Рабочая программа по Изобразительному Искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Ухинова Алтына Вячеславовна

Примерная Рабочая Программа по Изобразительному Искусству 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                                   Директор МБОУ «МСОШ»

от «     » августа 2021  г.                                                               Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                             Пр. № ___

Э.Ж.Самбилова                                                                            от «    »  августа 2021 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «   » августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

Класс: 4

Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна

Срок действия рабочей программы: 2021- 2022 уч. год

с. Могойто

2021 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко» для 1-4 классов.
  6. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».  

Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета

3. Календарно-тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Рабочая  программа ориентирована на использование УМК:

-Неменский Б.М. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы/Б.М. Неменский [и др.]. – М.: «Просвещение», 2011.

-Учебник: Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: 3 класс/Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С./ под ред. Неменского Б.М. – «Просвещение», 2015.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

  • Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлимой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Настоящая программа разработана на 34 часа (1 раз в неделю)                                 

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Истоки родного искусства

Знакомство с истоками родного искусства, со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

8

2.

Древние города нашей Земли

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.

7

3

Каждый народ художник

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.

Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.

11

4

Искусство объединяет народы

От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям и утверждать добро.

8

Всего

34

3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1 четверть. Истоки родного искусства. (8 часов)

1

Пейзаж родной земли.

1ч.

Характеризовать красоту природы родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

1 неделя

2

Пейзаж родной земли. Гармония  жилья с природой.

1ч.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью.

2 неделя

3-4

Образ красоты русского человека.

Мужской и женский образ.

2ч.

Приобретать представление об особенностях национального образа мужской женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

3,4 неделя

5-6

Деревня-деревянный мир

2ч.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

5-6 неделя

7-8

Народные праздники.

Воспевание труда в искусстве. Ярмарка.

Обобщение по теме «Истоки народного искусства»

2ч.

Оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

7-8 неделя

2 четверть.  Древние города нашей земли. (7 часов)

9

Древнерусский город-крепость.

1ч.

Создавать макет древнерусского города.

9 неделя

10

Родной угол. Древний город и его жители.

1ч.

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города.

10 неделя

11

Древнерусские воины-защитники Сторожевые башни

1ч.

Называть картины художников изображающих древнерусских воинов-защитников Родины (В.Васнецов, И.Билибин, П.Корин)

11 неделя

12

Древние соборы

1ч.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Изображать древнерусский храм.

12 неделя

13

Древние города Руси.

Золотое кольцо России.

1ч.

Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

13 неделя

14

Узорочье теремов.

1ч.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки)

14 неделя

15

Праздничный пир в теремных палатках. Обобщение темы четверти.

1ч.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.

15 неделя

3 четверть. Каждый народ - художник.  (11 часов)

16-17-18

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественно культуре. Воспринимать эстетический характер  традиционного для Японии понимания красоты природы.

16, 17, 18 неделя

19

Народ гор и степей

Принимать и объяснять разнообразие красоту природы различных регионов наше страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

19 неделя

20

Города в пустыне

Образ художественной культуры Средней Азии.

Характеризовать особенности художественной культуры средней Азии. Создавать образ древнего среднеазиатского города.

20 неделя

21-22-23

Древняя Эллада.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия.

21, 22, 23 неделя

24-25

Европейские города Средневековья.

Объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

24, 25 неделя

26

Многообразие художественных культур в мире.

Обобщение темы

Осознать, как прекрасно то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

26 неделя

4 четверть.  Искусство объединяет народы. (8 часов)

27

Все народы воспевают материнство

Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства.

27 неделя

28

Все народы воспевают мудрость старости

Создать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека.

28 неделя

29

Сопереживание-великая тема в искусстве.

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

29 неделя

30-31

Герои, борцы и защитники

Приобрести творческий композиционный опыт в создании героического образа.

30, 31 неделя

32

Юность и надежды

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных  теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним

32 неделя

33-34

Искусство народов мира. Викторина «Каждый народ-художник». Праздник искусства «Здравствуй, лето!»

2

Оценить свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения  искусства и традиционной культуры.

33, 34 неделя

Всего

34 ч

34 недели

4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
  • Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Обучающиеся должны знать: способы и приемы обработки различных материалов (глина, пластилин); отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности живописи;  правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницами, иглой, шилом); организовывать своё рабочее место; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, коллаж; способы и приёмы обработки бумаги; основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.

Обучающиеся должны понимать: эмоциональное значение тёплых и холодных оттенков; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Обучающиеся должны уметь: рисовать кистью без предварительного рисунка элементы растительного орнамента; составлять композицию с учётом замысла; пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;

освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека;

овладеть элементарными навыками бумагопластики;

уметь выполнять стежки швом «вперед иголку»; применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; выражать собственное мнение при оценке произведения искусства; конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

выполнять на бумаге разметку по выкройке, по линейке, применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц.

  • Программа должна формировать УУД:
  • Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
  • Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
  • Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
  • Иметь представление о живописных пейзажах русских    художников
  • Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
  • Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.
  • Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.
  • Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.
  • Находить ассоциации природных форм.
  • Моделировать формы средствами различных материалов.
  • Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.
  • Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.
  • Проектировать и создавать предметы быта.
  • Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
  • Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.
  • Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы.
  • Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
  • Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.
  • Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глину, бумагу и другие материалы).
  • Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.
  • Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.
  • Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.
  • Вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке и бумажной пластике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...