Рабочая программа по изо 1-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Локтионова Алина Игоревна

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №-1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);

-Учебный план образовательного учреждения;

- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1-4_kl.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гнездиловская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

РАССМОТРЕНА на заседании

МО учителей гуманитарного цикла

протокол №____от_______________2020 г.

Руководитель МО

__________________________Н.А. Риттер

ПРИНЯТА на заседании

педагогического совета

Протокол №____от______________2020 г.

Председатель педагогического совета

________________________И.Е. Иванова

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы

____________________ Г.А. Плетнева

Приказ №______от___________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

НА ОСНОВЕ ФГОС НОО

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ

ЛОКТИОНОВА АЛИНА ИГОРЕВНА (без категории)

2020-2021 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №-1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);

-Учебный план образовательного учреждения;

- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях.

Предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1 класс - 33 ч, 2 класс - 34 ч, 3 класс - 34 ч, 4 класс - 34 ч). 

Для реализации программы используется учебно-методический комплект «Школа Неменского» с 1-4 классы:

-  Л.А. Неменская. Изобразительное искусство 1 класс. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство 2 класс. Искусство и ты: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

- Горяева Н.А., Неменская Л.А. Изобразительное искусство 3 класс. Искусство вокруг нас: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

- Неменская Л.А. Изобразительное искусство 4 класс. Каждый народ художник: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Изобразительное искусство» 1-4 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

Формирование универсальных учебных действий

1-4 класс

Учебный курс по изобразительному искусству должен формировать следующие УУД:

Личностные УУД:

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;
  • действие смыслообразования;
  • нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;
  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • коррекция;
  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение;
  • знаково-символическое моделирование;
  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  • анализ объектов;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • классификация объектов;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • построение логической цепи рассуждения.

Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»

«Ты изображаешь, украшаешь и строишь» 1 класс

Содержание программного материала

Количество часов

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

8 ч.

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8 ч.

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

10 ч.

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

7 ч.

5

Выставка детских работ

ИТОГО

33 часа

        

Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художественных позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата – Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата – Мастера – интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.

Художники и зрители.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

Выставка детских работ (1 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство»  первоклассник научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги.
  • Первоклассник получит возможность научиться:
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 «Искусство и ты» 2 класс

Содержание программного материала

Количество часов

1

Чем и как работает художник

8 ч.

2

Реальность и фантазия

8 ч.

3

О чем говорит искусство

11 ч.

4

Как говорит искусство

7 ч.

ИТОГО

34 часа

Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.

Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Тема 1. Чем и как работает художник? (8 ч)

Представление о разнообразии художественных  материалов. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм  линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Три основных цвета – желтый, красный, синий.

Белая и черная краски.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Тема 2. Реальность и фантазия (8 ч)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки  всегда работают вместе (обобщение темы).

Тема 3. О чем говорит искусство (11 ч)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Изображение природы в разных состояниях.

Изображение  характера   животных.

Изображение характера человека:  женский образ.

Изображение характера человека:  мужской образ.

Образ человека в скульптуре.

Человек и его украшения.

О чем говорят украшения.

Образ здания.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Тема 4. Как говорит искусство (7 ч)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий.

Выразительные соотношения пропорций. Выразительность фактур.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Тихие (глухие) и звонкие цвета.

Что такое ритм линий?

Характер линий.

Ритм пятен.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

Обобщающий урок года. Выставка детских работ.

 «Искусство вокруг нас» 3 класс

Содержание программного материала

Количество часов

1

Искусство в твоем доме

8 ч.

2

Искусство на улицах твоего города

8 ч.

3

Художник и зрелище

11 ч.

4

Художник и музей

7 ч.

ИТОГО

34 часа

Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и общения. Форма вещей не случайна, в ней  выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей  и отношения между ними, их мечты и заботы.

Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев – Мастеров. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья- Мастера – помощники в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, ДПИ, с видами и жанрами станкового искусства.

Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных  навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.

Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)

В каждой вещи, в каждом предмете заложен труд художника. Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными;  деловыми или строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас. Каждый человек выступает в роли художника.

Без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки.

Посуда у тебя дома.

Обои и шторы у тебя дома.

Мамин платок.

Твои книжки.

Открытки.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города, села, без которых не может возникнуть чувства любви к Родине.

Разнообразные проявления деятельности художника и Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры.

Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.

Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Памятники архитектуры.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Удивительный транспорт.

Что сделал художник на улицах твоего города ( села) (обобщение темы).

Тема 3. Художник и зрелище (11 ч)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.

Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.

Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной, декоративной, изобразительной.

Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Художник в цирке.

Художник в театре.

Театр кукол.

Театральные маски.

Афиш и плакат.

Праздник в городе.

Школьный карнавал (обобщение темы).

Тема 4. Художник и музей (8 ч)

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. Еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.

Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеями родного города. Участие художника в организации музея.

Музеи в жизни города.

Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

«Каждый народ художник» 4 класс

Содержание программного материала

Количество часов

1

Истоки родного искусства 

8 ч.

2

Древние города нашей земли

8 ч.

3

Каждый народ художник

11 ч.

4

Искусство объединяет народы

7 ч.

ИТОГО

34 часа

Истоки родного искусства (8  часов)

«Пейзажи родного края». Рисование с натуры природных объектов.

Коллективная работа «Мировое древо» в технике аппликации. Создание многофигурных композиций по отрывкам из былин. Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием художественного решения и декоративного оформления. Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка). Коллективная композиция «Деревенская улица» в технике аппликации. Коллективная сюжетная композиция. «Жизнь в степи», выполненная в объёме. Коллективная графическая композиция «Архитектура Китая. Дом на воде». Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Создание композиции по мотивам стихотворения. Создание сюжетной композиции по мотивам русских колыбельных песен. Создание интерьера кавказской сакли. Коллективная композиция: «Чайная церемония в Китае». Натюрморт из предметов ближайшего окружения. Создание орнамента для украшения мужской рубашки и женского сарафана.

Графические зарисовки. Изображение с натуры природных объектов любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. Рисование с натуры природных объектов любым графическим материалом. Создание «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными. Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира. Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Колорит — средство выразительности изобразительного искусства. Фотосъёмка архитектурных сооружений.

Нахождение ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной

перспективы. Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых

объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д. Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять

цветовую гамму композиции. Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Отображение в композиции традиционного крестьянского труда. Выполнение работы на большом формате в смешанной технике с помощью акварели, туши и пера.

Использование образов природы Китая и элементов украшения, характерных для архитектуры страны.

Древние города нашей земли (8 часов)

Создание эскиза городского пространства и народного жилища. Изображение эскизов и композиций древних соборов. Изучение древнерусских город и их архитектурное пространство. Особенности Новгородской архитектуры и скульптуры. Псков – древний исторический город, художественные особенности его архитектуры. Владимир и Суздаль – города исторической важности. Красота архитектурных форм древней Москвы. Декоративное убранство теремов. Пир в теремных палатах.

Каждый народ - художник  (10 часов)

Страна Восходящего солнца. Искусство Японии. Народы гор и степей. Города в пустыне. Искусство Древней Эллады. Европейские города Средневековья.

Искусство объединяет народы (7 часов)

Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).  Сюжетный и мифологический

жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства:

живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Активизация интереса к миру природы и её отображению в разных видах изобразительного искусства. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности. Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры.

Календарно-тематический план 1 класс

урока

Дата урока

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

План.

Факт.

1 четверть. «Ты учишься изображать»  (8 часов)

1

08.09

Изображения всюду вокруг нас.

1

2

15.09

Мастер Изображения учит видеть.

1

3

22.09

Изображать можно пятном.

1

4

29.09

Изображать можно в объеме.

1

5

06.10

Изображать можно линией.

1

6

13.10

Разноцветные  краски.

1

7

20.10

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

1

8

27.10

Художники и зрители (обобщение темы).

1

2 четверть.  «Ты украшаешь» (7 часов)

9

10.11

Мир полон украшений.

1

10

17.11

Цветы.

1

11

24.11

Красоту надо уметь замечать.

1

12

01.12

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

1

13

08.12

Красивые рыбы. Монотипия.

1

14

15.12

Украшения птиц. Объемная аппликация.

1

15

22.12

Узоры, которые создали люди. Как  украшает себя человек.

1

3 четверть.  «Ты строишь» (10 часов)

16

12.01

Постройки в нашей жизни.

1

17

19.01

Дома бывают разными.

1

18

26.01

Домики, которые построила природа.

1

19

02.02

Дом снаружи

1

20

09.02

Дом внутри

1

21

16.02

Строим город. Крупные постройки

1

22

23.02

Строим город. Мелкие постройки

1

23

02.03

Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе.

1

24

09.03

Праздник весны.

1

25

16.03

Сказочная страна.

1

  1. 4 четверть. «Изображение, украшение и постройка всегда помогают друг другу»
  2. (8 часов)

26

06.04

  1. Времена года.

1

27

13.04

Здравствуй, лето!

1

28

20.04

Композиция «Летнее время»

1

29

27.04

Природные мотивы

1

30

04.05

Композиция летние виды отдыха

1

31

11.05

Уроки любования

1

32

18.05

Летние каникулы

1

33

25.05

Лето- любимое время года

Календарно-тематический план 2 класс

урока

Дата урока

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

План.

Факт.

1 четверть.  «Как и чем работает художник?»  (8 часов)

1

01.0908.09

Три основных цвета – желтый, красный, синий.

1

2

15.09

Белая и черная краски.

1

3

22.09

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

1

4

29.09

Выразительные возможности аппликации.

1

5

06.10

Выразительные возможности графических материалов.

1

6

13.10

Выразительность материалов для работы в объеме.

1

7

20.10

Выразительные возможности бумаги.

1

8

27.10

Неожиданные материалы (обобщение темы).

1

2 четверть.  «Реальность и фантазия» (8 часов)

9

10.11

  1. Изображение и реальность.

1

10

17.11

Изображение и фантазия.

1

11

24.11

Украшение и реальность.

1

12

01.12

Украшение и фантазия.

1

13

08.12

Постройка и реальность.

1

14

15.12

Постройка и фантазия.

1

15

22.12

Конструируем природные формы

1

3 четверть.  «О чем говорит искусство»  (11 часов)

16

12.01

Изображение природы в разных состояниях.

1

17

19.01

Изображение  характера   животных.

1

18

26.01

Изображение характера человека:  женский образ.

1

19

02.02

Изображение характера человека:  мужской образ.

1

20

09.02

Образ человека в скульптуре.

1

21

16.02

Человек и его украшения.

1

22

23.02

О чем говорят украшения.

1

23

02.03

Образ здания.

1

24

09.03

Здание и костюм

1

25

16.03

Эскиз костюма

1

4 четверть. «Как говорит искусство»  (8 часов)

27

06.04

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

1

28

13.04

Тихие (глухие) и звонкие цвета.

1

29

20.04

Что такое ритм линий?

1

30

07.04

Характер линий.

1

31

04.05

Ритм пятен.

1

32

11.05

Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

1

33

18.05

Форма промежуточной аттестации: творческий зачет

1

34

25.05

Летние каникулы

1

Календарно-тематический план 3 класс

урока

Дата урока

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

План.

Факт.

1 четверть. Искусство в твоем доме. (8 часов)

1

07.09

Мои игрушки придумал художник

1

2

14.09

Посуда у тебя дома (Твоя посуда)

1

3

21.09

Обои и шторы у тебя дома

1

4

28.09

Мамин платок

1

5

05.10

Твои книжки

1

6

12.10

Эскиз обложки детской книги

1

7

19.10

Поздравительная открытка

1

8

26.10

Труд художника  для  нашего дома

Что еще сделал художник в твоем доме? (обобщение)

1

2 четверть.  Искусство на улицах твоего города. (8 часов)

9

02.11

Памятники архитектуры – наследие предков

1

10

09.11

Парки, скверы, бульвары

1

11

16.11

Ажурные ограды

1

12

23.11

Волшебные фонари

(Фонари на улицах и в парках)

1

13

30.11

Витрины магазинов

1

14

07.12

Удивительный транспорт  

1

15

14.12

Транспорт на улицах нашего города

1

16

21.12

Фантастические машины

1

3 четверть. Художник и зрелище (11 часов)

17

11.01

Художник в цирке

1

18

18.01

Композиция на тему «Цирк»

1

19

25.01

Художник в театре

1

20

01.02

Композиция на тему «Театр»

1

21

08.02

Художник в театре. Театр кукол

1

22

15.02

Композиция на тему «Кукольный спектакль»

1

23

22.02

Театральные маски

1

24

01.03

Афиша

1

25

08.03

Плакат

1

 26

15.03

Праздник в городе. Школьный  праздник – карнавал

1

27

22.03

Праздничный костюм

1

4 четверть. Художник и музей.  (7 часов)

28

05.04

Музеи в жизни города

1

29

12.04

Картины – особый мир. Картина - пейзаж

1

30

19.04

Картина – портрет

1

31

26.04

Картина – натюрморт

1

32

10.05

Картины исторические

1

33

17.05

Картины бытовые

1

34

24.05

Скульптура в музее и на улице

1

Календарно-тематический план 4 класс

№ урока

Дата урока

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

План.

Факт.

1 четверть. Истоки родного искусства. Древние города нашей земли (8 часов)

1

04.09

Пейзаж родной земли

1

2

11.09

Деревня -деревянный мир

1

3

18.09

Красота человека

1

4

25.09

Народные праздники

1

5

02.10

Родной угол

1

6

09.10

Древние соборы

1

7

16.10

Города русской земли

1

8

23.10

Новгород

1

 2 четверть. Древние города нашей земли. Каждый народ - художник (8 часов)

9

06.11

Псков

1

10

13.11

Владимир и Суздаль

1

11

20.11

Москва

1

12

27.11

Узорочье теремов

1

13

04.12

Пир в теремных палатах

1

14

11.12

Страна Восходящего Солнца

1

15

18.12

 Народы гор и степей

1

16

25.12

 Города в пустыне

1

 3 четверть . Каждый народ – художник. Искусство объединяет народы (11 часов)

17

15.01

Древняя Эллада

1

18

22.01

Европейские города Средневековья

1

19

29.01

Современный город

1

20

05.02

Фантастический город

1

21

12.02

Город в технике коллаж

1

22

19.02

Материнство

1

23

26.02

Мудрость старости

1

24

05.03

Сопереживание

1

25

12.03

Сочувствие литературному герою

1

26

19.03

Сострадание-одна из главных тем в искусстве

1

27

26.03

Герои - защитники

1

4 четверть. Искусство объединяет народы (7 часов)

28

02.04

Памятники героям -защитникам

1

29

09.04

Дети - герои

1

30

16.04

День Победы

1

31

 23.04

Юность и надежды

1

32

30.04

Образ радости детства

1

33

16.05

Образ юности

1

34

23.05

Летние каникулы

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...