Урок изобразительного искусства в 1 классе В гости к мастерам каргопольской игрушки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Кривополенова Людмила Николаевна

Конспект урока 1 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства 1 класс УМК «Планета знаний»

«В гости к мастерам каргопольской игрушки»

Цели урока:

-Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.

- Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

- Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. 

Организационный момент. 

Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолете. (Учитель расстилает ковер).

А куда отправимся – это вы отгадаете сами. Будет для вас загадка.

 Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами)

Учитель надевает русский сарафан и кокошник

 Здравствуйте, дети! А теперь посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

На экране  появляется видеоряд  

 А попали мы в город  Каргополь.

картина города Каргополь.

-Послушайте  рассказ   о городе Каргополе и ее мастерах.

«Затерялся город Каргополь в дремучих северных лесах и непроходимых болотах.

Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда  с другими не спутаешь. Много  лет  тому  назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы  время садились за гончарный круг-делали посуду. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…  Ну  а там, где жили гончары, лепили из глины.

Каргопольская  игрушка отличается от игрушек других областей России.          У каргопольских  мастеров – это  одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом.

Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины  в труде (пахарь, сеятель, кузнец).»

Тема нашего урока :

«В гости к мастерам каргопольской игрушки»

На экране  появляется картинка мастерской каргопольской игрушки

Ребята, а здесь в музее есть художественная мастерская и я вас туда приглашаю.

Словарная работа

-Ребята , а  что такое мастерская?

(Выслушиваются ответы детей).

– Кто работает в мастерской? Сразу ли человек становится мастером?

(Выслушиваются ответы детей.)

– Да, не сразу. Сначала надо побыть учеником мастера, потом подмастерьем, а потом уж человек становится настоящим мастером! А кто такой мастер?

(Выслушиваются ответы детей).

– Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Все лишнее просто терялось. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать глиняную каргопольскую игрушку.

Ой, посмотрите, какие лошадки!

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

 Но они совсем не раскрашены! Что же делать?

 Давайте мы с вами их распишем и дополним в музей. Посмотрите, одна полка свободная!

Теоретическая часть.

Вводная беседа с демонстрацией каргопольских игрушек Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

Сегодня мы с вами будем расписывать игрушку-лошадку. Но сначала давайте вспомним, какие цвета красок используют каргопольские мастера?! (красный, зеленый, голубой, черный).

 А какие элементы входят в каргопольский узор? Давайте  вспомним и нарисуем эти узоры пальчиками в воздухе. (Круги, кресты, кольца ,линии, волнистые  линии, точки, овал ).

Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему.

Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою лошадку красиво, ярко, нарядно и аккуратно.

 Пройдите каждый на свое местечко. Сегодня мы будем расписывать лошадок. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать свою лошадку. А перед тем, как вы преступите к работе ,давайте немного разомнем пальчики.

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика 

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Практическая часть.

Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15мин

-Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски).  

(Дети работают под музыку).

Итог урока. Рефлексия

Анализ детских работ

- Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые!

- А вам нравятся ваши работы?

- Какая лошадка вам понравилась больше всех?

- Расскажите чем?

- Какие краски использовали?

- Какие элементы узора?

Молодцы ребята! А теперь нам пора возвращаться в школу. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте глаза. Полетели!

 (Учитель переодевается).

 Ой, да это же мои ребятки! Я вас искала. Где же вы были? Что вы видели? Что интересного вы узнали? (Ответы детей.)

 Молодцы, вы время зря не теряли!!!

Дети читают стихи

Есть игрушки расписные,

Складные да ладные.

Они повсюду славятся,

Да и вам понравятся.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Каргопольская игрушка

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется.

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок изобразительное искусство, окужающий мир "В гостях у моря."

Урок « В гостях у моря.»Интеграция предметов: окружающий мир -изобразительное искусство.Цели: Активизировать познавательную деятельность уч...

Интегрированный урок изобразительное искусство, окужающий мир "В гостях у моря."

Урок « В гостях у моря.»Интеграция предметов: окружающий мир -изобразительное искусство.Цели: Активизировать познавательную деятельность уч...

Интегрированный урок изобразительное искусство, окужающий мир "В гостях у моря."

Урок « В гостях у моря.»Интеграция предметов: окружающий мир -изобразительное искусство.Цели: Активизировать познавательную деятельность уч...

Конспект урока по изобразительному искусству, 1 класс. Тема: Знакомство с мастером Воображения. Цветы.

Цель урока:Научить учащихся рисовать основной силуэт цветка.Задачи урока:расширение эстетического опыта учащихся, т. е. умения наблюдать явления окружающего мира, удивляться его красоте и разнообразию...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "В ГОСТЯХ У НАРОДНОГО МАСТЕРА С. ВЕСЕЛОВА. Орнамент народов России." УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: научить детей рисовать кистью элементы травного узора хохломской росписи и узоры из ягод;Планируемые результаты: предметные: научить детей основам хохломской росписи;личност...

Технологическая карта урока изобразительному искусству по ФГОС "В гостях у народного мастера С.Веселова". Орнамент народов России

Познакомить учащихся с традиционными народными  промыслами  России,  с элементами  хохломской  росписи....

Конспект урока изобразительное искусство 2 класс на тему: "Новогодняя игрушка" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Новогодняя игрушка»Цели деятельности учителя: формирование умения заливать цветом шаровидную форму;  формирование представлений о бл...