Авторская программа для Школы Искусств , художественное отделение
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Пилюгина Инна Олеговна

Актуальностью данной программы является в том ,что можно объединять детей с выдающимися  способностями и природными данными, с детьми, чьи способности еще не достаточно ярко выражены.

Значимость и уникальность курса «Изобразительное искусство» определяется развитием способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У детей развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. Учатся эмоционально оценивать. Изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №94» Московского и Кировского районов города Казани

Рабочая программа

по предмету изобразительное искусство

преподавателя

Пилюгиной Инны Олеговны

Казань

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая    программа «Изобразительное искусство» составлена на основе:

1. Дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы художественной направленности, модифицированного вида, однопрофильного содержания;

2.  Положением о «Школе искусств» в составе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №94» Московского района г. Казани.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. Просвещение. 2011

4. Программа Б.М. Неменского, Л.А.Неменской, Н.А. Горяева и др. «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 класс./ под ред. Неменского Б.М» М.«Просвещение», 2012гг. К учебнику Изобразительное искусство: каждый народ - художник: 4 класс / Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2014г

5. Учебный план «Школы искусств» МБОУ «Гимназия №94» на 2020 – 2021 учебный год

      Актуальностью данной программы является в том ,что можно объединять детей с выдающимися  способностями и природными данными, с детьми, чьи способности еще не достаточно ярко выражены. 

Значимость и уникальность курса «Изобразительное искусство» определяется развитием способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У детей развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. Учатся эмоционально оценивать. Изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

      Цели программы: формирование духовной -художественно  культуры детей, т. е. отношения приобретённых поколениями. Формирования нравственно-эстетического взгляда на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма; развитие у младшего школьника интереса к внутреннему миру человека, осознания своих внутренних переживаний.

      Задачи: современного образования подготовить грамотную личность: умеющую самостоятельно мыслить, решать проблемы, работать с информацией, быть коммуникабельной.

Развивающие

- развитие интереса детей к занятиям

Образовательные

- формирование у учащихся нравственно-этическое понятие на прекрасное в жизни и в искусстве

- овладение образным языком изобразительного искусства при помощи художественных знаний, умений и навыков.

-формирование навыков самовыражения ребенка посредством элементов хореографии, согласно возрастным особенностям;

Воспитательные

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- формирование художественного вкуса ребенка, стремления к прекрасному;

- воспитание трудолюбия, чувства товарищества, взаимопомощи.

Содержания программы по учебному предмету «Изобразительное искусство»

     Изобразительное искусство является базовым предметом в начальной школе. Содержание программы направлено на развитие художественного образования: ознакомление и овладение способами художественной деятельности , приобщение к искусству как духовному опыту поколений, развитие индивидуальных и творческих способностей ребенка, на формирование художественного и эмоционально-образного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности в начальной школе. Изучаются закономерности изобразительного искусства для ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве. Это дает возможность не свести его изучение к узко технологической стороне.

Учебный план

     Сроки реализации программы: 2020 – 2021 учебный год

На изучение курса плану МБОУ «Гимназия №94» на 2020 – 2021 учебный год на 4 год обучения отводится 6 ак.часов в неделю, что составляет  204 учебных часа.

I   четверть –  54  часа

II  четверть –  42 часов

III четверть –  60  часов

IV четверть –  48  часов

Итого :  204 часа

Предмет

Часы в неделю

1

Рисунок

2

2

Скульптура

1

3

Живопись

1

4

Композиция

1

5

ДПИ

1

Всего:

6

     Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает основы изучения всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются во взаимодействие с другими искусствами, а также в связи с жизнью общества и человека.

Выделяются три основных вида художественной деятельности :

●изобразительная художественная деятельность;

●декоративная художественная деятельность;

●конструктивная художественная деятельность.

     Общая характеристика учебного предмета, курса        

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет художественно-творческую деятельность, эстетическое восприятие произведений искусства. Изобразительное искусство включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства.

Технологии, методы и формы решения поставленных задач

    Для успешности работы используются разные формы и методы организации работы: урок-игра, урок-путешествие, урок с использованием ИКТ, самооценка работы, работа с учебником и тетрадью. Художественная деятельность школьников на уроках имеет разнообразные формы выражения: изображение на плоскости , в объёме; декоративная , конструктивная работа; восприятие явлений действительности , произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

 Курс реализует следующие типы уроков:

●урок открытия новых знаний;

●урок- рефлексия;

●урок общеметодологической направленности;

●урок развивающего контроля

      На уроках используют  разные формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, которые предусмотрены программой и позволят  реализовывать поставленные задачи.

     Основная  форма - урок продолжительностью 45 минут. Проводятся заочные экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.        

   Основные педагогические технологии – информационно – коммуникоативные технологии, элементы других технологий        : здоровьесберегающие технологии,   компьютерные технологи технология тестового контроля, метод проектного обучения.

        Выделяются три основных вида художественной деятельности :

●изобразительная художественная деятельность;

●декоративная художественная деятельность;

●конструктивная художественная деятельность.

       Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у детей качеств, отвечающих представлениям об человечности и культурной полноценности в восприятии мира.

     Дети изучают искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

     В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть мира. Ребенок открывает многообразие культур разных народов , объединяющие всех людей. Природа и жизнь являются базой формируемого отношения к миру.

     Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном быте, в жизни общества, значение искусства в развитии  школьника — главный смысловой стержень курса.

     Программа должна дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается привлечение жизненного опыта. Работа на основе наблюдения , переживания окружающей реальности. Выражению своего отношения к действительности служит источником развития образного мышления.

     Любая тема по искусству должна быть прожита учеником, это возможно в деятельной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

    Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, можно понять через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо осваивать художественно-образный язык, средства художественной выразительности.

  Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник).Что дает возможность показать единство сторон жизни человека в искусстве, раскрыть диалог между художником и зрителем,. Учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства. 

В реализации данной программы участвуют дети 4 класса гимназии. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся в группах, количество обучающихся в группе составляет 10-15 человек.

Обучение детей изобразительному искусству направлено на достижение комплекса результатов:

•будут формироваться основы художественной культуры: представления об искусстве, потребность в художественном творчестве;

• начнут развиваться наблюдательность и воображение, образное мышление, творческие способности, эстетические чувства;

    формироваться основы анализа произведений искусства, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей,;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, деятельности, открытость миру, разовьется трудолюбие;

•установится принятие традиций и уважение, форм культурно - исторической, духовной жизни родного края, овладеют  понятиями «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», «моя страна», «Родина» , разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации;

  зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы гражданства, чувства гордости за свою Родину.

Обучающиеся:

• овладеют навыками восприятия произведений искусства; научатся давать оценку явлениям окружающего детей  мира; смогут читать образную природу искусства;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми, научатся вести диалог со сверстниками, участвуя в обсуждении важных явлений жизни и искусства;

• научатся различать жанры, виды искусства;

• будут использовать выразительные средства искусства для воплощения художественно-творческого замысла в своих работах; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.

Учащиеся должны знать:

●основные виды и жанры изобразительных искусств;

●основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

●выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

●наиболее крупные художественные музеи России;

●известные центры народных художественных ремесел России;

Учащиеся должны уметь:

●пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

●видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

●видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

●создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

Учебно – тематический план

Наименование разделов

Всего часов

всего

теория

практика

1

Рисунок

68

17

51

2

Живопись

34

10

24

3

Композиция

34

10

24

4

ДПИ

34

2

32

5

Скульптура

34

4

30

Итого:

204

      Программа учебного предмета разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и   учетом уровня развития детей.

  «Рисунок»

4 класс- 2 ак. часа в неделю (в году 34 недель, итого 68 часов)

Цель: художественно-эстетическое развитие ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету.

Задачи: 

-освоение терминологии предмета «Рисунок»;

-приобретение умений изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
-формирование умения создавать художественный образ в рисунке;

-приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками‚ эскизами;
-формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры, на которых они расположены.
В заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна».
         «Живопись»
1 ак. час в неделю(итого 34 часа)
Цель: учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности обучающегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Задачи:
-приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ,
-дать знания свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
-ознакомить с разнообразными техниками живописи;
- овладеть знаниями художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
-научить видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

- умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

    Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайлъ»,
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы. В программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.

      «Композиция»

 4 класс 1 ак. часа в неделю (в году 34 недель, итого 34 часов)

 Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Задачи: 

-развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;

-последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;

-знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
-изучение выразительных возможностей тона и цвета;

-формирование навыков самостоятельной работы о подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;

-формирование умения создавать художественный образ в композиции;

-формирование навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

       Программа учебного предмета «Композиция» художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории построения композиции в листе.

      Учебный предмет «Композиция» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося. Содержание учебного предмета «Композиция» ставит общие исполнительские задачи: обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.

 

      «Скульптура»

4 класс 1 ак. часа в неделю (в году 34 недель, итого 34 часов)

Цель: учебного предмета «Скульптура» являются:
- Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; Формирование у детей начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества,
Задачи: 
- знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: отеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика масса).

- знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
- формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция»,
«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
- формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
- формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
- формирование умения работать с натуры и по памяти.
- формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
- формирование конструктивного и пластического
     Учебный предмет «Скульптура» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. Особенностью программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность обучающихся.

            «ДПИ»

4 класс 1 ак. часа в неделю (в году 34 недель, итого 34 часов)
Цель: учебного предмета «ДПИ» является художественно- эстетическое развитие личности.
Задачи : 
-формирование способности понимать принципы создания предметов декоративно-прикладного искусства;
-развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
-знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами декоративной композиции;
Программа «ДПИ» направлена на развитие творческих способностей, формирование навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса обучающихся. Программа учебного предмета «ДПИ» определяет общую направленность преподавания. Объем знаний, навыков и умений, обучающихся по разделам, определяются преподавателям.
Особенностью предмета «ДПИ» является практико-ориентированная направленность.
Знания, умения и навык, приобретенные обучающимися на уроках прикладной композиции, позволяют наиболее успешно создавать художественные проекты для работы в материале.

Формы и методы контроля, система оценок.

     Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится на уроке, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
1. Зачет творческий просмотр;
2. Экзамен творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных
работ) 

    Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в вице творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Ожидаемые результаты: грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов; грамотно передавать оттенки локального цвета; грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами; композиционно располагать изображение на листе; грамотно передавать пропорции и объем простых предметов; грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей. грамотно компоновать сложные натюрморты; грамотно строить цветовые гармонии; грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения; грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость; грамотно передавать материальность различных фактур .

С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») при условии невыполнения одного-двух пунктов
данных критериев;
3 («удовлетворительно») при невыполнении трех-четырех пунктов

Календарно-тематический план

Количество часов

1 четверть

теория

практика

Вводная беседа о рисунке. Организация работы.

2

сентябрь

Графические изобразительные средства. Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Типы линий. .Выполнение тональных растяжек.

12

сентябрь

Рисование листьев. Работа в тоне.

4

октябрь

Вводная беседа о живописи. Методы работы с акварелью.

Упражнения заливке цвета. Передача тональной насыщенности цвета  от светлого к темному (метод лессировки, заливка)Передача тональной насыщенности цвета  от светлого к темному (метод лессировки, заливка)

1

2

сентябрь

Основы цветоведения. Цветовые растяжки (переход от одного оттенка  цвета к другому). Закрепление темы. Этюд бабочки.

2

сентябрь

Основы цветоведения. Изучение основных, дополнительных и составных цветов. Цветовой спектр.

4

октябрь

Знакомство с графикой. Типы линий. Оптические иллюзии.

1

4

октябрь

«Как прекрасен этот мир»

4

сентябрь

Аппликация «Фрукты»

1

6

сентябрь

Декор осенних листьев.

2

октябрь

Украшение из полимерной глины.

1

4

сентябрь

Лепка животного или птицы из скульптурного пластилина.

4

октябрь

Итого

2 четверть

Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия.

2

2

ноябрь

Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт.

2

2

ноябрь

Зарисовки птиц и животных.

6

Понятие «локальный цвет предмета»; этюд натюрморта из 2-3 предметов, различных по цвету ( плоскостное изображение)

1

2

ноябрь

Понятие: «теплые, холодные, дополнительные цвета»

2

ноябрь

Понятие о контрастных цветах. Тематический натюрморт на контрастные цветовые отношения (плоскостное изображение)

2

декабрь

Основные цвета, составные и дополнительные . Эмоциональная характеристика цвета

1

2

декабрь

Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс

4

ноябрь

Открытка в технике «декупаж»

1

2

декабрь

Поделка из солёного теста.

4

декабрь

Полуобъёмное изображение. Рельеф. Дерево.

1

2

ноябрь

Лепка по воображению. «Герои сказок»

2

2

декабрь

3 четверть

Линейные зарисовки геометрических предметов.

2

январь

Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.

2

3

январь

Изучение основных пропорций фигуры человека.

1

3

февраль

Зарисовки фигуры человека.

1

2

Изучение основных пропорций лица человека.

1

1

январь

Портрет. Выполнение набросков и зарисовок портретов друзей.

4

март

Разложение локального цвета на составляющие. Техника «пуантель». Упражнение на работу «мазками» - оптическое смешение. Этюд яблока.

2

2

январь

Изучение техники «Аля-прима». Этюд овощей на светлом фоне.

1

2

февраль

Знакомство с техникой «по сырому». Этюд фруктов на цветовом фоне.

1

2

январь

Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия».

2

2

март

Ритм в композиции станковой

2

4

март

Весенняя открытка. Срапбукинг.

4

март

Поделка из солёного теста. Роспись изделия.

6

февраль

Лепка по воображению. Стилизация цветов.

5

март

Полимерная глина. Памятная медаль.

5

март

4 четверть

Зарисовки птиц и животных мягкими материалами по представлению.

2

2

апрель

Зарисовка мягкой игрушки.

4

май

Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.

2

2

май

Натюрморт из двух предметов быта.

4

апрель

Понятие «светотень». Этюд 2-х простых по форме предметов на светлом фоне.

2

2

май

Понятие «блик, рефлекс». Этюд лимона на разных цветных фонах

2

2

апрель

Композиционный центр в композиции станковой

2

2

май

Выразительные средства композиции станковой

2

2

апрель

«Солёное тесто». Полуобъёмная композиция.

4

май

Объёмные геометрические тела из бумаги.

4

май

Рельеф. «В лесу.»

4

апрель

Роспись посуды.

4

май

Итого:

204

Список рекомендованной литературы

1. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. М.: Просвещение, 1992

2.Закон «Об образовании»  РФ.

3.Методическое пособие для учителя: под редакцией народного художника России, академика РАО  Б.М Неменского «Каждый народ- художник» -4 класс Москва. «Просвещение.»,2004

4. Поурочное планирование изобразительное искусство.4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А.Неменской/авт.-сост. Н.В.Бабакова. – Волгоград:Учитель, 2013. – 188 с. 

5.Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ- художник- М. «Просвещение.»,2008

6.Изобразительное искусство Развитие цветового восприятия у школьников   (описание опыта, конспекты уроков)-1-6 классы. Авторы составители СА. Казначеева, СА БандарёваВолгорад .Издательство   «Учитель» -2009

7.В помощь преподавателю « Изобразительное искусство». Занимательные материалы. Терминологические диктанты. Кроссворды. Тесты. Викторины  1-7 классы  Волгоград. Издательство   «Учитель» -2010

8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977 1.

9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985

10. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобразительное искусство, 1986: №1, 1988: №2

11. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996

12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996

13. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997

14. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. АСТ, 2005

15. Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985

16. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву АМ, Агар, 1999

Оборудование и приборы

1.Магнитная доска.

2.Компьютер с принтером.

3.Проектор.

4.Карандаш, кисти разных размеров, гуашь, акварель, цветная бумага, картон,  ножницы, клей, пластилин

Список дополнительной литературы для учащихся:

1.И. Агапова « 200 лучших игрушек из бумаги» - Москва, Просвещение,2008

2.Джейн Дженкинс «Узоры и мотивы из бумажных лент: интересные идеи» -  Контэйн, 2009, перевод с английского У.Сапциной

3.Е.Немешаева «Фантазии из природных материалов» - Санкт-Петербург, Детство пресс, 2008

4.С.В.Сокольникова «Оригами» - Санкт-Петербург, Детство пресс, 2008

Медиаресурсы и Интернет-ресурсы

Электронные учебные пособия:

1.Интернет- ресурсы. .  http://www.proshkolu.ru/    http://viki.rdf.ru/        http://pedsovet.su/

2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-  collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное...

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

Авторская программа дополнительного образования (кружка) "Художественное слово" (3 года обучения)

Пояснительная записка        Обучение чтению, формирование выразительности речи, умение понять,прочувствовать произведение – задачи, которые являются актуальнымина протяж...

Авторская программа детского образовательного объединения «Глинка» по курсам декоративно-прикладного искусства: «Глиняная игрушка и художественная керамика», «Гончар».

Предлагаемая программа детского объединения «Глинка» по курсу декоративно-прикладного искусства «Глиняная игрушка и художественная керамика» позволяет вы-явить творческие спосо...