Технологическая карта урока по теме "Картина - портрет"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Игнатьева Екатерина Дмитриевна

Тема: картина – портрет;

Воображаемое место проведения: Русский музей, Михайловский дворец;

Цель: создать условия для знакомства с жанром портрет, способом его рисования;

Маршрут: 

1.     Главный вход Михайловского дворца;

2.     Главный вестибюль 

3.     Зал №5 (Портрет Петра I Л. Каравак), (Автопортрет с женой А. М. Матеев)

4.     Зал №6 (Портрет Петра I I I А. П. Анторопов), (Портрет М. А. Румянцевой А. П. Анторопов), (Живопись Б. В. Суходольский)

5.     Зал №17 (Портрет Е. С. Авдулиной, Портрет лейб – гусарского полковника Е. В. Довыдова О. А. Кипренский)

6.     Парк перед Михайловским дворцом 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartina_-_portret.docx40.69 КБ
Файл kartina_-_portret.pptx678.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: картина – портрет

Воображаемое место проведения: Русский музей, Михайловский дворец

Цель: создать условия для знакомства с жанром портрет, способом его рисования

Планируемые результаты

Предметные:

Знать что такое портрет

 

Понимать виды портрета

Применять алгоритм рисования портрета

Анализ пропорций и мимики человека

Синтез соединять портреты и названия жанров

Оценка нарисованного портрета по критериям

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Сформировать умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные:

  • Сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы;
  • Сформировать умение работать с информацией, представленной в виде изображения;

Коммуникативные:

  • Сформировать умение принимать участие в диалоге;
  • Сформировать умение принимать участие в работах группами;

Личностные:

  • Сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
  • Сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

Маршрут:

  1. Главный вход Михайловского дворца;
  2. Главный вестибюль
  3. Зал №5 (Портрет Петра I Л. Каравак), (Автопортрет с женой А. М. Матеев)
  4. Зал №6 (Портрет Петра I I I А. П. Анторопов), (Портрет М. А. Румянцевой А. П. Анторопов), (Живопись Б. В. Суходольский)
  5. Зал №17 (Портрет Е. С. Авдулиной, Портрет лейб – гусарского полковника Е. В. Довыдова О. А. Кипренский)
  6. Парк перед Михайловским дворцом

Основные понятия: портрет, парадный, камерный

Методы, технологии: ИКТ, работа с учебником, работа в группах, парах, словесные методы, объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальная, фронтальная

Ресурсы урока для учителя: Мультимедийная презентация, образец педагогического рисунка

Ресурсы урока для учащихся: Учебник, краски, кисти, стакан с водой, салфетка, палитра, карандаши, альбом, фотография кого-либо (друга, родственника)

Межпредметные связи: литературное чтение

Ход урока:

Этап

урока

Название «точек»

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Орг. Момент

Актуализация знаний

Мотивация позн. Деятельности  

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.

Просмотр видеофильма «О картинах».

Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

Что такое пейзаж?

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется…

                             А. Кушнер

Как вы думаете, какая буде тема нашего урока? А цель? Что мы сегодня будем делать на уроке?

Давайте составим план нашего урока. (в парах)

Вспомните, какие есть правила работы в парах.

Подумайте и расположите пункты плана в нужной последовательности.

  1. Информационный блок
  • «Что такое портрет?»
  • «Какие есть виды портретов?»
  1. Теоретический блок
  • Этапы рисования портрета
  • Анализ своей работы
  • Оценка работы

У вас на столах лежит маршрут нашей с вами виртуальной экскурсии. Прочитайте его и, если у вас есть вопросы задавайте.

Маршрут:

  1. Главный вход Михайловского дворца;
  2. Главный вестибюль
  3. Зал №5
  4. Зал №6
  5. Зал №17
  6. Парк перед Михайловским дворцом

 Приветствие.

Проверка готовности.

Просматривают видеофильм.

Отвечают на вопросы.

Портрет.

Тема: портрет.

Цель: научиться рисовать портрет и узнать о нем больше.

Работа по теме

Главный вход Михайловского дворца

Первая наша точка маршрута – главный вход Михайловского дворца.  

Рассказ учителя + показ слайдов (фото Михайловского дворца)

Сокровищница отечественного искусства Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга — бывший великокняжеский Михайловский дворец. 

Парадный фасад дворца обращен к площади. Нижний этаж является основанием для устремленного вверх бельэтажа, решенного в виде трехчетвертной коринфской колоннады. В оригинальных орнаментах, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы проф. ИАХ С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский).

Дворец имеет четыре этажа. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя.

Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано изобретательным гением России и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии. Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.

Перед вами лежит конверт №1.

Я предлагаю вам из кусков изображений, которые даны в конверте, найти изображение Михайловского дворца и собрать пазл.

Слушают информацию.

Отбирают изображения и собирают пазл.

Главный вестибюль

Следующая остановка на нашем маршруте – главный вестибюль

Рассказ учителя + показ слайдов (фото внутреннего убранства)

Просторное нарядное помещение Главного вестибюля – композиционный центр Михайловского дворца, объединяющий этажи и залы. Им начинается и завершается кольцевая анфилада парадных залов.

Основная тема декоративного оформления вестибюля – триумф русского оружия, переведенный на язык аллегорий и эмблем.

Тема славы России запечатлена в стенном фризе в образе крылатого льва, в рельефах, заполнивших полукружия ниш, в лепных панно на лестничных откосах, на ордерном фризе. Здесь варьируются изображения так называемых "арматур" – мечей, щитов, шлемов, ликторских связок и другой древнеримской военной атрибутики, дополненных двуглавыми российскими орлами и лавровыми венками.

Богатство архитектурной пластики усилено стройной колоннадой, которая образует обходную галерею.

Роспись свода, перекрывающего лестничный павильон, выполнена в сдержанной и благородной сероватой гамме. Эта гризайлевая, то есть одноцветная, роспись созвучна просторному объему зала и подчеркивает его монументальность.

Слушают информацию.

Зал № 5

Мы с вами начинаем изучение понятия портрет и видов портрета.

Если у вас есть вопросы, вы можете задавать их по ходу моего рассказа.

Первоначальны показ самого зала.

Рассказ учителя + показ слайдов (картина + художник, нарисовавший эту картину).  

Конец XVII и особенно начало XVIII века — эпоха крутых перемен не только в политике, но и в культуре России. Петр I резко поворачивает колесо России в сторону Запада. На смену всеобщей религиозной идеологии насильственно вводится иная система ценностей и мышления. Из Германии, Голландии, Франции, Италии и других стран приглашаются архитекторы, скульпторы, живописцы.

Начиная с петровского времени в изобразительном искусстве преобладает портретный жанр в различных видах – от парадного до камерного. Еще при своей жизни Петр I всемерно содействовал появлению собственных национальных художников, архитекторов и скульпторов. Некоторым из них выпала честь учиться в Европе.

Портрет – это жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.

Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в XIX веке.

Какие виды портретов вы знаете?

Показ картин:

  • Портрет Петра I (автор: Л. Каравак) (камерный портрет)

Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне

  • Автопортрет с женой (автор: А. М. Матеев) (автопортрет)

Автопортрет - портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные.

Перед вами конверт №2. Посмотрите внимательно, перед вами задание. Вам нужно соединить картину с жанром портрета.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание и говорят ответы.

Зал № 6

Следующая наша остановка зал № 6. Показ убранства зала.

Процесс европеизации русской культуры, энергично внедряемый Петром I и его последователями, проходил не так быстро и не так просто, как может показаться. Почти семивековое господство иконы оставило глубокий след в художественной памяти России. Новые художественные принципы накладывались на традиционные. Происходила ломка художественного сознания.

Чуть позднее портретный жанр в России, как и во всей Европе, стал самым популярным. Камерные, небольшого формата, и огромные, парадные изображения знати той поры составляют интересную и важную часть собрания Русского музея.

В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали их из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со своим прадедушкой или же с мамой прабабушки. С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, а люди заказывать их. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает автор, он по-разному может показать одного и того же человека, он может заметить в человеке то, что не заметит объектив.

  • Портрет Петра I I I (автор: А. П. Анторопов) (парадный портрет)

Парадный портрет - предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим, сидящим, с предметами, говорящими о классовой принадлежности, профессиональной);

  • Портрет М. А. Румянцевой (автор: А. П. Анторопов) (индивидуальный)

Индивидуальный портрет - портрет, включающий одного персонажа.

  • Живопись (автор: Б. В. Суходольский)

Групповой портрет - портрет, включающий не менее трех персонажей.

Анализ портрета Елизаветы Петровны по предложенному плану (в группах)

Вспомните правила работы в группах.

Описание портрета

  1. Вид искусства, к которому относится портрет (живописный, графический, скульптурный, фотографический, ювелирный)
  2. Назначение портрета (парадный или камерный)
  3. Количество персонажей (одного человека, парный, групповой, групповой семейный)
  4. Персонажи на портрете (мужчина, женщина, ребенок (детский))
  5. Положение персонажа (в полный рост, поколенный, поясной, погрудный, голова), а также (стоящий, сидящий или лежащий)
  6. Разворот головы персонажа (анфас, в три четверти или в профиль)

Анализируют портрет.

Зал № 17

Первая половина XIX века была наполнена в России событиями мирового значения. Главное из них, конечно, война с наполеоновской армией, начавшаяся в середине 1800-х и завершившаяся в 1814 году триумфальным шествием российских войск по Парижу. Война закончилась победой русской армии и оставила глубокий след, отразившийся на мировоззрении целого поколения. Искусство первых двух десятилетий XIX века прямо или косвенно выражало настроения в обществе.

В зале можно увидеть произведения Ореста Кипренского (1782–1836) – крупнейшего мастера романтического портрета. В 1809 году Кипренским написан „Портрет Евграфа Давыдова“, ставший своеобразным символом раннего русского романтизма. Мечтательность и гордость, естественность и театральность, совмещаясь в образе Давыдова, передают мироощущение и манеру поведения, весьма распространенные в русском обществе периода наполеоновской кампании.

  • Портрет Е. С. Авдулиной
  • Портрет лейб – гусарского полковника Е. В. Довыдова
  • Портрет А. И. Молчановой с дочерью Елизаветой (костюмированный портрет)

Костюмированный портрет - вид художественного портрета, особенность которого заключается в образе портретируемого. Человек, написанный на картине, запечатлён художником не в образе самого себя, а в личине какого-либо мифологического, аллегорического, исторического или даже придуманного (чаще всего литературного) персонажа.

Выполняют задание, каждый самостоятельно.

https://learningapps.org/display?v=pgks2k3hj20

Выполняют задание.

Парк перед Михайловским дворцом

Наша с вами экскурсия подходит к концу, и я предлагаю вам научиться рисовать портрет.

Сейчас мы с вами перенесемся в парк перед Михайловским дворцом. там под пение птиц и красоту, которая нас окружает вы будете рисовать.

Звучит мелодия пения птиц. на экране показываются фотографии парка.

У вас на столах есть конверт №3. (в группах)

Вам в группах надо составить поэтапный план рисования портрета. Потом по этому же плану вы будете рисовать портрет родного человека или друга.

Этапы выполнения рисунка (портрета):

  1. Отступаем сверху 2–3 см, делим оставшееся расстояние на 3 части. В верхней части будет располагаться лицо.
  2. Рисуем голову – овальной формы, вверху более расширенную, внизу более суженную. Эта форма напоминает яйцо. Она симметрична. Для облегчения нарисуйте вертикально тонкой линией ось симметрии.
  3. Лицо (овал) делится на 3 части горизонтальными линиями (лоб, брови, глаза и нос, внизу рот и подбородок).
  4. Изображение частей лица. Брови, глаза образуются дугообразными линиями (глаза похожи на листик дерева). В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Радужка прикрыта верхним и нижним веком и не видна как круг, а зрачок виден.
  5. Рисуем нос – посередине. Начало носа – переносица – идет от бровей. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Середина носа у глаз у́же крыльев носа. Форма носа у всех людей разная в деталях.
  6. Рисование рта – ниже носа, ниже второй линии рисуем линию горизонтальную, над и под ней рисуем две дуги (верхняя и нижняя губа), затем на верхней делаем маленькую выемку посередине.
  7. Прорисовка деталей лица. По сторонам на уровне носа расположены уши, рисуем их. Волосы бывают разные по цвету (русые, рыжие, каштановые, черные), прямые и кудрявые, разные по длине. Люди по-разному укладывают, причесывают волосы. Глаза у людей тоже по цвету и форме несколько отличаются. (Сравните глаза европейца и японца.)
  8. Рисуем шею, туловище, руки по локоть, опущенные вниз. Шея по ширине равна 1/2 ширины голо вы, по длине – 1/3 ее высоты. Плечи шире головы примерно в 2 раза. По высоте это оставшиеся 2/3 отрезка, который получился у нас от деления нами листа вначале. Руки присоединяем к плечам (значит, сначала рисуем само туловище, и только потом руки). Руки имеют примерно одинаковую толщину по всей длине (от плеча до локтя), правильно дорисовываем руки (не в талию, не в ребра, а к плечам!) и скругляем верх плеча.
  9. А теперь попытаемся придать нашим портретам индивидуальные черты и сделать их похожими на ваших друзей. Что характерно для человека, которого вы рисуете?
  10. Дорисуем одежду. Расскажите, чей портрет вы хотели бы нарисовать.

Что будет главным в портрете?

Как вы предполагаете раскрыть характер человека?

А перед тем, как начать давайте сыграем в игру.

Игра «Эмоции».

Я называю вам эмоцию, а вы ее показываете.

Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль.

 

Учащиеся начинают рисовать портрет. Учитель параллельно рассказывает шаги.

Составляют план работы над портретом.

Играют в игру «Эмоции».

Начинают рисование портрета.

Рефлексия

Организуется выставка рисунков класса.

Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты по критериям, выставляют баллы.

Критерии оценивания работ:

  • ааккуратность;
  • цветовое решение;
  • оригинальность;
  • соблюдение пропорций;
  • детальность;

На каких работах удалось передать характер в портрете?

В каких работах удалось передать отношение к портрету?

Какие работы получились самыми аккуратными?

Что нового вы узнали на уроке?

Какая была тема урока? Цель?

Вспомните план нашего урока.

Узнали ли вы себя на рисунке друга?

Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему?

Оценивают работы своих одноклассников и свои.

Домашнее задание

Нарисуйте свой автопортрет.

Также предлагаю вам поиграть в разные игры по нашей с вами теме.

Пройдите итоговый тест по теме «Портрет».

https://learningapps.org/display?v=pngwx7aea20

https://etreniki.ru/QWF735US1Q

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSc4VSKqTwq4vwkOfErhYb5QEaevPVd5dh_Px98yiLJdF93jNw/viewform?vc=0&c=0&w=1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михайловский дворец

Слайд 2

Главный вестибюль Михайловского замка

Слайд 3

Портрет Петра I Л. Каравак Камерный портрет – персона, представлена на нейтральном фоне, изображена по пояс, по грудь, либо по плечи. Разновидностью камерного изображения с нейтральным фоном является интимный портрет, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Слайд 4

Автопортрет с женой А. М. Матеев Автопортрет (от «автор» и «портрет») — портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение.

Слайд 5

Портрет Петра III А. П. Анторопов Парадный портрет – это портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

Слайд 6

Портрет М. А. Румянцевой А. П. Анторопов Индивидуальный портрет - портрет, включающий одного персонажа.

Слайд 7

Живопись Б. В. Суходольский Групповой портрет - это портрет, на котором изображено не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой.

Слайд 8

Портрет Елизаветы Петровны Виргилиус Эриксен Описание портрета Вид искусства, к которому относится портрет (живописный, графический, скульптурный, фотографический, ювелирный) Назначение портрета (парадный или камерный) Количество персонажей (одного человека, парный, групповой, групповой семейный) Персонажи на портрете (мужчина, женщина, ребенок (детский)) Положение персонажа (в полный рост, поколенный, поясной, погрудный , голова), а также (стоящий, сидящий или лежащий) Разворот головы персонажа (анфас, в три четверти или в профиль)

Слайд 9

Произведения Ореста Кипренского (1782–1836) Портрет Е. С. Авдулиной Портрет лейб – гусарского полковника Е. В. Довыдова

Слайд 10

Портрет А. И. Молчановой с дочерью Елизаветой Костюмированный портрет - портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.

Слайд 11

1. Сначала рисуем тонкими линиями лицо - овал .

Слайд 12

2. Для облегчения рисования ровно по центру рисуем вертикальную линию, делящую портрет на две части и две горизонтальные линии, делящие его на 3 части: лоб, брови; глаза, нос; рот, подбородок.

Слайд 13

3. На верхней линии рисуем дуги-брови.

Слайд 14

4. Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок. Не забудьте нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.

Слайд 15

5. Рисование носа - нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку прорисовываются крылья носа и ноздри.

Слайд 16

6. Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, сверху верхняя губа-две дугообразные линии, снизу нижняя губа - большая дугообразная линия. Лишние линии стираем ластиком.

Слайд 17

7. По сторонам на уровне носа рисуем уши, дорисовываем плечи.

Слайд 18

8.Затем волосы: короткие или длинные, прямые или кудрявые, волнистые, с челкой или нет, цвет.

Слайд 19

Критерии оценивания работ : 1. аккуратность ; 2. цветовое решение ; 3. оригинальность ; 4. соблюдение пропорций; 5. детальность;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изо «Картина – портрет «Мой одноклассник»» (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование представления о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике. Задачи урокаДидактические:Формировать знания о жанре «портрет»;Научи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображен...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Картина-портрет»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условия для формирования представлени...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет (Жанр портрета)" (УМК Неменского, 3 класс, Л.А. Неменская)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство с жанром портрета, выполнение работы в жанре портрет.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить обучающихся с жанром пот...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Портрет», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Тема урока «Портрет» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования кар...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Картина – портрет(к/р) (изображение портрета сказочного героя)» (УМК «Перспектива» 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета сказочного героя живописными материалам...

Технологическая карта урока ИЗО "Картина-портрет" (3 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у обучающихся умений и навыков изображения картины-портрета....