Рабочая программа по ИЗО для 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Сибгатуллина Гульнара Азатовна

Рабочая программа по ИЗО для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_3.docx49.13 КБ

Предварительный просмотр:

          Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»

3 класс

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

  различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

   различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

  узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

  приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

   воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

  высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

  Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

-Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.  

 -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

  создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

   наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

 осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

•   видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

•   понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

•   изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

•  изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание учебного предмета.

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства.  

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

9ч.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

10ч.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Пейзажи родной природы.  Художники – наши земляки. Красота  родного края. Татарские орнаменты.Иллюстрирование татарской сказки.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

8ч.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно- прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению

7ч.

Раздел: Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11ч.)

Восприятие произведений искусства.  Земля одна, а цветы на ней разные. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Жанр натюрморта. Силуэт. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Восприятие произведений искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства.

Восприятие произведений искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.

Азбука искусства. Как говорит искусство? Каждый художник урожай своей земли хвалит. Жанр натюрморта. Натюрморт: свет и тень, форма 
и объем.
 Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния

Азбука искусства. Как говорит искусство? Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Восприятие произведений искусства.  Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

Азбука искусства. Как говорит искусство? Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др

Азбука искусства. Как говорит искусство? Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России Родные края  в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства.

Восприятие произведений искусства «Двор, что город, изба, что терем». Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России В мире народного зодчества: традиции русского мастерства.

Восприятие произведений искусства «То ли терем, то ли царёв дворец». Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России В мире народного зодчества: традиции народного мастерства.

Опыт художественно-творческой деятельности Каждая птица своим пером красуется. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Живая природа: форма, цвет, пропорции. 

Раздел: ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч)

Опыт художественно-творческой деятельности Каждая изба удивительных вещей полна. Жанр натюрморта.  Натюрморт: свет и тень, объем 
и пропорции.

Азбука искусства. Как говорит искусство?Русская зима Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. 

Азбука искусства. Как говорит искусство? Зима не лето, в шубу одета Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Азбука искусства. Как говорит искусство? Зима за морозы, а мы за праздники. Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.

Азбука искусства. Как говорит искусство? Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых.

Опыт художественно-творческой деятельности В каждом посаде в своём наряде. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России Русский народный костюм: узоры-обереги.

Опыт художественно-творческой деятельности Жизнь костюма в театре. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Сценический костюм героя: традиции народного костюма.

Азбука искусства. Как говорит искусство? Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры.

Азбука искусства. Как говорит искусство? «Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Защитники земли Русской. Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Сюжетная композиция: композиционный центр.

Раздел: ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч)

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Дорогие, любимые, родные. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Женский портрет: выражение и пропорции лица.

Восприятие произведений искусства.  Широкая Масленица. Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет.

Восприятие произведений искусства Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России Красота  и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Герои сказки глазами художника. Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.

Раздел:  ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч)

Азбука искусства. Как говорит искусство? Водные просторы России. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

 Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

Восприятие произведений искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России  Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства.

Восприятие произведений искусства.  Всяк на свой манер. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России Русская набойка: композиция и ритм.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.

  Опыт художественно-творческой деятельности Сиреневые перезвоны. Жанр натюрморта. Натюрморт: свет 
и цвет.
 Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Опыт художественно-творческой деятельности Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Календарно-тематическое планирование уроков   в 3 классе

Изобразительное искусство  (Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. 3 класс: Учебник. Москва «Просвещение» 2015г.)

3 класс  Изучаемый раздел,

тема урока

Количество

часов

Календарные сроки

примечания

Планируемые  сроки

Фактические  сроки

1

Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.

Основы изобразительного языка живописи. Цветовой нюанс и контраст. Рисование с натуры осенних цветов (акварель, гуашь).

1

2

В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства.

Знакомство с искусством мастеров Жостова. Рисование узоров Жостова (гуашь).

1

3

О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.

Композиция в декоративной росписи. Круг, овал.

1

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем.

Передача формы предметов с помощью цвета в живописи. Рисование с натуры натюрморта (гуашь, акварель, цветные мелки).

1

5

Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Связь формы и орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Эскиз украшения – воздушного змея (материалы по выбору).

1

6

Чуден  свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, орнамента, материала. Эскиз лоскутного коврика
(акварель, гуашь).

1

7

Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.

Изображение по воображению пейзажа. Пространство и цвет в живописном пейзаже. Творчество И. И. Шишкина Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь).

1

8

Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства.

Особенности изображения гжельского пейзажа. Украшение тарелочки (акварель).

1

9

«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства.

Деревянное зодчество России. Повтор узоров резьбы по дереву (карандаш, тушь, перо). Урок ознакомления с новым материалом.

1

10

«То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Использование
в коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Изображение терема для сказочных героев (материалы по выбору).

1

11

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма,  цвет, пропорции. Рисование по памяти птиц в разных поворотах. Форма и фактура в графике. Наброски птиц(карандаши).

1

12

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции. Основы изобразительного языка живописи. Натюрморт из предметов крестьянского быта (акварель).

1

13

Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Передача образа заиндевелых растений.

Зимний пейзаж (белая гуашь).

1

14

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства . Орнамент в украшении народной одежды. Связь декора с формой. Эскиз украшения из бисера (материалы по выбору).

1

15

Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.

Передача настроения в творческой работе с помощью композиции. Карнавальное шествие (материалы по выбору).

1

16

Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых.

Образ зимы в карнавальной маске. Связь образа и декора. Эскиз карнавальной маски (материалы по выбору).

1

17

В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги.

Символика цвета. Орнаментальная полоса

1

18

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма.

Взаимосвязь изобразительного искусства с театром. Эскиз театрального костюма (пастель, мелки, фломастеры).

1

19

Россия державная.  В мире народного зодчества: памятники архитектуры. Виды изобразительного искусства. Исторический памятник архитектуры. Сюжетное рисование на заданную тему

1

20

«Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация. Основы изобразительного языка. Декоративная композиция. Старинный русский город крепость

1

21

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр. Отражение патриотической темы в произведениях художников. Творчество А. Дейнеки.

1

22

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица.

Жанры изобразительного искусства. Портрет. Творчество Рафаэля и Леонардо да Винчи. Женский портрет
(материалы по выбору).

1

23

Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. 

Декоративная композиция (обрывная аппликация).

1

24

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства.

Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки. Зарисовки народных деревянных игрушек (материалы по выбору).

1

25

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.

Взаимосвязь изобразительного искусства и кино. Иллюстрация сказки (бумажная аппликация).

1

26

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционные центр и цвет.

Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой. Иллюстрация сказки (бумажная аппликация).

1

27

Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

Изображение по памяти морского пейзажа. Творчество И. К. Айвазовского.

1

28

Цветы России на Павлово-Посадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства. 

Повтор узоров (акварель, гуашь).

1

29

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.

Знакомство с искусством Павлово-Посадских платков. Импровизация на тему платков (гуашь, аппликация).

1

30

В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Композиция на заданную тему (акварель).

1

31

Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.

Гербы городов России. Герб родного города (гуашь).

1

32

Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.

Рисование с натуры натюрморта. Цвет и свет. Натюрморт с букетом сирени (акварель, гуашь, мелки).

1

33

У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Зооморфные орнаменты в искусстве народов мира.

1

34

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за год.

1

35

Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. Музей изобразительных искусств им.

А. С. Пушкина. Импровизация по мотивам образов-символов .

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....