Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» (Школа России)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Березина Ирина Евгеньевна

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от18.12.12 № 1060), Примерной основной общеобразовательной программы, 2013, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, Образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_izo_1-4.docx56.39 КБ
Файл КТП 1 класс27.35 КБ
Файл КТП 2 класс21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №15 н.п. Нивский»

«Утверждаю»

Приказ №

от

Директор школы

______В.Л.Кузнецова

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____З.М. Боклаг

«Рассмотрено»

Протокол заседания МО

Руководитель МО

_____М.В.Чернова

Рабочая программа

по изобразительному искусству

1-4 классов

                                                                             Учитель: Березина Ирина Евгеньевна

н.п. Нивский

2019г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от18.12.12 № 1060), Примерной основной общеобразовательной программы, 2013, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, Образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский»

  1. Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционального, образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуального и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представление о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружавшего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне-их роли в жизни человека и общества;
  • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественной-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • Совершенствование эмоционально- образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музей, архитектура, дизайн, скульптура и т.д.);
  • Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Основные содержательные линии

Учебный материал представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по0разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время на его изучение.

  1. Место предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 134 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).  В учебном плане МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский» 34 рабочей недели в 2-4 класс и 33 в 1 классе. Итого получается 135 часов.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

   Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

    Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;  

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– развитие готовности к самостоятельным действиям;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности проявлять избирательность к информации.

  1. Результаты освоения учебного предмета

Личностные

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание оценок учителей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения учебных задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

         Чтение. Работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с несколькими источниками информации.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения.

Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию.

Выпускник получит возможность научиться 

- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете, сохранять найденную информацию.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера.

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.

Предметные

Выпускник научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

-эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

-приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

-воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

«Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

-  создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

«Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и этике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народы России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Ведущие музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет- основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами. Объём- основа языка скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представления о возможности использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы, музыка, песни, хороводы, былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России9с учетом местных условий)

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ- в построении композиции. Пропорции и перспектива.

Понятия: линия горизонта, ближе- больше, дальше- меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное композиции, Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние форм на предметы на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значение темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля-наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.

Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, улья, панцирь черепахи и т.д.

 Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематике, передаваемых чувств, отношение к природе в произведениях авторов – представителях разных культур, народов, стран (например,

А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и

др.).

 Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народах мира. Образы архитектуры и декоративно– прикладного искусства.

Родина моя-Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами и т.д. образ человека в традиционной культуре. Представление народа о красоте человека, отражённые в искусстве. Образ защитника отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадания, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство во круг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представления о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации эго материального окружения. Отражения в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного – прикладного искусства народов России). Жанр помещений и парков, транспорта и посуды, мебелью и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно - творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественной-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животное, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композиции, формы, ритмом, линии, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека.  Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструирование.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

 Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурой мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажные пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Распределение часов по разделам программы:

Блок

Примерная программа

Рабочая программа

Класс

1

2

3

4

Виды художественной деятельности.

41

41

9

3

19

10

Азбука искусства. Как говорит искусство?

11

11

5

6

-

-

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

49

49

9

12

8

20

Опыт художественно - творческой деятельности.

34

34

10

13

7

4

Всего

135

135

33

34

34

34

Примерное тематическое планирование

134 ч

Содержание курса

Тематическое

планирование

Характеристика

деятельности

обучающихся

Виды художественной деятельности (41 ч)

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни - - образ человека природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетики: выражение отношения к природе, человеку и обществу средствами художественного языка.

Фотография и произведения изобразительного искусства – сходства и различие. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно – прикладное искусство.

Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создает художественный образ. В нем воплощены реальность и воображение, идеи и чувства, отношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведении я искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором говорит художник.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевра живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно- прикладного искусства (обзор).

Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства.

 Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.  

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

 Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и художественной фотографии.

 Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Азбука искусства (обучение художественной грамоты). Как говорит искусство? (11 ч)

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (49 ч)

Опыт художественно - творческой деятельности (34 ч)

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура- средства художественной выразительности изобразительных искусств.

Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в пространстве.

Понятия: линия горизонта, ближе, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низко и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.

Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы и живописи.

Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.) Основная роль ритма в декоративно – прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета.

Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

Цвет – основа языка живописи.

 Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные, составные, теплые и холодные цвета.

 Выбор средства художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Образы человека в живописи.

Интернациональный язык искусства. Композиция — основа языка всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе – дальше, больше – меньше, загораживание; контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем, - «Земля – наш общий дом». Наблюдение природных явлений, различие их характера и эмоциональных состояний.

Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации (примерные темы: «Осень в парке», «Осенний лес»)

 Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация)

Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамичные композиции на заданную тему. Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов.

 Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета (примерные темы: «Цветы для мамы», «Цветущий луг»,

«Воздушные шары»,» Разноцветные бабочки» и

т.д.), теплые и холодные цвета (примерные темы: «Дворец

Снежной королевы», «Город солнца», «Цветочный город»).

Передача с помощью цветов теплой и холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра, зла, тревоги, нежности, сострадания, героики и т.д. (создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа).

Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа (примерные темы: «Гроза», «Ветер», «Снежная буря»,

«Весенний день», «Солнечный день в горах», «Закат»).

 Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных состояниях.

 Жанр портрета, Основная идея тематики уроков, связанных с портретом, - «Человек и человеческие взаимоотношения».

Образ человека в разных культурах мира. Представления народов о красоте человека, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

 Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета и живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского портретов персонажей русских народных сказок (например, Василиса

Премудрая, Василиса Прекрасная,

Аленушка, Иван-царевич, Илья

Муромец и др.) Создание женского и мужского образов античного мира, Средневековья, стран Востока,

 Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего возраста, природой) в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Изображение портрета современника (друга, мамы, солдата и др.), автопортрета. Примерные темы композиций:

«Мать и дитя», «Я и моя мама»,

«Мои друзья».

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование)

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

Использовать контраст для усиления эмоционально- образного звучания работы.

Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы.

Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных широт.

Различать основные составные, теплые, холодные цвета.

Овладевать на практике основами цветоведения.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета.

Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусств, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения и т. д.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Линия – основа языка рисунка.

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знакомый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки.

Приемы работ различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве.

 Краска и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.

 Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов.

Объём — основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания  выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объёма; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).

Разнообразие декоративных форм в природе.

Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учётом местных условий).

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.

Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональные музеи.

Приемы работ с различными графическими материалами. Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа.

 Создание с помощью линии, штриха, пятна, выразительных образов, передача эмоционального состояния природы, человека, животного. Примерные задания: образы деревьев – старое, крючковатое, Молодое, нежное, стройное; величавое, мощное, раскидистое («Дуб, - богатырь», «Береза – девица-красавица»). Образы животных: разъяренных, ласковых, например: кошка, собака.

 Примерные темы композиций: «Зимний лес», «Лес Снегурочки». «Лес Деда Мороза», «Лес Кощея Бессмертного», «Кошка на окошке», «Кошка-охотница».

Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающих природу, человека, животных.

 Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, фантастических существ, сказочных замков; выражение их характера.

Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр натюрморта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа характера предметов (например, олицетворение предметов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, царевны, Бабы яги и т.д.). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежды, например платка).

Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. Лепка животных, человека, сказочных персонажей. Приём трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных. Знакомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающими человека, животных, мифологических персонажей. Лепка фигуры спортсмена, выразительного сказочного или литературного персонажа.

Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приёмы работы с различными материалами (пластилин, бумага, картон и др.) для создания выразительного образа. Постройки в природе: птичьи гнёзда, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объёме или выполнение эскизов на плоскости. Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (примерные задания: изображение любимой игрушки, иллюстрации к любимой книжке, проектирование мебели для куклы или детской площадки, лепка или конструирование из бумаги коробочек транспорта, посуды и т. д.). Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных зданий (например, сказочного зоопарка, в котором форма и декор домиков для животных передают черты их обитателей, или улицы в Цветочном городе). Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Коллективная работа. Конструирование детской площадки, парка, городской улицы (с транспортом) с использованием простых геометрических и растительных форм.

Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приёма трансформации формы для выразительности характеристики персонажа. Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкун чик», «Снегурочка», «Садко» и др.). Конструирование макета костюма сказочного персонажа.

Образы архитектуры разных эпох и народов. Композиция на темы городской жизни или иллюстрации к мифам Античности и сказкам Средневековья с изображением человека в городской среде (на фоне зданий).

Коллективная работа (создание макета мемориального комплекса «Защитникам Отечества»).

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей родной природы. Создание композиции на тему «Гармония жилья с природой» (коллективная или индивидуальная работа). Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (на примере русского искусства). Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой и искусством, — «Родина моя — Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объёме), использование элементов декора.

Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве.

Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте.

Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов народной культуры (конь, петух, птица Сирин, птица Алконост, Древо жизни и др.).

Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т. д.). Изготовление эскизов украшения прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов знаков. Эскизы народных костюмов.

Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа (коллективные или индивидуальные работы). Знакомство с произведениями изобразительного искусства, изображающими сцены праздников и труда народа.

Проявления художественной культуры вокруг нас: музеи искусства, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обобщение пройденного материала возможно в форме выставки работ учащихся, викторины, экскурсии по городу, в музей и др.).

Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — и региональными музеями. Их внешний вид, характер интерьеров и специфика коллекций.

Произведения разных видов и жанров изобразительного (пластических) искусства в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

 Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.

Овладевать приемами работы различными графическими материалами.

Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного.

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

 Изображать графическими средствами реальных и фантастических птиц, насекомых, зверей, строения; выражать их характер.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.

Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объёме.

Использовать приёмы трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных.

Изображать в объёме выразительные образы человека, литературного персонажа.

Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Наблюдать постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Различать разнообразие форм предметного мира.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т.д. Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина.

Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т.д. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.

Понимать роль художника в театре. Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов. Выполнять простые макеты.

Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Понимать собственную ответственность за свою Родину

Принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях.

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками. 

Понимать смысл знаков образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

Обобщать в рисунке при родные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремёсел России.

 Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Изображать многофигурные сцены. Откликаться эмоционально на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отражённых в произведениях изобразительного искусства, и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека.

Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам.

Группировать и соотносить произведения разного искусства по характеру, эмоциональному состоянию.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации программного материала используется

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Программа «Изобразительное искусство» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений под редакцией и научным руководством Б.М. Неменского. Авторы: Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева, Н.А. Горяева и др. УМК «Школа России» Издательство «Просвещение».

Учебники

Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева, Н.А. Горяева Учебник для 1 класса

Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева, Н.А. Горяева Учебник для 2 класса

Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева, Н.А. Горяева Учебник для 3 класса

Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева, Н.А. Горяева Учебник для 4 класса

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для

крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Размер не менее 150 х 150 см.

С диагональю не менее 72 см.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс.

п/п

Раздел

Кол-во

часов

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Стр.

1

Ты учишься изображать.

8

1. Изображения всюду вокруг нас.

Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство».

Чему мы будем учиться на уроках Кабинет искусства — художественная мастерская.

Находить в окружающей действительности изображения, сделан. художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

с. 8-11

2. Мастер Изображения

учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма».

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

с.14-19

3. Изображать можно   пятном.

 Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Тень как пример пятна. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро).

Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

с.20-23

4. Изображать   можно в объеме.  

Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, объемные объекты в природе.

Целостность формы

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

с.24-27

5. Изображать

можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

с.28-31

6. Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь.Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с предмет. ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.)

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен

с.32-33

7. Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление)  

с.34-35

8. Художники и зрители

(обобщение темы). Первоначальный опыт художествен. творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Цвет и краски в картинах художников.

Художественный музей.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников  

с.36-41

2

Ты украшаешь

8

9. Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.

Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

с.44-45

10. Красоту надо уметь замечать.  

Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).

Выразительность фактуры.

Соотношение пятна и линии.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

с.46-47

11. Цветы.

Цветы - украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей

Создавать роспись цветов- заготовок, вырезанных из цветной бумаги.

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу)

с.48-49

12. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Любование красотой бабочек и рассматривание узоров

на их крыльях.

Понимать простые основы симметрии.

Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре

с.50-53


13. Красивые рыбы.

Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуру материала, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность.

с.54-55

14. Украшения птиц. Объемная аппликация

Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуру материала, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность.

Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже.

с.56-57

15. Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), создан. человеком. Разнообразие орнаментов и их применение.   Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

с.58-61

16. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Нов. году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

с.62-65

3

Ты строишь.

11

17. Постройки в нашей жизни

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанн. человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую.

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современ. дизайна с целью развития наблюдатти и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

с.67-69

18. Постройки в нашей жизни

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанн. человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую.

с.70-75

19. Дома бывают разными

Многообразие архитектур. построек и их назначение.

Соотношение внешн. вида здания и его назначения. Составные части дома

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

с.70-75

20. Домики, которые построила природа.

Природн. постройки и конструкции.

Многообразие природных построек, их формы и конструкции.

Соотношение форм и их пропорций.

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

с.76-77

21. Какие можно придумать дома.

Анализировать и понимать форму, конструкцию, пропорции дома.

с.76-77

22. Дом снаружи и внутри.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

с.78-79

23. Строим город

Конструирование игрового города.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

с.80-83

24. Все имеет свое строение.

Конструкция предмета.

Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

с.84-85

25. Строим вещи.

Конструирование предметов быта.

Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

с.86-87

26. Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Создание образа города.

Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор.

Учиться воспринимать и описывать архитектур. впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображен. городских улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

с.88-89

27. Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Создание образа города.

Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно.

с.88-89

4

Изображение, украшение, постройка – всегда помогают друг другу.

6

28. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

Взаимодействие трех видов худож. деятельности: участвуют в процессе создания практическ. работы и в анализе произвед. искусства; у каждого своя функция.

Различать три вида художественной деятельности

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства

с.90-93

29. Праздник весны. Праздник птиц. Конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги объектов природы.

Развитие наблюдательности и изучение форм природы.

 Разноцветные жуки. Конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений,

с.94-97

30. «Сказочная страна».

Создание панно.

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

с.98-99

31. Времена года. Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции

Уметь повторить и затем варьировать систему действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художеств. познание).

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

с.100-101

32. Времена года. Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции

с.102-105

33. Здравствуй, лето! (обобщение темы)

Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.

Образ лета в творчестве российских художников.

Картина и скульптура. Репродукция.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и впечатления от произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления

с.102-105



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс.

п/п

Раздел

Кол-во

часов

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Стр.

1

Как и чем работает художник?

8

1. «Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира.

Индивидуальная, изображение цветов (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению

Уметь:

– различать основные и составные цвета; – применять первичные живописные навыки; – использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению.

с. 6-23

2. «Радуга на грозовом небе». Пять красок - всё богатство цвета и тона.

Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка

Знать жанр произведений изобразительного искусства – пейзаж.

Уметь:

– различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской;

– использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению;

– узнавать отдельные произведения выдающихся художников

(И. И. Левитан).

с.23-31

3. «Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.

Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)

Знать жанр произведений изобразительного искусства – пейзаж.

Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению.

с.32-34

4. «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.

Парная, создание аппликации «Осенний листопад» по памяти и впечатлению

Уметь:

– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);

– использовать художественные материалы (бумага);

– применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.

с.34-38

5. «Графика зимнего леса».

Выразительные возможности графических материалов.

Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз

Знать вид изобразительного искусства – графика.

Уметь:

– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись);

– применять средство художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти и впечатлению).

с.38-41

6. «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме.

Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению

Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства,

особенности ее восприятия.

Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме.

с.42-43

7. Выразительные возможности бумаги. «Игровая площадка» для вылепленных зверей.

Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.

с.44-45

8. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)

Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги

Уметь:

 применять основные средства художественной выразительности в творческих работах, навыки работы с «неожиданными» материалами, конструктивной фантазии и наблюдательности;

– выполнять живописные упражнения.

с.46-49

2

Реальность и фантазия

8

9. Изображение и реальность. «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.)

Индивидуальная, изображение животных или зверей.

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь);

– применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти).

с.50-51

10. Изображение и фантазия. «Сказочная птица».

Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь);

– применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению).

с.52-55

11. Украшение и реальность, украшения в природе. «Узоры паутины».

Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев

Уметь:

– применять средство художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти);

– понимать «язык» украшений.

с.56-59

12. Украшение и фантазия. «Кружевные узоры».

Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы.

Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента.

с.60-63

13. Постройка и реальность. «Подводный мир».

Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира

Уметь:

– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

– использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.

с.64-65

14. Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических растений.

Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического леса

Уметь:

– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

– использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.

с.68-71

15. Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий.

Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города

Уметь:

– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

– использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.

с.71-77

16. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Индивидуальная, конструирование (моделирование)

Уметь:

– использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики;

– применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах.

с.68-77

3

О чем говорит искусство?

10

17. Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?».

Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы

Знать жанр произведений изобразительного искусства – пейзаж.

Уметь:

– различать и применять теплые и холодные цвета,

– использовать художественные материалы (гуашь).

с.78-83

18. Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?».

Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы

Знать жанр произведений изобразительного искусства – пейзаж.

Уметь:

– различать и применять теплые и холодные цвета,

– использовать художественные материалы (гуашь).

с.78-83

19. Выражение характера изображаемых животных. «Четвероногий герой». Живопись

Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь);

– применять основные средства художественной выразительности живописи (по воображению).

с.83-87

20. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Сказочный мужской образ.

Индивидуальная, изображение доброго и злого воина

Знать жанры изобразительного искусства – портрет.

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь);

– применять основные средства художественной выразительности в живописи;

– узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов).

с.88-91

21. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Женский образ русских сказок.

Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов

Знать жанры изобразительного искусства – портрет.

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь, мелки);

– применять основные средства художественной выразительности в живописи;

– узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов).

с.88-91

22. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Образ сказочного героя.

Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером

Знать вид произведений изобразительного искусства- скульптура.

Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры).

с.92-93

23. Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения

Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь);

– применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.

с.94-97

24. Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов»

Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов

Уметь

– различать и применять теплые и холодные цвета;

– использовать художественные материалы (гуашь).

с.98-103

25. Образ здания и его назначение. «Замок Снежной Королевы».

Индивидуальная, конструирование здания с определенным образом

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.

с.104-110

26. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение

Выставка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства

с.104-110

4

Как говорит искусство?

8

27. Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. «Огонь в ночи» («Перо Жар птицы»).

Индивидуальная, изображение угасающего костра

Уметь:

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

– использовать художественные материалы (гуашь).

с.110-113

28. Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета. «Мозаика».

Уметь:

– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

– использовать художественные материалы (гуашь);

– применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению).

с.114-115

29. Линия как средство выражения: ритм линий. Графические упражнения.

Индивидуальная, изображение весенних ручьев

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи.

с.116-117

30. Линия как средство выражения: характер линий. «Дерево».

Индивидуальная, парная,

изображение ветки с определенным характером и настроением

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь);

– применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи.

с.118-119

31. Ритм пятен как средство выражения. «Птицы».

Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь);

– применять основные средства художественной выразительности (пятно) в творческой работе

с.120-123

32. Пропорции выражают характер. «Птицы». (бумажная пластика или лепка)

Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций

Уметь:

– использовать художественные материалы (бумага);

– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.

с.124-125

33. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. «Весна идет».

Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц»

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь, акварель);

– применять основные средства художественной выразительности в творческой работе.

с.126-127

34. Обобщающий урок. «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина

Выставка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство." 1 класс."Школа России."

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство." 1 класс. Программа "Школа России."...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Изобразительное искусство» 2 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Изобразительное искусство» 3 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3 класс.Количество часов: 35 часов в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель:Баканова Татьяна ЛеонидовнаПрограмма с...

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" автор Б.М.Неменский для 1 класса УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программ...

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ,

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта обуча...

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство»

                   Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» разработана на основе  Федер...

Рабочая программа к учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-6 класс

Планирование составлено на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой,Москва «Просвещение» 2013.Изоб...