Познавательный интерес посредством виртуальных экскурсий на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Игнатьева Екатерина Дмитриевна

В этой статье мы расскажем о развитии познавательного интереса через виртуальную экскурсию. Познавательный интерес - важное формирование личности, которое складывается в процесс жизнедеятельности человека, создается в социальных условиях его существования и никаким образом не являются присущим человеку от рождения. 

Виртуальные экскурсии в настоящее время являются одной из самых актуальных и эффективных форм обучения. Они позволяют обучающимся, не выходя из класса совершить виртуальное путешествие в любой уголок нашей планеты. Также виртуальные экскурсии имеет большой педагогический потенциал: способствует развитию личностно – мотивационной и аналитикой синтаксической сферы ребёнка, воображения, внимания, а главное развитие познавательного интереса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный интерес посредством виртуальных экскурсий на уроках изобразительного искусства

Экскурсионная деятельность представляет собой деятельность по организации ознакомления школьников с объектами окружающей среды или искусства, представляющих интерес для обучения.

Экскурсия является такой формы организации учебно - воспитательного процесса, которая позволяют проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления в процессы естественно или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательный интерес младшего школьника, т.е. «природа изучаются в природе». Экскурсия основана на непосредственного восприятия детьми изучаемых предметов и явлений в естественно или искусственно созданной обстановке. И поэтому может проводиться как во время урока (урок - экскурсия), так и вне занятия. Ее содержание определяется учебными программами.

Система экскурсий совмещаю урочные и внеурочные виды деятельности, которые приводят к повышению познавательного интереса. По итогам экскурсии учащиеся выполняют творческую работу, которую оценивают одноклассники, что способствует развитию навыков контроля и самоконтроля.

Экскурсии имеет большое образовательное значение. С их помощью возможно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать обучающихся, расширить их кругозор, активизировать познавательный интерес. Для повышения качества образования при изучении изобразительного искусства имеет особое значение использование, музеев изобразительного искусства, которые дают возможность показать все многообразие картинного мира, а также при изучении сложных теоретических вопросов конкретизировать их наглядными примерами, скульптурами, картинами.

Образовательные экскурсии как форма урока обеспечивают здоровье, сохраняющее обучение, поскольку позволяют устранить некоторые факторы школьной жизни, негативно воздействующие на здоровье детей. К таким факторам относится:

- неподвижность за партой во время урока;

- длительная работа в закрытом помещении без свежего воздуха и с искусственным освещением, подавление эмоций;

- не востребованность и даже подавление в образовательном процессе творческого потенциала детей, готовность самостоятельно мыслить, рассуждать и добывать новые знания из окружающей жизни, что нарушает природосообразность обучения;

- обладание аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным особенностям младших школьников, требующим многосенсорности обучения, с опорой на наглядно - образное, наглядно - действенное мышление;

- использование методик, разрушающих целостность восприятия мира, дающие о нём отрывочные представление;

- запрещение любых движений (за это детям пишет замечание в дневник, вызывают родителей), в результате чего вырастают люди, не умеющие действовать и даже жить;

- нервно - психические нагрузки из-за оценочного общения на привычных уроках;

В непосредственном учебном процессе экскурсия представляет собой один из методов наглядного обучения. В начальных классах школы проводится как специальные математический экскурсии, так и экскурсии в природу, на производство, в музей.

В современной школе особое значение приобретают формы учебно - воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках находит свое логическое завершение во вне урочной деятельности, т.е. формы работы, соединяющие в себе обучения и воспитания в единый процесс: урок творчества, мозговая атака, университет старшеклассников, встреча с увлечением, обозреватели за круглым столом, тактические сказки, путешествия предмет, аукцион знаний, тебе тактический театр, путешествие в страну неразгаданных тайн.

Последние годы интерес к нетрадиционному обучению начальной школе значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определённые условия для перестроечных процессов в сфере образования – создание новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Экскурсии имеют большую познавательную ценность, поскольку дети собственными глазами видят всё, что происходит вокруг. Возможность наблюдать предметы и явления во все взаимосвязи с окружающим миром пробуждает интерес к познанию, стремлением понять и объяснить суть явления.

Таким образом, особенности экскурсионной деятельности является то, что дети воспринимают через окружающий мир и искусство, изучаемые предметы и явления, это вызывает у них активный процесс к тем или иным учебным темам и дисциплинам. Исходя из этого, экскурсии носят как образовательную, так и воспитательная значение, расширяет кругозор и активизирует познавательный интерес.

Материалы экскурсии и профессиональное мастерство экскурсовода в его изложения дают возможность детям анализировать, делать необходимые выводы. Это умение в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсоводу выступают авторы экскурсии.

В качестве вывода мы можем сказать, что видовое разнообразие экскурсий позволяет выбрать ту или иную эффективную форму применения в учебном процессе методы наглядного обучения. Экскурсия развивает у детей не только познавательный интерес, но и умение восприятия внешнего вида наблюдаемого объекта, сообразительность суждения, инициативность и любознательность.

Совместный поиск, игра и сказка – вот те средства, которые могут помочь открыть детская сердца, сделать пребывание на уроке весёлым.  Поддерживать и формировать интерес к учению помогает – экскурсия.

Формирование познавательного интереса младших школьников предполагает собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включения школьников в поисково - информационное, рефлексивно - корректировочное, и творческое направление учебной деятельности, что способствует качественным изменениям внутриличностной форсированности данного интереса школьников и осознанности их профессионально – личностного самоопределения.

Таким образом, можно утверждать, что познавательный интерес играет большую роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса – сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.

Но также искусство является одним из главных средств внутреннего, духовного формирования растущего поколения. Будучи многофункциональным, оно решает важнейшие образовательные и воспитательные проблемы, одной из которых является познавательный интерес.

Виртуальная экскурсия представляет собой трёхмерную сцену, который позволяет обучающимся получить представление о каком-либо реальном объекте.

Подводя итог всему вышеизложенному, мы можем сделать вывод, что виртуальные экскурсии в настоящее время являются одной из самых актуальных и эффективных форм обучения. Они позволяют обучающимся, не выходя из класса совершить виртуальное путешествие в любой уголок нашей планеты. Также виртуальные экскурсии имеет большой педагогический потенциал: способствует развитию личностно – мотивационной и аналитикой синтаксической сферы ребёнка, воображения, внимания, а главное развитие познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

Материал по теме "Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся"...

Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса и творческой активности на уроках изобразительного творчества

В наш компьютерный век , при такой доступности информации наблюдается "страшная" тенденция молодого поколения - пассивное  восприятие  окружающего мира. Снижается познавательный интерес , пр...

Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов.

Что можно считать познавательным интересом? (Слайд 2). Известные ученые отвечают на этот вопрос так: «Потребность, ставшая свойством личности человека и побуждающая его к такой деятельности, которая у...

Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов.

Доклад на методическое объединение на тему: "Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов."...

Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства

Презентация по теме: " Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства"...

«Использования метода «interactive notebooks (inbs)для формирования познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках английского языка посредством »

Из множества современных технологий и методов преподавания иностранного языка для решения данного вопроса считаю целесообразным использование  интерактивных методов обучения (строится на схеме вз...