Конспект урока ИЗО "Мамин платок", 3 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Конспект урока ИЗО на тему "Мамин платок", 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9.10.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное учреждение

Саратовской области

 «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока изобразительного искусства

На тему: "Мамин платок"

Выполнила студентка 23 группы

Специальности:

Преподавание в начальных классах

Лысогорская Н.А.

Класс: 3 "Б"

Дата проведения: 09.10.2020 год

Заверили:

Методист: Исаева Е.В._________

Учитель: Коваленко М.М._________

Оценка__________

Саратов 2020

Цель: создание условий для знакомства с вариантами оформления народных платков и рисования орнамента в заданной форме.

Образовательные задачи:

- познакомить обучающихся с терминами "мотив" и "акцент";

- рассказать о правильном расположении и росписи орнамента платка.

Развивающие задачи:

- развивать воображение, способность применять полученные знания на практике, кругозор.

Воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность во время выполнения работ;

- воспитывать умение сочетать цвета.

Оборудование: презентация, художественные материалы и принадлежности (альбом, кисти, акварельные краски, клеёнка), эскизы, влажные салфетки.

Организационный этап:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Александровна и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку: альбом, кисти, краски, стаканчик с водой? (Проверяю готовность детей к уроку)

- «Ветер откуда-то взялся – и вдруг

Вырвался мамин платочек из рук. 
Мама успела лишь выкрикнуть: "Ах!" 
Глядь, а платочек уже в облаках. 
К нам возвращаться на землю не хочет... 
Так почему ж это мама хохочет? 
Странно - взмахнула руками, как птица, 
Но удалось мне в плечо ей вцепиться. 
Если бы я не успел, знаю точно, - 
Вслед улетела б она за платочком».

("Платочек" Семён Островский)

- Ребята, о каком предмете пойдёт речь на нашем уроке? (о платке). Верно! Но героем нашего сегодняшнего занятия будет не обычный платок, а мамин платок (записать тему урока на доске). Еще с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания. Его носили сначала поверх головного убора, потом стали носить на  волосах. Спрос на платки был огромным. Нарядный платок сохраняет связь с далеким прошлым.

- Давайте рассмотрим платок, который я сегодня принесла с собой. Как вы видите, платок имеет форму квадрата. А в каком месте на платке помещают самый яркий и крупный рисунок? (В центре платка). Что проходит по краям платка? (ответы детей). По краям платка может проходить узорчатая кайма. Кайма - это полоса по краю ткани, отличающаяся от нее цветом или узором.

Введение в тему:

- Теперь взгляните на экран. Здесь вы видите известные павловопосадские платки, которые являются своеобразным символом России. Композиции росписи данных платков всегда отличались чётким ритмом и яркостью красок. Стиль росписи этих платков  происходит от восточных шалей.  Реалистично изображены цветы (розы, лилии, тюльпаны, георгины), растительные орнаменты или все вместе, а также обязательно гармоничное сочетание оттенков и элементов узора. Узор смотрится объемным, так как он печатается в несколько слоёв. Шали отделывают вязаной шелковой бахромой, состоящей из длинных нитей, которые впоследствии связывают в несколько рядов, формируя равные клетки. Смотрим далее.

- Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Платки так красивы и настолько тонки, что их можно поместить во внутрь гусиного яйца и даже протянуть насквозь кольцо. Создавать настоящий пуховый платок начинают с образа картины, которую рисуют в своем воображение вязальщицы, вначале представляют как будет выглядеть будущий платок: какого размера, какая будет композиция, какие узоры украсят его середину, какие мотивы будут развиты в кайме. Все части платка должны дополнять друг друга, выдерживать традиционное соотношение, все узоры должны гармонировать между собой. Традиционные оренбургские узоры: "горох", "соты", "рыбки", "кошачьи лапки".

Объяснение нового материала

- Вы услышали в моём рассказе слово мотив и композиция. Кто знает что такое композиция? (ответы детей "Композиция - это структура, определённый порядок построения).Давайте перед началом работы познакомимся с новыми определениями "мотив" и "акцент"(записать  термины на доске).

- Мотив – часто повторяющийся элемент оформления. Мотив может быть сказочным, листьевым, пейзажным, городским, даже портретным. Как вы думаете, какой мотив представлен на моём платке? (ответы детей)

- Акцент – наиболее яркая часть изображения. Чаще всего акцент бывает в центре картины, и он подчёркивается особой освещённостью, выделением нужных фигур.

- Перед тем как вы займётесь выбором цвета для создания платков, вспомним, что все цвета и их оттенки подразделяются на две группы – холодные и тёплые.

- Какие тона относятся к холодной гамме? (Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.)

- Какие тона относятся к тёплой гамме? (Красный, жёлтый, оранжевый, малиновый, розовый.)

- Давайте сыграем в игру. Я называю цвет, и ,если он принадлежит тёплой гамме, вы поднимаете обе руки вверх, если холодной - то ничего не делаете. Готовы?

Тёплые

Холодные

Розовый, бордовый, оранжевый, яркий персик, красный

Травяной, салатовый, тёмно-синий

- Молодцы, ребята!

Этапы работы:

- Существуют определенные правила создания узора на платке:

- Сначала придумывают узор для украшения центра платка. Он обычно рисуется крупно, более ярко и красочно.

- Затем украшают углы платка. Важно помнить, что узор в углах платка располагается симметрично.

- После этого украшают стороны платка, размещая узор между углами. Узор одинаково повторяется.

Практическая работа:

- Откройте альбомы. Разместите их горизонтально. Возьмите простой карандаш и начертите квадрат - который будет являться вашим платком. - Придумайте, какого цвета будет платок для мамы? Не забудьте, что вы будете рисовать акварельными красками. Я советую вам использовать для фона платка светлые краски, так как, когда краска высохнет, то вы на этот фон перенесете более темные узоры.

- Толстой кисточкой раскрасьте фон платка (дети рисуют, хожу проверяю по классу правильность выполнения работы).  Закрашивайте фон не спеша, легкими движениями, выполняя движения кисточкой по рядам. Начните с верхнего ряда и постепенно спускайтесь все ниже, до самого края.

- Не выбирайте для фона густой темный тон. Сделайте его светлым, легким.

На таком фоне потом удобнее будет рисовать узор. Кроме того, надо, чтобы он успел подсохнуть.

Разминка для глаз:

- Ребята, давайте, пока ваш фон сохнет, немного отвлечёмся и расслабим глаза.

  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево — не поворачивая голову. Повторить 5-10 раз
  • Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
  • Закрыв глаза, рисуйте восьмерки, сначала горизонтальные (5-6 раз), затем вертикальные (5-6 раз).
  • Закройте глаза и досчитайте до 20. Теперь откройте глаза.

- Продолжаем работать!

Практическая работа:

- Я сейчас раздам вам эскизы, а вы перенесёте их на свой платок тонкой кистью. Следите за тем, чтобы ваш узор хорошо был виден на фоне платка, чтобы краски не сливались (каждый этап прорисовываю на ватмане).

- Не набирайте на кисточку много воды, так рисунок будет дольше сохнуть.

- Используйте в узоре не больше 3—4 цветов.

Выставка работ:

- Выходите со своими работами к доске на выставку, как настоящие художники.

Рефлексия:

- С какими понятиями вы сегодня познакомились?

- Какие бывают платки?

- Какие бывают цветовые гаммы?

- Вам понравился урок?

Уборка рабочих мест:

- Ребята, аккуратно убирайте свои рабочие места и готовьтесь к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...