Практические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я в художники пойду…»
статья по изобразительному искусству (изо, 3, 4 класс)

Коровкина Светлана Аркадьевна

Практические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Я в художники пойду…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Я в художники пойду…»

Введение

Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации учащихся. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится образованию учащихся во время внеурочной деятельности, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения учащихся.

Для успешной реализации профориентационных задач необходим научно обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику образовательных учреждений, изменяющиеся социальноэкономические условия, индивидуальноличностные особенности учащихся, особенности образовательного процесса в конкретных учреждениях.

В данных рекомендациях рассмотрены практические аспекты реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я в художники пойду…».

Работа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я в художники пойду…»

Организация образовательной деятельности по программе «Я в художники пойду…» с учетом процесса профессиональной ориентации предполагает практическую реализацию идей личностного подхода в ходе оказания педагогической поддержки растущему человеку в процессе его профессионального самоопределения.

Основная функция профориентации как социальнопедагогической системы – формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в определенной сфере труда, в данном случае, сфере изобразительного искусства с учетом их интересов, склонностей, желаний, психофизических возможностей и потребностей рынка труда.

Процесс профессиональной ориентации учащихся включает в себя следующие компоненты: целевой, мотивационный, информационный, деятельностный, творческий, диагностический.

Целевой компонент представляет собой осознание педагогом и принятие учащимися цели и задач профориентации на определенном этапе профессионального самоопределения растущего человека.

В педагогических исследованиях (В. А. Поляков, С. Н. Чистякова) определяются особенности деятельности учащихся разного возраста в процессе профессиональной ориентации в общеобразовательной школе. Выделяются три основных этапа профориентации учащихся: подготовительный, формирующий и заключительный этап. Согласно выделенным этапам, определяются цели и задачи профориентации на каждом из них.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я в художники пойду…» адресована учащимся 9-12 лет, а значит, реализуется вовремя подготовительного этапа профориентационной работы (1-5 класс): цель которого можно сформулировать как: формирование у учащихся основ выбора профессии, положительных мотивов трудовой деятельности, первоначального интереса к какимлибо профессиям, а задачи соответственно:

  • развивать потребности учащихся в учебной, трудовой деятельности;
  • ознакомить детей с профессиями в соответствии с возрастными особенностями;
  • добиваться овладения ими некоторыми доступными видами труда по разным профессиям, формировать интерес к ним.

В коллективе изобразительного творчества, реализующем дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я в художники пойду», цель и задачи профориентации определяются на основе требований программы, учета особенностей учащихся 9-12 лет, уровня их подготовленности, образованности, воспитанности и развитости учащихся, а также с учетом возможностей самого педагога и оборудования кабинета.

Мотивационный компонент предполагает осуществление педагогом системы мер по активизации процесса профессионального самоопределения учащихся, по формированию у них потребности в подготовке к выбору будущей профессии. При этом активизация должна обеспечивать развитие у учащихся положительных мотивов выбора профессии.

Информационный компонент должен включать: информацию о профессиях по профилю работы кружка и трудовом процессе, основываясь на интересе к определенному виду деятельности; сведения о профессиях, пользующихся спросом в конкретном регионе, о способах получения интересующей профессии, профессиональных учебных заведениях, информацию для получения учащимися знаний о себе, своих способностях и возможностях («Образ – Я»); об основах выбора профессии, о значении и приемах составления личного профессионального плана.

Содержание отдельных занятий конкретизируется педагогом с учетом образовательной программы, уровня подготовленности, интересов учащихся.

Деятельностный компонент включает в себя формирование у учащихся как общетрудовых, так и специальных знаний, умений и навыков в интересующей их профессиональной деятельности (изобразительное искусство), осуществление профессиональных проб по профилю работы кружка исходя из материальнотехнических возможностей кружка и подготовки педагога.

Творческий компонент подразумевает овладение учащимися элементами творческой деятельности в процессе практической работы.

Диагностический компонент предполагает одновременное осуществление контроля над ходом решения профориентационных задач со стороны педагога и самоконтроля учащихся за правильностью выполнения учебных операций и динамикой профессионально важных личностных качеств. Контроль подразумевает наличие методик диагностики промежуточных и конечных результатов профориентационной деятельности. Самоконтроль протекает в виде самооценки учащимися результатов творческих и практических работ на разных этапах освоения программы. Контроль и самоконтроль обеспечивает функционирование обратной связи в образовательном и профориентационном процессе – получение педагогом информации о направленности профессиональных интересов и склонностей учащихся, их самооценке, готовности к выбору профессии.

Организация образовательной деятельности по программе «Я в художники пойду…» с учетом данных компонентов процесса профессиональной ориентации предполагает практическую реализацию идей личностного подхода в ходе оказания педагогической поддержки учащемуся в процессе его профессионального самоопределения.

Мероприятия профориентационной направленности

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Я в художники пойду…», педагог может использовать такие формы работы как мероприятия профориентационной направленности, такие как:

  • Занятия из раздела «Профессия художник», программы «Я в художники пойду…»,
  • Профориентационная экскурсия;
  • Профориентационные встречи с художниками различных профессий;
  • Работа с родителями по профориентационной тематике;
  • Мастер-классы с представителями НПО, СПО;
  • Посещение с учащимися городских выставок «Учебных заведений»;
  • «Дни открытых дверей» профильных профессиональных учебных заведений

Занятия раздела программы «Профессия художник»

Занятия раздела «Профессия художник», дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Я в художники пойду…» призваны помочь учащимся в определении жизненных профессиональных планов, в прояснении временной перспективы будущего, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.

При проведении занятий могут использоваться такие методы работы как игры, беседы, конкурсы, доклады учеников о профессиях и путях их получения, обсуждение профессиональных планов и др., например,

  • беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Здоровье и выбор профессии», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка», и др.
  • конкурс «Кто больше знает о профессии…» предполагает обсуждение специфики профессиональной деятельности, истории возникновения профессии, знаменитых людей данной профессии, необходимых профессиональных качеств и личностных характеристик, путей получения профессии, необходимого уровня образования, возможных мест работы, уровня зарплаты, медицинских противопоказаний и др.
  • написание и защита рефератов о профессиях; создание презентаций. Приблизительные темы:
  1. Востребованные профессии художников.
  2. Знаменитые женщины художники.
  3. Художник - моя будущая профессия.
  4. Помогающие профессии.
  5. Редкие профессии художников.
  6. Карьера и профессия.
  7. Престижные профессии художников.

Профориентационная экскурсия

Экскурсии профориентационной направленности представляют собой форму организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей. Это могут быть экскурсии в мастерскую художника (живописца, графика, скульптора и др.) и в учебные заведения. Посещение мастерских полезно и информативно, в результате экскурсии, учащиеся могут на практике получить конкретные знания о работе художников различных специальностей и информацию о возможном месте работы. Важным условием является заблаговременный подбор и подготовка квалифицированных ведущих и экскурсоводов. Профориентационные экскурсии вполне оправданно могут быть объединены с встречами с художниками различных профессий.

Профориентационные встречи с художниками различных профессий

Это направление деятельности предполагает общение учащихся с представителями различных профессий художников, учебных заведений, где можно получить профессию художника. На такую встречу можно пригласить выпускников школы, которые уже получили профессию и сделали успешную карьеру. Можно также попросить прийти родителей или других родственников учащихся, которые могут увлекательно рассказать о своей творческой профессии и карьерном росте. Интересно было бы организовать встречи с семейными династиями. Важным условием является специальный отбор и психолого-педагогическая подготовка таких специалистов по профессии.

Работа с родителями по профориентационной тематике

Работа с родителями по профориентационной тематике может проходить в следующих формах:

Индивидуальная работа (консультации, беседы) с родителями (законными представителями) персонифицирована, обеспечивает определенную конфиденциальность решения проблем, конкретность рекомендаций и пожеланий.

Групповая работа на тематических родительских собраниях - педагог информирует о кружках, способствующих развитию интересов и склонностей учащихся (керамика, компьютерный дизайн, моделирование одежды), о наиболее востребованных профессиях художников и путях их получения, днях открытых дверей учебных заведений, профориентационных службах, где можно пройти профдиагностику и получить консультацию специалиста по профориентации.

Мастер-классы с представителями начальных и средних профессиональных учебных заведений

Учащиеся получают возможность сориентироваться в мире образовательных и карьерных возможностей, получить советы из первых рук с учетом индивидуальных интересов, склонностей, возможностей и не только увидеть работу профессионалов, но и попробовать себя в ряде профессий.

Посещение с учащимися городских выставок «Учебных заведений»

Посещение данных мероприятий позволяет расширить представления о спектре образовательных учреждений, ознакомится с правилами приема, необходимыми документами для поступления, и напрямую пообщается с представителями приемных комиссий.

«Дни открытых дверей» профильных профессиональных учебных заведений и детских художественных школ

Посещение «Дней открытых дверей» профильных профессиональных учебных заведений и детских художественных школ позволяет учащимся проникнутся атмосферой учебного заведения, узнать перечень дисциплин для изучения будущей профессии, познакомится с преподавателями, осмотреть учебные классы, понять, удобно ли добираться до данного учебного заведения.

Заключение

Формирование профориентационной компетентности младших школьников в области изобразительного искусства посредством реализации программы внеурочной деятельности «Я в художники пойду». существенно расширяет знания о творческих возможностях человека в целом , творческом потенциале самих учащихся и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Приведенное в данных рекомендациях содержание работы педагога и примеры возможных мероприятий, направленных на формирование профориентационной компетентности учащихся младшего школьного возраста в области профессий, связанных с изобразительным искусством во время реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я в художники пойду…» следует рассматривать как примерное. Такая работа может быть скорректирована с учетом специфики работы конкретного образовательного учреждения и квалификации педагога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кочетов А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст]: /А.И. Кочетов. – Минск, 1984. – 160 с.
  2. Ольшанский Д.В. Я – сам! [Текст]: Очерки становления и развития детского «Я» / Д.В. Ольшанский. – М.,1986. – 96 с.
  3. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст]: Учебное пособие /Е.Н. Прошицкая. М.: Изд-во Просвещение, 1991. 143 с.
  4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: / Н.С. Пряжников. – М.: МПСИ, 2002. 400с.
  5. Рогозина Е. В. Ранняя профориентация в школе искусств [Электронный ресурс] / Е. В. Рогозина // Аккредитация в образовании. Электронный журнал об образовании [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/proforientacija_v_shkole_iskusstv.html, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"

Сборник практических материалов  содержит секреты управления  театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения,  технику управлени...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа практических навыков" КОНКУРС "Педагог года"- 2021

     Приобщение детей к занятиям краеведением и туризмом способствует целостному представлению об окружающем мире, развитию интеллектуальной деятельности, воспитанию у них любви ...

Методическая разработка Использование приема по развитию навыков составления вопросов при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Олимпиадная математика»

В методической разработке раскрыт один из приёмов технологии развития критического мышления - приём по развитию навыков составления вопросов, используемый на занятии по программе "олимпиадная мат...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

quot;Юный художник"- дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности составлена с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных общ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

Программа «Юный художник» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Программа нацелена на быс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

Рисование — это занятие, которое успокаивает и умиротворяет. Регулярные уроки изобразительного искусства помогают детям научиться структурировать своё время, воспитывают усидчивость и дисциплини...