Конспект урока изобразительного искусства (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Пинякова Виктория Сергеевна

Конспект урока изобразительного искусства по теме: «Красота человека (женский образ)» (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4b_29.09.20.docx213.38 КБ
Файл izo_4b_29.09.20.pptx967.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства

Студент: Пинякова В.С.

Группа: 41 НК

Класс: 4 «Б»

Тема урока: «Красота человека (женский образ)»

Дата проведения: 29.09.2020 г.

Учитель: Кравченко Мария Владимировна

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся представления о понимании красоты женщины в русской культуре, развитие интереса к истокам искусства Руси.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с изображением женских образов в картинах русских

художников;

- повторить навыки изображения человека в рисунке;

-научить изображению элементов народных костюмов;

- закрепить навыки работы с цветом.

Развивающие: 

- развитие эстетического вкуса;

- развитие логического мышления, речи, творческого воображения и внимания.

Воспитательные: 

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа;

- воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства, воспитание аккуратности, дружелюбия.

Формирование УУД:

Познавательные:

- способствовать формированию общеучебных УД, таких как осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- способствовать формированию логических УД, таких как анализ и сравнение объектов (произведений живописи) с целью выделения общих признаков.

Регулятивные:

- содействовать формированию умения самостоятельно ставить цель предстоящей работы;

- способствовать формированию умения оценивать результат своего труда.

Коммуникативные:

- способствовать расширению навыков общения в условиях коллективной деятельности;

- содействовать развитию эмоционально-позитивного отношения к процессу сотрудничества.

Личностные:

- способствовать формированию у учащихся воображения, творческого интереса, воспитанию чувства прекрасного;

- содействовать воспитанию любви и заинтересованности к истории прошлых лет;

- содействовать формированию умения ответственно относиться к делу, умения проявлять инициативность.

Оборудование урока: плакат для рефлексии, презентация, простой карандаш, ластик, гуашевые краски, кисточки, баночка с водой

Оформление доски: на доске был прикреплен плакат для рефлексии, образец работы.

Организационная структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Основные методы и приёмы

1.Организационный момент.

Дидактическая  цель: Самоорганизация к деятельности (обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию); напоминание правил техники безопасности.

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Виктория Сергеевна, и сегодняшний урок изобразительного искусства у вас проведу я. Проверьте свою готовность, всё ли у вас на месте?

- А сейчас повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему, мне. Присаживайтесь.

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

- А что для этого нужно?        

Подготавливаются к занятию, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на урок

Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа).

2.Работа над темой урока. Актуализация мыслительной деятельности.

Дидактическая цель: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

- Сегодня у нас необычный урок - путешествие в прошлое.

- Нашей встрече рада я.

Ждет сегодня вас

О русской красавице сказ.

- Ребята, какой по вашему мнению должна быть «русская красавица»? (Красивой, доброй, умной)

- Что вы знаете о русском костюме? СЛАЙД

(основные части женского народного костюма - рубаха, передник, сарафан, нагрудник)

- Каким способом могли украсить крестьянки свой костюм?

(вышивкой).

- Как вы думаете, для чего необходим такой яркий, нарядный костюм русским женщинам?

- Повседневная жизнь крестьянки была тяжелой, она работала не покладая рук в поле, огороде, доме, а ее праздничный костюм - диво дивное. Одежду она делала, вкладывая в нее настоящий талант художника.

В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье. Люди верили, что красота – это добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма всегда уделялось много внимания.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

- Красивой, доброй, умной

- основные части женского народного костюма - рубаха, передник, сарафан, нагрудник

- вышивкой

Фронтальная, парная формы работы.

Словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж).

Наглядные методы (показ презентации).

Практические методы (исследование)

3 Сообщение темы и целей урока.

Дидактическая цель: Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

- Как вы думаете, с чем будет связана тема нашего урока? СЛАЙД

- Попробуйте сформулировать тему.

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему, ставят задачи перед собой

- с женщинами на Руси и их образом;

- Красота человека;

- узнать больше о нарядах и традициях на Руси; выполнить практическую работу – нарисовать портрет русской красавицы

Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа).

Наглядные методы (показ презентации).

4.Объяснение хода работы

Дидактическая цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах. Добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к обобщению знаний. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

- А где мы можем получить информацию?

(интернет, книги, учебник, словари)

Давайте обратимся к учебнику и посмотрим портрет неизвестной крестьянки в русском костюме И. Аргунова (стр. 35). СЛАЙД

(Сообщение ученика о художнике И. Аргунове.

Ученик заранее нашел информацию в интернете об известном художнике)

- Художник Иван Петрович Аргунов был крепостным, управляющим дворца графа Шереметева. И.А. Аргунов был талантлив, его талант заметили, стали доверять рисовать портреты господ и даже русских цариц. Главным жанром, в котором он работал, был портрет. Аргунов стремился показать в портретах природную силу и достоинство человека. Но одной из его лучших работ стал портрет на графа или царицы, а крестьянки Московской губернии. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Этот портрет отличается четкостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов.

 hello_html_46d6ae34.jpg

- Какая деталь русского костюма изображена на голове женщины? (праздничный кокошник)

-Головной убор украшен золотыми нитями. Поэтому можно сказать, что он праздничный.

- Во что одета женщина? (в сарафан красного цвета с богатой вышивкой, белую кофточку)

- Сарафан украшен сложной вышивкой - это позволяет думать, что перед нами женщина, одетая в праздничный наряд. Кроме того, красный цвет материи раньше использовался для праздничной одежды.

-Что еще подтверждает нам особый случай наряда?

(у женщины есть бусы, нарядные серьги)

- Что вы можете сказать о выражении лица?

(мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка)

-Все это говорит о ее спокойном, доброжелательном характере. Художник передал облик женщины с искренней симпатией.

- Русские люди всегда большое значение придавали лицу как выражению характера и души - «на лице написано». Взглянуть в лицо человека значило заглянуть ему в душу. Вглядитесь в лица русских женщин – они будто светятся изнутри, излучают спокойное и ясное сияние.

- Иван Петрович Аргунов был талантливым крепостным художником. Главный жанр, в котором он работал, был портрет. Ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц, но одной из лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукцию которой вы рассматриваете. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Когда будете рисовать свой образ русской красавицы, вспомните об этом.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

- праздничный кокошник

- в сарафан красного цвета с богатой вышивкой, белую кофточку

- у женщины есть бусы, нарядные серьги

- мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка

Фронтальная форма работы.

Словесные методы (рассказ, беседа).

Наглядные методы (показ презентации).

5.Физминутка

Дидактическая  цель: Восстановление физических и духовных сил ученика.

- Вот мы руки развели,

 Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Повторяют движения за учителем

Здоровьесберегающие технологии

6. Практическая работа: применение знаний и способов действий

- Мы с вами уже говорили, что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

- Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица?

Правильно – это портрет.

- Сегодня мы с вами попробуем нарисовать портрет русской красавицы.

- Вспомним, что такое «портрет»? СЛАЙД

- Посмотрите на образец работы, которую я выполнила.

- Для такой работы нам понадобится простой карандаш, ластик, кисти, акварельные или гуашевые краски и баночка с водой.

Алгоритм работы

– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую фантазию и умение работать, вам предстоит изобразить портрет русской красавицы в головном уборе. Это будет погрудное изображение.

-Как лучше расположить лист бумаги для такого рисунка? Правильно, вертикально.

-Практическое задание вы будете выполнять без предварительного рисунка карандашом.

1.Сначала надо наметить овал головы, голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты.

2. На лице (без палитры) составить цвет лица (белый, желтый, красный или охрый), закрасить лицо и шею, наметить головной убор (сразу красками); пока сохнет лицо, закрасить фон картины, одежду. Черты лица можно рисовать только по высохшей краске. Вспомните как правильно нарисовать глаза, изобразить нос, губы.

3. Портрет необходимо украсить, а для этого очень подходят украшения. Украшение на шее – "сбруя". "Сбруя" – это огромное количество бус, плетенных из бисера шнурков, бисерных воротничков, ошейников, украшений из ниток и монет. Украшения надо рисовать точками и мазками очень быстро, краски брать сразу из баночки, не смешивая.

4. Постарайтесь передать в своём рисунке характер русской красавицы.

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/kokoshnik/kokoshnik12.jpg

РАБОТА ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ

Учитель следит, чтобы все ученики успевали, проводит фронтальный и индивидуальный инструктаж, помогает отстающим.

Этапы работы представлены на слайдах презентации, и учитель то же дублирует на доске (особенно трудные этапы).

Слушают алгоритм работы.

Приступают к выполнению работы

- Портрет - реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей

Индивидуальная форма работы.

Словесные методы (беседа). Наглядные методы (иллюстрация, показ презентации). Практические методы (практическая работа)

Выставка работ (оценка)

- Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.

При этом подробнее остановитесь на следующих критериях:

  • оригинальность идеи;
  • эстетика оформления;
  • объем работы.

Демонстрация учениками своей работы (по рядам)

Ученики по рядам демонстрируют творческие работы

Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа, рассказ). Наглядные методы (демонстрация).

7. Итог урока.

Рефлексия.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, о чём мы говорили сегодня, что нового узнали?

- Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

- Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

- Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

-Закончите предложение:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно …
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • У меня получилось …
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Мне было трудно…
  • Я хотел бы узнать…

- Молодцы! Спасибо вам за работу. Урок окончен, можете убирать свои рабочие места. До свидания!

Отвечают на вопросы учителя

Эмоциональный настрой в конце урока, рефлексия собственной деятельности

Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа).

Наглядные методы (карточки, наглядные средства).

«Белгородский педагогический колледж»

К уроку допущена ________________2020 г.

Руководитель практики: __________ (Тришина Г.В.)

КОНСПЕКТ

урока изобразительного искусства на тему:

«Красота человека»,

проведенного в 4 «Б» классе

МБОУ СОШ № 49 г. Белгорода

студенткой 41-НК группы

Пиняковой Викторией

                                                                                                                                  ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 29 сентября 2020 г.

                                                                                                                                  УЧИТЕЛЬ: Липкова Н.Г.

                                                                                                                                  КУРАТОР ПРАКТИКИ: Тришина Г.В.

                                                                                                                                  ОЦЕНКА:        

Белгород 2020


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Красота человека (женский образ)»

Слайд 3

П ортрет неизвестной крестьянки в русском костюме И. Аргунова

Слайд 5

Портрет - реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изобразительного искусства разработан для обучающихся 1 класса, посвященный народным промыслам России. Тема «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру». ...

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...

Конспект урока изобразительного искусства 3 класс

Конспект урока по теме "Театральная афиша"...

Конспект урока изобразительное искусство 3 класс

Конспект урока по теме: "Афиша в театре"...

Конспект урока изобразительного искусства (4 класс)

Тема: Страна восходящего солнцаПрограмма: Л.А. Неменская Изобразительное искусство Тип урока: урок изучения новых знаний.Вид урока: комбинированный.Цель: формирование образовательных компетенций (инфо...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...