Рабочая программа по ИЗО для детей с ГУО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Карзунина Ольга Сергеевна

Рабочая программа по ИЗО для детей с ГУО 7 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол № 1

«23» августа 2021 г.

Руководитель МО

____________А.С. Лосева

Утверждено

Приказом директора КГБОУ

«Барнаульская общеобразовательная

 школа- интернат №5»

«____» ___________2021 г.

     Приказ №________

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

________ О.Н. Безбородова

«26» августа 2021 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

7 класса

на 2021-2022 учебный год

Разработчик рабочей программы:

      Карзунина О.С.,

          учитель начальных классов

Барнаул, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»;

«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР утверждённая министром Просвещения РСФСР И.М. Косоножкиным, 30 мая 1983г.;

Учебного плана образовательной организации.

Цели и задачи обучения и коррекции:

Цель: создать условия для развития правильного восприятия формы и цвета предметов, формировать целенаправленную деятельность.

Задачи:

  1. Учить строить узоры в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии.
  2. располагать узор симметрично, подбирать соответствующие цвета.
  3. Учить передавать в рисунке основную форму и цвет предмета.
  4. Развивать умение рисовать предметы различной геометрической формы.
  5. Определять с помощью учителя размеры рисунка по отношению к листу бумаги.
  6. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов.
  7. Развивать способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного.
  8. Правильно располагать изображения предметов с помощью учителя и подбирать соответствующие цвета.
  9. Организация шефства мотивированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изобразительное искусство – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющих важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.

Занятия по изобразительному искусству способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе урока у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Общая характеристика организации учебного процесса:

Технологии:

игровые;

здоровьесберегающие;

личностно – ориентированное обучение;

проблемное обучение;

развивающее обучение;

дифференцированное обучение;

информационно – коммуникативные технологии.

Методы и приемы

Совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания).

Действия учащихся по образцу, особенно на уроках декоративного рисования.

Действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета.

Выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания».

Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т.п.

Соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием их с помощью жеста.

Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения.

Формы обучения:

урок;

фронтальная работа;

индивидуальная работа;

работа в парах и группах;

коллективная работа.

Виды деятельности:

слушание объяснений учителя;

обводка по шаблону, трафарету;

наблюдение за демонстрациями учителя;

анализ готовой работы.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе выделяется 2 часа в неделю - 66 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Уметь рисовать по образцу и самостоятельно предметы прямоугольной формы.

Уметь составлять различные узоры для украшения предметов обихода, а также оформление                   праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.

Уметь определять форму и цвет составных частей, определять структуру узора.

Различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы.

Определять последовательность выполнения рисунка.

Соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, располагать их в определенном порядке.

Содержание программы учебного предмета

Декоративное рисование

        На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности. Причем в начале глубоко отсталых детей учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.

        В старшем возрасте при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление на одинаковые части выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.

Рисование с натуры

        Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.

Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.

        С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать.

Рисование на темы

        В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.

        Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.

        С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном.

        На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержания картин, изображающих времена года, даты Красного календаря, различные детские сказки.

        Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, и в частности, с уроками письма и предметно-практической деятельности.

п/п

Наименование разделов и тем

Количест-во часов

В том числе

Уроков

Практи-ческих работ

Контроль-ных работ

Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся

1.

Рисование с натуры

22

22

0

0

0

2.

Декоративное рисование

12

12

0

0

0

3.

Тематическое рисование

32

32

0

0

0

Итого

66

66

0

0

0

Тематическое планирование

№ п/п

№ урока по теме

Тема раздела и урока

Количество часов

  1. Рисование с натуры, декоративное, тематическое

66

1.

1.1.

Мы знакомимся с волшебными красками

1

2.

1.2.

Волшебные краски. Основные и дополнительные цвета

1

3.

1.3.

Какого цвета осенняя листва? Собираем красивые листья

1

4.

1.4.

Как живут деревья?

1

5.

1.5.

Какой бывает дождик?

1

6.

1.6.

Осенний сказочный лес

1

7.

1.7.

Осень-пора плодородия. Дары осени

1

8.

1.8.

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты)

1

9.

1.9.

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи)

1

10.

1.10.

Работа с природным материалом

1

11.

1.11.

Работа с различным природным материалом

1

12.

1.12.

Цветочная поляна

1

13.

1.13.

Радуга на грозовом небе (гроза, буря, изображение вулкана, дождь, туман, солнечный день, осенний лес)

1

14.

1.14.

Осенний лес

1

15.

1.15.

Осенний листопад (коврик из осенних листьев)

1

16.

1.16.

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы. Высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой

1

    17.

1.17.

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы: радиоприемник

1

18.

1.18.

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы: телевизор

1

19.

1.19.

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы: стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой

1

20.

1.20.

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись

1

21.

1.21.

Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса

1

22.

1.22.

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, эмалированные кастрюля и кружка

1

23.

1.23.

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, стеклянная банка с водой и керамический бокал

1

24.

1.24.

Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части («Сыр»; «Торт»)

1

25.

1.25.

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении

1

26.

1.26.

Портрет моей мамы

1

27.

1.27.

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса: чашка

1

28.

1.28.

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса: цветочный горшок

1

29.

1.29.

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса: ваза с цветами

1

30.

1.30.

Рисование с натуры предмета комбинированной формы: торшер

1

31.

1.31.

Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса

1

32.

1.32.

Мы готовимся к Новому году

1

33.

1.33.

Украшаем новогоднюю елку

1

34.

1.34.

Новогодняя игрушка

1

35.

1.35.

Рисование с натуры объемных предметов — посуда: чайник

1

36.

1.36.

 Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово.) Раскрашивание

1

37.

1.37.

Рисование с натуры объемных предметов — посуда: чайная пара

1

38.

1.38.

Беседа: Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность

1

39.

1.39.

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа)

1

40.

1.40.

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура»

1

41.

1.41.

Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором

1

42.

1.42.

Рисование с натуры предмета комбинированной формы: Военная техника

1

43.

1.43.

Тематическое рисование. Панорама военных действий

1

44.

1.44.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня)

1

45.

1.45.

Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета к Женскому дню

1

46.

1.46.

Рисование «Подарок маме!»

1

47.

1.47.

Декоративное рисование, составление узора для вазы

1

48.

1.48.

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат

1

49.

1.49.

Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц

1

50.

1.50.

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Аппликация

1

51.

1.51.

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки)

1

52.

1.52.

Весна пришла. Какого цвета небо

1

53.

1.53.

Деревья проснулись

1

54.

1.54.

Рисуем весенние цветы

1

55.

1.55.

Какого цвета весна?

1

56.

1.56.

Рисуем весенние цветы

1

57.

1.57.

Какого цвета весна?

1

58.

1.58.

Аппликация Разноцветные букашки

1

59.

1.59.

Лепим героев войны

1

60.

1.60.

Коллективная работа «Танец бабочек – красавиц»

1

61.

1.61.

Коллективная работа «Танец бабочек – красавиц»

1

62.

1.62.

Наша мечта о лете. Перо жар- птицы. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета

1

63.

1.63.

Перо жар- птицы. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета

1

64.

1.64.

Мозаика. Цвет как средство выражения: глухие и звонкие цвета. Весенняя земля

1

65.

1.65.

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий

1

66.

1.66.

Поле цветов. Ритм цвета, пятен как средство выражения

1

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

Список методических и учебных пособий:

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/

Оборудование, приборы: ​

оборудование для мультимедийных демонстраций (проектор, компьютер);

презентации по изучаемым темам.

Дидактический материал:

мозаика;

муляжи «Фрукты»;

муляжи «Овощи». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"

Программа расчитана для детей 1-4 классов....

Рабочая программа 4 класс для детей со сложным дефектом.

Рабочая программа 4 класс для детей со сложным дефектом....

Рабочие программы предшкольного обучения для детей 6-7 лет

В данном разделе содержатся программы, которые реализуются для подготовки детей 6-7 лет  к школе в подготовительных группах по программе "По тропинке к знаниям"...

Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....

рабочая программа по математике для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

рабочая программа по математике для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 1 класса на дому (индивидуальное обучение)...

Рабочая программа по математике для детей с РАС (программа 8.2) 3 класс школа России

Рабочая программа по математике для детей с РАС (программа 8.2)...