4 класс. ИЗО конспекты и презентации
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Жданова Ирина Александровна

Конспекты и презентации по предмету «ИЗО» для 4класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1-2. Конспект урока по ИЗО 4 класс

Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию формировать у учащихся представления о пейзаже как о произведении искусства, способным выразить мысли и чувства художника; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, укреплять межпредметные связи.

Оборудование: для учителя – аудиозапись композитора П.И.Чайковского «Времена года», репродукции картин художников пейзажистов, методическая таблица;

для учащихся – бумага формата А3, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой.

Учитель: Чтобы определить тему сегодняшнего урока предлагаю вам ребята прослушать слова из песни «Если видишь на картине..». И вы мне скажете каким жанром изобразительного искусства мы будем сегодня заниматься на уроке.

Конструктор урока (Необъявленная тема):

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней

Или сад и облака,

Если снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется…… (Ответ уч-ся: пейзаж)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят.

  1. Повторение пройденного материала

Учитель: Кто из вас вспомнит и скажет что такое пейзаж?

- Пейзаж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания.

Учитель: Ребята, мы с вами изучали разнообразные виды пейзажа. Кто может их назвать? (Сельский, городской).

Конструктор урока (прием «Согласен – не согласен):

Презентация состоит из текста и картинок.

Пейзажи бывают: сельский (рисуют поля, деревенские дома) Слайд 2городской(изображают разные дома, улицы, виды городов) Слайд 3парковый пейзаж(изображают уголки природы, созданные для отдыха в городах) Слайд 4,архитектурный пейзаж (похож на городской с памятниками архитектуры) Слайд 5,исторический пейзаж (изображают архитектурные и скульптурные памятники, связанные с историческими событиями) Слайд 6космический пейзаж (внеземные горизонты) Слайд 7.

  1. Сообщение нового материала.

Учитель: Жанр изобразительного искусства – пейзаж до 16-17 века был только фоном для портретов или исторических сцен. В конце 16 начале 17 веков он стал самостоятельным жанром. В нашей стране он достиг рассвета в 19 веке и наши русские художники стали известны во всем мире.

Кто-нибудь, ребята, может мне назвать художников того времени? (Левитан, Шишкин).

Изображая природу, эти и другие русские художники (Куинджи, Саврасов, Пластов) стремились передать определенное настроение, состояние их души, которое затем находило отклик в сердцах людей.

Вспомните, с какими видами пейзажа вы знакомились на уроках литературы, окружающего мира? (Сельский, городской).

Изучая творчество поэтов, их литературные произведения, вы знаете стихотворения о природе, о временах года. Назовите их. (Зима, весна, лето, осень). Итак, тема урока: «Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота различных времен года».

     Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как одеваются люди и украшают свою одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека.

Н.Рерих. Горы.

Природа нашей планеты очень красива и разнообразна.

Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, ярко освещенные солнцем.

Скалы. Айвазовский.

Можно увидеть красоту в ломкой линии прибрежных скал,

 окруженных бесконечным морем, то тихим, то бурным.

П.Кузнецов. Мираж в степи.

Надо научиться понимать особую красоту бесконечных

просторов степей  и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.

И.Левитан. Над вечным покоем.

Самая красивая природа для человека там,

где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время,

знает свои места как родного человека.

И.Левитан. Вечерний звон.

Наша страна Россия очень большая и природа на ее территории сильно меняется. Через всю страну текут большие полноводные реки.

Сумрачный лес то подступает к воде, то отступает,

открывая чистую зелень прибрежных полян с луговыми цветами.

И.Шишкин. Полдень. 

Светлой лентой

 вьются дороги.

По их сторонам пологие, округлые перекаты.

Это поля.

И.Левитан.

И они разноцветные: одно с голубизной, другое мягко золотится,

с синими васильками по обочинам.

И.Левитан. Березовая роща.

А любимые прозрачные березовые рощи:

всех радует их светлая зелень в солнечных бликах!

И.Шишкин. Дубы. Вечер.

    Всюду ты увидишь округлость линий, мягкость контуров и особенное богатство красок – неярких, но разнообразных по оттенкам. Наша природа-красавица часто меняет наряды. Вот природа летняя.

И.Грабарь. Февральская лазурь.

     Весной встречаются холод и тепло, и голубые тени тающего снега постепенно уползают с почти розовой по цвету согретой земли.

В.Борисов - Мусатов. Куст орешника.

Осень.

А.Васнецов. Зима.

Вслед за золотой осенью приходит радость пушистого белого снега.

Щербаков Б. В. Июнь в Подмосковье.

О красоте природы поют песни, пишут стихи,

образ природы воспевают художники.

Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Мы отправляемся с вами на встречу с временами года.

/Заранее подготовленные учащиеся рассказывают временах года и читают стихи/

1-й ученик: Сошлись как-то вместе четыре волшебника живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; сошлись, да и заспорили кто из них лучше рисует?

И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

2-й ученик:/читает стихотворение А.С. Пушкина/

Вот север, тучи нагоняя, 

Дохнул, завыл – и вот сама 

Идет волшебница-зима, 

Пришла, рассыпалась; клоками 

Повисла на суках дубов, 

Легла волнистыми коврами 

Среди полей вокруг холмов. 

Брега с недвижною рекою 

Сравняла пухлой пеленою; 

Блеснул мороз, и рады мы 

Проказам матушки-зимы.

Физкультминутка.

Повороты влево-вправо,

Это лёгкая забава.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно.(Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Отдых кончен наш, ребята,

Нам пора опять за парты. (Дети садятся за парты.)

Учащимся предлагается репродукция картины Пластова А.А. «Первый снег» Слайд 16.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас ребята картина «Первый снег»? (Особенное приподнятое настроение от снега).

Сочетание каких цветов преобладает в картине? (Серебристые, коричневые, серо-сизые и белый).

1-й ученик: Но вот пришла весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать?

3-й ученик:/читает стихотворение о весне Плещева А./

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Учащимся предлагается репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» Слайд 17.

Учитель: Ребята, вы вероятно знаете первые признаки весны? Использовал ли художник их в своей работе? (Грачи прилетели, рыхлый грязный снег, проталины с водой). А какие цвета использовал в своей работе художник? (серо-голубые, солнечный луч, который освещает картину, дает ощущение дыхания весны, картина наполнена весенним свежи воздухом).

1-й ученик: Приступило к работе жаркое лето и взялось за свою волшебную кисть.

4-й ученик /читает стихотворение о лете М.Ивенсена/

Вот и лето подоспело – 

Земляника покраснела: 

Повернется к солнцу боком – 

Вся нальется алым соком. 

В поле – красная гвоздика, 

Красный клевер. Погляди-ка: 

И лесной шиповник летом 

Весь осыпан красным цветом. 

Видно, люди не напрасно 

Называют лето красным. 

Учащимся предлагается репродукция картины А.А.Пластова «Летом» Слайд 18.

Учитель: Какие выразительные средства использовал художник в своей работе? (Яркая цветовая гамма). Отчего так много теплых тонов в картине? (Лето).

1-й ученик: Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она краски и отправилась она с ними в лес.

5-й ученик /читает стихотворение об осени А.Твардовского/

Меж редеющих верхушек 

Показалась синева. 

Зашумела у опушек 

Ярко-жёлтая листва. 

Птиц не слышно. Треснет мелкий 

Обломившийся сучок, 

И, хвостом мелькая, белка 

Лёгкий делает прыжок. 

Стала ель в лесу заметней, 

Бережёт густую тень. 

Подосиновик последний 

Сдвинул шапку набекрень.

Учащимся предлагается репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»Слайд 19.

Учитель: Какое впечатление произвела на вас эта картина? (Ощущение светлой радости и грусти перед недолговечной и хрупкой красотой осенней поры). Какие цвета преобладают в картине? (золотой, желтый, синий, голубой с небольшим добавлением зеленого – символизирует полноту жизни).

Учитель: Ребята, наступила осень. Перечислите признаки осени, которые вам известны.

Конструктор урока (прием «Шаг за шагом»)

/Учащимся предлагается перечислить признаки осени/

Учитель: Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях художников? (Гордость за Родину, восхищение красотой природы, любовь к родному краю).

Каждый из художников выразил свои чувства и переживания, своё отношение к природе. Они проникли в нашу душу, художникам удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы.

Художники, изображающие в своих картинах природу, называются художники-пейзажисты.

Урок 2

  1. Творческая практическая деятельность учащихся.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы будете изображать пейзаж по представлению.

/Учащиеся выполняют работу индивидуально или в паре по два человека/

1 группа – радостный, светлый пейзаж;

2 группа – мрачный, тоскливый пейзаж;

3 группа – нежный с грустью пейзаж.

Учитель: Настроения пейзажа можно создать холодными, теплыми, глухими или звонкими цветами. Для этого не забывайте использовать цветовую палитру, использовать только локальный цвет - неправильно.

/На доске представлена методическая таблица по цветоведению/

Картинки по запросу таблица по цветоведению

Нет, не пейзаж влечет меня, не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…Она везде, где красота.

И. Бунин

  • Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства

        Передний план – все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен

        Средний план – объем и цвет постепенно смягчаются

        Задний план – все сливается в воздушной дымке

  • изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени

        освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя

Воздушная перспектива – это…

  • точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности

Линейная перспектива - это…

  • По мере удаления 
    • предметы уменьшаются
    • цвет бледнеет
    • контрастность постепенно смягчается
    • ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно
    • удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются

Законы перспективы:

  • Схема определений линий горизонта

Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз

Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим

  • Схема изменения высоты линии горизонта
  • Найти ошибки
  • Дорога не должна подниматься выше линии горизонта
  • Найти ошибки
  • Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления
  • Деревья на переднем плане должны быть самыми высокими, уменьшаясь в размере к линии горизонта

Задание

        Нарисовать пейзаж в технике по- сырому, используя полученные знания о перспективе

  • 1-ый этап работы

Простым карандашом создать контурный рисунок.

  • 2-ой этап работы

Смочить лист водой, быстро приступить к цветовому решению. Начинать работу с неба, затем от заднего плана к переднему.

  • 3-ий этап работы

      Мелкие детали доработать по сухому слою краски. Усилить цветовую контрастность.

Проверка знаний

                                Перспектива – это…

  • 1. наука о цвете
  • 2. изображение с применением линии горизонта
  • 3. система отображения на плоскости глубины пространства

Правильный ответ

                                Перспектива – это…

  • 3. система отображения на плоскости глубины пространства

Не забываете о законах перспективы (линейная и воздушная).

Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.

Прежде чем вы начнете работу ответьте мне на вопрос: Как правильно компоновать пейзаж? (выбрать как правильно расположить альбом, представить что будешь рисовать, провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения находящиеся дальше, сделать набросок карандашом).

Учащиеся приступают к выполнению практической работы.

В процессе выполнения работы учащимися, учитель контролирует приемы работы, наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

  1. Итог урока.

Выставка и анализ работ

Как можно передать настроение природы на рисунке?

С картинами каких художников мы сегодня познакомились?

Учащиеся оценивают рисунки товарищей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 1,2 Истоки родного искусства Пейзаж родной земли

Слайд 2

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как одеваются люди и украшают свою одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека.

Слайд 3

Природа нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, ярко освещенные солнцем. Н.Рерих. Горы.

Слайд 4

Скалы. Айвазовский. Можно увидеть красоту в ломкой линии прибрежных скал, окруженных бесконечным морем, то тихим, то бурным.

Слайд 5

П.Кузнецов. Мираж в степи. Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.

Слайд 6

И.Левитан. Над вечным покоем. Самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, знает свои места как родного человека.

Слайд 7

Наша страна Россия очень большая и природа на ее территории сильно меняется. Через всю страну текут большие полноводные реки. Сумрачный лес то подступает к воде, то отступает, открывая чистую зелень прибрежных полян с луговыми цветами. И.Левитан. Вечерний звон.

Слайд 8

И.Шишкин. Полдень. Светлой лентой вьются дороги. По их сторонам пологие, округлые перекаты. Это поля.

Слайд 9

И.Левитан. И они разноцветные: одно с голубизной, другое мягко золотится, с синими васильками по обочинам .

Слайд 10

И.Левитан. Березовая роща. А любимые прозрачные березовые рощи: всех радует их светлая зелень в солнечных бликах!

Слайд 11

И.Шишкин. Дубы. Вечер. Всюду ты увидишь округлость линий, мягкость контуров и особенное богатство красок – неярких, но разнообразных по оттенкам. Наша природа-красавица часто меняет наряды. Вот природа летняя.

Слайд 12

И.Грабарь. Февральская лазурь. Весной встречаются холод и тепло, и голубые тени тающего снега постепенно уползают с почти розовой по цвету согретой земли.

Слайд 13

А.Васнецов. Зима. Вслед за золотой осенью приходит радость пушистого белого снега.

Слайд 14

Щербаков Б. В. Июнь в Подмосковье. О красоте природы поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают художники.

Слайд 15

картина И.И.Левитана «Золотая осень»

Слайд 17

Нет, не пейзаж влечет меня, не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит любовь и радость бытия, Она повсюду разлита…Она везде, где красота. И. Бунин

Слайд 18

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 2 Истоки родного искусства Пейзаж родной земли

Слайд 2

Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства Передний план – все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен Средний план – объем и цвет постепенно смягчаются Задний план – все сливается в воздушной дымке И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу»

Слайд 3

изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя Воздушная перспектива – это… И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» Ф. Васильев «Рассвет»

Слайд 4

точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности Линейная перспектива - это … И Левитан «Сокольники» Ф. Васильев «После дождя»

Слайд 5

По мере удаления • п редметы уменьшаются • цвет бледнеет • контрастность постепенно смягчается • ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно • удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются Законы перспективы : И. Шишкин «Лесные дали»

Слайд 6

Схема определений линий горизонта Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим

Слайд 7

Схема изменения высоты линии горизонта Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень

Слайд 8

Найти ошибки Дорога должна сужаться к линии горизонта Деревья должны уменьшаться к линии горизонта Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления

Слайд 9

Найти ошибки Дорога не должна подниматься выше линии горизонта

Слайд 10

Найти ошибки Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления Деревья на переднем плане должны быть самыми высокими, уменьшаясь в размере к линии горизонта

Слайд 11

Задание Нарисовать пейзаж в технике по- сырому, используя полученные знания о перспективе

Слайд 12

1-ый этап работы Простым карандашом создать контурный рисунок.

Слайд 13

2-ой этап работы Смочить лист водой, быстро приступить к цветовому решению. Начинать работу с неба, затем от заднего плана к переднему.

Слайд 14

3-ий этап работы Мелкие детали доработать по сухому слою краски. Усилить цветовую контрастность.

Слайд 15

Проверка знаний Перспектива – это… 1. наука о цвете 2. изображение с применением линии горизонта 3. система отображения на плоскости глубины пространства

Слайд 16

Правильный ответ Перспектива – это… 3. система отображения на плоскости глубины пространства

Слайд 17

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Урок 3: " Деревня — деревянный мир"

Цели: 

  • Приобщение к истокам  родного искусства.
  • Формирование эстетических представлений о русском деревянном зодчестве.
  • Развитие творческих способностей в создании художественного образа.

Задачи:

  • Познакомить с традиционным образом русской  деревни, конструкцией дома.
  • Научить изображать образ избы.
  • Дать представление о традиционных украшениях избы и их значении.

Оборудование: презентации, иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.

План урока:

I. Организационная часть:

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний: 

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Как на Руси строили поселения? Деревни строились вдоль рек, на холмах  с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира.  Эти поселения были близки природе, украшали её. 
Но человек может портить природу,  и этому много примеров.  Пригороды застроены разными постройками с огородными участками,  не соответствующими эстетическим критериям.  В старину деревни имели определённый строй, и несли  опыт вековых традиций.

III. Введение в тему:  «Образ традиционного русского дома»

Мастер Постройки помогает понять мудрость деревянных построек старой  русской архитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном без гвоздей, топором.

Просмотр презентации «Русские избы» о красоте русского зодчества

Деревня-«дерево»

Избы рубили из дерева отсюда и слово «деревня».

Древней Руси считалось, что деревня без мельницы,   самая бедная.

  • Из века в век, с утра и до утра звучала без конца и без начала речитативом песня топора на всей Руси великой и крепчала.
  • Как мера и красота скажут…

У каждого народа есть свой излюбленный строительный материал. Россия - страна леса. Из дерева мастерилось и строилось буквально всё: домашняя утварь, орудия труда, избы и даже целые города. Всё это создавалось преимущественно топором.

Удивительна красота деревянного зодчества. Но искусство это не долговечно, хотя есть ещё такие уголки в России, где сохранились построенные из дерева дома, дворовые постройки (амбары, сараи, бани и др.),культовые сооружения (церкви и часовни). Свидетели старины глубокой – памятники деревянного зодчества Каргополя, Кижей и других мест на Руси  поражают разнообразием форм, сплетением архитектурных стилей и высоким мастерством отделки. Уцелевшие произведения деревянной архитектуры относятся к ХVII вв.

  • А я сколько по святой Руси не    езживал, а таких хором вовек не видывал.       (из былины)
  • «Фасад – лицо избы, окна – её глаза».
  • «Всякая избушка своей кровлей крыта».

Наиболее полно мастерство и талант русских зодчих проявился в строительстве и украшении жилищ. Веками складывались общие особенности архитектурной конструкции русской избы.

  • Фасад избы.

Во все времена предметом особой заботы русских зодчих было художественное оформление фасада избы.

  • Изба что терем.

Празднично – нарядный декор деревянных кружев русских изб и сегодня восхищает своей красотой. Узоры на наличниках и и ставнях,  на причелинах, полотенце, балкончиках удивляют своей красотой. А сколько фантазии и выдумки вкладывает мастер создавая резные узоры.

  • Деревянные постройки Невона.

Исследуя архитектуру современной деревни можно сделать вывод, что многие деревянные постройки стилизованны под «русскую старину». Это видно в украшенных резьбой оконных наличниках, фризах, причеллинах, в которых нашли отражение художественная смелость и фантазия наших современных строителей.

IV. Практическая часть

Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира: избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.
Существовало  много типов изб:  амбары, изба на подклети с «поветью» (второй этаж), крыльцо, гульбище (функция, образ гостеприимства).

Задание: Работа над образом традиционного  русского дома – избы.

Просмотр презентации  «Деревня»

Показ  приёмов работы (на доске) гуашевыми красками, широкие горизонтальные мазки  с пробелами  изображают бревенчатые стены. Необходимо подобрать  характерный цвет дерева: серебристо-серый, золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены. Резные доски украшений избы изображают контрастным цветом тонкой кистью.  В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической цельности образа.

V. Итог

Рефлексия, вернисаж.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деревня-деревянный мир.

Слайд 2

Деревня- «дерево» Избы рубили из дерева отсюда и слово «деревня». И. СТОЖАРОВ. Северные сёла.

Слайд 3

Деревня - это не только жилые избы. Это целый деревянный мир построек разного назначения: колодцы, ворота - въезд во двор, амбары, сараи, гумно, баньки у самой воды .

Слайд 4

САРАЙ - помещение для хранения различных вещей . АМБАР – помещение для хранения зерна и припасов

Слайд 5

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «улица», а из улиц – деревня. Деревни строились вдоль рек.

Слайд 6

В центре - на лучшем и видном месте ставили церковь. Сюда люди приходили со своими надеждами, несли своё горе и радости. Древние церкви немногим отличались от избы. У них только на крыше, на тонкой шейке – главка, как бы повязанная косынкой.

Слайд 7

От образа скромной крестьянской церкви мастера постепенно перешли к шатровому зодчеству. Праздничная устремлённость преодолела будничность, и родилась церковь-царевна. Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это четырёхугольный сруб — «четверик», на котором стоит «восьмерик» —восьмигранное основание шатра. Как хор устремляются в верх купола-луковки . Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, доброй—женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом-гульбищем . Шатровый храм

Слайд 2

В Древней Руси считалось, что деревня без мельницы, самая бедная.

Слайд 3

Из века в век, с утра и до утра звучала без конца и без начала речитативом песня топора на всей Руси великой и крепчала.

Слайд 4

А я сколько по святой Руси не езживал, а таких хором вовек не видывал. (из былины )

Слайд 5

«Фасад – лицо избы, окна – её глаза».

Слайд 6

Фасад избы. Во все времена предметом особой заботы русских зодчих было художественное оформление фасада избы.



Предварительный просмотр:

Тема. Красота человека

Цель: Знакомство с составными элементами русского народного костюма; формирование  умений и навыков  учащихся при создании эскиза костюма с использованием различных техник исполнения; формирование эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.

Тип урока – «открытия» нового знания.

Оборудование урока:

  • Ноутбук, мультимедийный проектор, экран
  • Видеозарисовка. Презентация к уроку.
  • Гуашь, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага
  • Музыкальный ряд: русские народные песни.

Планируемые результаты

Предметные УУД: формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; умение читать символический образный язык ДПИ, цвет и форму.                            

Личностные  УУД: отработка навыков самостоятельной и групповой работы; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии.

Метапредметные:  

регулятивные УУД - учиться работать по предложенному учителем плану; учиться правильно выбирать учебные принадлежности; учится наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение.        

познавательные УУД - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы

коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; уметь слушать и понимать высказывания; понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы.                         

Ход урока:

Организационный момент

- Подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу.  Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

На этой позитивной ноте мы  начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу  «Истоки родного искусства»

Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, посмотрев небольшую видеозарисовку.

- Как, вы считаете о чем или о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Почему вы так решили?

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

- Как вы думаете, для чего необходим такой яркий, нарядный костюм русским женщинам?

- Повседневная жизнь крестьянки была тяжелой, она работала не покладая рук в поле, огороде, доме, а ее праздничный костюм  - диво дивное. Одежду она делала вкладывая в нее настоящий талант художника.

В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье. Люди верили, что красота – это добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма всегда уделялось много внимания.

- Тема нашего урока: Красота человека

Посмотрите вокруг и подумайте, какие цели вы поставите перед собой на уроке?

Цель нашего урока -

Познакомиться с составными элементами праздничного костюма; создать эскиз  русского народного праздничного костюма.

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Что вы знаете о русском костюме?

- Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник. Сегодня мы поговорим о русской рубахе, сарафане и переднике. С остальными частями женского костюма вы познакомитесь в старших классах.

- Каким способом могли украсить крестьянки свой костюм?

- Конечно же  вышивкой.

- Язык орнамента вышивки является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств. Это некое магическое заклинание. Ведь это не просто изображение, а символические знаки, которые имеют  определенное значение.

- А вы знаете символические знаки?

Сейчас вы посмотрите презентацию и узнаете об этом по подробнее.

3.Практическая работа.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы будете изображать человека в русском национальном костюме.

Картинки по запросу раскраска-силуэт русский народный костюм без рисунков

4.Рефлексия

Закончите фразу:

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Мне понравилось …

5.Итог урока

Выставка работ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сегодня вы попробуете стать модельерами, чтобы сконструировать из лоскутов материи наряд красавицы. Чтобы лучше представить себе детали национального женского костюма, познакомимся с ним поближе. КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА

Слайд 2

Русский костюм

Слайд 3

Русский костюм

Слайд 4

Куклы в национальных костюмах

Слайд 5

Куклы в национальных костюмах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

Слайд 2

А какие наряды надевали в праздники? Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты — тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке.

Слайд 3

Основными частями женского костюма были: рубаха, сарафан, передник или занавеска, понева , нагрудник, шушпан .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вышивка рукавов часто содержала символы земли , возделанного поля, зерен , ростков.

Слайд 2

В вышивке подола одежды господствовали символы земли, растений, корней, цветов, засеянного поля.

Слайд 3

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Слайд 4

Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан по середине переда, отделанным узорными лентами, кружевом и вертикальным рядом пуговиц.

Слайд 5

Поверх рубахи женщины в южно-русских областях надевали поневу , род юбки из трех кусков ткани, сшитых по кромке в одно широкое полотнище. Понева крепилась на талии при помощи вдернутого шнурка - гашника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основу мирского костюма составляла рубаха Рубаха происходит от слова « руб », что означало на языке предков кусок, обрывок ткани . Рубаха Олонецкая губерния первая половина XIX века

Слайд 2

Рубахи носили и мужчины, и женщины - различались они лишь покроем. Основу мирского костюма составляла рубаха

Слайд 3

Рубахи были повседневные и праздничные. Повседневные не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам . Украшением чаще всего служила вышивка.

Слайд 4

Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поверх сарафана надевали душегрею - короткую нагрудную одежду на лямках, часто подбитую мехом.

Слайд 2

Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. Перспектива.Конспект и презентация урока по русскому языку Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначения

2 класс. Перспектива.Конспект и презентация урока по русскому языку  Твёрдые и мягкие согласные звуки,  их обозначения...

Учебно - методический комплект по истории на тему: "Детские игры - школа здоровья" 3 класс. Перспектива. (Конспект урока, презентация + наглядность)

Цель урока: 1. дать понятие о разновидностях игр;2. познакомить детей с играми здоровье оберегающего характера...

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" 4 класс

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" (4 класс ПНШ)...

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" 4 класс

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" (4 класс ПНШ)...

Изобразительное искусство. 2 класс. План-конспект и презентация урока по теме: «Живопись. Теплые и холодные цвета».

Тема урока: «Живопись. Теплые и холодные цвета».Класс: 2.Цель: знакомство с палитрой теплых и холодных цветов, применение их на практике.  Задачи:1. Образовательная:- дать предст...