Программа ИЗО 1-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Ерастова Галина Анатольевна

Программа ИЗО 1-4 класс на основе авторской программы Б.М. Неменского ( УМК "Школа России")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято

на заседании  педсовета

Протокол № ___

от «___» _________ 2020 г

Утверждаю:

Директор  школы

приказ № ___

от «___» _________ 2020 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Изобразительное искусство

1-4(общеобразовательные) классы

Базовый уровень

Разработала учитель

начальных классов

Ерастова Г.А.

2020-2024 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими  нормативными документами:

  • Законом «Об образовании»,
  • Федеральным государственным образовательным  стандартом начального общего образования,
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального   общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.3373
  • Планируемыми  результатами начального общего образования,
  • Примерной программой начального общего образования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений,
  • Рабочей авторской программой  Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),
  • Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Р Ф,
  • Учебным планом МБОУ «Цуканово-Бобрикская   основная общеобразовательная школа»

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры  духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как, высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством,  должны  быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

-  развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса  и любви к искусству.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебно-методический комплект

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь. строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 1 класс / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь. строишь. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 2 класс / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
  5. Изобразительное искусство.  Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Горяяева Н А, Неменская Л А, Питерских А С, Гуров Г Е, Лепская Н А,  Ломоносова М Т , Островская О В . Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
  6.  Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс / Горяева Н А и др. - М.: Просвещение, 2012.
  7. Изобразительное искусство.  Каждый народ - художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Горяяева Н А, Неменская Л А, Питерских А С, Гуров Г Е, Лепская Н А,  Ломоносова М Т , Островская О В . Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
  8. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс / Горяева Н А и др. - М.: Просвещение, 2012.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих метапредметных личностных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойства учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей духовных традиций;
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей; самостоятельной практической творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» - в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализ предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средств:(рисунки, инструкционные карты, приспособления инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

         - содержании, сюжетах и выразительных средствах;

-        умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

-        умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник  -предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый,фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши,бумагу);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Программа обеспечивает достижение второклассниками  следующих метапредметных личностных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойства учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей духовных традиций;
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей ; самостоятельной практической творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» - во втором классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средств: (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

-        умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

-        умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов

 В результате изучения изобразительного искусства второклассники научатся:

- понимать, что такое деятельность художника( что может изображать художник – предметы, людей, события: с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.)

- узнавать основные жанры (натюрморт,  пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

- называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);

- различать основные ( красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные ( синий, голубой, фиолетовый) цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их произведения;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

-  использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

-  применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по память и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

-  выполнять простейшие композиции из бумаги бросового материала.

Второклассник получит возможность научиться:

-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

-  воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

         Программа обеспечивает достижение третьеклассникам следующих метапредметных личностных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойства учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей духовных традиций;
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей ; самостоятельной практической творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» - в третьем классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средств: (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

-        умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

-        умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

    Требования к уровню подготовки учащихся  3 классов

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

-  понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями  духовной культуры;

- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношение между людьми, их мечты и заботы;

-  работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

- использовать элементарные приемы изобразительного пространства;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

- называть новые термины: прикладное искусство,  книжная иллюстрация,  искусство книги,  живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

-  называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

- называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);

-  использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Третьеклассник получит возможность научиться:

- -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

-  воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- использовать приобретенные навыки общения через выражения художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства т творчества своих товарищей;

-  использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

-  использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости,  в объеме и пространстве; украшение или декоративно-художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих метапредметных личностных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойства учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-   сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

    -   сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему

     миру, потребностей самостоятельной практической творческой деятельности, ценностей и чувств;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками  коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  •  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания  и средств его выражения

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей четвероклассников , проявляющихся в  познавательной и практической, творческой  деятельности:

- освоение  способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное , обобщать;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

-  овладение умением вести диалог; распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной  творческой работы;

- использование средств  информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного  изобразительного материала, выполнение творческих проектов. Отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии с  поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт четвероклассников в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека и его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на основе материала художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимания красоты, как ценности, потребности в художественном творчестве и общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности ( рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании;

                - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  •  Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-        умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

Требования к уровню подготовки учащихся  4 классов

В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

 выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественно конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий);

-• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Четвероклассник получит  возможность  научится:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
  • появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
  • научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
  • смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, д.) т. человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

 Результаты ОСВОЕНИЯ учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли искусства и культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественного мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
  • эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета

  1. 1 класс  Ты изображаешь, украшаешь и строишь  (33 ч)

Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художественных позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата – Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата – Мастера – интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Тема 1. Ты учишься изображать

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей

.

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные  краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Художники и зрители (обобщение темы).

  1. Тема 2. Ты украшаешь.

Украшения в природе. Красоту надо уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Мир полон украшений.

Цветы.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объемная аппликация.

Узоры, которые создали люди.

Как  украшает себя человек.

Мастер Украшения  помогает сделать праздник (обобщение темы).

  1. Тема 3. Ты строишь

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, где мы живем (обобщение темы).

Тема 4. Изображение, украшение и постройка всегда помогают друг другу.

Общие начала всех пространственно – визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно – образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

  1. Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны.

Сказочная страна.

Времена года.

Здравствуй, лето! Уроки любования (обобщение темы).

  1.     2 класс. Искусство и ты (34 ч)

Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.

Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Как и чем работает художник

Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий.  Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти.  Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса.  Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки.  Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.

Любой материал может стать выразительным (обобщение).

Три основных цвета – желтый, красный, синий.

Белая и черная краски.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Реальность и фантазия

Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение).Ёлочные игрушки.

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки  всегда работают вместе (обобщение темы).

О чем говорит искусство

Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация).  Выражение чувств, мыслей, настроений в  изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.

Изображение  характера   животных.

Изображение характера человека:  женский образ.

Изображение характера человека:  мужской образ.

Образ человека в скульптуре.

Человек и его украшения.

О чем говорят украшения.

Образ здания.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев

Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц

Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»

Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Тихие (глухие) и звонкие цвета.

Что такое ритм линий?

Характер линий.

Ритм пятен.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

Обобщающий урок года. Выставка детских работ.

3 класс. Искусство вокруг нас (34 ч)

Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и общения. Форма вещей не случайна, в ней  выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей  и отношения между ними, их мечты и заботы.

Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев – Мастеров. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья- Мастера – помощники в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, ДПИ, с видами и жанрами станкового искусства.

Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных  навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.

Тема 1. Искусство в твоем доме

В каждой вещи, в каждом предмете заложен труд художника. Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными;  деловыми или строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас. Каждый человек выступает в роли художника.

Без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки.

Посуда у тебя дома.

Обои и шторы у тебя дома.

Мамин платок.

Твои книжки.

Открытки.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Тема 2. Искусство на улицах твоего города

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города, села, без которых не может возникнуть чувства любви к Родине.

Разнообразные проявления деятельности художника и Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры.

Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.

Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Памятники архитектуры.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Удивительный транспорт.

Что сделал художник на улицах твоего города ( села) (обобщение темы).

  1. Тема 3. Художник и зрелище

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.

Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.

Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной, декоративной, изобразительной.

Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Художник в цирке.

Художник в театре.

Театр кукол.

Театральные маски.

Афиш и плакат.

Праздник в городе.

Школьный карнавал (обобщение темы).

Тема 4. Художник и музей

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. Еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.

Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеями родного города. Участие художника в организации музея.

Музеи в жизни города.

Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

  1. 4 класс.  Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) (34 ч)

Формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям.

Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение  себя участниками развития человечества. Обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и интереса и уважения к иным культурам.

Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

  1. Тема 1. Истоки родного искусства

Знакомство с истоками родного искусства, со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в русских постройках.

Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир.

Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Пейзаж родной земли.

Образ красоты человека.

Деревня – деревянный мир.

Народные праздники (обобщение темы).

  1. Тема 2. Древние города нашей земли

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.

Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.

Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Родной угол.

Древние соборы.

Древнерусские воины – защитники.

Древний город и его жители. Древние города Русской земли.  

Новгород, Псков, Владимир, Суздаль. Москва.

Узорочье теремов

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

  1. Тема 3. Каждый народ – художник

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.

Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.

Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада. Образ художественной культуры Древней Греции.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

  1. Тема 4. Искусство объединяет народы

От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям и утверждать добро.

Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание – великая тема искусства

Герои, борцы и защитники

Юность и надежды

Искусство народов мира (обобщение темы).

        Календарно-тематическое планирование

В соответствии с количеством часов, указанных в Базисном  учебном плане  образовательного учреждения предмет «Изобразительное искусства» изучается в первом   классе – 33 часа, в 2-4 классах 34 часа  ( 1 час в неделю),

1 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

8ч.

1

Изображения всюду вокруг нас

1

2

Мастер Изображения учит видеть

1

3

Изображать можно пятном

1

4

Изображать можно в объеме  

1

5

Изображать можно линией    

1

6

Разноцветные краски

1

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

1

8

Художники и зрители (обобщение темы)

1

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

9

Мир полон украшений

1

10

Красоту нужно уметь замечать.

1

11

Цветы.

1

12

Узоры на крыльях.

1

13

Красивые рыбы.

1

14

Украшения птиц.

1

15

Узоры,  которые создали люди.

1

16

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

1

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

10ч.

17

Постройки в нашей жизни

1

18

Постройки в нашей жизни

1

19

Дома бывают разными

1

20

Дома бывают разными

1

21

Домики, которые построила природа

1

22

Домики, которые построила природа

1

23

Дом снаружи и внутри

1

24

Строим город

1

25

Все имеет свое строение

1

26

Строим вещи

1

27

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5ч.

28

Три Брата Мастера всегда трудятся вместе.

1

29

«Сказочная страна». Создание панно

1

30

«Праздник весны». Конструирование из бумаги

1

31

Урок любования. Умение видеть

1

32

Здравствуй, лето! (обобщение темы)

1

33

Резерв

1

2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

 Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти

1

2

Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий

1

3

 Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего букета.

1

4

 Выразительные возможности аппликации. Сказочная рыбка

1

5

Выразительные возможности графических материалов.  Что может линия? Изображение леса из природных материалов.

1

6

Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение пингвина.

1

7

 Выразительные возможности бумаги. Сооружение родного города.

1

8

Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.

1

9

Любой материал может стать выразительным (обобщение)

1

10

 Изображение и реальность. Изображение морозного узора на стекле в рабочей тетради.

1

11

Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жар-птица.

1

12

Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника

1

13

Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок

1

14

Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира

1

15

Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города

1

16

Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение).Елочная  игрушка.

1

17

 Выражение характера животных. Изображение животных с характером

1

18

Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа

1

19

Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа

1

20

Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей

1

21

Изображение природы в разных состояниях (контрастных) Изображение погоды после дождя.

1

22

Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия

1

23

Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация)

1

24

Выражение чувств, мыслей, настроений в  изображении, украшении, постройке . Образ  здания.

1

25

Выражение чувств, мыслей, настроений в  изображении, украшении, постройке . Образ  здания.

1

26

 Создание композиций, передающих мир сказочных героев. Замок Снежной Королевы.

1

27

 Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет.

1

28

 Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев.

1

29

Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером.

1

30

Ритм пятен как средство выражения.Ритмическое расположение летящих птиц.

1

31

Пропорции выражают характер. Лепка людей с разными пропорциями. Смешные человечки.

1

32

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»

1

33

Повторение изученного за год. «Скоро лето» - коллективная открытка

1

34

Резерв

1

3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Искусство в твоём доме

8 ч.

1

Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины.

1

2

Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины

1

3

Посуда у тебя дома. Изображение и роспись посуды

1

4

Мамин платок  Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка        « Платок для своей мамы»

1

5

Обои и шторы у тебя дома

Создание эскиза обоев или штор для комнаты

1

6

Иллюстрация твоей книжки.

Иллюстрирование русских народных сказок

1

7

Поздравительная открытка

1

8

Труд художника для твоего дома.  

1

Искусство на улицах  твоего города

7 ч.

9

Памятники архитектуры. Изображение  проекта   здания.

1

10

Парки, скверы, бульвары.

Изображение   парка, сквера.

1

11

Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.

1

12

Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря. 

  1

13

Витрины.

Создание проекта оформления витрины любого магазина..

1

14

Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины

  1

 15

Труд  художника на улицах твоего города. Рисование улицы

1

Художник и зрелище

10ч.

16

Художник в цирке. Изображение   самого интересного в цирке.

1

17

Образ театрального героя.

Изготовление эскиза куклы

1

18

Театральные маски. Изготовление эскиза маски

1

19

Театр кукол. Изготовление головы куклы

1

20

Театр кукол. Изготовление костюма куклы

1

21

Художник в театре. Изготовление эскиза декораций 

1

22

Художник в театре. Изготовление  эскиза декораций.

1

23

Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.

1

24

Праздник в городе.  Выполнение рисунка «Праздник в городе».

1

25

Место художника в зрелищных искусствах.

  Обобщение темы

1

Художник и музей  

9ч.

26

Музей в жизни города Урок-введение в новую тему

1

27

Картина-натюрморт Изображение предметов объемной формы.

1

28

Рисование натюрморта

Изображение предметов объемной формы..

1

29

Рисование пейзажа.

1

30

Картина-портрет. Рисование портрета.

1

31

Картины исторические и бытовые.

Рисование на тему ”Мы играем”.

1

32

Скульптура в музее и на улице

Лепка фигуры человека или животного из пластилина

1

33

  Художественная выставка. Обобщение темы

1

34

Резерв

4 класс

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Истоки искусства твоего народа

8ч.

1-2

Рисование  на тему «Пейзаж родной земли».

2

3

Образ традиционного русского дома (избы)

1

4

Украшение деревянных построек и их значение

1

5

Деревня - деревянный мир.

1

6

Образ красоты человека(женский образ).

1

7.

Образ красоты человека(мужской образ).

1

8

Народные праздники

1

Древние города твоей земли –

9

Древнерусский город -крепость

1

10

Древние соборы

1

11

Древний город и его жители

1

12

Древнерусские воины защитники

1

13

Древние города Русской земли.

1

14

Узорочье теремов.

1

15

Праздничный пир в теремных палатах.

1

Каждый народ – художник –

11ч

16

Образ художественной культуры Древней Греции.

1

17

Храмы Древней Греции.

1

18

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

1

19

Образ художественной культуры Японии.

1

20

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

1

21

Японские праздники:  «Праздник цветения вишни».

1

22

Образ художественной культуры

Средневековой Западной  Европы.

1

23

Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной  Европы.

1

24

Средневековая   архитектура Западной Европы.

1

25

Образ художественной культуры Средней Азии.

1

26

Многообразие художественных культур в мире.

1

Искусство объединяет народы -

27

Все народы воспевают материнство.

1

28

Все народы воспевают мудрость старости.

1

29

Сопереживание- великая тема искусства.

1

30-31

Герои, борцы и защитники.

2

32

Юность и надежды.

1

33

Искусство народов мира. Обобщение по теме

« Искусство объединяет народы».

1

34

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...