Золотая хохлома
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Осипович Ирина Вениаминовна

Урок изобразительного искусства во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izobrazitelnogo_iskusstva_zolotaya_hohlomaquot.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Золотая хохлома.

Цели урока. Познакомить учеников с одним из видов народных художественных промыслов – хохломой. Подробно рассказать о хохломской росписи, об истории её появления, помочь изучить её характерные черты и узнать о практическом её применении. Научить детей составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею заготовку. Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству, гордость за  Россию. Развивать детскую фантазию и умение работать с красками в процессе творчества.

Оборудование. Выставка изделий из хохломы, иллюстрации, таблица с элементами травного орнамента; кисти, краски, палитра, тряпочка; компьютерная презентация «Золотая хохлома»; ленточки мастеров. Л.В.Орлова «Хохломская роспись» - рабочая тетрадь по основам народного искусства /у каждого ученика/.

Музыкальный ряд. Частушки, песня «Коробейники», плясовые наигрыши с использованием ложек, песня о народных промыслах  «Города России».

ХОД УРОКА

На доске плакат:

Ветка плавно изогнулась                                              
        И колечком завернулась.                                                
        Рядом с листиком трехпалым                                        
        Земляника цветом алым.                                                

         Засияла, поднялась,                                                
        Сладким соком налилась.                                
        А трава, как бахрома,                                                            
        Золотая хохлома!                                                                                                                      

I. Организационный момент

         

 У. -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии много гостей, которые пришли посмотреть на нашу работу и мы не должны их разочаровать.

Все ли готовы к уроку? Ко всем ли пожаловала принцесса – кисточка со своими слугами –красками, подругой –палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она промокнет в воде?

II. Подготовительный момент (повторение)

У. -Итак, ребята, сегодня у нас на занятии будет очень  интересная тема. Но прежде чем перейти к изучению нового материала  давайте вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках?

  • Рисовали различные виды орнаментов.

У. Что же означает слово орнамент?

  • Это украшение, узор, состоящий из  повторяющихся элементов..

У. Для чего  человек использует орнамент?

  • Для украшения различных изделий

У.-  Для полноценной жизни человеку необходимо многое и часть ему приходилось изготавливать самому: мебель, посуду, одежду и многое другое. Часть из сделанного он оставлял себе, а часть продавал на базарах, на ярмарках. На ярмарке народ веселился, водил хороводы, проводили различные игры и представления,  продавали всевозможные товары.

 У. -  А сейчас мы с вами побываем  на  ярмарке в качестве зрителей. 

/Включаю музыку «Коробейники». Заходят два ученика в русских костюмах с набором хохломской посуды  в роли коробейников/

Коробейники:

1– Мы ребята удалые,          
Мы ребята озорные,              
Всех на ярмарку зовем

Мы посуду продаем!

2– А ну честной народ,
Подходи, посмелей!
Покупай товар,
Не робей!

1– Ребята не зевайте,
Кто хочет, покупайте!

2– Принесли мы вам посуду.
Здесь ни глина, ни фарфор,
А чудесных рук творенье.

Посмотри, какой декор!

1– Здесь посуда знатная,
Складная да ладная.
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!

(Коробейники раздают посуду каждому на парту)

 У.        - Итак, ребята, посмотрите, какой изумительной красоты посуду принесли нам коробейники

(Рассматриваем посуду)

 У.   -  А Вам захотелось ее купить?

  • Да!

У.     -   Посмотрите внимательно на посуду. Из чего состоит узор на ней? Что он вам напоминает?

  • Травы, веточки.

У.      -  Да, действительно, очень похоже на травку. А что еще интересного про узор нам могут рассказать коробейники?

Коробейники: 

1. Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется — попробуй, сумей-ка!

2.А где-то кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды в небесном узоре.

1.Еще характерен для всей хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

2.– Удивляя, прорастая,

 Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Черно-красная трава.

1.– Листья реют, не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.

 2. -То ли солнцем облита, то ль сверкает сама –

Далеко знаменита золотая хохлома.

Самоцветные краски, вязь узоров тонка –

Продолжение сказки, что слагалась века.

1. - И в беде, и в ненастье красотою полна,

Добрым людям на счастье создается она.

Вмёсте с этой посудой входит радость в дома.

Рукотворное чудо — золотая хохлома!

  У.      -    Спасибо нашим коробейникам за такую красивую посуду и интересный рассказ. А в дополнение к сказанному я хочу прочитать слова, которые вы видите на плакате.

Кадр 2

III. Объяснение нового материала. 

 У.  -  Итак, ребята, нам действительно уже пора войти в мир волшебной Хохломы. Мы с вами сегодня начинаем изучать очень интересный раздел « Народное и декоративно-прикладное искусство», где будем знакомиться с народными промыслами, и начнем мы с вами, пожалуй, с самого яркого – «хохломской росписи"».

  У.      -  Скажите, ребята, дома у вас есть такая посуда?

  • Да.

У.       -    А вы из нее кушаете?

  • Нет, да и т.д.

У.-   А вот раньше на Руси ели  из  деревянной посуды.

          Кадр 3

а) Выступление поисковой группы

  У.  -   Итак,  а теперь давайте послушаем наши поисковые группы. Что они интересного нам могут рассказать о том, где и когда возникла хохломская роспись по дереву и почему она называется именно хохломской?

1) Изготовляли деревянную посуду, а затем украшали ее росписью крестьянские мастера из деревень, расположенных вблизи села Хохлома.

2) А нашли мы вот какую  интересную легенду. Давным-давно от царской немилости сбежал в  леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла — надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, — и стала та золотой.

3) Не смотря на золотой отлив, золото никогда не применялось в росписях хохломской посуды. Эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов.

 б) Рассказ учителя. /Сопровождается показом презентации «Золотая хохлома» /

   У.    - А как же на самом деле было?

Кадр 4

На Руси всегда было много лесов.  Древесину использовали  как для постройки домов, церквей так и для изготовления мебели, посуды. Деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина и в царском обиходе.

Раньше  деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина.  

Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне, потому что была дешёвой. Так появилась посуда с хохломской росписью. А начали её расписывать в лесном Заволжье мастера-иконописцы около 300 лет назад.

Не было в тех краях  ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьей не занимались бы каким-либо ремеслом.

 Своё название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар.

Сейчас  в городе Семёнове работает фабрика, где изготовляют хохломские изделия. И сейчас  процветает хохломской промысел росписи по дереву. На слайде вы  видите одного из мастеров хохломы.

Кадр 5

Но не забывают мастера легенду о Жар-птице и очень часто изображают её на своих изделиях. У одного мастера она из травинок выглядывает, у другого ягодки клюёт. А иной художник изобразит птиц, стоящих друг против друга. Этот рисунок приносит семейное счастье в дом.

Кадр 6

Хочу вам напомнить, что это искусство возникло очень давно. В хохломской росписи не было, и нет «чужих» мотивов. Из поколения в поколения мастера писали то,  что переняли от отцов и дедов, что было им близко и понятно. Но писали каждый раз по-новому, словно песню пели на разные голоса. Каждое изделие неповторимо. Два одинаковых, на первый взгляд, изделия при внимательном рассмотрении, окажутся разными.

Кадр 7

Мастерам хохломской росписи по плечу разные виды изделий. Здесь вы видите икону, которую они расписали.

Кадр 8

Вниз и вверх по Волге развозилась «хохлома» — в деревни, села и города, добиралась и до других стран. К началу 20 века хохломской промысел обрел всемирную славу.

Хохломские изделия являются излюбленными сувенирами, которые увозят с собой иностранцы, приезжающие в нашу страну. Ведь этот вид росписи уникален. Им  владеют только мастера великой матушки России. И народ прославляет их мастерство даже в частушках.

в) Исполняются частушки о Хохломе.   /Поют 2 девочки в русских народных костюмах/

Велика Россия наша,                                     Золотая Хохлома,

          И талантлив наш народ:                               Ей не налюбуются:                          

О Руси родной умельцах                              И в Париже, и в Нью-Йорке                      

На весь мир молва идет.                               Хохлома красуется.

                                     Ты играй, моя гармошка,

                                     Ты, подруга, подпевай,

                                     Мастеров Руси великой

                                     Во весь голос прославляй!

г) «Золотой секрет» хохломы.

    У.    -   А теперь  я вам попытаюсь раскрыть секрет хохломы, как же эта посуда становится золотой!

Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост.

До того как изделие, выполненное мастерами хохломы, попадет в руки покупателя, оно проходит  52 операции, в том числе и шестиразовое прокаливание в огромной  печи.

            Хохломские  изделия,  вытачиваются из дерева липы или осины. В результате многочисленных операций, чередующихся сушкой, многократным покрытием жидким раствором глины, маслом, олифой и блестящим металлическим порошком, изделие приобретает серебристую окраску. С этого и начинается Хохломское таинство – получение золотистого цвета. На серебристый фон наносят рисунок, просушивают, покрывают лаком и ставят предмет в печь. При определённой температуре лак, покрывающий роспись желтеет и темнеет. Сверкающая под его слоем серебристая поверхность становится золотистой. А точёное деревянное изделие превращается в руках мастера в сказочное по красоте изделие.

У.- Какое настроение возникает при рассматривании хохломских изделий?

  • Радостное, веселое.

У. - Этого и хотели добиться художники. Ведь жизнь простого человека никогда не была лёгкой, а золото символизировало счастье, достаток. Своими изделиями мастера старались подарить человеку счастье.

д) Цвета и орнаменты хохломы.

 У.     А какие цвета художники используют в хохломской росписи?

  • Красный, черный, жёлтый.

У.  - Да, три основных цвета и дополнительно к ним  зеленый.

            У.  - Как называют узор из цветов, трав и ягод?

  • Узор из цветов, трав и ягод называют «растительным орнаментом». 

У.  Хохломские мастера используют несколько видов росписи:

     Кадр 9

 а)  При росписи «под фон» рисунок внутри намеченных контуром очертаний остаётся незакрашенным -  «золотым», а окружающая его поверхность закрашивается чёрным, красным, реже зелёным цветом.  

              Кадр 10

          б) "Кудрина" состоит из затейливых завитков.   

              Кадр 11

           в) Верховое "травное" письмо. При этом виде росписи почти вся поверхность украшаемых вещей остаётся «золотой». Основа её, как вы можете догадаться, растительный «травный» орнамент или «травка».

е) «Травный орнамент».

 У. С ним мы сегодня и познакомимся.  В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. «Травка» — главная, обязательная часть любого орнамента хохломы. Как в природе, считают мастера,- всё растёт из трав.  Но у каждого мастера травка получается по-разному. У одного художника травка кудрявая, у другого - она пузатенькая, третий- птичку из этих травок состроит.

   -У каждой травинки есть свое название.

 Кадр 12

ж) Показываю таблицу с элементами травного орнамента, по ходу рассмотрения объясняю приём выполнения на листе бумаги, прикреплённому на доске.

У.  «Осочки»- самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз. Это самые маленькие и тонкие травинки.            

«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки»- это то же, что и «усики», только выполняются с легким нажимом на кисть в середине элемента;

«Кустик» — состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков». Этих элементов может быть написано по 3, по 5 и больше.

IV. Практическая работа  / В рабочих тетрадях/

У. -    У вас на партах находятся альбомы «Хохломская роспись». В них мы и будем  работать. Сегодня вы  превратитесь в мастеров Хохломской росписи. Научитесь выполнять “травный орнамент”, а затем попробуете с его помощью расписать «изделие» - ложку.

Но помните слова хохломских мастеров: «Учитесь у стариков, да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество!»

           Согласны ли вы с этими мудрыми словами? А если согласны, то и за работу пора приниматься, которая была бы близка сердцу!

1. Тренировочные упражнения учащихся по выполнению отдельных элементов хохломской росписи.

  У.  - А сейчас мы научимся писать элементы травного орнамента. Элементы будем выполнять сразу кистью, держа её свободно, всеми пальцами, поворачивая её при необходимости. Не забывайте смотреть на образец. Какие цвета мы будем использовать?

  • Красный и чёрный.

       У.  -  Все, приступаем, не забываем чередовать  цвета, используемые в  Хохломе. При выполнении этой работы воды нужно брать поменьше, тогда рисунок будет ярче, и не будет растекаться.

Физкультминутка. Звучат плясовые наигрыши с использованием ложек. Дети выполняют плясовые движения.

 Кадр 13

          2. Роспись заготовок.

   У.   -  Теперь, ребята, давайте, и мы попробуем сами украсить изделия замечательной хохломской росписью. Вы должны создать свою композицию, не забывая смотреть на таблицу, с готовых работ не срисовываем. Представим себе, что это ложка, которую вам нужно подарить очень дорогому для вас человеку. Вы должны нарисовать яркими красками, вложить в работу всю душу. Наша ложка уже «позолочена». Какие цвета мы возьмём для росписи?

  • Красный, черный.

У. - Правильно! Рисуем.

Индивидуальная работа. (Учитель помогает отдельным учащимся.)

/Работа происходит под песню «Города России»./

V. Выставка работ. Подведение итогов. /Награждение ленточками мастеров/

У. – Понравился ли вам сегодняшний урок? С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

  У.  -  Мы познакомились с хохломским промыслом. Это уникальный вид росписи, который никого не оставит равнодушным. А тот, кто попробует расписать хохломскими узорами изделие, полюбит его навсегда и не спутает ни с каким другим.

   Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, но каждый человек и каждое поколение поет ее по-своему. Хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключенному в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

    У.   - Мастер весь отдаётся работе. Его ничего не должно отвлекать, ничего не должно мешать. Чтобы ничего не мешало взгляду мастера, он подвязывал волосы лентой или кожаным ремешком. Лента спасает глаза и от пота, который щедро покрывает лицо мастера во время работы, ведь любая работа требует напряжения. Сегодня вы побывали в роли мастеров хохломской росписи и убедились сами, что эта работа требует большого мастерства и усердия. Но некоторые из вас уже проявили себя как маленькие мастера, поэтому вам можно вручить ленточки мастеров. /Награждение/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая хохлома

Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....

Урок-проект "Золотая хохлома"

Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительно...

Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".

Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...

Проект "Золотая хохлома"

Проект «Золотая хохлома» направлен на изучение одного из народных промыслов.      Работать над проектом мы начали в ноябре. В течении декабря – января мы находили нужную инфор...

Золотая хохлома

Данная презентация может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе...