Рабочая программа 1 класс изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Седюко Анна Павловна

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_.izo_1kl.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

МОШКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Рассветная 10, п. Октябрьский,

Мошковский район Новосибирская область, 633142

e-mail: school-svet2@mail.ru

Рабочая программа

предмета «изобразительное искусство»

для начального общего образования

(для 1 класса на 2021-2021гг.)

Составитель:

Седюко А.П., учитель начальных классов

п.1- Пояснительная записка

1. Рабочая программа предмета «литературное чтение» для начального общего образования разработана на основе

нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

 - «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г № 189, г.Москва; зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта  2014 г. N 253 г. Москва

  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 

- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)

- Примерная образовательная программа образовательного учреждения.

- Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Мошковского района

информационно-методических материалов:

- Программы по изобразительному искусству, автор: Б.М. Неменский (из сборника рабочих программ  «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.).  

2. Цели изучения предмета

Цели учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

-овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

п.2 - Общая характеристика учебного курса

«Изобразительное искусство» в начальной школе является базовым предметом, он направлен на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

п.3 - Место предмета в  учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч  в  неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).  

п.4 - Результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

п.5 - Содержание курса

«Каждый народ — художник»

(изображение, украшение, постройка в творчестве народов Земли)

Истоки искусства твоего народа

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.

Пейзаж родной земли.

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Образ традиционного русского дома (избы).

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Украшения деревянных построек и их значение.

Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир.

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека.

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники.

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Древние города твоей земли

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.

Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость.

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.

Древние соборы.

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Древний город и его жители.

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Древнерусские воины-защитники.

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.

Древние города Русской земли.

Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Узорочье теремов.

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.

Праздничный пир в теремных палатах.

Коллективное  аппликативное  панно  или  индивидуальные изображения пира.

Каждый народ — художник

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока.

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней Греции.

 Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии.

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное  панно   «Праздник   цветения  сакуры» или  «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются  индивидуально  и  вклеиваются  затем  в  общее панно. Групппа «главного художника» работает над фоном панно.                                                                                              

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.

Искусство объединяет народы

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.

Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.

Все народы воспевают материнство.

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости.

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной  жизни,   красота,   в   которой   выражен  жизненный опыт, красота связи поколений.

Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства.

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои, борцы и защитники.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).                                                                          

Юность и надежды.

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

п.6. – Тематическое планирование

п.п.

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Ты учишься  изображать ( 8 час)

1

Изображения, красота всюду вокруг нас. Экскурсия «В парке».

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

2

Мастер Изображения учит видеть.

Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Создавать, изображать на плоскости  графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

3

Изображать можно пятном.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

4

Изображать можно в объеме.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей.

Превращения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.

Лепка птиц и зверей.

5

Изображать можно линией.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

6

Разноцветные краски.

Изображать методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).

7

Изображать можно и то, что невидимо.

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

8

Художники и зрители (обобщение темы).Картина. Скульптура.

Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура.

Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.

Знакомство с Мастером Украшения  (8 ч)

9

Мир полон украшений.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

10

Красоту надо уметь замечать.  

 

Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы.

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом.

Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.

Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

 «Узоры на крыльях бабочек».

11

Красоту надо уметь замечать.  

Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

 «Красивые рыбы»

12

Красоту надо уметь замечать.  

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Украшения птиц»

13

Узоры, которые создали люди.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги

14

Как украшает себя человек.

 

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

15

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки.

16

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Украшения для новогоднего карнавала.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

17

Постройки в нашей жизни.

Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Изображать придуманные дома для себя и своих друзей.

18

Постройки в нашей жизни.

Изображать сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

19

Дома бывают разными.

Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

20

Домики, которые построила природа.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

21

Какие можно придумать дома.

Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила.

22

Дом снаружи и внутри.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

23

Строим город.

Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

24

Все имеет свое строение.

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

25

Строим вещи.

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта.

Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи.

26

Посёлок, в котором мы живем.

Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Обсуждение работы.

27

Посёлок, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч)

28

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Выставка лучших работ учащихся.

Обсуждение выставки. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

29

«Сказочная страна». Создание панно.

Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

30

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.

31

Урок  любования. Умение  видеть.

Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы».

32

Разноцветные жуки.

Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

33

Здравствуй, лето! (обобщение темы).

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

п.7 – Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта  2014 г. N 253 г. Москва

  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 

порядковый № учебника в ФП учебников 2015-2016 уч.г

предмет

авторы учебника

издательство

1.1.5.1.6.1

 Изобразительное искусство 1кл

Л.А. Неменская /под ред. Неменского Б.М./

издательство «Просвещение»

1.1.5.1.6.2

Изобразительное искусство 2 кл

Е.И. Коротеева /под ред. Неменского Б.М./

издательство «Просвещение»

1.1.5.1.6.3

Изобразительное искусство 3 кл

Н.А. Горяева, Л.А. Неменская /под ред. Неменского Б.М./

издательство «Просвещение»

1.1.5.1.6.4

Изобразительное искусство 4 кл

Л.А. Неменская /под ред. Неменского Б.М./

издательство «Просвещение»

Информационно-методическое обеспечение

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

2

п.8 Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» первоклассник научится:

- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, фиолетовый, голубой) цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

- выполнять простейшие композиции из бумаги.

Первоклассник получит возможность научиться:

- использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников

 будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.

Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства;

будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус.

Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

Выпускник научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».

Выпускник научится:

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...