Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
УТВЕРЖДЕНА
ПРИКАЗОМ №203 от 31.08.2020
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
(базовый уровень)
для 3 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Масеева И.В.
г. Воскресенск
2020 год
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576); основной образовательной программы начального общего образования МОУ« СОШ №5», утвержденной приказом №269 от 27.08.2019,на основе авторской программы Б.М.Неменский «Изобразительное искусство М. «просвещение» 2020 г. – 128с. (УМК «Начальная школа ХХI века») без изменений.
Согласно учебному плану МОУ «СОШ № 5» на 2020-2021 учебный год на предмет «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 уч. недели).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
—изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 3-го класса – «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Планируемые результаты обучения
Обучающийся научится:
– самостоятельно раскрывать собственный художественный замысел, находить оригинальное решение поставленной творческой задачи;
– пользоваться художественной терминологией («воздушная перспектива», «линейная перспектива», «оттенок», «колорит», «иллюстрация», «буквица», «шрифт», «силуэт» и др.);
– выделять в работе главное и второстепенное;
– грамотно строить композицию, выделяя сюжетно-композиционный центр;
– формировать собственную художественную манеру, проявлять индивидуальность в творческой работе;
– определять формат и масштаб работы, уметь организовать плоскость листа, используя в том числе «непривычные» форматы (вытянутый прямоугольник, квадрат и т. п.);
– выбирать для работы нужные материалы (в том числе природные);
– передавать в работах пространственные эффекты (используя свои знания о перспективе), плановость, эффекты воздушной среды;
– выполнять упражнения по работе с цветом — определять контрастные и сближенные цветовые отношения, получать путём смешивания красок тональные градации либо различные оттенки одного и того же цвета;
– работать в смешанных техниках, используя акварель, тушь,
пастель и т. д.;
– работать простым карандашом (как линией, так и штрихом),помня о зависимости характера штриховки от формы изображаемого предмета;
– начинать работу над композицией с предварительного эскиза, определяя общий колорит работы и используя палитру для получения нужных цветовых сочетаний;
– делать с натуры зарисовки предметов разной формы, точно передавая их пропорции и помня о зависимости формы предмета от его конструкции;
– выполнять пейзажные этюды на пленэре;
– создавать собственные работы по мотивам произведений известных художников в этюдной манере — без подготовительных эскизов, в один красочный слой;
– наблюдать и улавливать характерные черты внешности человека, достоверно передавать в портрете положение головы модели, выражение её лица, направление взгляда;
– рисовать портрет с натуры графическими материалами;
– владеть профессиональной техникой лепки из целого комка глины или пластилина, передавать форму и пропорции предмета в лепке, выполнять работы по памяти и с натуры;
– применять для создания скульптуры простой каркас из проволоки, передавать пластику и динамику движения фигур;
– создавать однофигурные и многофигурные, динамичные и статичные скульптурные композиции;
– выполнять работы в технике рельефа, понимать разницу между рельефом и круглой скульптурой;
– понимать объёмно-пространственный язык архитектурной формы, самостоятельно конструировать архитектурную композицию.
– понимать значение просветов между фигурами в скульптурной композиции;
– конструировать архитектурную форму на основе природной — выполнять макеты домов, по форме напоминающих животных, растения и другие природные объекты
– выделять общее и особенное в разных интерьерах (цвет стен и пола, мебель, декоративное оформление) и самостоятельно создавать эскизы интерьеров, выбирая их стиль;
– создавать в заданном формате декоративные композиции по мотивам природных форм, передавая выразительность силуэта, красоту и разнообразие линий в декоративном изображении;
– понимать смысл стилизованных знаков-символов и самостоятельно их создавать (например, дверные таблички для школьных кабинетов в технике аппликации и т. п.);
– понимать, как организована страница книги, самостоятельно выполнять основные элементы книжного оформления — буквицы и иллюстрации;
– различать различные шрифты и понимать особенности их применения в оформлении книг, журналов, газет;
– самостоятельно создавать плакат (изображение и текст);
– выполнять коллажи и фотоколлажи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– расширять свои художественные представления, развивать творческую инициативу, овладевать изобразительной грамотой (чтобы техническая сторона художественной деятельности не могла препятствовать воплощению художественного замысла);
– самостоятельно создавать художественный продукт на основе наблюдений за окружающей действительностью и по воображению;
– совершенствовать навыки владения изобразительной грамотой при выражении чувств, цвета, формы, звука, слова, действия;
– развивать своё пространственное восприятие, осваивая способы передачи пространства (не только физического, но и географического, исторического, культурного, национального) в художественных работах; – создавать объёмно-пространственную композицию из глины
или пластилина на основе подготовительных зарисовок и небольших скульптурных этюдов;
– понимать значение деталей в передаче движения или покоя средствами скульптуры;
– оформлять открытки, афиши к спектаклям, пригласительные билеты.
– развивать свою эмоционально-чувственную сферу в процессе восприятия искусства и самостоятельной творческой деятельности;
– реализовываться в любой из форм творческой деятельности(индивидуальный проект, парная и групповая работа);
– развивать своё художественное восприятие и сознавать, что искусство и культура являются первоосновой взгляда человека на мир;
– знакомиться с культурами народов России, сравнивать особенности этих культур и культур других стран (родная природа, язык, обычаи).
ЛИЧНОСТЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»
(34 ч.)
Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Основные формы художественной деятельности учащихся: изображение на плоскости и в объеме ( с натуры, по памяти, по представлению);декоративная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изученным темам; прослушивание музыкальный и литературных произведений.
Искусство в твоем доме (9ч.) Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги. Образное содержание конструкции и украшения предмета. Создание выразительной пластической формы игрушки. Эстетическая оценка разных видов игрушек, материалов, из которых они сделаны. Единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения. Создание выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке. Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Роль художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
Разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора(растительный, геометрический). Постройка (композиция), украшение (характер декора), изображение (стилизация) в процессе создания образа платка. Создание эскиза росписи платка (фрагмента), выражение его назначения (для мамы, бабушки, платка позиций задуманного образа). Роль художника и Братьев- Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Проект детской книжки- игрушки. Роль художника и Братьев-
Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создание открытки к определенному событию или декоративной закладки (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Лаконичное выразительное изображение. Важная роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Искусство на улицах твоего города (7ч.) Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение. Архитектурный образ, образ городской среды. Эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Особенности архитектурного образа города. Памятники архитектуры — достояние народа. Изображение архитектуры своих родных мест, выстраивание композиции листа, передача в рисунке неповторимого своеобразия и ритмической упорядоченности архитектурных форм. Парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, пар к- мемориал и др.).Парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создание образа парка в технике коллажа, гуаши или выстраивание объемно- пространственной композиции из бумаги.
Эстетическая оценка чугунных оград в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, их роль в украшении города. Сравнение ажурных оград и других объектов (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.),Проект (эскиз) ажурной решетки. Использование ажурной решетки в общей композиции с изображением парка или сквера, их роль в украшении города. Создание нарядных обликов фонарей. Изображение необычных фонарей, используя графические средства, создание необычных конструктивных формы фонарей, работа с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). Витрина как украшение улицы города и своеобразная реклама товара. Связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Творческий проект оформления витрины магазина. Композиционные и оформительские навыки в процессе создания образа витрины. Образ в облике машины, их разные украшение. Связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Создание образов фантастических машин. Конструирование из бумаги. Важная и нужная работа художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.
Художник и зрелище (10 ч.) Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы. Важная роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Создание красочных выразительных рисунков или аппликаций на тему циркового представления, передача в них движения, характеров, взаимоотношений между персонажами. Изображение яркого, веселого, подвижного. Объекты, элементы театрально- сценического мира. Интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Роль театрального художника в создании спектакля. «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Разные виды кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Создание выразительной куклы (характерная головка куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу). Работа с пластилином, бумагой, нитками, кусками ткани. Кукла для игры в кукольный спектакль. Характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Роль маски в театре и на празднике. Конструирование выразительных и острохарактерных маски к театральному представлению или празднику. Назначение театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). определение в афишах- плакатах изображение, украшение и постройки. Создание эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению. Образное единство изображения и текста. Лаконичное, декоративно- обобщенное изображение (в процессе создания афиши или плаката). Работа художника по созданию облика праздничного города. Украшение города к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создание в рисунке проекта оформления праздника.
Художник и музей (9 ч.) Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира. Роль художественного музея. Великие произведения искусства - национальное достояние. Самые значительные музеи искусств России — Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Разные виды музеев и роль художника в создании их экспозиций. Картина — особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Творческая работа зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Картины - пейзажи. Настроение и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Имена крупнейших русских художников- пейзажистов. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. Выражение настроения в пейзаже цветом. Изобразительный жанр — портрет и нескольких известных картина-портретов. Изображенный на портрете человек (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. Картина-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Важная роль в натюрморте настроения, которое художник передает цветом. Изображение натюрморта по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Имена художников, работавших в жанре натюрморта. Картины исторического и бытового жанра. Наиболее понравившиеся (любимые) картины, их сюжет и настроение. Изображение сцены из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивание сюжетной композиции. Изображение в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). Эстетическое отношение к произведению скульптуры, объяснение значения окружающего пространства для восприятия скульптуры. Роль скульптурных памятников. Знакомые памятники и их авторы , Рассуждение о созданных образах. Виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура. Материалы, которыми работает скульптор. Лепка фигуры человека или животного, передача выразительной пластики движения. Выставка детского художественного творчества. Роль художника в жизни каждого человека.
Тематическое планирование.
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | Номера уроков |
1. | Искусство в твоем доме | 9 | 1-9 |
2. | Искусство на улицах твоего города | 7 | 10-16 |
3. | Художник и зрелище | 9 | 17-25 |
4. | Художник и музей | 9 | 26-34 |
Итого: | 34 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР на заседании ШМО
__________/Ю.В. Зарубина/ протокол № ___ от «___» ________ 2020 г.
«______» ______________ 2020 г. Руководитель ШМО
_____________ /С.Б.Баринова/
Календарно – тематическое планирование по предмету
« Изобразительное искусство »
на 2020 – 2021учебный год.
3 класс
№ п/п | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректи- рованные сроки изучения учебного материала |
Искусство в твоем доме 9ч | ||||
1 | 1 | Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. «Дымковская игрушка». Лепка. | 01.09.-04.09 | |
2 | 2 | Посуда у тебя дома. «Праздничный сервиз» | 07.09-11.09 | |
3 | 3 | Ритм и цвет в рисунке. «Обои для детской комнаты» | 14.09-18.09 | |
4 | 4 | Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Трафаретная печать. | 21.09-25-09 | |
5 | 5 | Композиционное размещение на листе. «Мамин платок» | 28.09.-02.10 | |
6 | 6 | Структура и оформление детских книг. «Книжка-игрушка» | 12.10-16.10 | |
7 | 7 | «Книжка-игрушка». Завершение работы. | 19.10-23.10 | |
8 | 8 | Фантазийные аспекты в искусстве. «Открытка-пожелание». | 26.10-30.10 | |
9 | 9 | Передача динамики в объёмном изображении. «Кувшин в виде кошки». Лепка. | 02.11-06.11 | |
Искусство на улицах твоего города 7ч | ||||
10 | 1 | Освоение разнообразия форм в архитектуре «Дом будущего». Конструирование из бумаги. | 09.11-13.11 | |
11 | 2 | Парковое искусство. «Парк для сказочных героев» | 23.11-27.11 | |
12 | 3 | Ажурные ограды. Создание формальных композиций. Работа в смешанной технике. | 30.11-04.12 | |
13 | 4 | Разнообразие образов и форм в искусстве. «Волшебные фонарики». Объемная композиция. | 07.12-11.12 | |
14 | 5 | Жизнь в большом городе. Эскиз витрины магазина. | 14.12-18.12 | |
15 | 6 | Мудрая природа и фантазия. «Фантастические машины». | 21.12-25.12 | |
16 | 7 | Улицы родного города. Коллективная работа. Аппликация. | 28.12-31.12 | |
Художник и зрелище 9ч | ||||
17 | 1 | Изобразительное искусство как составная часть зрелищ. «На манеже цирка» | 11.01-15.01 | |
18 | 2 | Театральное зрелищное искусство, его игровая природа. «Макет сцены» | 18.01-22.01 | |
19 | 3 | Театральное зрелищное искусство, его игровая природа. «Макет сцены». Завершение работы. | 25.01-29.01 | |
20 | 4 | Мы художники кукольного театра. Конструирование кукол из подручных материалов. | 01.02-05.02 | |
21 | 5 | Мы художники кукольного театра. Конструирование кукол из подручных материалов. Завершение работы. | 08.02-12.02 | |
22 | 6 | Искусство масок разного характера. Конструирование масок из подручных материалов. | 01.03-05.03 | |
23 | 7 | Искусство масок разного характера. Конструирование масок из подручных материалов. Завершение работы. | 09.03-12.03 | |
24 | 8 | Афиша как рекламное искусство. «Эскиз афиши» | 15.03-19.03 | |
25 | 9 | Праздник в городе. «Украшения вечернего города» | 22.03-26.03 | |
Художник и музей 9ч | ||||
26 | 1 | Музеи в жизни города. «Уголок музея». | 29.03-01.04 | |
27 | 2 | Картины-особый мир. Разнообразие природных образов в творчестве художника. Картина-пейзаж. | 12.04-16.04 | |
28 | 3 | Картины-особый мир. Картина-портрет. «Портрет друга» | 19.04-23.04 | |
29 | 4 | Передача настроения цветом и расположением на листе. Картина-натюрморт. «Праздничный стол» | 26.04-30.04 | |
30 | 5 | «Бытовые» и «исторические» жанры искусства. Рисование жанровых картин. | 04.05-07.05 | |
31 | 6 | Скульптура как часть искусства. Передача динамики в объемном изображении. «Человек в движении». Лепка. | 11.05-14.05 | |
32 | 7 | Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал) Композиция «Волк и Ягненок» по мотиву басни И.А. Крылова. Лепка. | 17.05-21.05 | |
33 | 8 | Передача настроения в форме. «Солнце грустное и озорное». Лепка. | 24.05-28.05 | |
34 | 9 | Урок-обобщение. Художественная выставка. | ||
Итого: 34 часа |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР на заседании ШМО
__________/Ю.В. Зарубина/ протокол № ___ от «___» ________ 2020г.
«______» ______________ 2020 г. Руководитель ШМО
_____________ /С.Б.Баринова/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...