Рабочая программа " Изобразительное искусство" 4 класс 21 век
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Жанна Константиновна Шлёпина

Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 1-4классов, 2009 года, авторской программы Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская,  М., Издательский центр «Вентана-Граф»,  2012 г. , рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx61.25 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская средняя общеобразовательная школа им. А.И.Скурлатова»

«Рассмотрено»

На заседании методического

объединения учителей

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

Руководитель методического

объединения____________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________________

 «__»____________20___г.

«Утверждено»

Директор школы

________________________

 «__»________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса

«изобразительное искусство»

для 4 класса

начальное общее образование

срок реализации 1 год

                                                            Составитель:     учитель начальных классов

   Шлёпина Жанна Константиновна

2020 – 2021  учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 1-4классов, 2009 года, авторской программы Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская,  М., Издательский центр «Вентана-Граф»,  2012 г. , рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год) и в соответствии с выбранным  учебником: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство:4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2018

Цель рабочей программы в соответствии с гос. стандартами.

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

•  формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

•  активизацию самостоятельной творческой деятельности;

•  развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

•  формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

•  воспитание нравственных и эстетических чувств, любви

!к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

•  воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

•  формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

•  формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

•  развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Преподавание курса ориентировано  на использовании учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Основные учебные издания:

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство:4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2018

  1. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.: Вентана-Граф,  2012г.

Дополнительная литература:

  1. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных  учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2015

Общая характеристика учебного предмета.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.

Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностныйполихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

4 класс. Обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта, формирование понятий и представлений о культуре народа географические условия, особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры, национальный дизайн, эстетика вещей), закладываются основы проектного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Развитие пространственного ощущения мира; быт, одежда, архитектура, праздники. Природа, пространство и среда народного искусства. Зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона.

Развитее представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Знакомство с разнообразием форм народного искусства и их зависимостью от природных условий  и др. Взаимосвязь цвета , пластики, символики, и формы в народной игрушке.

Развитие представлений о цвете в искусстве, окружающем предметном мире и искусстве. Цвет в искусстве народной игрушки.

Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобразиекомпозиции в народном искусстве (одежда, быт, жильё).

Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств, направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим национальностям.

Формы  организации  образовательного  процесса.Эффективнее учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.  Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,  классических, современных)

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное  творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Приветствуется любое общественное приложение результатов художественной деятельности школьников.

Описание ценностных ориентиров содержания.

В основе учебников и рабочих тетрадей  лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» :

•  воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональной  России);

•  развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

•  общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

•  воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

•  воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

•  развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

•  совершенствование индивидуальных способностей;

•  формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.    

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

•  целостное, гармоничное восприятие мира;

•  интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

•  умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

•  способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

•  способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

•  представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

•  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

•  умение доводить работу до конца;

•  способность предвидеть результат своей деятельности;

•  адекватная оценка результатов своей деятельности;

•  способность работать в коллективе;

•  умение работать индивидуально и в малых группах;

•  готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

•  постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

•  принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

•  самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

•  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

•  умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

•  умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•  умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дисциплин;

•  умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

•  умение проводить самостоятельные исследования;

•  умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•  умение находить нужную информацию в Интернете;

•  участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

•  умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

•  обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

•  умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

•  понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

•  умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

•  умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

•  сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

•  умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

•  умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

•  способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

•  умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать

о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

•  умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

•  сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

•  сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

•  активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

•  понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

•  понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

•  умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

•  умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

•  умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);

•  сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

•  умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

•  умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

•  умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

•  умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

•  умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Планируемые результаты освоения предмета.

Выпускник научится:

•  создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

•  использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

•  работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

•  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

•  выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

•  создавать образы природы и человека в живописи и графике;

•  выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

•  понимать форму как одно из средств выразительности;

•  отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

•  видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

•  использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

•  передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

•  использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

•  создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

•  изображать объёмные тела на плоскости;

•  использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

•  применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

•  использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

•  чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

•  понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

•  приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

•  понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

•  понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;    

•  использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

•  понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

•  понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

•  приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

•  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

•  выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

•  видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

•  понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

•  активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

•  работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

•  воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

•  переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

•  работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

•  участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

•  выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

•  проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

•  использовать ИКТ  в творческо-поисковой деятельности.

Система оценки  достижения планируемых результатов освоения программы.

Система оценивания знаний проводится на основании  Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.

Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.

Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это не касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.

Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в неё каждого отдельного ученика.

     Применяются следующие формы контроля:
-   выставки, конкурсы, викторины;
-   творческие задания;
-   открытые занятия;
-   тестирование по темам;
-   творческие проекты;
-   устные опросы.

  После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых конкурсах и выставках. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.

Содержание программы

Тема раздела

Количество часов

1

Развитие дифференцированного зрения:   перевод наблюдаемого в художественную форму.

17

2

Развитие фантазии и воображения.

11

3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

Итого

34

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Деятельность учащихся на уроке

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1

Изображение с натуры природных объектов любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна.

Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима».
Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.
Понимать, что такое пространственное окружение.
Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.

Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»

2

Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве — в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов.

Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.
Видеть и замечать красоту в явлениях

окружающей среды.

Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)

3

 Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы.

Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.
Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.

Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики

4

Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции. Создание образа своего дома.

Активноиспользовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.
Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.
Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.
Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передавать цветом настроение в работе

5

Чем похожи и чем различаются картины, произведения декоративно-прикладного искусства разных художников?

Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.
Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.

Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)

6

Создание своих творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок.

Создавать свои «Путевые зарисовки». Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы

7

Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д.

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.
Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Владеть графическими компьютерными программами

8

Знакомство с пропорциями тела человека. Композиция на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, касса,  хижине, хате)».

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.
Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.

Выполнять наброски с фигур одноклассников

9

Рисование с натуры одного предмета

Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.
Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.

Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы

10

Создание коллективной объёмно-пространственной композиции.  Темы: «Посиделки», «Весна - красна», «Масленица», «Святки».

Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.
Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии.
Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.

Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)

11

Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой.  Тема композиции: «Чайная церемония в Китае»

Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.
Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.).
Самостоятельнорешать творческие задачи при работе над композицией.

Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами

12

Знакомство с народными праздниками. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона»

Работа в объёме и пространстве
Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки.
Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения.
Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в

движении.
Создавать небольшие этюды.

Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета

13

 Пропорции человека и их отображение в объёме.

Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека.
Лепить человека по наблюдению.

Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест

14

Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве по мотивам народной сказки или былины. Примерная тема композиции: «Аул в горах»

Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках.
Работать по памяти и наблюдению.
Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве.
Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.

Уметьграмотноперемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа

15

Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата. Примерная тема композиции: «Деревенская улица»

Декоративно-прикладная деятельность
Иметьпредставление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметьсоздавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).
Создавать коллективную композицию на тему.

Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы

16

Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве.

Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.

Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения

17

Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения

Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах.
Иметьпредставление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.
Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции.
Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.
Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся.

Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами

Развитие фантазии и воображения  (11 часов)

18

Слушаем музыку и фантазируем. Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов»

Работа на плоскости
Уметьработать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге.
Самостоятельноразмышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».
Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка».
Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.

Использовать для этого поисковые системы Интернета

19

Изучение жизни разных этнических и социальных групп. Примерные темы композиций: «Рисуем песню».

Обмениватьсямнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.

Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения

20

Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох. Аппликация, коллаж

Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.

Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу

21

Создание композиции по мотивам «образной хореографии».  Лепка по мотивам народной музыки и танца. Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня»

Распределять сюжеты среди учащихся в группе.
Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку.

Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики)

22

«Путешествия на машине времени» Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок 

Работа в объёме и пространстве

Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору).
Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).
Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).

Переключаться с одной деятельности на другую

23

Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение».

Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.
Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы).
Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.

Определять цветовой и средовой характер композиции

24

 Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция.

Декоративно-прикладная деятельность

Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев.

Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов

25

Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей

Уметьобъяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?

26

Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна-красна»

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметьобъяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла

27

Подготовка «художественного события» на тему: «Жизнь на Земле через 1000 лет»

Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.

Оформлять класс и школу к праздничным датам

28

Народные промыслы в области художественной росписи.

Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.

Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел.

Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

29

Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве

Иметьпредставление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.

Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера

30

Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская .)

Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство.
Уметьсоотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства.
Выполнятьсамостоятельно эскизы предметов — изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?».

Уметьработать в сотворчестве с другими детьми

31

Народная архитектура: форма, декоративное украшение

Представлять и уметьобъяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».
Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.

Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности

32

Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры.

Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный).
Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.

Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте

33

Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве.

Уметьпередавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)

34

Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства.

Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр.
Уметьобъяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой).

Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)

34

всего

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по курсу «Изобразительное искусство»

Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходимо :

- экран, мультимедийная установка, компьютер;

- комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой.

- репродукции картин в сответсвии с тематикой и видами работы;

-портреты русских и зарубежных художников

-схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человек;

-разнобразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

Оборудование :

Шкаф для хранения баночек для воды, красок, кистей, бумаги, выполненных детских работ, а также предметов для составления натюрмортов и выполнения иллюстраций, инструментов и приспособлений

Электронные  образовательные  ресурсы:

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

- http://www.ict.edu.ru

- www.getty.edu/art/exhibitions/devices

-www.hermitage.ru

- www.rusmuseum.ru

- www.artsedge.kennedy-center.org

- http://som.ru/Resources/Moreva/st

- http://art.edu-studio.nfrod.ru

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Лист корректировки рабочей программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...