план к уроку изо в 5 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

план к уроку изо для 5 кл на тему:хохлома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i5k05.12.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Золотая хохлома

Дидактическая цель урока: познакомить учащихся с народным промыслом «Хохлома»

Задачи урока:

  • личностные: создавать условия для   раскрытия интеллектуальных возможностей детей;

           -работать над самооценкой и адекватным пониманием причин

           успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  • метапредметные: воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное  в искусстве народных промыслов и жизни;
  • предметные: сформировать умения выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальности как принципа изобразительной композиции;

           -развивать умения и навыки художественной росписи;

           -совершенствовать умения и навыки декоративной росписи в изучении

Ход урока.

  1. Организационный этап.

   Проверка готовности учащихся к уроку

  1. Введение в тему урока.

Не могу налюбоваться, взглядом долгим оторваться

От причудливых узоров и фантазии просторов.

Ты душою глубока и торжественно легка.

В твоих кудрях золотых солнечный играет блик,

Травник весело кружится, гордая сидит Жар-птица,

Песни счастья нам поет, красны ягоды клюет.

Что за дивная посуда? Роспись льется - просто чудо.

Здесь цветы, луга, поля - все чем славится земля,

И березовый листок, и пшеницы колосок.

-Ребята, обратите внимание на зрительный ряд. (посуду стоящую на столе)

Можете ли вы определить, к какому народному промыслу они относятся? (хохлома)

- Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (Хохлома)

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Действительно, сегодня мы будем говорить о хохломе, красотой Руси полна Золотая хохлома.  Тема  урока так и называется - «Золотая хохлома ». 

  1. Повторение пройденного материала.

- Какие народные промыслы вы знаете? (Гжель, Городец, Жостово, Дымково, Филимоново,  Каргополь)

  1. Изучение нового материала.   Откуда же появилось это удивительное искусство?                                                             Разное сказывают старики. Говорят, будто давным - давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой.  Вот такое поверье ходит в народе. Считается, что родоначальником Хохломы является Семён - ложкарь, который вооружил целую армию деревянными ложками. А художник Г. Матвеев, под руководством которого была создана школа росписи и токарного искусства, развил этот кустарный промысел до промышленного производства. Он собирал традиционные рисунки и обучал мастеров. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становится главной темой творчества художников. Город Семенов, - В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы".

   Глина     закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо

 просушивают.   Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя

 эту  операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова

или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся

ладкими,   блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который

 наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи  выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5.Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком

 (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под

  воздействием   температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот

  восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание

  «Золотая  Хохлома».

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют  художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).

- Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый). 

- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность).

-Ребята, какие элементы росписи вы видите?( Травка, ягодки, цветы, птицы)

- Верно - это символы счастливой жизни, как бы райский сад. 

Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.

Динамическая пауза

                             Творческая практическая деятельность.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

- контроль организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рисунка;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

  1. Итог урока.
  1. Выставка работ учащихся.
  2. Рефлексия.
  1. Заключительное слово учителя.

Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 4 классе "Лес" на татарском языке

Тема. Урман- табигый бергәлекМаксат:организмнарның үзара бәйләнешләрен ачыклау; укучыларның тере организмнарның экосистемадагы үзара бәйләнешләре турындагы белемнәрен гомумиләштерү, логик фикер йөртүл...

План - конспект урока математики 3 класс

Повторение основных вопросов математики, изученных в  3 классе....

План-конспекг урока для 2 класса Интегрированного курса « Музыка и движение»

При  планировании  уроков по  программе  физического воспитания для  2-го класса  я решили  использовать программу интегрированного  курса « Музыка и движение»,...

План-конспекг урока для 2 класса Интегрированного курса « Музыка и движение»

При  планировании  уроков по  программе  физического воспитания для  2-го класса  я решили  использовать программу интегрированного  курса « Музыка и движение»,...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....