Рабочая программа по ИЗО для 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения предмета
Изобразительное искусство 1 класс
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Восприятие искусства и виды художественной деятельности. | Различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла. Различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику. Эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу. Различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка. Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений. Приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Cформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека. Овладевать практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Сформировать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимать красоту как ценность; потребность в художественном творчестве и в общении с искусством. | Воспринимать произведения изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств.
Различать сюжет и содержание в знакомых произведениях. Видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту. Высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Cформировывать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека. Сформировывать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру. Понимать красоту как ценность. потребность в художественном творчестве и в общении с искусством. Овладевать практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Овладевать элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). | Регулятивные: Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Осознание ответственности человека за общее благополучие, сознание своей этнической принадлежности морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы.
Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Анализируют иллюстрации, выделяют жанровые признаки. Коммуникативные: Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Рисование композиций и ее представление, анализ произведений народных мастеров. Пользоваться знаками, символами, формулируют ответы на вопросы учителя. Использовать элементы орнамента в разной технике. Создавать творческие работы по представлению. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Эстетически воспринимать окружающий мир, понимать значение красоты природы. Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
Азбука искусства. Как говорит искусство? | Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания. Использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно творческой деятельности. Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета. Изображать предметы различной формы. Использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании. Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта. Использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, Передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). | Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно творческой деятельности. Передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы. Моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики. Выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. | Регулятивные: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Рисование композиции и представление, анализ произведений народных мастеров. Пользоваться знаками, символами, формулируют ответы на вопросы учителя. Используют элементы орнамента в разной технике. Создают творческие работы по представлению. Выполняют работы согласно памятке и правил работы на уроке. Осуществляют поиск необходимой информации о натюрморте, истории возникновения жанра, иллюстраций по теме. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (цвет родной страны). Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Эстетически воспринимать окружающий мир, понимать значение красоты природы. Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Значимые темы искусства. | Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним. Решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности. Овладевать элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. Понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира. Проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям. Изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним. Изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. | Регулятивные: Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации о натюрморте, истории возникновения жанра, иллюстраций по теме. Анализируют иллюстрации, выделяют жанровые признаки. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (цвет родной страны). Коммуникативные: Осознание ответственности человека за общее благополучие, сознание своей этнической принадлежности морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении. Ориентации на их мотивы, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Выполнение работы согласно памятке и правил работы на уроке. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Эстетически воспринимают окружающий мир, понимают значение красоты природы. Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. |
Содержание учебного предмета
Изобразительное искусство 1 класс
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Виды художественной деятельности | Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин: раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон: сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). | 8 часов |
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? | Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. | 12 часов |
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? | Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. | 8 часов |
Опыт художественно-творческой деятельности | Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. | 5 часов |
Календарно-тематическое планирование
Шпикалова Т.Я., Искусство (Изобразительное искусство), 1 класс,
М.:Просвещение, 2015)
ИЗО 1 класс
№ | Тема урока | дата | Примечание | |
план | факт | |||
1. | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональны состояний. Живопись. Живописные материалы. Цвет - основа языка живописи. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Жанр пейзажа. Изображение природы разных географических широт. Восприятие осени в природе и в произведениях русских художников конца XIX - начала XX в. В.Поленова, Н. Крымова, Л. Бродской и поэтов. | |||
2. | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Твой осенний букет. Декоративная композиция. Виды художественной деятельности в изобразительном искусстве: живопись и декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства художника И. Григорьева и народных мастеров Л. Романовой, Н. Назаровой. | |||
3. | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Образы природы и человека в живописи. Эмоциональные возможности цвета. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Восприятие произведений пейзажной живописи видных мастеров отечественного искусства XIX—XX вв. С. Остроухова, А. Грицая, Е. Зверькова, поэзии А. Пушкина, русских народных пословиц. | |||
4. | ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Природные формы в декоративно-прикладном искусстве. Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Восприятие произведений живописи отечественных художников XX в. А. Осмёркина, В. Юкина и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства из Жостова и Хохломы. | |||
5. | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция. Восприятие натюрмортов отечественных живописцев XX в. Э. Грабаря, И. Машкова, В. Зевакина, Г. Попова, В. Шумилова и произведения народного мастера Б. Ермолаева. Форма. Природные формы. Жанр натюрморта. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости с помощью цвета. Расположение предметов в натюрморте. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр. | |||
6 | ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России. Восприятие произведений народных мастеров А. Карповой и С. Веселова из Хохломы. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). | |||
7. | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы. Восприятие произведений хохломского мастера И. Маркичева, русского художника XIX в. И. Шишкина. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. | |||
8. | ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы и инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов. | |||
9. | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России Восприятие произведений народных мастеров из Каргополя игрушечников И. и Е. Дружининых и зодчих XVII в., возводивших храмы в Каргополе. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. | |||
10. | ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка. Восприятие портрета народной мастерицы У. Бабкиной за работой её произведений, поэтического описания сказочного медведя с тальянкой. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отображённые в искусстве. Образ человека в традиционной культуре. | |||
11 | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике. Восприятие зимней природы в натуре и графических пейзажах выдающихся мастеров отечественного искусства конца XIX -второй половины XX в. И. Шишкина, И. Билибина, С. Никиреева и стихотворении П. А. Вяземского. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Силуэт. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. | |||
12 | ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике. Восприятие красоты зимней природы в разное время суток, произведений мастеров русского пейзажа XX в. В. Бялыницкого-Бируля, И. Бродского, Г. Захарова, С. Никиреева, стихотворения И. Сурикова. Наблюдение природы и природных явлений, различия их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи родной природы. Роль белой и чёрной краски в эмоциональном звучании и выразительности образа. | |||
13 | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Белоснежные узоры. Вологодские кружева. Восприятие зимней природы в натуре, произведений художника-графика С. Никиреева, кружевных изделий народного мастера В. Ельфиной из Вологды, стихотворения К. Бальмонта. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые, спиралью, летящие). Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Симметрия и асимметрия. | |||
14. | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция. Восприятие произведений народного мастера М. Дмитриевой из Мстёры и русского художника первой половины XX в. З. Серебряковой на тему новогоднего праздника. Разнообразие форм и предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Жанр натюрморта. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия ближе - больше, дальше - меньше, загораживание. Способы передачи объёма на плоскости. Ритм линий, пятен, цвета. | |||
15. | ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народного искусства (орнамент, кружево), средствам художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмам (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.); традиции празднования Нового года и Рождества в семье и в школе. | |||
16. | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? По следам зимней сказки. Декоративная композиция. Восприятие зимней природы в натуре и в произведениях живописи художника Т. Мавриной и лаковой миниатюре народных мастеров С.Туканова из Холуя, О. Струниной из Мстёры, вырезанках К. Воробьёва из Шуи; поэзии Ф. Тютчева и Н.Некрасова. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в искусстве (переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Образы архитектуры в декоративно-прикладном искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. | |||
17.. | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Зимние забавы. Сюжетная композиция. Восприятие произведений художников XX в. (живопись — Т. Мавриной, К. Юона; графика — М. Афанасьева) и народного мастера О. Терентьевой из Палеха, фрагмента стихотворения Г. Рамазановой. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Образы человека и природы в живописи. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. | |||
18. | ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Защитники земли Русской. Образ богатыря. Восприятие образа защитника земли Русской в произведениях художников-живописцев В. Васнецова, П. Корина, художника-графика Н. Гончаровой, лаковой миниатюре народного мастера В. Смирнова из Палеха. Основные содержательные линии. Образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композиция портрета. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие. | |||
19. | ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка. Восприятие произведений народных мастеров Г. Барановой, Е. Удальцовой, Е. Кошкиной, М. Коковихиной, А. Мерзлиной, М. Трухиной, Н. Сухановой, Л. Докиной из Дымкова и стихотворения о дымковской игрушке. Основные содержательные линии. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). | |||
20 | ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Выразительность объёмных композиций. | |||
21 | ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм. Восприятие русской женщины в национальном русском наряде на пахоте в живописи А. Венецианова, фотоизображений народных женских праздничных костюмов Архангельской, Вологодской, Рязанской губерний. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. | |||
22 | ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет. Восприятие произведений художников-пейзажистов XX в. Е. Зверькова, А. Бритова. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Образ природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Цвет. | |||
23 | ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Птицы — вестники весны. Декоративная композиция. Восприятие произведения живописи выдающегося мастера русского пейзажа XIX в. А. Саврасова, произведения декоративно-прикладного искусства современного народного мастера В. Шумаковой. Пейзаж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. | |||
24 | ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве. Восприятие художественного образа дерева в живописном пейзаже И. Шишкина, декоративной композиции В. Шумаковой и опоэтизированного изображения дерева в народных росписях изделий быта. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Природные формы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. | |||
25. | ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя. Восприятие сюжетно-тематического произведения живописи — картины В. Васнецова, произведений художников-графиков — иллюстраторов народных сказок М. Миклашевского, Н. Кузьмина, мастеров каргопольской игрушки И. и Е. Дружининых, создававших в своём творчестве образ любимого сказочного героя — коня. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. | |||
26 | ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета. Восприятие пейзажей А. Саврасова, К. Айвазовского, К. Юона, Н. Рериха, произведений народного мастера М. Чижова из Федоскина. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Цвет -основа языка живописи. | |||
27 | АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета. Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов. | |||
28 | ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки. Восприятие красоты весенней природы в натуре и произведениях художников-живописцев Б. Домашникова, А. Токарева, народного мастера Ю. Ваванова из Мстёры. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Эмоциональные возможности цвета. | |||
29 | ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. Восприятие реальной природы, пейзажей художников-живописцев XIX—XX вв. А. Васильева, И. Левитана, К. Юона, Г. Нисского, М. Сарьяна, А. Пластова. Пейзажи родной природы. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. | |||
30 | ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран. | |||
31 | ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Восприятие произведений художников-живописцев (пейзажи И. Шишкина, К. Бритова, натюрморты Е. Жукова, С. Куприянова, сюжетная картинаА.Дейнеки). Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились, с чем ознакомились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы, инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов. | |||
32 | ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились, с чем ознакомились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы, инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов. | |||
33 | ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Домашний музей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....