты!

 Будешь или скульптором

 Или музыкантом!

Ох, художница ты, Осень,

 Научи так рисовать.

 Я тогда в твоей работе

 Тебе буду помогать!

 

Я зелёный самосвал

 На листке нарисовал,

Поле, роща, небо, луг -

 Всё зелёное вокруг.

Через луг бежит дорожка,

 А на ней уселась кошка

 И сидит под клёнами

 Тоже вся зелёная,

Над бумажным над листом

 Машет кисточка хвостом.

Красит в разные цвета.

 Ах, какая красота!

Всем спасибо за внимание,

 За задор, веселье, смех.

 За огонь соревнованья,

 Созидающий успех.

VI.Практическая работа.

Объяснение способов работы.

Сегодня на уроке мы изобразим  народный праздник, ярмарку, гулянье.

-Что должно быть в данной  композиции?

·                         Пейзаж (природа, поля, речка).

·                         Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда)

·                         Люди (мужчины, женщины, скоморохи)

·                         Дополнительные предметы.

        Работать будем коллективно. Сделаем одну общую работу.

   Распределимся на группы:

2 ученика работают на ватмане (большом формате) создают фон.

1 ученика (парой) - создают лоток с товаром

Все остальные делим на 2 группы  и  работают индивидуально.

.

Слайд «Народный костюм»

На столе у каждого листок заданной величины. Вам нужно изобразить  человека в русском народном костюме во весь рост. Учитывая , что изображая  хоровод  , народ стоит  половина передом , половина спиной.

1 группа изображает вид спереди.

2 группа изображает вид со спины.

  Работу выполняем цветными карандашами. Затем вырезаем ножницами.

-Кто скажет правила безопасности работы с ножницами? (передавать кольцами вперёд, не играть с ножницами, использовать по назначению)

Кто работу выполнит, приносит её к нашим главным художникам. И они вместе, приклеивают её на ватман, правильно, разместив.

Вашему вниманию  предлагаются  образцы народных костюмов.

А теперь приступим к выполнению коллективной работы “Весёлый хоровод”.

Практическая творческая деятельность  учащихся.(Звучит русская народная музыка : «Коробейники»; музыка русских народных частушек .)

Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха.

Удачи вам в работе

VII.Анализ работы.

 -В какой технике мы сделали работу? (коллаж)

-Как назовём работу, которую сделали коллективно?

-Что, по вашему мнению, не удалось?

-Что вы считаете, получилось удачным?

-А что можно добавить в композицию?

VIII.Итог.

-О чём мы сегодня узнали? ( о народном празднике, о русском художнике).

Ярмарка- это не только торг, но и большой народный праздник.

В том, как проводится праздник - в обрядах в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках и проявляется щедрость души русского народа.

IХ.Оценки за урок.

           



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок в 4 классе на тему: «Народные праздники. Ярмарка на Руси»

Слайд 2

Ото всех дверей, ото всех ворот, К нам на праздник спеши, Весь честной народ! Кто умеет хорошо трудиться, Тот умеет и веселиться! Собирайся, - народ! Всех ярмарка зовет! Заходите – не пожалеете, коли время имеете! Будьте как дома, не стесняйтесь! По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Слайд 3

Люди с нетерпением ждали и готовились к ярмаркам – это был для них как большой праздник, на который шёл и ехал народ с разных губерний и волостей. Вот где можно было всё увидеть и услышать, найти товар на любой вкус и кошелёк.

Слайд 4

На ярмарках показывали разных забавных животных. Например, дрессированных медведей! Они потешали народ как могли! Популярность медведей была велика!

Слайд 5

Скоморохи и шуты тоже развлекали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар, выкрикивали запоминающиеся фразы. Торговля шла с шутками и прибаутками, каждый расхваливал свой товар. «Ты постой, красотка, такого горшка – обыщи весь свет – не найдешь». То были первые, живые рекламные ролики.

Слайд 6

Перемены внес торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые «ряды», расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов.

Слайд 7

Б.Кустодиев «Сельская ярмарка»

Слайд 8

Б.Кустодиев «Ярмарка в деревне»

Слайд 9

В.Нагорнов «Ярмарка» «Ярмарка» — так назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений. И это название сохранилось до сих пор. Ярмарка обычно гудела, шумела! Благодаря ярмаркам на Руси развивались различные народные промыслы. Ярмарки возникали на пересечении торговых путей.

Слайд 10

Народные праздничные костюмы

Слайд 11

Народные праздничные костюмы

Слайд 12

Когда ярмарка заканчивалась, начиналась еще одна потеха. Водили хороводы, устраивали бои «стенка на стенку». И кто побеждал — тому на следующий год на лучших местах торговать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...