Тема урока: «Национальный костюм, как отражение общности народа»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Шмакова Наталья Анатольевна

Цели урока:

-обучающие: расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас, выявить знания обучающихся о народных костюмах и расширить их;

-развивающие: развивать интерес к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре народов Астраханской области;

-воспитательные: воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Национальный  костюм, как  отражение общности народа»

Цели урока:

-обучающие: расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас, выявить знания обучающихся о народных костюмах и расширить их;

-развивающие: развивать интерес к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре народов Астраханской области;

-воспитательные: воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность;

1.Приветствие.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда – за работу!

Удачи желаю всем нам!

2.Создание ситуации успеха.

От нашего настроения зависит успех урока. Но для этого мы должны хорошо работать. Поэтому я предлагаю вам вспомнить «золотые правила» урока. (быть активными, внимательными, уметь выслушать  учителя или товарища, высказывать свое мнение)

3.Самоопределение к деятельности. Показ элементов национальных костюмов ( сарафан, тюбетейка, татарские сапожки, папаха и т.д.) (слайд)

-Что объединяет данные предметы?

(Это элементы национальных костюмов)

-Кто сможет сформулировать тему нашего урока? (будем рисовать народные костюмы)

 И тема нашего урока называется «Национальный костюм, как отражение общности народа».

Сегодня в Астрахани и Астраханской области проживают более ста национальностей.

- Назовите  народы, которые проживают в Астраханском крае. (русские,татары,казахи,даргинцы,калмыки и т.д) (слайд)

В этом году, 3 декабря, наша Астраханская губерния отмечает свое 300-летие ,а так как наш астраханский край многонациональный.Сегодня на уроке мы будем рисовать костюмы тех народов, которые проживают в нашей области.

4. Целеполагание

-Исходя из темы, сформулируем цели урока:

-Познакомимся с национальными костюмами народов Астраханской области; научимся их различать;

-Узнаем об особенностях и общности национальных костюмов;

-Научимся рисовать орнамент на элементах одежды

5.Информационный блок

-Каждая национальность имеет  народный костюм ,что является отражением культуры, истории, традиций, и даже быта народа, это надо помнить и свято чтить.

  Чтобы достичь цели нашего урока , предлагаю совершить небольшое виртуальное путешествие в музей народного костюма , а помогут мне в этом экскурсоводы.

1зал «Русский костюм» (  под русскую народную музыку выходит ученица и, используя слайды, рассказывает о русском костюме)

-Меня зовут Даша. Приглашаю вас в зал русского народного костюма.( слайд)

Нёс костюм характер благочинный,

Был для всех свободным,строгим,длинным.

На Руси короткие одежды

Надевать не смели и невежды.

Из полотен вырубали пряхи

Длинные холщовые рубахи.

Ворот и подолы украшали,

Дивные узоры вышивали.

На узорах-травы,кони,птицы…

Выводили тонко  мастерицы.

Вышивка людей оберегала-

Нечисть и болезни отгоняла.(вывесить орнамент на доске)

Кика,сорока-убор молодицы,

Косник,венец-украшенье девицы,

Сборник,повойник-убор для старухи…

Самый красивый-убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Русский костюм небывалой красы!

Обратите внимание, что в русском  народном костюме использовались красный, желтый, синий, белый, голубой и серый цвета.  ( на доске вывешивается характерная цветовая гамма, )

2 зал « Татарский костюм» (  под татарскую народную музыку выходит ученица,и используя слайды, рассказывает о татарском костюме) (слайд)

Меня зовут … , и я приглашаю вас в зал татарского народного костюма.( слайд)

 (О женском костюме)

Вот девица в праздничном наряде,

Её костюм из бархата, парчи,

И  колфак  пойетками играет,

Будто звезды в сказочной ночи.

Вышитые бисером воланы,

Будто речка вьется на бегу,

Фартук,  украшенный цветами,

Будто сад зеленый на снегу.

На камзоле яркие фигурки,

Вышиты узоры птиц, ростков,

Золотыми нитями играют

И луна, и лепестки цветов. (вывешивается орнамент)

Молодежь в нарядах щеголяла,

Густо все костюмы украшала.

Лишь у стариков и у детишек

В украшеньях не было излишек.

В татарском  национальном костюме  преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета.  

3 зал « Казахский костюм.»  (  под казахскую народную музыку выходит ученица и, используя слайды, рассказывает о казахском костюме). (слайд)

Меня зовут зовут Галия ,и я приглашаю вас в зал казахского народного костюма.( слайд)

                       Казахский женский костюм

Женская  казахская национальная одежда очень красивая, которая состоит из платья-рубашки, называемой  «кейлек» и легкого платья с оборками и воланами (косетек) Оборками украшался не только низ платья, но и рукава. Поверх платья обязательно надевался распашной камзол, который в поясе был приталенным, а книзу расширялся. Камзолы были как с рукавами, так и без них и имели орнамент в виде вышивки золотыми нитками. Также важным элементом наряда были штаны «дамбал», которые надевались под платье. В прохладную погоду женщины могли надевать шапан – прямой халат с длинными рукавами, который одевался поверх платья. Каждая девушка должна была носить шапочку «такия». Украшался головной убор разными дорогими бусинами, жемчужинами, бисером, золотыми нитками, а также на шапке имелся хохолок из перьев совы, который служил в качестве оберега. (вывешивается орнамент)

                       Казахский мужской костюм.

Мужской  костюм состоит из просторного длинного халата, сшитого из бархата, богато вышитого с поясом, который называется шапан. Частью костюма является и головной убор – мягкая тюбетейка , высокий колпак или шапка из меха лисы (малахай)

В костюмах казахского народа используются такие цвета,как синий,зеленый,красный,желтый.Но чаще всего преобладает белый цвет.

4зал « Костюм народов Кавказа» (  под кавказскую народную музыку выходит ученица и, используя слайды, рассказывает о кавказском костюме) (слайд

Меня зовут….,и я приглашаю вас  в зал кавказкого народного костюма.( слайд)

                     Даргинский женский костюм.

Основа женского костюма — платье-рубаха (туникообразная и с отрезной талией), или платье — архалук, а также узкие или широкие штаны. Часто платья обхватывал пояс из широкого белого материала, который завязывался спереди так, чтобы его концы свободно свисали .На голове закреплялась специальная шапочка – чухта, которая плотно охватывала верхнюю часть лба и свисала сзади. Сверху одевали специальное покрывало Костюм женщин  имел узор,симметричный вертикальной оси.(вывесить орнамент). Женщины носили кожаную или вязаную обувь с загнутым носом, что было практично и красиво. Такие туфли не оббивались об камни.

                         

                    Даргинский мужской костюм.

Мужчины носили костюм, состоящий из белой рубашки, штанов темного цвета, бешметы (рубашки, которая надевалась под черкеску) , черкески с газырями (нагрудными кармашками для патронов), сапог и меховой папахи.  Черкеска могла быть длиной до колена или даже ниже, до щиколотки, а рукава расширены книзу.

Черкеску подпоясывали узким ремнем, на который крепился кинжал или пистолет. Особой деталью является головной убор - папаха, которая считается символом чести и достоинства у народов Кавказа.

В костюмах Кавказа присутствовали такие цвета, как голубой, зеленый, золотой, но основными цветами были белый, черный и красный. (вывесить)

5зал «Калмыцкий костюм» (  под калмыцкую народную музыку выходит ученица и, используя слайды, рассказывает о калмыцком костюме)

Меня зовут …, и я приглашаю вас  в зал калмыцкого народного костюма.( слайд)

                        Калмыцкий женский костюм.

Женское платье(бюшмюд) было длиною до пят, с большим числом ниспадающих складок по бокам талии. Бюшмюд шился с разрезом на рукаве, нижний край которого украшался кружевом. Вырез на груди закрывался манишкой с узорной вышивкой золотом, серебром. Платье застегивалось широким поясом, который украшался вышивкой,бисером. (вывесить орнамент). Дополнением женского калмыцкого костюма был головной убор «Камчатка».

                                            Калмыцкий мужской костюм.

Мужской костюм состоял из черного шелкового бошмюда. Под ним- вышитая черная или коричневая бархатная манишка, широкий серебряный пояс, высокая черная шапка, на ногах- сапоги со скрипом.

Калмыцкий национальный костюм составляли следующие цвета:

Красный, желтый и золотой, голубой, зеленый, белый и черный. Но особо почитались в народе красный и желтые цвета.(вывесить)

Учитель: Ребята, если посмотреть внимательно на цветовую гамму всех народов, то можно заметить,что у всех  национальных костюмов практически преобладают одинаковые цвета. Это  красный, желтый, синий,зеленый и белый .Цвет  в одежде  всегда был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли.

Красный- огонь, жизнь.

Зеленый-красота, любовь, природа.

Белый- чистота, праздник.

Желтый- солнце, тепло, свет.

Синий- небо, вода.

Черный- земля, покой.

-спасибо нашим экскурсоводам за интересный рассказ.

6.Практический блок (10мин)

-Сейчас вам предстоит поработать в своих творческих мастерских. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся  шаблоны-заготовки национальных костюмов, а также орнаменты к ним. Выберите, какой костюм (мужской или женский) вы будете оформлять. Прежде, чем рисовать орнаменты, вам необходимо выбрать фон самого костюма. В своей работе вы можете использовать акварель. ( закрашивание фона)

- А пока высыхают ваши работы, давайте немного отдохнем.

7.Физминутка.

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем,поморгаем,

И работать продолжаем.

8.Продолжение работы.

Молодцы. Садитесь на место. Работы ваши немного подсохли , и мы приступим к оформлению орнамента. Скажите, кто знает, что такое орнамент? (узор)  «Орнамент» в переводе с латинского языка означает «украшение». Орнаментом мы называем узор, который состоит из повторяющихся элементов. Посмотрите еще раз на орнаменты (показ). Они имеют одинаковые элементы: геометрические, цветочно- растительные узоры.  

Для оформления орнамента можете использовать фломастеры,карандаши или цветные мелки. Желаю удачи. В конце урока мы поделимся своими успехами.

9. Итог урока.

-Давайте подведем итоги нашей работы и покажем гостям, как вы справились с поставленными задачами на уроке. (дети  поочереди  выходят к доске и вывешивают свои рисунки)

10.Рефлексия (3 мин) проговорить

-Ребята, как вы считаете, справились ли вы с заданиями?

-Все ли у вас получилось?

-Какое настроение у вас в конце урока?

-Изобразите свое настроение, используя смайлики ( показ готовых смайликов:

- я доволен своей работой на уроке…

-на уроке я работал неплохо…

- на уроке мне было трудно…

Вы творили как, добрые волшебники, превращая пустые листы бумаги в такие красочные и нарядные костюмы. И подобно настоящим художникам, подтвердили это своими результатами в работе, вложив частицу своей доброты в рисунки.

СПАСИБО ВАМ ЗА РАБОТУ!!!

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e6bfcd7185415c194621d4249deca9cd-l&n=13


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории и культуры народов Марий эл. Тема урока "Река" 2 класс

Урок истории и культуры народов республики Марий Эл во 2 классе по теме "Река"...

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана".

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана"....

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное  чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...

Технологическая карта урока по кубановедению. Тема урока "Обыча и траиции народов,живущих на Кубани"

Данная разработка предназначена  для учителей начальных классов...

Тема урока: «Национальный костюм, как отражение общности народа»

Цели урока:-обучающие: расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас, выявить знания обучающихся о народных костюмах и расширить их;-развивающие: развивать интерес к своей «малой...