Изобразительная деятельность (для детей с ТМНР), 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Донских Елена Валентиновна

Программа курса Изобразительная деятельность разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.

2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_izo_1_b_donskih.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Утверждаю

Директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «Изобразительная деятельность»

Адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

 

на 2019/2020 учебный год

 1 «Б»  класс

Учитель: Донских Е.В.

Рассмотрено на заседании МО                            Заведующий образовательным отделением                                                                                                                  «СОГЛАСОВАНО»                                               ________      Т.Е. Максименко

протокол №____ от «___»______2019 г                  «___»____________2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса Изобразительная деятельность разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.

2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Основные задачи:         

  • развитие интереса к изобразительной деятельности;
  • накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства;
  • формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
  • освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
  • использование различных изобразительных технологий;
  • развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
  • накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности;
  • формирование умений пользоваться инструментами;
  • обучение доступным приемам работы с различными материалами;
  • обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развитие художественно-творческих способностей;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
  • формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.

Особенности обучения в конкретном классе

 Характеристика детей с умеренной умственной отсталостью, обучающиеся в данном классе проявляется не только в общей психической неполноценности, но и в различных неврологических и соматических симптомах, что является показателем недоразвития и неправильного развития не только головного мозга, но и всего организма. Имеются дефекты слуха, зрения, речи (не говорящая девочка), пороки развития внутренних органов. Маша, произносит короткие фразы (А Кира вообще не говорит), дети трудно понимают даже несложную, обращенную к ним чужую речь.
Особенности

Умственная отсталость затрагивает все функции психики ребенка, в особенности познавательную сферу. Маша испытывает трудности с запоминанием слов, не может сконцентрироваться, внимание неустойчивое. Отмечается скудность речи, слова используются некорректно, реплики неразвернутые, фразы и предложения произносятся с ошибками. 

Восприятие

   Особенности формирования восприятия у обучающихся в этом классе характеризуются замедленным темпом и множеством дефектов. Сужается и замедляется зрительное восприятие, дети не могут установить связи между объектами.

Имеются нарушения кинестетического восприятия.

   Недоразвита психомоторика, развитие локомоторных функций замедленно, движения непродуктивные нецелесообразные. Деятельность сопровождается двигательным беспокойством суетливостью. Ребенок двигается угловато, движения характеризуются бедностью, недостаточной плавностью, в особенности жестикуляция и мимика, мелкие движения, мелкая моторика пальцев.

Память

    Особенности нарушения памяти у детей этого класса заключается в их неспособности быстро запомнить новое. Запоминание происходит только при множественных повторениях, но навык или информация забываются так быстро, что они даже не успевают воспользоваться новыми знаниями. Заученную информацию воспроизводят неточно, усвоение материала происходит с трудом, в основном дети запоминает случайно сгруппированные внешние признаки явления или предмета. Отсутствует мотивационный компонент запоминания.

     Больше всего нарушается развитие логического опосредованного запоминания, в то время как механическая память формируется и хорошо сохраняется. Сложнее всего детям вспомнить внутренние логические связи и обобщенные словесные объяснения.

Внимание

У детей этого класса наблюдается снижение устойчивости внимания, что мешает им осуществлять целенаправленную деятельность, затрудняет познавательный процесс. Сниженное внимание – важная причина нарушений мыслительного процесса. Дети с трудом воспринимают словесные инструкции, деятельность становится непродуктивной.

Сложно вырабатывается непроизвольное внимание. Неустойчивое внимание связано с дисбалансом функций возбуждения-торможения. Один из процессов всегда преобладает над другим. Произвольное внимание теряет целенаправленность, стойкость. Дети быстро теряют интерес, отвлекаются, чтобы зафиксировать внимание им приходится прилагать большие усилия.

Мышление

Мышление этих детей отличается сильным недоразвитием. Неполноценное чувственное познание, недоразвитие речи, ограниченная практическая деятельность – все оказывает влияние на развитие мышления. Мышление обучающихся характеризуется конкретизацией, чаще все умозаключения не являются плодом размышления, скорее воспоминанием. Группируя предметы, дети обращают внимание на второстепенные признаки, отсутствует способность обобщать. Смысл метафор и пословиц им не понятен, они не способны перенести этот смысл на реальную ситуацию. Сравнивая предметы, дети с легкостью называют различия, но не могут уловить сходство.

Обучение таких детей– нелегкая задача. Они плохо усваивают материал, не улавливая смысла, полученные знания на практике применить не могут.

   Мышление отличается не критичностью –дети всегда уверены, что предполагают и поступают правильно, даже если это не так.

  Конкретное мышление детей ограничено узким кругом функций, необходимых для обеспечения элементарных потребностей. Отличается не критичностью, непоследовательностью, стереотипностью.

Речь

Речь характеризуется косноязычием, которое формируется из-за дефектов речевого аппарата, обилием аграмматизмов, гнусавостью, заиканием. Речь лишена выразительности, вследствие недоразвития высших психических функций.

У этих детей всегда возникают коммуникативные проблемы, нормальное общение недоступно. Также общение может затрудняться нарушениями фонематического слуха.

Ребенок плохо различает звуки, слова воспринимает нечетко, произнося слова, заменяет звуки. Речь развивается слишком медленно, оказывая влияние на общее развитие психики ребенка.

Поведение

Поведение этих детей отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.

Дети этого класса воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, которая приносит удовольствие.

Поведение детей насыщено болезненными проявлениями чувств. Одни проявляют малодушие и чрезмерную раздражительность, другие страдают дисфорией. Иногда наблюдаются без причины повышенное настроение, или наоборот, апатия.

Общие признаки детей этого класса:

  • снижен уровень интеллекта;
  • мотивация в поведении отсутствует;
  • мнение полностью зависит от окружающих и внешнего воздействия;
  • отсутствует способность предусматривать последствия действий;
  • неразвито умение держать под контролем инстинктивные порывы;
  • неспособность усваивать знания и применять их на практике;
  • дезадаптация в коллективах;
  • трудности с соблюдением режима дня;
  • плохая успеваемость, неадекватное поведение, неусидчивость, невнимательность, повышенная утомляемость;
  • сопутствующие заболевания: паралич, тик, головная боль, судороги;
  • дети могут обучиться простейшим навыкам;
  • замедленное развитие психических функций;
  • неразвито мышление, восприятие, внимание снижено, речь неполноценная, моторика заторможена; 
  • трудовая деятельность сводится к паре простейших действий, заученных на механическом уровне;
  • эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение;
  • логическое мышление отсутствует;
  •  Речь отсутствует практически полностью, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная. 

Организационно педагогические основы обучения

Программа рассчитана для учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида умеренной умственной отсталостью от 7 до 15 лет и составлена с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.

В программе заложена возможность обучения детей с разным уровнем подготовленности, варьировать учебные часы в соответствии с желаниями детей и их заинтересованностью. Исходя из специфики контингента учащихся, возможно менять количество теоретических и практических часов той или иной темы.

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

В соответствии с правилами техники безопасной работы, санитарно -гигиеническими нормами и календарно - тематическим планированием занятия проводятся в группе (классе).

Детские изобразительные работы можно использовать не только для демонстрации на выставках - показах, но и для оформления школьного и домашнего интерьера, школьных праздников.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Изобразительная деятельность для учащихся имеет важное коррекционно-развивающее значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Проблема развития способностей, приобретая в настоящее время особую актуальность. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными способностями в общем цикле развития человека. Особое место среди способностей занимают психические «новообразования», не строго специализированные, а имеющие универсальный характер, что выражается в их влиянии на развитие многих сторон психической жизни и деятельности человека. Универсальный характер способностей проявляется в том, что они в процессе развития влекут за собой качественное преобразование различных видов деятельности, поведения, сознания ребенка в целом. К числу таких способностей относятся подражательная, коммуникативная, двигательная, языковая, символическая, способность к творческому воображению и др.

Исследования свидетельствуют, что различные виды деятельности детей с отставанием в умственном развитии характеризуются низким уровнем развития и недостаточностью проявлений воображения, неспособность планировать и самостоятельно определять приемы работы. Проводимые исследования познавательных и моторных функций детей с отклонениями в умственном развитии выявляют не сформированность ВПФ, общей и мелкой моторики, пространственного восприятия. Поэтому необходима система коррекционно-развивающей работы, прямо направленная на последовательное формирование способностей в различных видах изобразительной творческой деятельности.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища. Программа «Изобразительная деятельность» может быть предложена как один из вариантов подготовки выпускников школ VIII вида к самостоятельной жизни.

     На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

   Программа по изобразительной деятельности включает три раздела -подпрограммы: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамки, участвуя  в выставках, творческих показах, помогая оформлять классную комнату своими поделками. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.

Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане предмет представлен с 1 по 7 год обучения (8 лет). Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из швейной,  и другой продукции.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Характеристика программы

Содержание программы позволяет ознакомить учащихся с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Способствует формированию самостоятельного творческого опыта, воспитывает у учащихся художественный вкус, любовь к родному краю, ее истории, формирует у школьников способности осознавать, чувствовать и воспринимать красоту окружающего мира, природы, произведений искусства, воспитывает художественный вкус, развивает воображение, фантазию, побуждает творческую активность.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют выявлению и развитию потенциальных возможностей детей, развитию компенсаторных возможностей речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.

В процессе занятий развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка, мелкая моторика рук, аккуратность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению. Постепенно увлечение становится любимым занятием и в свободное время, т.е. формируется правильное социальное поведение. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.

Программа «Изобразительная деятельность» характеризуется:

  1. по типу -  образовательная;
  2. по направленности - художественно-эстетическая;

3.        по виду - адаптированная.

Программа классифицируется:

  1. по цели обучения - коррекционно-развивающая;
  1. по форме организации содержания и процесса - комплексная, так как объединяет элементы изобразительного искусства, декоративно - прикладного творчества, технические умения, знания истории и культуры;
  2. по возрастному принципу - разновозрастная, так как предназначена для обучения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста;

  4.   по времени реализации - восьмигодичная.

Программа позволяет развивать художественные способности, индивидуальные творческие возможности, накапливать опыт в восприятии художественных работ, развивать полученные знания, умения и навыки, учиться понимать органическую целостность народной культуры.

Реализацию программы обеспечивают основные педагогические принципы, положенные в ее основу:

  1.   Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
  2.   Доброжелательный психологический климат на занятиях.
  3.  Личностно - деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса.
  4.  Оптимальное сочетание форм занятий - индивидуальной, групповой, коллективной.

Для успешного проведения занятий изобразительной деятельностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида необходимо изучить особенности контингента учащихся. В обучении применять дифференцированный подход, который предполагает ориентацию на конкретного ребёнка, располагающего индивидуальными возможностями, особенностями и потребностями

Основными методами работы с учащимися являются:

  • словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминологии;
  • наглядный - показ приема деятельности, анализ образца, составление плана работы;
  • практической последовательности - рисование песком под руководством учителя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

     Ключевые понятия, которыми оперирует программа

Коррекционно-педагогическая деятельность - планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами детей, имеющих незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции подростков в социум.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием и памятью. Является основой наглядно-образного мышления.

Творческие способности - успешность обучения и усвоения приемов работы, создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, словом - индивидуальное творчество в различных областях деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью 

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные. Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

обеспечение целостности развития личности обучающегося. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Подготовительный (1)-4 классы 

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий 

Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.

Требования устанавливаются к результатам: личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения АООП могут включать: 

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать;
  • писать;
  • выполнять арифметические действия;
  • наблюдать;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)

Предметные результаты освоения АООП

  • освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
  • способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
  • готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы

1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

 Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

 Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

 Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

 Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

 Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.

 Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

 Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

 Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D образовательной программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах.

    Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

 умение выполнять инструкции педагога;

  использование по назначению учебных материалов;

 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  1. Формирование умения выполнять задание:

 в течение определенного периода времени,

 от начала до конца,

  • с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит, как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Лепка. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин (зернистый, восковой, моделин, обычный), тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Аппликация геометрическая (геометрический конструктор),  из осенних листьев, из ватных дисков.

Рисование. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием  наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик», «рисование песком», «рисование на песке», «рисование опилками и на опилках», «рисование на красках», «рисование пластилином из шприца», «Пластилино графия», «рисование ладошками, пальцами», «Кляксография», рисование спиралью .

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Требования к оснащению учебного процесса на уроках изобразительного искусства разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимы:

        - индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться  трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

        - материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые краски, акварельные, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые, мелки, цветные карандаши, баночка для воды, карандашница, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук).

    «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи;

Оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски;

 

Расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

Большие возможности для применения на уроках изобразительного искусства предоставляет оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет продемонстрировать учащимся образцы изобразительной деятельности.

Используемая  литература

  • Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010г. №1241 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый приказом приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373»  (зарегистрирован в Минюсте России  4 февраля 2011г, регистрационный номер 19707;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РЙФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», САПиН 2.4.2.2821-10, утверждённых санитарным врачом РФ от 29.12.2010г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3.03.2011г., регистрационный номер 19993.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Календарно-тематическое планирование

N п/п

Раздел

Тема

Лепка, рисование, аппликация

Лепка «Дождик чаще кап-кап-кап!

Рисование «Дождик чаще кап-кап-кап!»

Аппликация «Дождик чаще кап-кап-кап!»

Лепка «Разноцветные пальчики»

Рисование «Разноцветные пальчики»

Аппликация «Разноцветные пальчики»

Лепка «Разноцветные кубики»

Рисование «Разноцветные кубики»

Аппликация «Разноцветные кубики»

Лепка «Милое солнышко ярче нам свети»

Рисование «Милое солнышко ярче нам свети»

Аппликация «Милое солнышко ярче нам свети»

Лепка «Вот какие у нас листочки»

Рисование «Вот какие у нас листочки»

Аппликация «Вот какие у нас листочки»

Лепка «Собери букет осенний»

Рисование «Собери букет осенний»

Аппликация «Собери букет осенний»

Лепка«Листья танцуют»

Рисование «Листья танцуют»

Аппликация «Листья танцуют»

Лепка «Что такое клён?»

Рисование «Что такое клён?»

Аппликация «Что такое клён?»

Лепка «Мой весёлый звонкий мяч»

Аппликация «Мой весёлый звонкий мяч»

Рисование «Мой весёлый звонкий мяч»

Лепка «У меня есть шар воздушный»

Аппликация «У меня есть шар воздушный»

Рисование«У меня есть шар воздушный»

Лепка «Туча по небу летела»

Аппликация «Туча по небу летела»

Рисование «Туча по небу летела»

Лепка «Снегурочка»

Аппликация«Снегурочка»

Рисование «Снегурочка»

Лепка «Новогодняя игрушка»

Рисование «Новогодняя игрушка»

Аппликация «Новогодняя игрушка»

Лепка «Снежок порхает, кружится»

Рисование «Снежок порхает, кружится»

Аппликация «Снежок порхает, кружится»

Лепка «Вот какая ёлочка»

Рисование «Вот какая ёлочка»

Аппликация «Вот какая ёлочка»

Лепка «Дед мороз»

Рисование «Дед мороз»

Аппликация «Дед мороз»

Лепка «Шарфик и шапочка»

Рисование«Шарфик и шапочка»

Аппликация«Шарфик и шапочка»

Лепка«Снеговик»

Рисование«Снеговик»

Аппликация«Снеговик»

Лепка«Снежинка»

Рисование«Снежинка»

Аппликация «Снежинка»

Лепка «23 февраля»

Аппликация «23 февраля»

Рисование «23 февраля»

Лепка «Солнышко»

Рисование«Солнышко»

Аппликация «Солнышко»

Лепка «8 Марта»

Рисование «8 Марта»

Аппликация «8 Марта»

Лепка «Подарок маме»

Рисование «Подарок маме»

Аппликация «Подарок маме»

Лепка «Весна»

Рисование «Весна»

Аппликация «Весна»

Лепка«Кораблик»

Аппликация«Кораблик»

Рисование «Кораблик»

Лепка«Скворечник»

Аппликация «Скворечник»

Рисование «Скворечник»

Лепка «Пасхальное яйцо»

Аппликация «Пасхальное яйцо»

Рисование «Пасхальное яйцо»

Лепка «Одуванчик»

Рисование «Одуванчик»

Аппликация«Одуванчик»

Лепка «Радуга»

Аппликация «Радуга»

Рисование«Радуга»

Лепка «9 Мая»

Аппликация «9 Мая»

Рисование«9 Мая»

Лепка «Божья коровка»

Аппликация «Божья коровка»

Рисование«Божья коровка»

Лепка «Цветок Ромашка»

Аппликация «Ромашка»

Рисование «Ромашка»

Лепка «Бабочка»

Аппликация «Бабочка»

Рисование «Бабочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей с умеренной умственной отсталостью

Эта программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо изобразительной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей раннего возраста

Конспект проведения индивидуального занятия по избразительной деятельности "Кормим птиц" (для детей реннего возраста)....

Особенности развития изобразительной деятельности у детей с ОНР

Особенности изобразительной деятельности детей с ОНР еще не получили систематического отражения  в научной литературе. В имеющихся литературных источниках  можно найти лишь отдельные указани...

урок по теме " Времена года" изобразительная деятельность для детей с синдромом дауна 1 класс

Урок рисования подходит для проведения в коррекционном классе. В ходе урока ребята закрепляют знания о временах года: осень, зима, весна, лето. Учатся находить отличительные признаки каждого времени г...