Конспект НОД Деревья в инее для детей старшей группы
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Голованова Елена Валентиновна

Конспект НОД "Деревья в инее" для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД "Деревья в инее" для детей старшей группы

Голованова Елена Валентиновна

МБДОУ «Детский сад №53 «Ёлочка», г. Тамбов

Цели: расширить знаний детей о таком явлении зимней природы, как иней. Совершенствование умения предавать в рисунке образы объектов и предметов природы.

Задачи:

Образовательные:

-опытно-экспериментальным путем дать детям понять, как инее покрывает ветки;

- учить отмечать  характерные признаки зимы в природе, расширять словарный запас;

- Учить детей изображать картину природы, передавая строение разнообразных деревьев (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные).

 Развивающие:

-развивать эстетическое восприятие, вызвать желание любоваться красотой зимнего пейзажа.

- развивать наблюдательность, логическое мышление, сообразительность.

Воспитывающие:

-воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности

- воспитывать бережное отношение к деревьям во время заморозков;

- воспитывать устойчивый интерес к искусству.

Планируемые результаты: умееть поддерживать беседу по вопросам, рассуждать, высказывать свою точку зрения, определять признаки зимнего времени года; интересоваться изобразительной детской деятельностью (рисование по образцу «Деревья в инее»).

Предварительная работа: наблюдение за природой в зимний период; беседа «Зимушка, зима»; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц  и поговорок о зиме.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:  картины с изображением зимнего пейзажа, презентация «Иней»

 Раздаточный:  кисточки, подставка под кисточку банка с водой, гуашь,  альбомный лист тонированный  голубым  цветом.

Ход занятия:

1.Вводная часть

- Отгадайте загадку:      

Наступили холода,                         Перестал медведь реветь

Обернулась в лед вода.                  В спячку впал в бору медведь.

Длинноухий зайка серый                Кто скажет, кто знает:

Обернулся зайкой белым.              Когда это бывает?(зимой)

Рассматривание картин.

-Ребята, посмотрите на эти картины, какое время года изображено на этих картинках? Чем они отличаются друг от друга?(……………………………………………………..)

Как называется явление природы, когда все  веточки деревьев покрываются снегом ?(иней)

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый… ИНЕЙ

2. Презентация.

-Рассмотрите картинки, как иней выглядит на разных предметах  деревьях, ягодах, листьях, металлической ограде(рассматриваем фотографии белоснежных, покрытых инеем деревьев, листьев и т.д. любуемся красотой зимних пейзажей).

Скажите, каким бывает иней (прилагательные)?

белым голубым серебристым густым утренним первым морозным мохнатым блестящим пушистым синим легким ночным серебряным холодным колючим серым сверкающим седым искристым тонким обильным хрустящим золотым нетронутым черным зимним голубоватым кружевным снежным звездным заготовленным царственным ломким простым бахромчатым мелким свежим толстым напоминающим искрящимся игольчатым чистым сухим иглистым искусственным золотистым розовым зернистым нежным узорным соленым покрытым устойчивым космическим сапфировым хрупким разноцветным косым прозрачным настоящим выпавшим ранним сжигающим

Что может иней (глаголы)?

сверкать исчезнуть оседать блестеть опушить серебриться посеребрить засеребриться покрыться ухитриться выпасть посыпаться осыпаться заблестеть рисовать таять выступить сойти превращаться искриться одеть нарастать белеть качнуться превратить понять выбелить тронуть сыпаться серебрить поблескивать подергивать упасть казаться побелить расползаться поползти засверкать скрыть собраться давать холодить начинать появиться ожить опуститься сковать покрывать проступать проступить пробежать виднеться схватить украшать истончиться облепить ложиться оковывать обметать сменяться сходить

Сюрпризный момент.

-Вспомните ребята ,какой опыт мы с вами проводили совсем недавно? Что мы делали и выносили на улицу?(выращивали искусственный иней)

-Рассмотрите внимательно, что у нас получилось. Из чего мы вырастили такой красивый иней?(из воды)

- А кто скажет что же  такое иней?( ИНЕЙ - тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи, крохотные кристаллики льда ). Правильно это крохотные кристаллики льда.

-Какие еще  кристаллики вы знаете? Мы каждый день встречаемся и очень любим эти кристаллики класть в чай, а другие кристаллики в суп? (соль, сахар).

3.Эксперимент.

Попробуем сами сделать иней на веточках. Проходим к столу, занимаем рабочие места.

-Я предлагаю каждому из вас взять  по одной  веточке , обмакиваем ее в клей со всех сторон и кладем в другую тарелку .

-Что лежит во второй тарелке?(соль).

-А соль это маленькие кристаллики, так же обваливаем веточку  со всех сторон в соли . На что стала похожа соль на веточке?(на иней)

-Где мы встречаем ветки?( на деревьях)

-А  что из этих веточек может получится из всех этих веток? (одно дерево)

Собираем из веточек дерево.

-ЧТО у нас получилось?(дерево )

-Хотите нарисовать такое дерево? (да,хотим).Но сначала мы немного разомнемся.

4.Динамическая пауза

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

5. Описание.

Практическая часть:  

А теперь мы  превратимся в художников и нарисуем свои деревья в инее

 Какие цвета нам потребуются для работы? (коричневый, белый).

Из каких частей состоит дерево? (ствол, крупные ветви, тоненькие веточки).

Начнём картину с изображения главного, основного дерева затем нарисуем разные деревья.

Дерево высокое, старое. Макушку его мы не видим.
Рисуя деревья, дети часто вместо стволов изображают столбы, как бы срезая верх. Первый способ «борьбы» с этим штампом – рисование деревьев на первом плане совсем без макушки (она остается за краем листа). Другой способ - рисование ствола двумя линиями, зигзагом вверх- вниз, без движения в сторону.

Ствол начинаем рисовать снизу вверх ( кончиком кисти, а ближе к земле прижимаем кисть к листу всем ворсом). Ветви рисуем кончиком кисти (если ветви толстые, рисуем их коричневой гуашью, а после высыхания наносим кончиком кисти белой гуашью иней; если же ветви тоненькие (например, у берёзки), рисуем их сразу кончиком кисти белой гуашью). (воспитатель сопровождает рассказ частичным показом способов рисования). Постарайтесь нарисовать разные деревья: молодые и стройные, старые и развесистые.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/1/31115_5153f8579f92460f2525ee0408e17025.jpg.jpg

Рисуем широко раскинутые ветви. Изображаем их не от самого края ствола, а отступая за край, на разном расстоянии друг от друга, в различных направлениях.


http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/1/31115_fa49f197fff96fd56ff53db5a94c3927.jpg.jpg

Меняем кисть и прорисовываем тонкие веточки. Затем добавляем в пейзаж молодое тонкое деревце и куст.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/1/31115_87ba48a07211f2f4dabde31eddf26957.jpg.jpg


6.Пальчиковая гимнастика

   

     Деревья
Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)
Пчелок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем — пчелы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла.
(показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга — «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)

На дальнем плане вертикальными штрихами прорисовываем горы, покрытые хвойным лесом. Приступаем к рисованию инея. Как бы мы не старались, тончайшие веточки, покрытые инеем, изобразить нам не получится. Да и не стоит. Берем большую щетинную кисть, набираем белой гуаши и резкими движениями от тонких веточек к середине куста или дерева, изображаем множество пушистых веточек одновременно.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/1/31115_db2d5d0f0f0a5a10fd6f113bce102885.jpg.jpg


http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/1/31115_7c6eab5e3ba41b512f92043e43a2d4c3.jpg.jpg


7.Рефлексия.

- Давайте из  наших рисунков составим композицию, и у нас получится…?(зимний лес)

-Какие поговорки и пословицы вы знаете о зиме?

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Хороший снежок урожай сбережет.
  • Не тот снег, что метет, а что сверху идет.
  • Мороз велик, да стоять не велит.
  • И в сильный мороз работа согреет.
  • Новый год- к весне поворот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы на тему: "Люблю тебя, родной Урал"

Интегрированное занятие для старшей группы на тему «Люблю тебя, родной Урал»Цели: знакомство детей с древним ремеслом – гончарным делом; знакомство детей с уральской домовой росписью...

Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи «В мире звуков»

           Звуковая культура речи: дифференциация звуков "С" и "Ш"...

КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОСТАНОВКЕ, ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ, ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗЛИЧЕНИЮ ЗВУКОВ В РЕЧИ! ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ! С ПОДРОБНЫМИ ИНСТРУКЦИЯМИ, ПОСОБИЯМИ....

Конспект досуговой деятельности «Путешествие в лето» для детей старшей группы детского сада

Данный конспект поможет расширить и обобщить знания детей о лете, его типичных признаках. Закрепить  названия летних месяцев; лесных ягодах и грибах; овощах; луговых цветах; насекомых....

Конспект музыкального занятия «Нотный хоровод» для детей старшей группы

Цель занятия: учить слушать музыкальные произведения, развивать творческую фантазию и воображение....

Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей старшей группы.

Расширить представление детей о жителях блокадного Ленинграда....