Методическая разработка "Компьютерная графика"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Методическая разработка . Тематическое планирование : "Компьютерная графика" , первый год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya-grafika_vneurochka.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Компьютерная графика не только развивает воображение и творческое мышление ребенка, но и знакомит его с основами информационных технологий в более полном объеме, позволяет на практике осуществлять требуемые алгоритмы, формирует понимание технологического процесса.

Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных грамотных молодых людях, в поддержании интереса молодежи к компьютерной графике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

Данный курс рассчитан на школьников 2-х классов, направлен на развитие и ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся. Содействует воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.

  • способствует расширению знаний, связанных c созданием и обработкой графических изображений при создании шаблонов презентаций;
  • формирует начальные навыки создания и профессиональной обработки графических изображений, которые способствуют их успешной реализации в современном мире;
  • способствует профориентации школьников в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук;
  • развивает познавательную активность учащихся; творческое и операционное мышление.

Цель курса – овладение учащимися совокупностью основных стандартных приемов работы с векторным графическим редактором Inkscape и развитие интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность во внеурочной деятельности.

В ходе данного курса необходимо сформировать умения создавать и редактировать объекты, составлять из простых объектов сложные, освоить приемы взаимного расположения объектов, выравнивания и распределения.

Несмотря на огромное многообразие векторных графических редакторов, основные приемы работы с векторными изображениями остаются неизменными.

Векторный редактор Inkscape является отличным инструментом, как для опытного дизайнера, так и для начинающего пользователя, и вполне может использоваться для обучения школьников 2 классов в группах по 10-15 человек.

В программе на изучение данного курса отводится 34 часа. Рабочая программа составлена на 34 часа, где:

  • на теоретическую часть отводится 11 ч.,
  • на практическую часть – 23 ч.

Изучение теоретического материала сочетается с выполнением практических работ. Контроль осуществляется практически на каждом занятии (визуальный контроль либо самоконтроль).

Результативность оценивается на основе наблюдений за текущей работой обучающихся и по результатам проверки выполнения практических работ в процессе изучения каждого из разделов.

Образовательные задачи:

  • познакомить        с        основными        возможностями        и        операциями        редактирования        и        обработки        изображений        в графическом редакторе Inkscape;
  • сформировать умения работать с графическим редактором Inkscape, умения создавать векторные документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
  • продолжить работу по формированию образовательных компетенций в области информационной культуры и компьютерных технологий.

Развивающие задачи:

  • содействовать        развитию        познавательного        интереса        к        информатике,        самостоятельности,        творческих        и дизайнерских способностей учащихся;
  • развивать творческие способности и экспериментирование;
  • развивать у детей адекватную собственную самооценку своей деятельности и одноклассников.

Воспитательные задачи:

  • воспитание        ответственного        отношения        к        информации        с        учетом        правовых        и        этических        аспектов        ее распространения;
  • избирательного отношения к полученной информации.

В        рамках        курса        «Работа        с        векторным        графическим        редактором        Inkscape»        предполагается        использование следующих форм обучения:

  • коллективная – обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ примеров;

  • фронтальная – синхронная работа учащихся по освоению и завершению работы над конкретным документом под руководством учителя;
  • самостоятельная подразумевает выполнение практической работы за компьютером, где преподаватель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

Особое внимание в курсе «Работа с векторным графическим редактором Inkscape» уделяется содержанию практических работ. Их подбор направлен на развитие ассоциативного и образного видов мышления, абстрактного, пространственного, операционного.

Успех обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Поэтому в работе используются следующие методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • частично-поисковая работа с планированием шагов поиска по освоению программных средств и технологии средств обучения;
  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Программа курса с использованием графического редактора Inkscape разработана с учетом логики учебного процесса основного образования, межпредметных связей. Компьютерная графика не только развивает воображение и творческое мышление ребенка, но и знакомит его с основами информационных технологий в более полном объеме, позволяет на практике осуществлять требуемые алгоритмы, формирует понимание технологического процесса.

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
  1. Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • учебно-познавательного интерес к графическому творчеству;
  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда;
  • обучение здоровье сберегающим технологиям при работе на личном компьютере и при работе в компьютерном классе: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов умственной деятельности.

Школьники получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой графической деятельности;
  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной графической деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  • умение оформлять и представлять материал с помощью средств презентаций, проектов;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;

  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Познавательные:

  • освоение знаний, составляющих основу компьютерной графики;
  • овладение навыками работы с различными видами графической информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • знание мультимедийных технологий.

Коммуникативные:

  • умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
  • умение обмениваться информацией, фиксировать ее в процессе коммуникации;
  • сотрудничать        и        оказывать        взаимопомощь,        доброжелательно        и        уважительно        строить        свое        общение        со сверстниками и взрослыми;
  • формировать собственное мнение и позицию.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • знать правила по технике безопасности в компьютерном классе;
  • уметь выполнять правила техники безопасности, использовать компьютер по назначению;

  • знать значение слов графика, графический редактор, растровая и векторная графика, логотип, интерфейс и т. д.;
  • уметь правильно употреблять новые слова в собственной речи;

  1. Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм и видов работы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Знакомство с графическим редактором Inkscape Тема 1.1 Введение в компьютерную графику

Основные формы работы. Техника безопасности в компьютерном классе. История развития компьютерной графики. Виды компьютерной графики.

Тема 1.2. Интерфейс программы

Знакомство с интерфейсом векторного графического редактора Inkscape. Организация рабочего места. Знакомство с панелью команд и панелью инструментов в графическом редакторе.

Тема 1.3. Создание, изменение и сохранение рабочего окна программы Inkscape

Создание нового документа в векторном графическом редакторе Inkscape. Изменение свойств документа.

Знакомство с клавишами быстрого доступа. Сохранение документа.

Практическое занятие: выполнение практической работы: «Создание и изменение рабочего окна».

Раздел 2. Основы работы с объектами

Тема 2.1. Создание и редактирование фигур с помощью различных инструментов рисования

Создание и редактирование фигур: «Квадрат и прямоугольник», «Круг эллипс и дуга». Изучение возможностей инструмента «Звездочки и многоугольники». Искажение фигур. Инструмент «Спирали». (Приложение1).

Практическое занятие: изображение собственной фигуры «Я так вижу» в векторном графическом редакторе Inkscape.

Тема 2.2. Выравнивание, дублирование и распределение. Группировка объектов

Группировка и разгруппировка нарисованных фигур. Выравнивание, дублирование и распределение объекта на рабочем листе программы Inkscape.

Практическое занятие: нарисовать персонажа с помощью группировки объектов.

Тема 2.3. Заливка и штрих

Изучение вкладок: заливка, цвет штриха, стиль штриха. Виды градиентов. Регулирование альфа-канала. Установка толщины и других параметров штриха.

Практическое занятие: применение градиентной заливки к персонажу, созданному на прошлом занятии.

Тема 2.4. Клонирование объектов

Клонирование        и        копирование        объекта        на        рисунке.        Создание        узоров        из        клона.        Применение        команды

«продублировать» на изображенных объектах.

Практическое занятие: самостоятельно создать рисунок «цветочная поляна», используя авторские кисти для создания цветов и травы. (Приложение 6).

Раздел 3. Создание и редактирование контуров объекта Тема 3.1. Закраска рисунков и контуров

Знакомство с понятием «контур» в векторном графическом редакторе Inkscape. Изменение контура. Смещение узлов. Текстурная заливка.

Практическое занятие: используя изученные методы рисования и заливки нарисовать объекты по темам.

Тема 3.2. Изменение стиля градиента и толщины контура

Создание цвета на фигуре. Применение радиальной и линейной градиентной заливки. Создание прозрачности и размытия контура. Изменение толщины контура. Изменение вида угла контура. Установка маркеров цвета на линии.

Практическое занятие: выполнение практической работы «Домик в деревне».

Раздел 4. Создание изображений с помощью кривых

Тема 4.1. Элементы кривых. Редактирование формы кривой. Элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование кривых. Тема 4.2. Особенности рисования с помощью контурных кривых

Создание иллюстраций из кривых. Знакомство с определением «траектория». Объединение кривых. Практическое занятие: нарисовать предложенные объекты с помощью кривых. (Приложение 2) Раздел 4. Создание изображений с помощью кривых

Тема 4.3. Создание рисунков при помощи кривых Спиро и Распылитель

Кривые Безье и Спиро на панели инструментов. Рисование абстрактных рисунков при помощи кривых Спиро и кривых Безье. Рисование прямой и ломаной линии. (Приложение 5)

Практическое занятие: выполнение практической работы «Работа с фоном».

Раздел 5. Работа с текстом

Тема 5.1. Работа по созданию текстового объекта

Создание и правка текстовых объектов в векторном графическом редакторе Inkscape. Выделение и трансформация объектов. Изменение полиграфических параметров текста.

Практическое занятие: написать поздравительную открытку, применив полиграфические параметры текста.

Тема 5.2. Расположение текста вдоль прямой и кривой

Создание        и        правка        текстовых        объектов.        Расположение        символов        относительно        друг        друга        по        высоте.

Распределение текста вдоль траектории. Ввод текста по контору.

Практическое занятие: создание эффекта «землетрясение» для букв текста.

Тема 5.3. Заверстывание текста в блок

Геометрические фигуры и объекты в векторном графическом редакторе Inkscape. Изучение команды «Заверстать в блок».

Практическое занятие: добавление текста в объект.

Тема 5.4. Кѐрнинг текста в Inkscape

Знакомство с определением «Кѐрнинг». Изучение комбинаций клавиш для поворота букв текста. Изменение параметров ручного кѐрнинга.

Раздел 6. Растровые и векторные изображения

Тема 6.1. Вставка растровых фрагментов

Векторный формат Inkscape – SVG. Способы добавления изображений на холст. Команда «Импортировать».

Применение к изображению разные трансформации.

Практическое занятие: создание коллажа при помощи добавленных изображений jpg.

Тема 6.2. Перевод из векторного в растровое изображение

Знакомство        с        автоматической        векторизацией.        Режимы        одиночного        и        множественного        сканирования.

Использование режима сокращения яркости. Ручная векторизация. Заливка вектором. Растеризация.

Практическое занятие: выполнение лабораторной работы «Перевод изображения из векторного в растровое»

Раздел 7. Творческая работа с использованием графического редактора Inkscape

С помощью изученных методов рисования в векторном графическом редакторе Inkscape учащимся предлагается задание нарисовать логотип, придумать и оформить свою визитку и создать свой шаблон сайта в векторном графическом редакторе Inkscape. По окончанию изучения курса проводится выставка творческих проектов учащихся. Свои проекты, учащиеся демонстрируют, выбирают и анализируют лучшие работы.

Данный курс будет способствовать развитию творческого мышления у учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве с учетом поставленных задач, а также возможности самостоятельно встраивать алгоритм для решения возникающих проблем.

В ходе реализации данного курса применялись следующие образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемные

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Теория

Практи ка

Кол-во часов

1. Работа с векторным графическим редактором Inkscape

1.1.

Введение в компьютерную графику

1

1

1.2.

Интерфейс программы

1

1

1.3.

Создание, изменение и сохранение рабочего окна программы Inkscape

1

1

2. Основы работы с объектами

2.1.

Создание и редактирование фигур с помощью различных инструментов

рисования

1

1

2

2.2.

Выравнивание, дублирование и распределение. Группировка объектов

1

1

2.3.

Заливка и штрих

1

1

2.4

Клонирование объектов

1

1

3. Создание и редактирование контуров объекта

3.1.

Закраска рисунка и контура

1

1

2

3.2.

Изменение стиля градиента и толщины контура

1

1

4. Создание изображений с помощью кривых

4.1.

Особенности рисования с помощью контурных кривых

1

1

2

4.2.

Элементы кривых. Редактирование формы кривой

1

1

2

4.3.

Создание рисунков при помощи кривых Спиро и Распылитель

1

1

2

5. Работа с текстом

5.1.

Работа по созданию текстового объекта

1

1

2

5.2.

Расположение текста вдоль прямой и кривой

1

1

5.3.

Заверстывание текста в блок

1

2

3

5.4.

Кѐрнинг текста в Inkscape

1

1

6. Растровые и векторные изображения

6.1.

Вставка растровых фрагментов

1

1

2

6.2.

Перевод из векторного в растровое изображение

1

1

2

7.

Творческая работа с использованием графического редактора Inkscape

6

6

Итого

11

23

34

  1. Планируемая результативность курса

Предполагаемые результаты

Ребята должны овладеть основами компьютерной графики, а именно, должны знать:

  • область применения графического редактора Inkscape;
  • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
  • методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;
  • способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;
  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов.

В результате освоения свободно векторного графического редактора Inkscape учащиеся должны уметь:

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
  • перемещать, копировать выделенные области;
  • монтировать фотографии, т.е. создавать коллажи;
  • редактировать фотографии;
  • рисование с помощью разнообразия кистей на панели инструментов;
  • создавать векторные изображения с использованием графических примитивов;
  • редактировать векторные изображения.

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  • через отчѐтные просмотры законченных работ;
  • отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога;

  • выполнение творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - график методической и внеклассной работы МО

В  документе представлен план - график методической и внеклассной работы МО на год...

План-график мероприятий по введению и освоению ФГОС нового поколения методического объединения учителей начальных классов

План мероприятий по освоению ФГОС второго поколения предназначен учителям и руководителям методических об"единений. Второй год учителя нашей школы работают в этом направлении. Инновационная функция пр...

Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма"

Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма" представляет интерес для учителей коррекционных школ, особенно для учителей классов "Особый ребенок". В Программе обучения детей посещ...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Русская зима. Графика." 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: " Русская зима. Графика". 3 класс....

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Черно-белая графика. Открытка-миниатюра." 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Черно-белая графика. Открытка-миниатюра." 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект на тему: "Черно-белая графика. Миниатюра для открытки".

Учебно-методический комплект на тему: "Черно-белая графика. Миниатюра для открытки"...

Учебно-методический комплект по изобразительному искусству на тему "Черно-белая графика. Миниатюра для открытки".

Тема урока:  Черно-белая графика. Миниатюра для открытки   Тип урока: изучение нового материалаЦель: научить выполнять работу в черно-белом тоне, познакомить с графикой, средствам...