Рабочая программа по изобразительному искусству_ 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_3_klass.docx66.75 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СВОБОДНОГО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА СВОБОДНОГО

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

начального обучения

МОАУ гимназии № 9

Протокол от 30.08.2020 №1

УТВЕРЖДАЮ

директор МОАУ гимназии № 9

г. Свободного

 ______О.В. Куличкова

Рабочая программа

  по изобразительному искусству

3 класс

2020- 2021 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

3  КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 3-х классов и разработана на основе следующих документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
  • планируемых результатов начального общего образования,
  • примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. «Изобразительное искусство: Рабочие программы.

Предметная линия  учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.) г. К учебнику Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: 3 класс / Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2017г.

Цели курса:

1.воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

2.развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

3.освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

4.овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи  обучения:

1.совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

2.развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

3.формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Для реализации программного обеспечения используются:

1 Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл.нач.шк. /(Н.А. Горяева, Л.А. Неменского, А.С. Питерских и др.); под ред. Б.М. Неменского- 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2017.-144 с.      

2. .Е.И. Коротеева Б. М. Неменский Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» для 3 класса – М.: Просвещение, 2013

3. Методическое пособие поурочные разработки по изобразительному искусству По программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд (М.: Просвещение). 3 класс.- Давыдова М. А,М.: Вако, 2013-240с.-

4. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского, Москва «Просвещение» 2012

        Общая характеристика учебного предмета

Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.

Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.        

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что далее представлено в табличной форме.

                         ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• понимание образной природы искусства;

• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

                           

                                      ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ   КОМПОНЕНТ

Рабочая программа составлена с учётом Программы воспитания. Воспитательный потенциал данной учебной программы обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания: создание благоприятных условий для развития социально-значимых отношений школьников, ценностных отношений:

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

- к культуре, как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни,  которые дают ему чтение, искусство, театр, творческое самовыражение.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема года:  Искусство вокруг нас

Наименование разделов

Всего

часов

В том числе на:

теоретические

лабораторно-практические

Контрольные проверочные

работы

1

Вводный урок

1час

1

2

Искусство в твоем доме

7 часов

0

7

Выставка работ

3

Искусство на улицах твоего города

7 часов

1

6

Выставка работ

4

Художник и зрелище

11 часов

2

9

Выставка работ

5

Художник и музей

8 часов

2

6

Итоговый тест

Выставка работ

ИТОГО

 

34

6

28

Раздел № 1 Искусство в твоем доме  + вводный урок (8 ч)

 Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым  создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника. Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

1. Твои игрушки

   Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

2. Посуда у тебя дома

   Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

3. Мамин платок

   Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

4. Обои и шторы в твоем доме

   Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

5. Твои книжки

   Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

6. Поздравительная открытка

   Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

7. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

   В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов, обобщение темы)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1.Памятники архитектуры – наследие веков

   Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

2. Парки, скверы, бульвары

   Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

3. Ажурные ограды

   Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

4. Фонари на улицах и в парках

   Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

5. Витрины магазинов

   Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

6. Транспорт в городе

   В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

7. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

   Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Тема 3. Художник и зрелище (11 ч)

   В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивав по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

1. Театральные маски

   Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

2. Художник в театре

   Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

3. Театр кукол

   Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

4. Театральный занавес

   Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

5. Афиша, плакат

   Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

6. Праздник в городе

   Роль художника в цирке. Элементы праздничного украшения города. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

7. Школьный праздник-карнавал (Как художники помогают сделать праздник). (обобщающий урок)

   Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Тема 4. Художник и музей (8 ч)

Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи своего города, Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Иметь представление  о самых разных музеях и роли  художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценности искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

1. Музеи в жизни города  Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

2. Искусство, которое хранится в этих музеях

   Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

3. Картина- особый мир. Картина-пейзаж

   Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Ученики на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

4. Картина-портрет

   Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

5. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

   Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

6. Исторические картины и картины бытового жанра

   Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

7. Скульптура в музее и на улице.

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

   8. Художественная выставка (обобщение темы).

"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

Тематическое планирование ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,

 3 класс, «Школа России», ФГОС

пп

Тема урока

Кол-во часов

Искусство в твоем доме

8 ч

1

Введение в предмет. Мастер, Изображения, Постройки и Украшения. Твои игрушки

1

2

Посуда у тебя дома

1

3

Обои и шторы в твоем доме

1

4

Мамин платок

1

5-6

Твои книжки

2

7

Открытки

1

8

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

1

Искусство на улицах твоего города

7 ч

9

Памятники архитектуры – наследие веков

1

10

Парки, скверы, бульвары

1

11

Ажурные ограды

1

12

Фонари на улицах и в парках

1

13

Витрины магазинов

1

14

Транспорт в городе

1

15

Искусство на улицах твоего села. (Обобщение темы)

1

Художник и зрелище

11ч

16-17

Художник в цирке

2

18-19

Художник в театре

2

20-21

Театр кукол

2

22-23

Маска

2

24

Афиша и плакат

1

25

Праздник в городе

1

26

Школьный праздник-карнавал  (обобщение темы)

1

Художник и музей

8 ч

27

Музей в жизни города

1

28

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж

1

29-30

Картина-портрет

2

31

Картина-натюрморт

1

32

Картины исторические и бытовые

1

33

Скульптура в музее и на улице

1

34

Художественная выставка (обобщение темы)

1

 Всего

34

ОПИСАНИЕ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

а)Учебно-методическое обеспечение

Учебники:

            Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас.3 класс: учеб. для общеобразоват.организаций /(Н.А. Горяева, Л.А. Неменского, А.С. Питерских и др.); под ред. Б.М. Неменского.  - 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2017.-144 с.      

     Б. М. Неменский Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» для 3 класса – М.: Просвещение, 2013

 

Методические пособия для учителя:

    1. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.

   2. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.

   3. Методическое пособие поурочные разработки по изобразительному искусству По программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд (М.: Просвещение). 3 класс.- Давыдова М. А.М.: Вако, 2013-240с.

4. Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства : учебный альбом из 12 листов. – М. : Спектр, 2007.

 5. Искусство.  Введение в цветоведение : учебный альбом из 16 листов. – М. : Спектр, 2007.

3. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство : учеб.-нагляд. пособие для учащихся 1–4 классов нач. шк. / Е. И. Коротеева. – М. : Просвещение, 2009.

 Дополнительная литература:

1. Азбука народных промыслов.  1–4 классы :  дополнительный материал к урокам изобразительного искусства  и  технологии  /  авт.-сост.  И. А. Хапилина. – Волгоград : Учитель, 2010.

2. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2009.

3. Изобразительное искусство. 1–6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков /  авт.-сост.  С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград : Учитель, 2009.

4. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.

5. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2009.

6. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М. : Просвещение, 2007.

7.  Планируемые   результаты   начального   общего  образования  /  Л. Л. Алексеева  [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой,  О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011.

8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.

Пособия для учащихся:

1. Б. М. Неменский Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 3 класс; 2. Л.А. Неменская. – М.: Просвещение, 2011

б)Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование)

  • репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
  • портреты русских и зарубежных художников;
  • таблицы по перспективе, построению орнамента;
  • таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
  • открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением пейзажей и городов.

Наглядные пособия:

  • Портреты русских и зарубежных художников.
  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
  • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
  • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
  • Альбомы с демонстрационным материалом.
  • Дидактический раздаточный материал.

Материально – технические средства обучения:

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала. Интерактивная доска.

Компьютер, сканер, принтер, документкамера мультимедийное презентационное оборудование, Экран проекционный, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках:

CD- DVD -.диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой

Интернет-ресурсы:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki

2. http://moikompas.ru/tags/plastilin

3. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html

4. http://www.slovarus.ru

5. http://nsportal.ru

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).

2. Познавательная коллекция. Энциклопедия. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).

3. Живопись акварелью. Базовый уровень. – М. : Полезное видео, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).

4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru       5. Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru

Календарно- тематическое планирование

 урока

Тема урока

Основные элементы содержания

Вид занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

I четверть. Искусство в твоем доме(8 час)

1

Урок – экскурсия.

Осенний вернисаж. Прощаемся с летом

Рисование по памяти, воображению.

Акварель, гуашь

Рисование с натуры и по памяти

Знать: понятие «натюрморт».

Уметь: работать «по-сухому», «по-сырому».

2

Красота букетов из Жостово. Твоя посуда

Определить зависимость формы и декора от назначения посуды.

Гуашь, акварель, кисти, трафареты.

Декоративное рисование

Знать: понятие орнамента и его элементов

Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» посуды

3

Мамин платок

Эскиз платка. Гуашь, кисти, белая и цветная бумага

Декоративное рисование

Знать: принципы росписи платков (симметричная, асимметричн.), виды росписи.

Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» тканей

4

Урок - игра

Обои и шторы в твоем доме

Эскиз обоев или штор для определенной комнаты.

Гуашь, кисти, клише, бумага или ткань

Декоративное рисование

Знать:  связь цвета и настроения, роль цвета в интерьере.

Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» обоев, работать с клише

5 – 6

Твои игрушки (озорной товар)

Дать сведения о дымковской, каргопольской, филимоновской игрушках, учить лепить фигурки по мотивам народных игрушек.

Пластилин, стеки, акварель, шишки, бумага, ткань, клей ПВА

Лепка из пластилина, декоративное рисование

Знать: понятие о стилизации, пропорции, соотношения игрушки.

Уметь: передавать в лепных изделиях объемную форму, использовать цветовой контраст

7

Иллюстрация твоей книжки

Эскиз иллюстрации к русской народной сказке.

Гуашь, кисти, белая или цветная бумага

Тематическое рисование

Знать: термин «книжная иллюстрация».

Уметь: выразительно использовать гуашь, аппликацию при иллюстрировании детских книжек

8

Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки

Эскиз иллюстрации к русской народной потешке.

Гуашь, кисти, белая или цветная бумага

Конструирование книжки-раскладушки

Уметь: конструировать из бумаги макеты детских книжек; выразительно использовать гуашь, аппликацию при иллюстрировании детских книжек

II четверть. Искусство на улицах твоего города(7 час)

9

Поздравительная открытка. Декоративная закладка

Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам).

Бумага, гуашь, кисти

Декоративное рисование

Уметь: выразительно использовать гуашь при выполнении поздравительных открыток к празднику

10

Букет цветов

Дать представление об искусстве составления букетов.

Гуашь, кисти, ножницы клей

Коллективная работа, декоративное рисование

Уметь: подобрать цветы в букет, чтобы они составляли гармонию цветных пятен и ритма форм

11 - 12

Урок – экскурсия в краеведческий музей.

Декор русской избы. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного зодчества

Изображение архитектурных памятников.

Тонированная бумага, мелки,

Графика, конструирование

Знать: что в создании облика города или села важную роль играет художник (создает архитектурные памятники).

Уметь: в доступной форме участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц города или села

13

Урок – квест.

Парки, скверы, бульвары города

Изображение парка, сквера, бульвара города.

Цветная бумага гуашь, кисти

Рисование, конструирование

Знать: что в создании облика города или села важную роль играет художник (создает архитектурные памятники, парки, ажурные решетки, наличники, витрины, машины и т.д.).

Уметь: работать с бумагой (вырезание и подклеивание бумаги при объемном конструировании, прорезание ажурных узоров, соединение простых бумажных форм в более сложные); чувствовать пропорции, соотношение объемов и форм

14

Транспорт в городе

Проект разнообразных автомашин или других видов транспорта.

Пластилин, стеки, бумага, ножницы, клей

Рисование по памяти, конструирование

Знать: что в создании облика города или села важную роль играет художник (создает архитектурные памятники, парки, ажурные решетки, наличники, витрины, машины и т.д.).

Уметь: работать с бумагой (вырезание и подклеивание бумаги при объемном конструировании, прорезание ажурных узоров, соединение простых бумажных форм в более сложные, например, создание игрушечного транспорта); чувствовать пропорции, соотношение объемов и форм

15

Витрины магазинов

Проект оформления витрины.

Белая и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин

Конструирование, лепка

III четверть. Художник и зрелище (10 час)

16

Образ театрального героя. Эскиз куклы

Дать представление о кукле – маске актера, о спектакле как зрелище.

Бумага, акварель, гуашь, фломастеры

Живопись, графика

Знать: кто такой театральный художник, какова его роль в постановке спектакля

17

Образ театрального героя. Силуэт-загадка

Ознакомить с театром кукол, теневым театром, учить умению определять персонажи по силуэтному профилю.

Гуашь, акварель, кисти, фломастеры

Графика, рисование по памяти

Уметь: изобразить персонаж теневого театра – нарисовать силуэтный профиль

18 - 19

Урок – игра.

Театр кукол (голова и костюм куклы)

Создание театральных кукол.

Пластилин, стеки, нитки, гуашь, клей, ткань, мелкие пуговицы

Конструирование, работа с папье-маше, тканью

Уметь: создавать форму из папье-маше, оформлять готовую куклу

20 – 21

Карнавальные маски

Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Пластилин, стеки, Гуашь, кисти, бумага

Конструирование из бумаги, лепка

Уметь: создавать объемные выразительные театральные маски (трагические и комические)

22

Пальчиковый театр. Театральный занавес

Дать общие сведения о кукольном театре, о способах изготовления кукол.

Гуашь, бумага, кисти

Эскиз театрального занавеса

Знать: о способах изготовления кукол, Новый термин: «театральный занавес»

23

Конструирование сувенирной куклы

Ознакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов.

Цветная бумага, клей, ножницы, дополнения-украшения

Конструирование из бумаги

Знать: символику узора и значение цвета в русской национальной женской одежде

24

Афиша, плакат к спектаклю

Эскиз афиши к спектаклю.

Цветная бумага, гуашь, кисти

Декоративное рисование

Знать: плакат-это вид графики, лаконичное броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, в ограниченном цветовом решении, сопровождаемое текстом

25

Цирковое представление «Парад-алле». Художник и цирк

Изображение циркового представления.

Цветная бумага, мелки, гуашь

Тематическое рисование

Уметь: передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека

IV четверть. Музеи искусств (9 час)

26

Урок – экскурсия.

Музей искусств (интерьер музея)

Познакомить с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов.

Бумага, гуашь, акварель, кисти

Беседа, рисование по памяти

Знать: что лучшие произведения искусства хранятся и демонстрируются в музеях изобразительных искусств.

Знать: термины «живопись», «скульптура», «натюрморт», «пейзаж», «портрет»; художников: В.А.Серова, И.Е. Репина, И. Левитана, И. Шишкина, А. Пластова. Художественные, архитектурные, музеи-мемориалы

27

Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты

Изображение натюрморта с ярко выраженным настроением по представлению.

Гуашь, бумага, кисти

Беседа, рисование с натуры, по памяти

28

Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи

Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением по представлению, с натуры.

Бумага, гуашь, кисти

Беседа, рисование с натуры, по памяти

29

Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты

Портрет по памяти или по представлению.

Бумага, гуашь, кисти

Беседа, рисование с натуры, по памяти

30

Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

Лепка фигуры человека или животного в движении.

Пластилин, стеки, подставки из картона

Беседа, лепка с натуры, по памяти

31

Музеи архитектуры

Систематизировать знания об архитектуре, музеях, рассказать о музеях архитектуры под открытым небом – заповедных зонах культуры.

Бумага, мелки, цв. Карандаши, фломастеры

Беседа, рисование по памяти

Знать: что такое музей

32

Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства

Ознакомить с одной из разновидностей художественных музеев – музеями декоративно-прикладного искусства.

Цветная бумага, акварель, гуашь, кусочки ткани, фломастеры

Декоративное творческое конструирование

Уметь: изобразить композиционную схему и выполнить ее в технике бумажной аппликации

33

По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев-аппликация. Музеи народно-декоративного искусства.

Ознакомить с музеем декоративно-прикладного искусства Гжели, их экспозицией.

Гуашь, акварели, кисти, клей ПВА, цветная бумага, плоские коробки

Конструирование; декоративное творчество

Знать: понятие «майолика»

34

Музеи искусств. Ступени художественного образования (урок-обобщение)

Обобщить темы четверти, сделать вывод о том, что музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас. Совершить «экскурсию» по выставке лучших детских работ за год

Беседа, просмотр, презентаций, «экскурсия»

Знать: крупнейшие художественные музеи, историю их возникновения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...