Рабочая программа по "ИЗО" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Навдаева Светлана Александровна

Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 класс./ под ред. Неменского Б.М» М.: «Просвещение», 2013гг. К учебнику  Изобразительное искусство: каждый народ - художник: 4 класс /  Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2014г

          Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.

         Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:

-изобразительной

-декоративной

-конструктивной

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_izo.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 класс./ под ред. Неменского Б.М» М.: «Просвещение», 2013г.  г. К учебнику  Изобразительное искусство: каждый народ - художник: 4 класс /  Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2014г

          Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.

         Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:

-изобразительной

-декоративной

-конструктивной

         Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения ИЗО:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

        Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

рисование с натуры (рисунок, живопись),

рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

декоративная работа,

лепка,

аппликация с элементами дизайна,

беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

          Достоинством программы является   принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.

        К основным принципам программы относится и принцип единства восприятия и созидания. Ученик то выступает в роли художника, то в роли зрителя осваивает опыт   художественной культуры. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания создают условия для   глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствует музыкальный и литературный ряд, практически присутствующие на каждом уроке.

 

 Характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

        Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.                                                           

      Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:                                                                                -изобразительная художественная деятельность;                                                                                                 -декоративно-художественная деятельность;                                                                                                        -конструктивная художественная деятельность                                      

      Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

    Основные виды учебной деятельности - практическая   художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.

   Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

     Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления.

   Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете

     Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии.

   Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального   практического творчества учащихся и уроков   коллективной творческой деятельности..                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Место   учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

       Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Требования к результатам изучения курса «Изобразительное искусство»  

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

Ученик научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Ученик получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».

Ученик научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Ученик  получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».

Ученик научится:

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Ученик получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. 

Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»

 №

п/п

Наименование разделов и тем

Макси-

мальная нагрузка учащего-

ся, ч.

                         Из них

Практическая работа, ч

Оценивание собственных художественных деятельностей

1

Истоки родного искусства

 

8

7

1

2

Древние города нашей земли

7

6

1

3

Каждый народ – художник

11

10

1

4

Искусство объединяет народы

8

8

1

ИТОГО

34

30

4

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Истоки родного искусства – 8 часов

Пейзаж родной земли

Деревня - деревянный мир

Деревня - деревянный мир (коллективное панно «Деревня»

Красота человека. Образ русского человека

Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм.

Воспевание труда в искусстве

Народные праздники

Народные праздники (обобщение темы)

Древние города нашей земли – 7 часов

Родной угол. Древнерусский город крепость

Древние соборы

Города Русской земли

Древнерусские воины – защитники

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

Узорочье теремов

Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение

Каждый народ – художник  - 11 часов

Образ японских построек

Образ человека, характер одежды в японской культуре

Отношение к красоте природы в японской культуре.

Народы гор и  степей

Города в пустыне

Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека

Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура

Древняя Эллада.  Олимпийские игры в древней Греции

Европейские города Средневековья (архитектура)

Средневековые готические костюмы

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ художник»

Искусство объединяет народы  - 8 часов

Материнство

Мудрость старости

Мудрость старости

Сопереживание великая тема искусства

Юность и надежды

Герои-защитники  

Искусство народов мира. (Обобщение темы)

Каждый народ – художник. Итоги года

Календарно – тематическое планирование учебного курса «Изобразительное искусство»

№ п/п

Название разделов и тем

Кол- во

час.

Тип урока

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

1

Истоки родного искусства

8

1.1

Пейзаж родной земли. Изображение  березовой рощи

1

Урок открытия  новых знаний  

Различать виды художест-венной деятельности: изо-бразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоратив-ной (народные и приклад-ные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной при-роды искусства;

эстетическая оценка явле-ний природы, событий ок-ружающего мира

Регулятивные УУД:

Проговаривать последо-вательность действий на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор  источников ин-формации: ориентиро-ваться в учебнике Коммуникативные УУД:

Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства.

Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

1.2

Деревня - деревянный мир

1

Урок открытия  новых знаний  

1.3

Деревня - деревянный мир (коллективное панно «Деревня»

1

Урок открытия  новых знаний  

1.4

Красота человека.  

1

Урок открытия  новых знаний  

1.5

Красота человека..

1

Урок система-тизации знаний

1.6

Воспевание труда в искусстве

1

Урок открытия  новых знаний  

1.7

Народные праздники

1

Урок система-тизации знаний

1.8

Народные праздники (обобщение темы)

1

Урок рефлексии

2

Древние города нашей земли

7

Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произ-ведений русского и миро-вого искусства;

умение обсуждать и анали-зировать произведения искусства, выражая сужде-ния о содержании, сюже-тах и выразительных сред-ствах; 

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона.

Регулятивные УУД:

Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

Добывать новые  знания: находить ответы на воп-росы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию, полу-ченную  на уроке.

 Коммуникативные УУД:

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта.

Сформированность эстетических чувств, художест-венно-творческого мышления, наб-людательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой.

2.1

Родной угол. Древнерусский город крепость

1

Урок открытия  новых знаний  

2.2

Древние соборы

1

Урок открытия  новых знаний  

2.3

Города Русской земли

1

Урок открытия  новых знаний  

2.4

Древнерусские воины – защитники

1

Урок открытия  новых знаний  

2.5

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1

Урок открытия  новых знаний  

2.6

Узорочье теремов

1

Урок открытия  новых знаний  

2.7

Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение

1

Урок рефлексии

3

Каждый народ – художник

11

3.1

Образ японских построек

1

Урок открытия  новых знаний  

Умение видеть проявления визуально-простран-ственных искусств в окру-жающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празд-нике;

способность использовать в художественно-твор-ческой деятельности раз-личные художественные материалы и художест-венные техники;  

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к при-роде, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

Регулятивные УУД:

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Добывать новые  знания: находить ответы на воп-росы, используя учебник,  свой  жизненный  опыт   и  информацию, получен-ную  на уроке.

Коммуникативные УУД:

Совместно договари-ваться о правилах обще-ния и  поведения в школе и на уроках изобрази-тельного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе

Овладение навы-    ками коллективной деятельности в про-цессе совмест-ной творческой работы в команде одноклас-сников под руко-водством учителя;

умение сотрудни-чать с товарищами в процессе совмест-ной деятельности, соотносить свою часть работы с об-щим замыслом;

умение обсуждать и анализировать соб-ственную  художе-ственную деятель-ность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.  

3.2

Образ человека, харак-тер одежды в японской культуре

1

Урок открытия  новых знаний  

3.3

Отношение к красоте природы в японской культуре.

1

Урок открытия  новых знаний  

3.4

Народы гор и  степей

1

Урок открытия  новых знаний  

3.5

Города в пустыне

1

Урок открытия  новых знаний  

3.6

Древняя Эллада. Образ красоты древнегре-ческого человека

1

Урок открытия  новых знаний  

3.7

Древняя Эллада. Древне-греческая архитектура

1

Урок открытия  новых знаний  

3.8

Древняя Эллада.         Олимпийские игры в древней Греции

1

Урок открытия  новых знаний  

3.9

Европейские города Средневековья

1

Урок открытия  новых знаний  

3.10

Средневековые готические костюмы

1

Урок открытия  новых знаний  

3.11

Обобщение по теме «Каждый народ художник»

1

Урок рефлексии

4

Искусство объединяет народы  

8

4.1

Материнство

 

1

Урок открытия  новых знаний  

Освоение умений приме-нять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;  умение рассуж-дать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях соз-давать свою самобытную художественную культуру.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

 Преобразовывать инфор-мацию из одной формы в другую на основе задан-ных в учебнике и рабо-чей тетради алгоритмов.

Коммуникативные УУД:

Совместно договари-ваться о правилах обще-ния и  поведения в школе и на уроках изобрази-тельного искусства и следовать им.

Сформированность эстетических чувств, художест-венно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, чувство гордости за куль-туру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к куль-туре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

4.2

Мудрость старости

 

1

Урок открытия  новых знаний  

4.3

Мудрость старости

1

Урок система-тизации знаний

4.4

Сопереживание великая тема искусства

1

Урок открытия  новых знаний  

4.5

Герои-защитники  

1

Урок открытия  новых знаний  

4.6

Юность и надежды

1

Урок открытия  новых знаний  

4.7

Искусство народов мира. (Обобщение темы)

1

Урок рефлексии

4.8

Каждый народ – худож-ник.  Итоги года

1

Урок система-тизации знаний

ИТОГО

34

 

Материально-техническое обеспечение   образовательного процесса.

 

Специфическое сопровождение (оборудование):

-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

-схемы рисования предметов, растений, животных человека;

-открытки   и календари с репродукциями;

-таблицы по ДПИ;

-стелажи (полки) для хранения;

- демонстрационные и постановочные материалы;

-разнообразные художественные материалы.

 

Электронно-программное обеспечение:

-электронные библиотеки по искусству;

-презентации к урокам на  дисках и флеш.носителях;

- DVD – фильмы по ИЗО;

-записи классической и народной музыки.

 

Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор,

-ноутбук с художественными программами,

 -магнитная доска.

-мобильный интерактивный класс

Список литературы

Учебник: 4 класс -      «Искусство вокруг нас», Н.А.Горяева,    Москва   «Просвещение», 2013г.

Дополнительная литература:

- Б.М.Неменский. Методическое пособие «Изобразительное искусство», Москва, «Просвещение», 2013 год.

-«Изобразительное искусство». Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского (1-4) классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2013 г.

Учебник « Искусство вокруг нас » 4 класс, под ред.Б.М. Неменского, М.:Просвещение,2013 г

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. ФЦИОР    http://fcior.edu.ru/ 
  2. ЕКЦОР     http://school-collection.edu.ru/
  3.  "Art project" – энциклопедия искусств. История мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы. http://www.artprojekt.ru/
  4. "Планета Small Bay" – арт-портал. Электронная библиотека. Фотографии работ великих мастеров живописи и скульптуры, шедевров архитектуры и др. Статьи. Манускрипты и рукописи. http://smallbay.ru/
  5. "История изобразительного искусства" – информация о выдающихся художниках разных эпох, картины художников разных стран, характеристика стилей. Информация о музеях: Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и др. http://www.arthistory.ru/
  6. "Всеобщая история искусств" – энциклопедия. Материалы по истории Древнего мира. http://artyx.ru/
  7. "Живопись.ру" – энциклопедия живописи. Картинная галерея, биографии русских художников. http://jivopis.ru/
  8. "Art-каталог" – собрание живописи и графики. Галерея картин известных художников, биографии. http://www.art-catalog.ru/
  9. "Автопортрет в мировой живописи" – автопортреты и портреты художников разных стран. http://izoselfportrait.narod.ru/
  10. "Импрессионизм" – история импрессионизма. Список художников-импрессионистов, биографии и картины художников. О собраниях картин импрессионистов в крупных музеях мира. Словарь специальных терминов. http://www.impressionism.ru/
  11. "История архитектуры" – описание архитектуры Древнего мира, античной и средневековой архитектуры. Характеристика архитектурных стилей. http://www.arhitekto.ru/
  12. "Музеи Европы" – информация о европейских музеях изобразительных искусств, биографии художников, картины. http://www.nearyou.ru/
  13. "Плакаты.ру" – собрание отечественных плакатов: агитационных, военных, социальных, рекламных, кино плакатов начиная с конца XIX века. Тематические галереи с поиском, предпросмотром, в большом разрешении. http://www.plakaty.ru/
  14. Справочник по изобразительному искусству. Краткие биографии и картины известных художников XV-XX в. http://artclassic.edu.ru/
  15. "Шедевры Эрмитажа. Старые мастера". Галерея картин известных художников с комментариями. http://www.kulturamira.ru/
  16. Товарищество передвижных художественных выставок. История создания товарищества. Биографии художников-передвижников и их работы. http://tphv.ru/
  17. "График" – об искусстве графики. История искусства графики, уроки рисунка, работы современных художников. Форум. http://graphic.org.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...