Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Сапичева Ольга Юрьевна

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Н. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8._izobraz.iskusstvo_1_klass.docx372.3 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\NAR\Desktop\Kyocera_20191213_002\Scan_001.jpg

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 1 класса

на 2019-2020 уч. год

УМК «Школа России»

Базовый уровень

Всего учебных 33 часа

Составитель учитель начальных классов

Сапичева О.Ю.

Серпухов

 2019

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы Б. Н. Неменского (УМК «Школа России» издательство «Просвещение»).

       Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Основной образовательной программы МБОУ «Лицей «Серпухов» и с учебными планами ОУ. Программа 1 класса рассчитана на 33 ч.

  1. Планируемые  результаты освоения учебного предмета

1 класс

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение к урокам изобразительного искусства.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • познавательной мотивации к изобразительному искусству;
  • осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
  • внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
  • эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности;
  •      умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность    и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Обучающиеся научатся:

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
  • выполнять работу по заданной инструкции;
  • использовать изученные приёмы работы красками;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
  • вносить коррективы в свою работу;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий;
  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • решать творческую задачу, используя известные средства;
  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Обучающиеся научатся:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике;
  • находить нужную информацию в словарях учебника;
  • вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
  • различать цвета и их оттенки,

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • характеризовать персонажей произведения искусства;
  • конструировать объекты дизайна.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Обучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • комментировать последовательность действий;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты

Обучающиеся научатся: 

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • называть расположение цветов радуги;
  • различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
  • составлять дополнительные цвета из основных цветов;
  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
  • использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
  • элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры и архитектуры);
  •  использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
  •  пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  •  выполнять простейшие композиции из бумаги.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  •  воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  •  оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещение выставок, художественного музея;
  •  применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.

  1. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

1 класс (33 часа)

Тема  года «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Присутствие разных видов деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных позиций реальности и  открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных средств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Тема 1. Ты учишься изображать (9 ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

         Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

  • Изображения всюду вокруг нас.

Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира.

    Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

    Знакомство с Мастером Изображения.

  • Мастер Изображения учит видеть.

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление её геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах.

  • Изображать можно пятном.

Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и т.д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т.Маврина, Е.Чарушин, В.Лебедев, М.Митурич и др.) к детским книгам о животных. Навыки работы с кистью, краской (одна банка) и водой.

  • Изображать можно в объеме.

Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т.е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы.

  • Изображать можно линией.

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия-рассказчица).

  • Разноцветные краски.

Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места.

  • Изображать можно и то, что невидимо.

Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

  • Художники и зрители (обобщение темы).

Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.

Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Художественный музей.

Тема 2. Ты украшаешь (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли. 

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

  • Мир полон украшений.

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя.

Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивее; он учится у природы.

  • Цветы.

Цветы – украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей.

  • Красоту надо уметь замечать.

Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

  • Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

  • Красивые рыбы. Монотипия.

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

  • Украшения птиц. Объёмная аппликация.

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять её характер (веселая, быстрая, важная).

  • Узоры, которые создали люди.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

  • Как украшает себя человек.

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

  • Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Без праздничных украшений нет праздника Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны?

Тема 3. Ты строишь (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. 

  • Постройки в нашей жизни.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму – удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или разные вещи, для кого их строить и из каких материалов.

  • Дома бывают разными.

Многообразие архитектурных построек и их назначение. Составные части дома и разнообразие их форм.

  • Домики, которые построила природа.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т.п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение их форм и пропорции.

  • Дом снаружи и внутри.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства по внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей.

  • Строим город.

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Мастер Постройки помогает придумывать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики.

  • Все имеет свое строение.

Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

  • Строим вещи.

Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи.

  • Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Создание образа города. Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек.

Тема 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

  • Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности.

В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е. что это – изображение, украшение или постройка. Выставка работ учащихся.

Обсуждение рисунка, скульптуры и т.д.  Выделение работы каждого из мастеров. Игра в художников и зрителей.

  • Праздник весны. Праздник птиц.

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения.

  • Разноцветные жуки.

Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы. Конструирование и украшение птиц или божьих коровок.

  • Сказочная страна.

Создание коллективных панно и пространственных композиций. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа.

  • Времена года.

Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции. Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно.

Навыки овладения различными приемами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетание цвета и линии. Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры.  

  • Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы).

Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Образ лета в творчестве российских художников.

  1. Тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов по рабочей программе

Количество контрольных работ

1

Ты учишься изображать

9

2

Ты украшаешь

8

3

Ты строишь

11

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

1

5

ИТОГО:

33 часа

1

Приложение 1.

Календарно тематическое планирование.

Номер урока

Тема урока

Дата

Коррекция

Ты учишься изображать (9ч)

Введение в предмет. Все дети любят рисовать.

Изображения всюду вокруг нас. Урок – экскурсия.

Мастер Изображения учит видеть. "Сказочный лес"

Изображать можно пятном. Урок - сказка "Мой зверёк".

Изображать можно в объеме. Лепка "Зверушки".

Изображать можно линией. Рисунок "Расскажи нам о себе»

Разноцветные краски. Сказочный коврик.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Моё настроение

Художники и зрители (обобщение темы). Экскурсия в Художественный музей.

Ты украшаешь (8ч)

Мир полон украшений. Знакомство с мастером Украшений.

Цветы. Красоту надо уметь замечать. Составление букета из вырезанных сказочных цветов, созданных детьми (коллективная работа).

Узоры на крыльях. Ритм пятен

Красивые рыбы. Монотипия

Украшение птиц. Объемная аппликация

Узоры, которые создали люди. Орнамент в круге "Тарелка".

Как украшает себя человек. Изображение любимых сказочных героев и их украшений.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Создание украшения для новогодней елки. Коллективное панно.

Ты строишь (11 ч)

Постройки в нашей жизни. Цирк.

Дома бывают разными. Сказочный домик для себя и своих друзей.

Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков в виде овощей, фруктов, грибов.

Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита.

22-23

Строим город. Конструирование домиков из бумаги. Коллективная работа.

24

Все имеет свое строение. "Звери из прямоугольников, кругов, овалов".

25

Строим вещи.   Конструирование и украшение. Сумочка - пакет для карандашей.

26

Строим вещи. Мебель из спичечных коробков.

27-28

 Город, в котором мы живём. Создание панно «Город, в котором мы живём». Коллективная работа.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч)

29.

Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны.

30.

Праздник птиц. Разноцветные жуки. Конструирование и украшение птиц или божьих коровок.

31.

Сказочная страна. Создание коллективного панно по сказке.

32.

Времена года. Коллаж (коллективная работа). Контрольная работа.

33.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...