Рабочая программа по ИЗО для 4 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения предмета
« Изобразительное искусство» 4 класс
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Восприятие искусства и виды художественной деятельности | -сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; -владеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; -понять основу художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; -владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). –различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) | –воспринимать произведения изобразительного искусства; -участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; –видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; –высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. | – умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); – желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; – активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); – обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) | – в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни; – в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять |
Азбука искусства. Как говорит искусство? | – создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; – использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла; – различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности; – создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; | пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. | художественно-эстетическим содержанием; – формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; – формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. | полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; – в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения. |
Значимые темы искусства. | – осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности; – выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. | –видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; –понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; –изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним; –изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Виды художественной деятельности | Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). | 13 часов |
Азбука искусства. Как говорит искусство? | Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно- прикладном искусстве. | В процессе урока |
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? | Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки.. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу.Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы .Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. | 19 часов |
Опыт художественнотворческой деятельности | Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональные музеи. Национально-региональный компонент. Татарские скульпторы. Татарский орнамент. Украшение женской шапочки. Музеи нашего края. | 2 часа |
ИТОГО | 34часа |
Календарно-тематическое планирование
Т.Я.Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство 4 класс– М. : Просвещение, 2015.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | примечания | |
Планируемые сроки | Фактические сроки | ||||
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) Виды худож.деят. (2 часа) Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (9 часов) | |||||
1 | Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве | 1 | |||
2 | Древо жизни – символ мироздания. Символическое изображение. Наброски и зарисовки | 1 | |||
3 | Мой край родной – моя земля. Пейзаж. Графическая композиция | 1 | |||
4 | Цветущее дерево – символ жизни. | 1 | |||
5 | Пава – краса – птица счастья. Изображение птиц. Включение их в композицию | 1 | |||
6 | Конь-огонь – символ солнца, плодородия и добра. | 1 | |||
7 | Образ мира в Городецкой прялке. Роспись панно по мотивам Городецкой росписи | 1 | |||
8 | Знатна русская земля своими мастерами. | 1 | |||
9 | Вольный ветер – дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики | 1 | |||
10 | Движение – жизни течение. Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники | 1 | |||
11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении | 1 | |||
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч) Виды художеств.деят. (7 часов) Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (6 1часов) Опыт художественно-творч.деят. (1 час) | 1 | ||||
12 | Родословное древо. Семейный портрет | 1 | |||
13 | Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, поиск эскизов к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | |||
14 | Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Гармоничное сочетание цветов | 1 | |||
15 | Новогодние импровизации. Колорит. Экспериментирование с красками | 1 | |||
16 | Новогодние импровизации. Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление | 1 | |||
17 | Зимняя прогулка. Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов | 1 | |||
18 | Зимняя прогулка. Сюжетная многоплановая композиция: городской пейзаж с архитектурными строениями, фигурами людей в движении | 1 | |||
19 | Вещи старого дома. Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры | 1 | |||
20 | Вещь во времени и в пространстве. Декоративный натюрморт | 1 | |||
21 | «Да, были люди в наше время…» Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812г | 1 | |||
22 | «Да, были люди в наше время…» Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» | 1 | |||
23 | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников по наблюдению | 1 | |||
24 | Потешные листы. Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха | 1 | |||
25 | Потешные листы. Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне | 1 | |||
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч) Видыхудож. деят. (4часа) Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (4часа) Опыт художеств. -творч. деят.(1 час) | |||||
26 | Вода – жизнь. Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката | 1 | |||
27 | Вода – жизнь. Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа | 1 | |||
28 | «За весной, красой природы, лето красное придет» композиция и колорит весеннего пейзажа | 1 | |||
29 | «За весной, красой природы, лето красное придет» композиция и колорит весеннего пейзажа | 1 | |||
30 | «Это праздник со слезами на глазах..» Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны по представлению | 1 | |||
31 | «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». Медальное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали | 1 | |||
32 | Резьба по дереву. Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Мариинска в технике сквозной и рельефной резьбы | 1 | |||
33 | Символика ганчевых арабесок. Повтор, вариации и импровизация по мотивам узбекских ганчевых узоров | 1 | |||
34 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за год. | 1 | |||
35 | Круглый год. Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....