Кружок Весёлый карандаш
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Катасонова Юлия Сергеевна

КТП творческого кружка воспитателя и классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vesyolyy_karandash.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»

ТВОРЧЕСКИЙ КРУЖОК

«ВЕСЁЛЫЙ КАРАНДАШ»

2019 – 2020 учебный год

0 (подготовительный) «А» класс

                                                                                  планирование составил воспитатель:

                                                               Катасонова Юлия Сергеевна

Смоленск 2019 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка предполагает развитие навыков речевого общения в процессе овладения практической изобразительно-выразительной деятельностью. Важным является необходимость эстетического воспитания учащихся. Изобразительное искусство в школе как учебный предмет носит интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,  т.к. без овладения основами изобразительно-выразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования. Программа кружка носит название «Весёлый карандаш», она более узкая, чем программа по изобразительному искусству, нацелена на овладение ребёнком определённых графических навыков, навыков коммуникативных и речевых. В то же время программа раскрывает ребёнку мир реально существующей гармонии, красоты, помогает увидеть формы и краски окружающего мира, помогает раскрыть творческие способности и фантазии.

Большое значение придаётся наблюдению, воспитанию стремления увидеть красоту и гармонию в природе. Занятия носят деятельностный характер, это выражается в таких формах как: изображение с натуры, по памяти, по представлению; декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей и результатов коллективного творчества, прослушивание музыкальных и литературных произведений. Связь с музыкой, литературой, русским языком, игровая драматургия, составление сказки на тему урока – всё это позволяет ребёнку развиваться и учит живому ощущению жизни, учит чувствовать, сопереживать, понимать не только искусство, но и свою собственную жизнь, преобразовывать её, стремиться к лучшему. На занятиях есть возможность знакомиться с произведениями высокого искусства (живопись, музыка) посредством использования мультимедийных презентаций, что позволяет ребёнку не только приобщиться к шедеврам культуры, но и развивает потребность в общении с произведениями искусства, формирует у ученика отношение к культуре как к личностно-значимой ценности, помогает самоидентификации личности. Ничто так не воспитывает, как искусство.

Планируемые результаты.

Необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в дальнейшем. В результате деятельности на занятиях кружка «Весёлый карандаш» у детей  развиваются прежде всего потенциальные способности, заложенные с рождения. Также развивается связная речь, умение общаться и работать в группе. Развивается художественный вкус, фантазия, пространственное воображение.

Формируется устойчивый интерес к художественной деятельности. Дети учатся видеть изобразительно-выразительные возможности линии, красок, пятна.

В результате воспитывается ответственность, доброжелательность, трудолюбие, умение видеть и понимать красоту, в том числе красоту родного языка.

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

Знания, умения, навыки

1.

05.09.

2019

«В гостях у радуги»

Придумываем сказку про Королеву Радугу. Работа с тёплыми и холодными цветами в рисунке.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Знать основные цвета радуги

2.

12.09.

2019

Путешествие в сказку. Колобок.

Нарисовать сказочного Колобка.

Рассказываем сказку про Колобка, придумываем «хороший» финал сказки, рисуем Колобка.

Знать о формах предметов и их различиях: овал, круг.

3.

19.09.

2019

В гостях у бабушки: орнамент на полотенце.

Рассматриваем орнамент вышитого полотенца. Составить композицию из овалов, кругов, прямоугольников. Выполнить в цвете.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы.

4.

26.09.

2019

В гостях у Осени.

Придумываем сказку про принцессу  Осень. Нарисовать принцессу Осень, которая заблудилась в лесу.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Знать основные цвета осени.

5.

03.10.

2019

Фруктовая мозаика.

Определяем форму, величину, цвет и расположение различных частей. Составляем и рисуем натюрморт из фруктов (с использованием трафаретов).

Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

6.

10.10.

2019

Хлебный колосок.

Придумываем сказку про путешествие колоска. Знакомимся с новым способом изображения – раздуванием краски.

Развивать мышцы рта.

7.

17.10.

2019

Осенний пейзаж.

Рассматриваем осенние картины, уточняем цвета. Раскрашиваем карандашами картину.

Учить отображать особенности сезона. Развивать чувство композиции.

8.

24.10.

2019

Путешествие в  Антарктиду.

Чтение сказки про пингвинёнка. Рисуем сюжетный рисунок про маленького храброго пингвинёнка (холодные цвета моря и льда).

Уметь обсуждать услышанное, знать особенности холодных цветов.

9.

31.10.

2019

Цыплёнок.

Рассматриваем иллюстрации. Обратить внимание на строение, пропорции, окраску птицы. Придумываем весёлые истории про цыплёнка. Изображаем цыплёнка – аппликация + рисование.

Уметь пользоваться ножницами, вырезать круги.

10.

14.11.

2019

Плюшевый медвежонок

Смотрим мультфильм «Ёжик в тумане». Рисуем медведя и раскрашиваем поролоновой губкой.

Освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый предмет.

11.

21.11.

2019

«Аленький цветочек для мамы»

Рассматриваем иллюстрации. Обращаем внимание на формы и цвета. Печатаем по трафарету.

Закрепить навыки рисования, используя трафареты цветов, развивать эстетические чувства.

12.

28.11.

2019

Ёжик

Рассматриваем иллюстрации. Беседуем о внешнем виде и образе жизни ежиков. Рисуем простым карандашом ежика. Раскрашиваем пальчиками.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию

13.

05.12.

2019

Весёлые кляксы!

Экспериментируем на бумаге кляксами (кляксография + зубочистки).

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью трубочек и зубочисток.

14.

12.12.

2019

«Посуда для Федоры»

Смотрим мультфильм «Федорино горе».

Беседуем о формах, видах посуды. Раскрашиваем посуду цветными карандашами.

Знать о формах предметов и их различии. Упражнять в аккуратном закрашивании.

15.

19.12.

2019

Елочная игрушка.

Рассказ об украшениях на новогодней ёлке. Рисуем орнамент в круге (узор на ёлочной игрушке).

Уметь составлять орнамент.

16.

26.12.

2019

Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!

Оттиск поролоном, рисование пальчиками. Учить рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток.

Воспитывать эстетическое восприятие природы.

17.

16.01.

2020

Снежинки в воздухе ночном.

Рассматриваем иллюстрации. Беседуем о видах снежинок, их строении. Рисуем снежинку на голубом фоне.

Воспитывать эстетическое восприятие природы в ночное время.

18.

23.01.

2019

Зимние забавы.

Рассматриваем иллюстрации. Говорим о видах зимних развлечений, уделяем внимание атрибутам того или иного занятия. Раскрашиваем цветными карандашами сюжетную картину.

Упражнять в аккуратном закрашивании.

19.

30.01.

2020

Аппликация + рисование.

Снеговичок.

Составляем сказку про Снеговичка.

На синий картон наклеиваем круги и другие детали (ведро, морковка  и т.д.), рисуем руки, метлу, прорисовываем лицо.

Уметь составлять композицию из овалов, кругов, прямоугольников.

20.

06.02.

2020

Зимний транспорт.

Рассматриваем иллюстрации. Беседуем о видах машин, составляющих деталях, цвете, назначении.

Раскрашиваем пальчиками.

Знать виды транспорта, их назначение. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

21.

13.02.

2020

Весёлые человечки.

Придумываем сказку про весёлых человечков, которые живут в стране Выдумляндии. Нарисовать весёлых и смешных человечков. Используем различные графические средства: краски, карандаши, цветные мелки и т.д.

Уметь пользоваться различным изобразительным материалом.

22.

20.02.

2020

Галстук для папы

Рассматриваем иллюстрации. Уделяем внимание форме, цвету, узору галстуков. Простым карандашом обводим трафарет галстука. Цветными карандашами раскрашиваем, печатки используем для украшения.

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

23.

05.03.

2020

Открытка для мамы

Говорим о празднике 8 марта. Обсуждение подарков для мамы. Изготовление открытки – аппликация + рисование. По трафарету на цветной бумаге обводим бутоны цветов, наклеиваем, дорисовываем стебель и листочки.

Учить украшать цветами открытку для мамы. Уметь работать с ножницами и клеем.

24.

12.03.

2020

Цветные ладошки: жаворонки

Рассматриваем иллюстрации. Беседа о внешнем виде и образе жизни птиц. Рисование ладошками.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.

 25.

 19.03.

2020

Волшебные веревочки: бегемотик.

Раскрашивание бегемотика цветными карандашами. Силуэт обрамляется верёвочкой с помощью клея.

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек.

26.

02.04.

2020

Подводное царство.

Смотрим познавательный мультфильм о морских обитателях. Обращаем внимание на виды рыб, окраску. Рисуем рыб с помощью трафаретов, раскрашиваем цветными карандашами.

Уметь пользоваться изобразительным материалом, создавать композицию.

27.

09.04.

2020

Путешествие в космос

Просмотр и обсуждение презентации «Космос». Рисование с помощью трафаретов космического пространства. Раскрашивание пальчиками.

Развивать воображение. Воспитывать терпеливость.

28.

16.04.

2020

Первые весенние цветы.

Смотрим и обсуждаем презентацию «Первые весенние цветы». Придумываем сказку о беззащитном цветке. Рисуем первый весенний цветок.

Воспитание бережного отношения к природе, навык зарисовки с натуры, умение видеть образ.

29.

23.04.

2020

Жар – птица. Сказка о Счастье.

Обсуждение графического изображения Жар-птицы. Беседа об особенностях цвета в городецкой росписи. Выполнение рисунка в цвете. Нарисовать Жар-птицу в стиле городецкой росписи.

Знать об особенностях цветовых решений в городецкой росписи. Уметь пользоваться изобразительным материалом – гуашью.

30.

30.04.

2020

Матрёшка.

Рассуждаем, в чём тайна и очарование куклы-Матрёшки. Рисуем Матрёшку. Выполнить роспись игрушки в стиле золотой Хохломы.

Уметь видеть образ, понимать образную сущность искусства.

31.

07.05.

2020

Восковые мелки + акварель: «Праздничный салют над городом»

Говорим о празднике 9 мая. Смотрим фильм. Рисуем салют.

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки.

32.

14.05.

2020

Путешествие в оранжевую страну.

Слушание музыки. Сочиняем сказку про Оранжевую страну. Рисуем верблюдов в пустыне. Раскрашиваем поролоновой губкой.

Уметь видеть и использовать различные оттенки тёплого цвета.

33.

21.05.

2020

Дерево у дома.

Сказка о волшебном карандаше и его друзьях – красках. Обсуждаем строение дерева и элементы дома. Рисуем дом и дерево, раскрашиваем карандашами.

Уметь соотносить восприятие линии, пятна и цвета со своими чувствами, эмоциями.

Картотека нетрадиционных способов рисования

Кляксография обычная - ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 Кляксография с трубочкой - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку ). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Рисование пальчиками - ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки , пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 Рисование ладошкой - ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть ) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель - ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная страна- занятие творческого объединения "Весёлый карандаш"

Тема проведенного занятия  «Волшебная страна». Цель урока:Цели:1.    Создание образа феи или эльфа,  сказочного, средневекового замка, способом рисования...

Кружок "Веселый карандаш"

Авторская программа кружка "Веселый карандаш" для 1-го и 2-го класса....

Внеурочная деятельность по ФГОС 1 класс "Весёлый карандаш"

Здесь представлено планирование внеурочной деятельности в 1 классе, которое рассчитано на 33 занятия: 1 час в неделю. Планирование составлено по ФГОС  На занятиях дети знакомятся с народными пром...

Кружок "Путешествие карандаша и кисточки" 3 класс

Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка для 3 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки", "Весёлый карандаш", Краеведение".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...

Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности кружок "Волшебный карандаш" для 3 класса общеобразовательной школы на 2018 – 2019 уч. г.

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.В настоящее время возникла необходимость вклю...

Кружок "Веселый карандаш"

Сегодняшнее время для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталость является временем открытия новых возможностей. Многие дети  с аутизмом обладают исключительными т...