Технологическая карта интегрированного урока по изобразительной деятельности и музыке в 4 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Тимофеева Любовь Петровна

Данная технологическая карта поможет провести интегрированный урок по изо и музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_izo.docx39.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока по изобразительному искусству и музыке в 4 классе. Учитель Тимофеева Любовь Петровна

Тема урока: Защитники  земли Русской»

Творческая работа «Украшение доспехов русского богатыря»

Раздел программы: «О России петь – что стремиться в храм»(музыка)

Образ богатыря (изо)

 

Тип: интегрированный урок

Задачи:

 Приобщение учащихся к историческому прошлому, воплощённому в народной и профессиональной музыке, в художественных образах разных видов искусства - музыки, литературы, живописи. Познакомить учащихся с элементами воинского снаряжения защитников России( кольчуга, плащ ,шлем, щит, меч) Создание творческой работы «Украшение доспехов русского богатыря»

Планируемые результаты

Личностные

 Пробуждение интереса к историческому прошлому, к русским святым, к православной вере, воспитание патриотизма .Развитие  мышления, речи; Развитие художественного вкуса и интереса к музыке и рисованию, к истории России;  Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности  Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа

Метапредметные:

Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к истории и классическому наследию

Вызывать и раскрывать чувства детей через пение  и изображение

Понимать и принимать ученую задачу, Планировать свою работу, владеть элементарными приемами самоконтроля, самооценки

Уметь слаженно работать в коллективе сверстников, слышать мнение других одноклассников

Предметные

 Знать кто такие святые, кто такойАлександр Невский

Знать музыкальные термины «кантата», «хор», «народная песня»,

Знать автора кантаты «Александр Невский» - С. С. Прокофьева

Знать элементы воинского снаряжения защитников России (щит,меч,кольчуга,щлем)

Уметь изображать и украшать элементы воинского снаряжения, доспехов, использовать в их декоре знаков- символов

Ресурсы урока

Для учителя:

 мультимедиа проектор, аудио-магнитофон, фонограммы, видео-презентация, музыкальный материал «Песня об Александре Невском»  и  хор «Вставайте люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»;  

заготовки шаблонов воинских доспехов(шлема и щита), наглядный материал(фотографии и картины воинских доспехов)

Для учащихся:

Учебник» Музыка» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, Учебник Неменской «Изобразительное искусство, шаблоны щитов и шлемов, карандаш ,бумага, краски, кисть, стакан для воды.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Настраивает детей на урок  

Здравствуйте ребята!

 - Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с разделом, который изучали на двух предыдущих уроках.

Приветсвуют учителя,

Настраиваются на урок

Актуализация необходимых знаний

Проводит беседу, задает наводящие вопросы:

- Скажите, пожалуйста, как называется раздел программы, который  мы с вами продолжаем изучать?

 - О чем мы говорили на прошлых уроках?

 - Какие названия колокольных звонов вы знаете?

 - Сегодня на уроке мы опять встретимся с одним из них.

  Слушают, анализируют  и отвечают на вопросы:

- «О России петь, что стремиться в храм»

 - О колокольном звоне, о звучащих картинах.

 - Набат, трезвон, благовест.

Организация познавательной деятельности

Создает проблемно-поисковую ситуацию, при помощи беседы и наводящих вопросов предлагает решить ее:

- Как вы думаете, кто такие святые?

 - А каких святых вы знаете?

Организует работу по учебнику:

 - Откройте учебник и скажите,  какой будет тема нашего урока?

  - О каком святом мы с вами будем беседовать сегодня?

Показывает  репродукции картин или слайдов, проводит беседу

 -  Вы знаете, кто такой Александр Невский?

 - А почему его прозвали «Невским»?

- А какую еще знаменитую победу он одержал и где?

Организует работу по учебнику, предлагая проанализировать и сравнить репродукции картин художников, делает выводы:

 - Давайте внимательно рассмотрим две репродукции в учебнике:

. На первой, работы художника Нестерова. Перед нами князь, который смиренно склоняет голову перед иконой, молится. Весь его облик говорит о том, что он всецело доверяется Промыслу Божьему о себе. В его сердце любовь и прощение.

 И в то же время,  на второй репродукции художника Корина, мы видим отважного, решительного полководца, который перед лицом опасности, для защиты своего народа и веры, берет в руки меч и готов храбро сражаться с врагом.

Рассказывает о музыкальном сопровождении фильма режиссера Эйзенштейна «Александр Невский»:

Во время Второй Мировой войны режиссер Эйзенштейн снял фильм об Александре Невском, в котором звучит прекрасная музыка Прокофьева:» Песня об Александре Невском» и  хор «Вставайте, люди, русские» из кантаты «Александр Невский».

Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь».

А кто знает, что такое  «кантата»?

- А что такое хор?

Предлагает послушать музыку и проанализировать ее

 - Давайте послушаем музыку и постараемся определить: о чем она.

Звучит «Песня об Александре Невском» и хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»

. Показывает слайды из видео-презентации с кадрами из фильма Эйзенштейна

 Проводит беседу, предлагая сравнить музыкальные произведения

 - Скажите, о чем говорится в первой песне?

 - Какой характер у этой музыки?

 - А о чем рассказывается во  втором музыкальном произведении?

 - Какой характер у этой музыки?

- Вы заметили в этой музыке контрасты?

Как вам кажется, что хотел показать этим композитор?

 - Вы заметили, что в первой и последней частях слышится как будто лязг оружия? С помощью какого музыкального инструмента композитор так ярко изображает битву?

 - В музыке слышны звуки набата, вспомните, что такое набат?

Предлагает сделать выводы: задавая  наводящие вопросы:

- Помогает ли эта музыка глубже понять характер Александра Невского?

Проводит физкультминутку:

 А теперь мы с вами немножко отдохнем и разомнемся:

Представьте, что мы оказались на просторном русском поле

Ветер веет над полями,
И качается трава.

Облако плывет над нами,
Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём

Предлагает рассмотреть и сравнить картины художников ответить на вопросы

-Давайте еще раз  вернемся к репродукции художника Корина, и посмотрим еще одну картину, посвященную защитникам нашего Отечества. Эта картина В.М. Васнецова «Богатыри» Что общего мы можем увидеть на этих картинах?

-А по каким признакам вы это определили?

-А как вы думаете, каких богатырей изобразил художник?

Действительно ,Илья- это крестьянин-богатырь, много переживший, и как бы неразрывно связанный –слитый с могучим конем .Во всем  его облике ,с доспехами и украшениями чувствуется русская народная мощь, спокойная уверенная сила, мудрость , выдержка и благородство Илья Муромец тоже канонизирован, является святым земли Русской, его мощи находятся в Псково-печерской лавре.

В образе Добрыни Никитича выражаются другие черты русского характера-предусмотрительность ,пытливость ума, культурность .Добрыня вынимает свой меч из ножен, а щит держит перед собой .Остроконечный .подобный башне, тяжелый шлем Добрыни ,щит, который он держит на готове- все это выражает готовность к бою.

Образ Алеши Поповича схож с образом Ивана царевича ,он полон жизненных сил, воплощение отваги и смелости.

-Что же носили русские войны и богатыри?

Да, ребята ,по богатырскому  шлему можно было узнать военачальник  это или простой воин .На праздничных парадах войны украшали свои доспехи дорогой чеканкой, драгоценными камнями. На поле битвы- доспехи строгие, почти без украшений .Посмотрите, что изображалось на доспехах?

Показывает картины воинских доспехов, делает выводы

Украшения доспехов подчеркивают их силу, мужество ,храбрость и ловкость .На них могли быть изображены  звери, на которых  хотел походить воин, и розетки солнца, символ света, который побеждает тьму. Украшения всегда характеризовали своего хозяина.

 

- Те, кто свято прожил свою жизнь, любил Бога, не делал никому зла

Николай Чудотворец, Серафим  Саровский.

Открывают учебник, читают название раздела, отвечают на вопросы

- Святые земли Русской

- Об Александре Невском

Рассматривают репродукции и отвечают на вопросы

- Князь, полководец

 - Потому, что он победил шведов в битве на Неве

- Над тевтонскими рыцарями на Чудском озере.

Работают по учебнику, рассматривают и сравнивают работы художников, внимательно слушают учителя

Отвечают на вопросы

- Это произведение для хора, которое имеет несколько частей. Обычно рассказывает о каком-то событии.

 - Это совместное звучание человеческих голосов.

Слушают музыку, пытаясь определить о чем она

Просматривают слайды из видео-презентации, участвуют в беседе, отвечают на вопросы

О том как русские сражались со шведами.

 - Спокойный, размеренный, былинный.

 - О том, что надо идти на битву с врагом.

 - Воинственный,  зовущий в бой, героический.

- В первой и третьей частях музыка зовет на бой, а во второй части музыка плавная и спокойная.

 - Показать различие между мирным и военным временем.

- С помощью литавр.

 

- Это колокол, издающий сигнал тревоги

- Да, она так же как и репродукции помогает нам понять, что князь любит мир и не хочет войны, но если это необходимо, он смело идет в бой.

 

Активно отдыхают

Рассматривают картины, сравнивают их ,отвечают на вопросы и  делают выводы

- Мы видим отважных, решительных войнов, преданных своей Родине, готовых служить  и защищать ее , отдавая все свои силы и жизнь

-На войнах одеты доспехи и снаряжение русского война

-Илью Муромца ,Добрыню Никитича и Алешу Поповича

-На голову одевали шлем, на тело кольчугу, щит и меч были их орудием

отвечают на вопросы

-изображали львов, волков, лисиц, драконов.На других-солнечные диски

Рассматривают иллюстрации,

 Творческая деятельность учащихся

 

Раздает заготовки шлемов и щитов, приготовленные учителем заранее, и предлагает их украсить рисунками

Давайте и мы с вами украсим доспехи наших войнов-богатырей ,используя символику, о которой мы с вами говорили

Итог урока

 Организует выставку и анализ работ

-Какие замечательные работы у вас получились!

Расскажите, почему вы выбрали именно эти изображения для ваших украшений?

Обобщение темы

Что интересного и нового вы узнали на этом уроке?

Чем вам понравился урок, что в нем вам показалось трудным?

Организует уборку рабочих мест

-Ребята, давайте уберем свои рабочие места: положим краски в коробки, кисти в стаканчики .Протрем за собою парты

Самостоятельная творческая работа

Участвуют в выставке и в обсуждении работ

Ответы детей.

Уборка рабочих мест

Знать: имена святых земли русской святого князя Александра Невского автора кантаты "Александр Невский" -  С.С.Прокофьева , музыкальные термины «кантата», «хор», «народная песня»,

Понимать: За что русский народ чтит память этих святых. Как музыка  и живопись передают образы этих святых.

Применять: Отвечать на вопросы, учителя в ходе беседы, на вопросы   рабочей тетради и викторины

Анализ: Уметь анализировать музыку и текст.

Синтез: Уметь понимать в разных видах искусства воплощение художественного  образа. Отвечать на обобщающие вопросы учителя

Оценка: Оценивать, понимать духовно-нравственные идеалы своего народа через восприятие музыки. Оценивать свою работу на этапах рефлексии и обобщения, а также работу своих товарищей в процессе взаимопроверки.

6

5

3

2

Общее время урока – 35 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока по учебным предметам «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство» в 1 классе на тему «Покормите птиц зимой»

Урок  приурочен к акции "Покормите птиц зимой": первоклассники сидят за одним большим столом, что полезно на стадии формирования классного коллектива, и для создания коллективной работы ...

Конспект совместного (интегрированного) урока по изобразительной деятельности в 3 б классе по теме «Осень. Листопад». ( учитель и психолог)

Цель: Развитие познавательной и психоэмоциональной сферы ребёнка с ТМНР по средствам занятия по изобразительной деятельности (арт-терапии)Задачи:Учитель1. Формирование представления о време...

Технологическая карта интегрированного урока музыки экологической направленности "Музыка утра" 1 класс

Разработка технологической карты интегрированного урока музыки экологической направленности для 1 класса УМК «Школа России» Урок №19 по ФГОС НОО УМК«Школа России» «М...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства по теме «Матрёшки» в 1 (якутском) классе

Путем создания условий для речевых навыков и организации учебного сотрудничества обучающихся формируются универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)...

Технологическая карта интегрированного урока литературного чтения и музыки в 3-4 классах малокомплектной школы

Тема урока: "Что за прелесть эти сказки".3-4 класс, малокомплектная школаУрок - обобщение...

Технологическая карта интегрированного урока по развитию речи и изобразительного искусства

Конспект открытого интегрированного урока по развитию речи и изобразительного искусства. Составители: учитель начальных классов Хабарова А.П., учитель изобразительного искусства Федорова С.Г...