Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Коваленко Наталия Владимировна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №23 им. С.И. Руденко ГОЩ и  программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского (Рабочие программы). Предметная линия под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М. Просвещение, 2020г.)

Учебник "Изобразительное искусство. Искусство и ты".  2 класс /Е.И. Коротеева ; под редакцией Б.М.Неменского,Учебник / М.: Просвещение,2016 г.

 

.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_2_klass_2021-2022.docx53.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23 имени С.И.Руденко

 городского округа Щёлково

ПРИНЯТО                                                                                     УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

        Педагогическим советом                                                                           по МБОУ СОШ № 23

        От 31.08.2021 г.                                                                                        им. С.И. Руденко ГОЩ

        Протокол №1                                                                                                  от 01.09.2021 № 40

Рабочая программа

по изобразительному искусству

2 класс

базовый уровень

                 Составитель: Коваленко Наталия Владимировна,

                                                             учитель начальных классов

 

   2021 г.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №23 им. С.И. Руденко ГОЩ и  программы «Изобразительное искусство
и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского (Рабочие программы. Предметная линия под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М. Просвещение, 2020.).

Учебник Изобразительное искусство. Искусство и ты.  2 класс /Е.И. Коротеева ; под редакцией Б.М.Неменского,Учебник / М.: Просвещение,2016.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  •         целостное, гармоничное восприятие мира;
  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
  • умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
  • способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
  • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
  • представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное пространство;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
  • умение доводить работу до конца;        
  • способность предвидеть результат своей деятельности;
  • адекватная оценка результатов своей деятельности;
  • способность работать в коллективе;
  • умение работать индивидуально и в малых группах;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

  • характеризуют уровень сформированности универсальных способностей, проявляющихся четвероклассников в познавательной и практической творческой деятельности;
  • освоение способов решения творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Коммуникативные УУД:

  • овладение умением  вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств современных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительной информации, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

Познавательные УУД:

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии
    с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать  место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и творческих результатов.

Предметные результаты:

В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2   классе обучающийся научится:

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
  • работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
  • выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
  • создавать образы природы и человека в живописи и графике;
  • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
  • понимать форму как одно из средств выразительности;
  • отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости
    и в пространстве;
  • видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
  • использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный
    и т. д.) для придания выразительности своей работе;
  • передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
  • использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
  • создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
  • изображать объёмные тела на плоскости;
  • использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
  • применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
  • использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
  • чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
  • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
  • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
  • понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм
    и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
  • понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
  • использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
  • понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
  • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль
    и назначение.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики
    и живописи;
  • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
  • понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях
    о мироздании разных народов мира;
  • активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
  • работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
  • переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
  • работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические
    и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным
    и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
  • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
  • выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
  • проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры
    и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
  • использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. " Чем и как работают художники".

Три основные краски, строящие многоцветие мира Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой  материал может стать выразительным (обобщение темы).

Раздел 2. " Реальность и фантазия".

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение
и фантазия.
 Постройка и реальность. Постройка и фантазия. «Братья – Мастера» всегда работают вместе (обобщение темы).

Раздел 3. " О чем говорит искусство".

Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Образ человека.

Характер человека, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выполнение рисунка. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений человека через украшение. Аппликация. Обобщение  материала раздела «О чем говорит искусство».

Раздел 4. " Как говорит искусство".

Теплые и холодные цвета. Тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен. Обобщающий урок года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы/ раздела

Кол-во часов на изучение

Требования к уровню усвоения материала по конкретному разделу

Перечень контрольных мероприятий

Раздел 1.

" Чем и как работают художники".

8

Обучающиеся будут знать:

  • три основных цвета и дополнительные цвета (белый, черный);
  • жанр изобразительного искусства – пейзаж, вид – графика, скульптура;
  • различные способы и приемы  работы с бумагой.

Обучающиеся будут уметь:

  • смешивать краски сразу на рисунке, смешивать краски с белой, черной красками;
  • использовать  выразительные возможности акварели, пастели;
  • выполнять аппликацию, используя ритм пятен;
  • работать графическими материалами;
  • работать с пластилином способом лепки;
  • склеивать геометрические формы (конус, цилиндр);
  • выражать свои впечатления от произведений искусств;
  • использовать различные художественные материалы;
  • составлять композицию на всей плоскости листа.

Рисунок – 4

Коллективная работа. – 1

Вылепленная фигура животного – 1

Макет игровой площадки - 1

Раздел 2.

 " Реальность и фантазия".

7

Обучающиеся будут знать:

  • понятия реальность, орнамент, узор;
  • роль фантазии в искусстве;
  • приемы работы с бумагой;
  • многообразие природных форм.

Обучающиеся будут уметь:

  • использовать художественные материалы;
  • выражать свои впечатления от произведений, созданных природой;
  • использовать художественные материалы;
  • применять выразительные возможности бумаги, конструировать из бумаги.

Рисунок – 4

Конструкции из бумаги – 1

Елочные игрушки – 1

Макет - 1

Раздел 3. "О чем говорит искусство".

11

Обучающиеся будут знать:

  • понятия реальность, орнамент, узор;
  • роль фантазии в искусстве;
  • приемы работы с бумагой;
  • многообразие природных форм.

Рисунок – 6

Вылепленный из пластилина герой сказки – 2

Аппликация - 1

Раздел 4. "Как говорит искусство".

8

Обучающиеся будут знать:

  • теплые и холодные цвета,
  • средства образной выразительности,
  • понятие – колорит, ритм, пропорции;
  • выразительные возможности линии;
  • основные жанры и виды изобразительного искусства.

Обучающиеся будут уметь:

  • смешивать раски непосредственно на листе;
  • наблюдать борьбу цвета в жизни;
  • свободно заполнять лист цветовым пятном;
  • изображать линии разного эмоционального звучания, видеть линии в окружающей действительности;
  • использовать изобразительные средства: ритм, объем для создания выразительности образа;
  • построить композицию по заданной теме. Используя выразительные средства изобразительного искусства;
  • выражать свои впечатления от произведений искусства.

Рисунок – 6

Коллективная работа – 1

ИТОГО

34

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, технология проблемного обучения, деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения.

Используемые типы урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок повторения, урок-диспут, урок-путешествие, урок-праздник.

Используемые формы урока: групповая, парная, индивидуальная, игровая, игра-путешествие, урок с использованием мультимедийных средств.

Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний
и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного
и конструктивного. Для этого  система уроков продолжается опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием основания детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  •  декоративная и конструктивная работа;
  •  восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  •  обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы
    на уроках;
  •  изучение художественного наследия;
  •  подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  •  прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. Умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов. Овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес
к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Приложение к рабочей программе

по изобразительному искусству для 2 класса,

утверждённой приказом

№ 40 от 01.09.2021 г

Календарно-тематическое планирование

1 час в неделю, 34 часа в год

№ уроков

Наименования разделов и тем

Целевые приоритеты воспитания

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки ( и/ или коррекция)

Раздел 1. " Чем и как работают художники"(8 ч.)        

1

Три основные краски, строящие многоцветие мира

Совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

01.09 - 03.09.21

2

Пять красок – все богатство цвета и тона.

06.09 - 10.09.21

3

Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности

13.09 - 17.09.21

4

Выразительные возможности аппликации.

20.09 – 24.09.21

5

Выразительные возможности графических материалов.

27.09 - 01.10.21

6

Выразительность материалов для работы в объеме.

11.10 - 15.10.21

7

Выразительные возможности бумаги.

18.10 - 22.10.21

8

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти)

25.10 - 29.10.21

Раздел 2. " Реальность и фантазия" (7ч.)

9

Изображение и реальность.

Совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

01.11 - 03.11.21

10

Изображение и фантазия.

08.11 - 12.11.21

11

Украшение и реальность.

22.11 - 26.11.21

12

Украшение и фантазия.

29.11 - 03.12.21

13

Постройка и реальность.

06.12 - 10.12.21

14

Постройка и фантазия.

13.12 - 17.12.21

15

«Братья – Мастера» всегда работают вместе (обобщение темы)

20.12 - 24.12.21

Тема 3. " О чем говорит искусство" (11 ч.)

16

Выражение характера изображаемых животных.

Обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности

27.12 - 30.12.21

17

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

10.01 - 14.01.22

18

Выражение характера человека в изображении; женский образ

17.01 - 21.01.22

19

Образ человека..

24.01 - 28.01.22

20

Характер человека, выраженный в объеме.

31.01 - 04.02.22

21

Изображение природы в разных состояниях..

07.02 - 11.02.22

22

Выполнение рисунка.

14.02 - 18.02.22

23

Выражение характера человека через украшение.

28.02 - 05.03.22

24

Выражение намерений человека через украшение.

09.03 - 11.03.22

25

Аппликация.

14.03 - 18.03.22

26

Обобщение  материала раздела «О чем говорит искусство».

21.03 - 25.03.22

Раздел 4. " Как говорит искусство"(8 ч.)

27

Теплые и холодные цвета.

Развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.

28.03 - 01.04.22

28

Тихие (глухие) и звонкие цвета

11.04 - 15.04.22

29

Линия как средство выражения: ритм линий.

18.04 - 22.04.22

30

Линия как средство выражения: характер линий.

25.04 - 29.04.22

31

Ритм пятен как средство выражения.

04.05 - 06.05.22

32

Пропорции выражают характер.

11.05 - 13.05.22

33

Ритм линий и пятен.

16.05 - 20.05.22

34

Обобщающий урок года.

23.05 - 27.05.22

Лист коррекции программы на 2021-2022 учебный год

Даты по плану

Темы по плану

Скорректированная дата

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО

Учителей начальных классов

№ 1 от «29» 08 2021 г.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

(Д.Н.Мелешкина)

«31» августа 2021 г.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...