Технологическая карта урока изо
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Котельникова Евгения Анатольевна

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме: "Народные праздники. День оленевода" составлена с  требованиями ФГОС и с использованием  национально-регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_izo.docx100.72 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4 класс

УМК: « Школа России»

Тип урока: комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Технологии урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии (Профилактика умственного

перенапряжения путём смены видов деятельности), интерактивные технологии, групповые технологии.

Межпредметные связи: литературное чтение на родном (ненецком) языке, музыка, литературное чтение, окружающий мир, физкультура

Тема урока: «Народные праздники. День оленевода»

Цель: повторение материала, изученного в блоке «Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к  культуре своего народа, способствование развитию творческой и познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

- дать понятие «народные праздники», день оленевода;

- дать представление о проведении дня оленевода; 

- обобщить знания учащихся по теме «Истоки родного искусства»;

- укрепить межпредметные связи (литературное чтение, литературное чтение на родном (ненецком) языке, окружающий мир, музыка, физкультура);

- создать условия для оптимизации творческих способностей учащихся;

- закрепить знания по составлению многофигурной композиции,

- способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни  предков, знакомство с обычаями и традициями ненецкого народа.

Развивающие:

- развивать мышление через анализ и сравнение различных видов орнамента на костюмах разных народов;

- развивать внимание и память, мышление при выполнении практической работы; 

- развивать познавательный интерес, творческую активность, творческое воображение;

- развивать навыки в декоративно– творческом рисовании, в составлении композиции на листе бумаги;

- развивать умения работать коллективно;

- развивать образное и пространственное воображение, эстетический вкус, аккуратность, внимание;

- развивать умение самостоятельно искать и обрабатывать информацию, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества;

- воспитывать позитивное отношение к народному искусству;

-  воспитывать интерес к теме урока и событиям нашего города,

-  воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.

- подготовить учащихся к творческому процессу создания словесного и художественного образа праздника;

- формировать навыки отрабатывать умения отбирать материал для  создания текста по заданному алгоритму;

- формировать навыки  выбирать правильно сюжет для творческой работы;

- формировать умения работы коллективного взаимодействия и сотрудничества (метапредметные);

- воспитывать уважение к народным праздникам;

- формировать коммуникативные умения (личностные).

Планируемые результаты:

Предметные: 

- учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни  человека;

- знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира;

- уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Личностные: 

- учащийся должен быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

- уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре, группе;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные УУД:

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

- постановка цели, решение проблемы;

- поиск и выбор информации для творческой работы;

- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД:

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного и неродного (русского) языка;

- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.

Форма работы учащихся на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная. Совместное обсуждение . Сотрудничество в группе. Работа учащихся  с учебником. Ответы на вопросы и выполнение заданий. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.

Оборудование для учителя:

Средства ИКТ (Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, видео сюжет). Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением  народных костюмов. Фотостенд и плакат «День оленевода». Ребус.  Репродукции картин русского художника Б. Кустодиева. Оленья упряжка (для смайликов).

Оборудование (и материалы) для учащихся:

Учебник, альбом, карандаши, ластик, акварельные краски, кисточка, палитра, бумага, стаканчик с водой, восковые мелки, фломастеры, ручки, раздаточный материал (смайлики 3 цветов: жёлтые, красные и зелёные – на каждого),

Технологическая карта урока:

п/п

Время

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

2 мин.

Организационный этап. Мотивация к учебной деятель

ности.

Создаёт благоприятный психологический настрой на работу. Организует учащихся для дальнейшей работы. Проводит построение и подготовку класса к уроку. Заранее подготавливает оформление кабинета совместно с учащимися. Готовит плакаты на стены кабинета в виде  национальных костюмов народов Севера. Включает  песню «Увезу тебя я в тундру».

Беседа.

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

-  Когда у вас бывает хорошее настроение?

Входят в подготовленный класс под песню «Увезу тебя я в тундру».

Заранее готовят плакаты и оформляют фотостенд с праздника Дня Оленевода, в котором участвовали родители, старшие братья и сёстры, другие родственники в  классном кабинете для открытого урока. Для этого подключают к работе родителей, старших братьев и сестёр. Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Ответы на вопросы.

Умение приготовиться к уроку самостоятельно.

Л: Включение в деловой ритм, организация внимания.

2

4 мин.

Формулирование темы урока, постановка цели.

Постановка проблемного вопроса.

- Чтобы узнать, когда у  людей бывает хорошее настроение, надо разгадать ребус.  (Приложение 1)

Пусть каждый напишет на листочке, какие ассоциации возникают у вас со словом праздник.( заслушиваем)

Интересно ли вам узнать, как раньше проходили праздники, какие обычаи, обряды их сопровождали? Тогда какой будет тема нашего урока? Вспомните темы прошлых уроков и сделайте вывод, о каких праздниках мы будем говорить (семейные, государственные, народные)?  Как нужно работать, чтобы вашу работу похвалили, чтобы ей заинтересовались?

Мыслительная деятельность: разгадывают ребус: слово - «праздник».

- Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления, весёлые игры.

Определяют тему урока и цель. Определяют критерии оценивания работ. Отвечают на вопросы. Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей.

Использовать знания, полученные на прошлых уроках.

К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

Р. Навык целеполагания, самокоррекции.

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

3

12 мин.

Повторение пройденного материала на основе изучения нового .

- Ребята,  сейчас работать будете группами. Я вам предлагаю вспомнить и записать все народные праздники, которые вы помните. Чья же группа вспомнит больше праздников?

- На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией. Умели люди и работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», люди отдыхали и развлекались в праздничные дни.

Предлагаю вам поработать с учебником (чтение текста и рассматривание репродукций в учебнике, рассматривание таблиц с русскими народными костюмами)

-На праздники обычно люди одевали свои лучшие наряды. Рассмотрите костюмы разных народов.

-Что общего в этих нарядах?

-Как можно их по другому назвать?

[Орнамент] – Прочитаем по слогам, проговорим с ударением.

-Любой народный костюм украшается орнаментом. Орнамент является оберегом.

[Оберег]  – Подумайте, какой здесь корень? Подберите однокоренные слова.

В словаре: Оберег – «защитник» - магический предмет, функцией которого является защита его обладателя.

-Орнаменты хозяйки вышивали для защиты от недобрых духов.

Офтальмопауза.

-Посмотрите на репродукции картин русского художника Б. Кустодиева

ярмарка

масленица

-Что вы видите здесь?

-Как бы вы назвали эти картины? Почему?

-Художник назвал их «Масленица», «Ярмарка». Прикрепите названия под картинами. Что хотел показать в картинах художник?

-Какими художественными средствами ему удалось донести до зрителя: веселье, восторг, праздничность?

- Есть ли у вас любимый народный праздник? Какой и почему?

- Поэты, музыканты, художники в своих произведениях отразили народную любовь праздников. Посмотрите презентацию.

 В праздничные дни родственники и друзья ходили друг к другу и праздновать, и с «повиновением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, так как дружба и любовь ценились выше всего.

Работа в группах. Зачитывают групповые работы.

Работа с учебником. Ответы на вопросы.

Обсуждение темы.

Делятся опытом проведения народных праздников, умение приводить примеры из жизни.

- Узоры.

- Орнамент.

Ответы детей.

- Веселье, радость, хорошее настроение

 - Яркими красками, нарядами, веселыми лицами, движениями людей

Просмотр презентации «Народные праздничные обряды» и иллюстраций с изображениями праздничных обрядов.

Актуализация знаний, обратная связь.

Развитие познавательного интереса детей к народному искусству. Знать имена русских художников (Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев, Виталий Ермолаев  , Валерий Сысоев и другие)   и композиторов( . Николай Андреевич Римский – Корсаков ) Понимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека.

П: Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. Познакомиться с праздниками : Иван Купала, Масленица, Колядки, Троица , Семик, Рождество, День Петра и Февронии, Вербное Воскресенье, Красная горка, Спас, Крещение, Святки, Страстная неделя.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка.

Л.Формирование у детей образа родной страны -Родины, как многонационального государства, богатого народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живём в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций нашей истории.

4

2 мин.

Физминутка

- Вспомните, когда вы были в последний раз на народном празднике?

- Какой это был праздник?

 - Что вы там видели?

-Давайте нарисуем необычную картину на тему: «Наши праздники»

-Ваша задача – нарисовать людей, придавая им движение, улыбку. Фигуры людей мы уже рисовали, а поможет нам в этом игра.

Физкультминутка.

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Танцующая фигура замри!

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Поющая фигура замри!

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Фигура борца замри!

- Какие позы вам больше всего понравились?

Ответы детей.

Коллективный отдых.

Постараться запомнить материал.

Л. Умение сменить вид деятельности.

Р. Развитие образного воображения.

5

21 мин

Контролирующее задание. Постановка художественной задачи.

- Хочу предложить вам изобразить традиционный праздник тундрового населения - День оленевода.

- Ребята подготовили сообщения о празднике Дне оленевода, которые мы внимательно послушаем.

 - Подумайте, какое время года вы будете изображать. Вероятно праздник не состоится, если погода хмурится. Праздник – это радость. А люди пусть наденут свои национальные праздничные одежды. Выбирайте, чем вы будете работать: красками, карандашами или мелками. Не забывайте о правилах работы. Кто напомнит?

- Перед тем как приступить к работе, давайте я вас познакомлю с новостями телеканала «Север». (Пытается включить, но у него ничего не получается)

 - Ну вот, только собралась познакомить вас с интересными новостями телеканала «Север», но технические неполадки нам помешали.

- Что же нам теперь делать то? Придётся нам с вами восстановить испорченную программу и ролик о празднике, чтобы познакомить всех зрителей с Днём оленевода, который ежегодно проходит в районах Крайнего Севера.

Оперирование умениями и знаниями.

 - Что даётся всегда перед проведением любого  праздника?

- Правильно, поэтому нам и необходимо  эту программу сделать.

А помогут нам слова, которые вы видите на доске, вам необходимо правильно их выстроить.

   На интерактивной доске представлены слова из разных праздников: оленьи гонки, сжигание чучела, борьба, перетягивание палки, прыжки через нарты, показ праздничной одежды, битва мешками,  блины, хоровод, выставка поделок, торговые ряды с рыбой, мясом, шкурами.

 

-  А почему не все слова вы использовали (остались слова: сжигание чучела, битва мешками, блины, хоровод)?

- Масленица, это славянский праздник, этот праздник также подразумевает встречу весны.  Но вернёмся к нашему празднику Дню оленевода. Программа у нас готова. Что теперь вам необходимо сделать дальше?

-  Кто необходим для создания фильма?

- Вы сидите группами: группа оленеводов, национальные виды спорта, представление праздничного костюма.

На столе перед каждой группой лежит инструкция кто, что будет делать(2-3 человека в группе):

группа оленеводов - 1 человек пишет, что значит олень для ненцев;

2-ой – каких оленей выбирают для гонок;  3-ий - рисует сюжет гонок.

группа национальных видов спорта: 1-й пишет о прыжках через нарты, 2-ой- о перетягивании палки, метании тынзея на хорей и др., 3- рисует сюжеты по играм;

группа представление праздничного костюма:1- пишет о праздничной женской  одежде и  мужской одежде, 2 - рисует праздничную женскую одежду, 3 - праздничную мужскую одежду.

- Желаю вам успехов!

Организует музыкальное сопровождение.

Учитель оказывает помощь в консультации учеников, осуществляет контроль организации рабочего места, контроль правильности выполнения приёмов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроль объёма и качества выполненной работы. По мере выполнения вывешивают на доску свои работы. Тем, кто закончил работу учитель предлагает помочь товарищам

Ученики читают подготовленные заранее выступления о Дне оленевода.

 (Приложение 2.)

Дети напоминают правила работы с разными изобразительными средствами.

- Программа.

Дети выходят к интерактивной доске и выдвигают слова, относящие к празднику День оленевода: оленьи гонки, борьба, прыжки через нарты, показ праздничной одежды, торговые ряды с рыбой, мясом,шкурами,  выставка поделок.

- Потому, что оставшиеся слова относятся к другому празднику, к празднику Масленицы.

- Создать фильм о празднике День оленевода.

Ответы детей.

Ученики выполняют творческую работу под музыкальное сопровождение.  По мере выполнения вывешивают на доску свои работы. Если закончили свою работу, то помогают своему товарищу.

Обрести новые изобразительные умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа народа Севера России. Обрести простые навыки работы с графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.

Уметь наблюдать пространственные сокращения в нашем восприятии уходящих вдаль предметов.

Ученики выполняют работы в цвете, ориентируясь на критерии:  лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия.

К: Социальная компетентность, учёт позиции товарищей и учителя. Взаимовыручка.

П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Развитие

силы воли,

быстроты,

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны.

6

3 мин

Выставка детских работ.

После того, когда  работа в группах завершилась, из каждой группы выбирается  по 1-2 человека для того, чтобы выступить перед «зрителями», «смонтировать ролик», склеиваются рисунки в ленту в виде плёнки, затем выбирается диктор.

- Фильм восстановлен. Теперь его необходимо продемонстрировать.

- Теперь сядем, посидим,

На наш ролик поглядим.

Выставляет оценки.

- Какие работы выполнены отлично? Почему? Какие хорошо? Почему? Какие работы не получились? Почему?

-Молодцы, ребята! Режиссёры, художники, сценаристы. Вот и я теперь смогу включить долгожданные новости телеканала «Север».

Показ продолжения  настоящих новостей о празднике День оленевода.

Обсуждают работы. Высказывают свои мнения, оценивают.

Восстанавливают ролик о празднике.

Два ученика  встают в ряд и держат рисунки, склеенные в виде пленки. Диктор рассказывает, что будет проходить праздник - День оленевода, затем из каждой группы выступает один человек и рассказывает об оленьих гонках, о национальных играх, о том, что проводится демонстрация праздничного костюма. Всё, о чём говорится отражено на рисунках детей.

Обсуждают работы. Высказывают свои мнения, оценивают.

Смотрят видео -ролик о Дне оленевода.

Использовать для объяснения предметные термины , грамотно аргументировать оценку.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к своим товарищам.

7

3 мин.

Рефлексия деятельности.

Обобщающая беседа

- Смогли ли мы восстановить видеофильм о празднике?

-  Все ли у нас получилось как в настоящих новостях?

– Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- О каких народных праздниках вы узнали?

– Рассмотрите выполненные работы и подумайте, все ли у вас получилось. Удалось ли вам передать атмосферу народного праздника?

- Перед вами на парте лежат 3 смайлика: зелёный, жёлтый, красный. Выберите один из них: Зелёный, если вам на уроке было комфортно, легко и у вас всё получилось; Жёлтый, если вы на уроке встретили трудности, вам было не очень комфортно; Красный, если на уроке вам было трудно, скучно и вы ничего не поняли. Сложите их в нашу оленью упряжку. Значит, все задачи выполнены, и цель достигнута. Все хорошо поработали. О других праздниках мы с вами узнаем на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности. Спасибо за урок!

Ответы детей.

Контролируют и оценивают процесс работы и результаты Самооценка результатов деятельности.

- Да, у нас получился  видеофильм о празднике, мы смогли составить программу праздника,  рассказать о празднике всё: и оленьи гонки, и национальные спортивные игры, и показали праздничные национальные костюмы, которые демонстрируются на данном празднике.

Выражают своё настроение и работу  на этом уроке, выбрав смайлик определённого цвета и  прикрепив его на нарту.

Контролируют и оценивают процесс работы и результаты

К. Учащиеся делятся своим мнением об уроке, о том что нового они узнали.

 Контроль действий партнеров.

Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний; Навык саморефлексии, самокоррекции.

Список литературы

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. М.: Махаон, 2007.
  2. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2014.
  3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство 4 класс: учеб . для общеобразоват . учреждений. «Просвещение» Москва 2012г.
  4. Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.
  5. Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.

   

Приложение 1.

IMG_256IMG_257IMG_258IMG_259IMG_260IMG_261IMG_262IMG_263IMG_264IMG_265

Приложение 2.

1 ученик

Праздник проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Праздник проводится так долго потому, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определённом населённом пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.

2 ученик 

День оленевода прежде всего проводится для тундрового населения, которое ведёт традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны  заветам своих предков и продолжают жить в тундре. Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. От оленя  тундровики получают все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьётся из оленьих шкур), и одежду (малицы, паницы,  кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

3 ученик

День оленевода – самый древний из  национальных праздников жителей северных районов. Много веков в удобное для всех место съезжаются жители тундры. Молодые мужчины – чтобы похвалиться силой и удалью, женщины – красотой и уменьем вести домашнее хозяйство. Народ съезжается  пообщаться, поторговать и помериться силами на соревнованиях.  Культурная часть праздника: награждение и чествование лучших оленеводов, конкурс женской одежды, конкурс детской одежды, конкурс мужских поясов, конкурс на лучшую оленью упряжку. Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды: метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест), прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба, бег на лыжах (самодельных) с палкой, гонки на оленьих упряжках, гонки на снегоходах.  В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя, но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. 

Ключевыми моментами праздника являются именно соревнования. Жизнь в природе, помимо множества умений, требует от человека больших физических нагрузок. Для перетягивания палки нужны, например, не столько сильные бицепсы, сколько сильные пальцы. А метание тынзяна  на хорей требует от пастуха очень точного глазомера. Попробуйте-ка поймать в огромном бегущем стаде именно того оленя, который вам нужен. Ловкость и выносливость — жизненно важные умения для каждого тундровика. От способности владеть своим телом зависит, сможет ли хозяин управляться с оленьим стадом и кормить семью. Потом начинаются выступления участников художественной самодеятельности. Всё это плавно перетекает в народные гулянья.

4 ученик

2 августа отмечается День оленя – профессиональный праздник оленеводов в республике Коми и в Ненецком автономном округе. Интересно, что этот праздник совпадает с Ильиным днём. Но вообще-то День оленя связан с окончанием летнего выпаса оленей и началом перекочевки стад на зимние пастбища.
Праздник этот начали отмечать ещё до войны, и с 1932 года он отмечался в первое воскресенье августа. С 1985 года он стал называться Днём оленевода.
 
5 ученик

В нашем городе (в Воркуте) этот праздник отмечают в ноябре, чтобы жители города смогли созерцать красочные оленьи бега. Это мероприятие было приурочено к сезонному забою оленей и Спартакиаде народов Севера, а последние несколько лет приурочено к празднованию ещё и Дня города (26 ноября). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...