Рабочая программа по ИЗО 1-2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2 класс)

Малашенко Маргарита Николаевна

Рабочая программа рекомендована для педагогов начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo_xxi_vek_1-2.docx43.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №1»

города Курчатова Курской области

ПРИНЯТО                                                                СОГЛАСОВАНО

решением методического объединения                                Заместитель директора по УВР

учителей начальных классов                                                        __________/Анпилогова О.А./ протокол от 31.08. 2021 № 1                                           

Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»

для начального общего образования

Срок освоения программы 4 года (с 1 по 4 класс)

Составитель (и): Анпилогова О.А, Малашенко М.Н.

Учитель(я) начальных классов

2021 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

попредмету изобразительное искусство

(УМК «Начальная школа XXI  века»)

(1-2 класс)

Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету « Изобразительное искусство» для 1-2 классов разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный  закон  № 273  «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Минобрнауки России, приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями:

26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.  (далее ФГОС НОО)

  1. Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области (протокол №5 от 12.01.2021 Приказ 93-од от 22.10.2021).

  1. Основная образовательная  программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области на 2019-2023 уч.г. (Протокол педагогического совета №7 от 07.06.2019 , Приказ 221-од от 07.06.2019)

  1. Учебный план МБОУ Гимназия №1» г. Курчатова на 2021/2022 учебный год (протокол № 1 от 24.08.2021 г., приказ 434 - об от 25.08.2021 г.)

  1. Федеральный перечень учебников с изменениями, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. (ПРИКАЗ от 23 декабря 2020 г. N 766)

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г., № 28. Об утверждении Сан ПиН 2.4 3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи».

Программа разработана на основе   Примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, входящей в УМК «Начальная школа 21 века» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века» и утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  

Учебно-методический комплект на основе которого разработана программа:

Учебник (Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.) Издательство Вентана-Граф  2020. 1 класс;

Учебник (Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.) Издательство Вентана-Граф  2021. 2 класс;

Савенкова Л.Г., Изобразительное искусство. Программа. 1-4 классы / Савенкова Л.Г., – Вентана-Граф, 2018.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия № 1» г. Курчатова на предмет «Технология» в 1 классе отводится 1 час в неделю при 33 учебных неделях – 33 часа. Во 2 классе отводится 1 час в неделю. При 35 учебных неделях – 35 часов.

Итого 68 часов.

       Цели:

  • реализация фактора развития,  формирование целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе, потребности в общении с искусством;
  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи:

  • Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважение к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве, а также формирование художественных и эстетических предпочтений;  
  • Развитие творческого потенциала в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира;  
  • Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • Овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения обучающихся, их желания выразить свои представления об окружающем мире;  
  • Развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 1. Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  • передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
  • решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Ученик может научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение; участвовать в коллективных работах на эти темы.

2. Метапредметные результаты обучения:

В области познавательных УУД:

- формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства,

- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений,

- анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа.

- формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

В области коммуникативных УУД:

школьник научится взаимодействовать (сотрудничать с соседом по парте, в группе).

В области регулятивных УУД:

школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, с помощью репродукций известных художников, инструментов, рисунков, шаблонов и т.д.

В области личностных УУД:

школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Кто такой художник? (9 ч) Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей и общества. Первые представления о происхождении искусства. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Развитие способности наблюдать за изменениями в природе, их отображение в картине, интерес к разнообразию цветов, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Выполнение работ по материалам наблюдений за природой. Профессия художника-живописца. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, фломастер, камень, металл, глина). Освоение техники работы кистью и красками. Знакомство с палитрой. Получение нового цвета путём смешивания двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой, изменение цвета с помощью белой краски. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции. Знакомство с крупнейшими музеями России

Искусство видеть и творить (10 ч) Виды изобразительной деятельности. Живопись. Особенности работы художника живописца. Разнообразие цветов, форм и настроений в природе. Контрастные и нюансные (сближенные) цветовые отношения. Сюжет в рисунке, картины-фантазии по мотивам сказок. Графика. Графические материалы (цветные мелки, фломастеры, цветные карандаши, уголь). Штрих и линия — основные выразительные средства художника-графика. Движения штриха — наклонно, горизонтально, вертикально. Изображение предметов разнообразными по характеру линиями. Передача планов Скульптура. Инструменты и материалы скульптора. Выразительность формы и силуэта, пластические мотивы в объёмной форме. Художественный образ в скульптуре. Лепка фигурки животного и человека способом вытягивания деталей из целого куска. Декоративно-прикладное искусство. Материалы и инструменты художника-прикладника, виды декоративного искусства (аппликация, коллаж, батик, гобелен, игрушка). Стилизация природных форм. Народное декоративно-прикладное искусство. Игрушка народная и игрушка в кукольном театре. Художник в кукольном театре. Архитектура. Профессия художника-архитектора. Освоение техники работы с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Представление о соразмерности изображаемых объектов. Создание коллективной композиции. Знакомство с музеями под открытым небом

Какие бывают картины? (7 ч) Крупнейшие музеи России и мира. Музеи и художники региона проживания учащихся. Произведения изобразительного искусства: рисунок, живопись, скульптура. Жанры изо разительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжет. Портрет в живописи и скульптуре. Особенности изображения лица человека, передача характера и настроения в портрете. Пейзаж. Наблюдение за изменениями в природе, их отображением в произведениях. Выбор линии горизонта. Сюжет. Комментарий сюжета картины с использованием доступных художественных терминов. Натюрморт в живописи. Художник-иллюстратор. Иллюстрация в книге

Мы — художники (7 ч) Развитие наблюдательности и фантазии, умения видеть необычное в обычном, находить в природных объектах (камнях, веточках, сучках, коробочках семян, траве, корнях и др.) оригинальные формы. Поделки из природного материала. Знакомство с акварелью. Техника работы «по сырому. Тёплые и холодные цвета, контрастные и нюансные (сближенные) цветовые отношения. Цвет; связь цвета и звука в окружающем мире и искусстве (музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях). Создание композиций по впечатлению, на передачу настроения, динамики. Знакомство с техникой бумажной пластики. Соразмерность изображаемых предметов  в живописи, скульптуре, аппликации. Активное и осознанное использование в речи слов «композиция», «пятно», «линия», «цвет», «колорит», «объём», «пространство» и др

                                                        2 класс

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

  1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
  2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, делаемый вследствие наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, в интерьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.

1.3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.

  1. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
  2. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
  3. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
  4. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
  5. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
  6. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

1.10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского
пейзажа.

1.11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

  1. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
  1. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
  1. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.
  2. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
  1. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
  2. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.

II. Развитие фантазии и воображения

Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различное в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии; линия, пятно ритм в живописи).

  1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развития фантазии и воображения.
  2. Выполнение композиций на передачу настроения, впечатлений, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.
  3. Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
  4. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.
  5. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.
  6. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

2.7. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-
сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.

  1. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
  2. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства.
  1. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, в художественном слове и народной речи.
  2. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

  1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.
  2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.
  3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.
  4. Писатель - художник - книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
  5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.
  6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.

III. Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс

№ п/п

Название раздела/кол-во часов

Тема урока

Кол-во

часов

Формы

контроля

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1

Кто такой художник? (6)

Кто такой художник. «Шум ветра».

1

Привлечение внимания к красоте в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Воспитание уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Наскальная живопись древних людей. «Кто рисует на скалах». Мультимедиа-урок.

1

Знакомство с палитрой. «Моя осень».

1

Изобразительная плоскость. «По дороге в школу».

1

Художник-график. Знакомство с разными художественными материалами. «Строится новый дом».

1

Рисование с натуры предметов разной формы. Морковь и свёкла. Урок-творчество.

1

2

Искусство видеть и творить.(10)

Зарисовки на передачу настроения в цвете. «Заколдованный снежный сад Снежной королевы».

1

Развитие эстетической потребности в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру. 

Формирование бережного отношения к природе.

Освоение жизненного пространства. «Бабочки радуются солнцу».

1

Получение нового цвета путём смешивания красок. «Фламинго на прогулке». Урок-игра.

1

Художник-скульптор. Освоение техники лепки. «Домашние животные в игре».

1

Представление о рельефе. «Корабли в море». Урок-путешествие.

1

Художник-прикладник. Стилизация в изобразительном искусстве. Дымковская игрушка.

1

Передача движения в объёме. «Играющие животные».

1

Великий художник – природа. Изображение единичных предметов.

1

Изображение по представлению. «Подводное царство». Урок-путешествие.

1

Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни. «Как муравьишка домой спешил». Мультимедиа-урок.

1

3

Какие бывают картины? (5)

Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. Урок-фантазия.

1

Формирование умений находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Формирование эстетического отношения к окружающему. 

Воспитание художественного вкуса, дружеских взаимоотношений процессе совместной деятельности.

Создание картин-фантазий. Передача сюжета в работе. «Как цыплёнок дом искал».

1

Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях.

1

Изображение движения. «Летящая птица». Урок-творчество.

1

Развитие интереса и внимания к цвету, звукам, словам, ритму и интонации. «Капель», «Колокольный звон».

1

4

Природа-великий художник(8)

Импровизация. Музыка в картине и стихах. Выполнение цветовых этюдов без конкретного изображения.

1

Формирование умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места.

Художник-скульптор. Пластические мотивы в объёмной форме. «Играющие дети».

1

Художник-архитектор. Проектирование окружающей среды. «Дом для моей любимой игрушки».

1

Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. «День рождения». Урок-праздник.

1

Работа с литературными сказочными произведениями. «Избушка Бабы-Яги». Урок-фантазия.

1

Контраст и нюанс в разных видах искусства. «Зима – лето».

1

Связь изобразительного искусства с действительностью. Пейзаж. Урок-практикум.

1

Рассуждение о художниках и их работах. Сюжет литературного произведения (на выбор). Урок-беседа.

1

5

Музей в твоей книжке (4).

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; бытовой и исторический жанры. Рисование натюрморта.

1

Воспитание чувства товарищества в процессе совместной деятельности, культуры общения

Художник-живописец. Портрет.

1

Художник-скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас. Человек и спорт.

1

Знакомство с крупнейшими музеями России. Третьяковская галерея, Эрмитаж, музей под открытым небом. Урок-путешествие.

1

ИТОГО: 33 часа

33

1

2 класс

№ п/п

Название раздела/кол-во часов

Тема урока

Кол-во

часов

Формы

контроля

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (13)

Что значит быть художником. Свободное рисование на тему «За лесами, за горами»

1

Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни, природе, искусстве. 

Воспитание любви к искусству, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства. Формирование умений рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий

Предметный мир. Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов.

«Ковер-самолет»

1

Снимаем отпечаток фактуры с предметов.

 «Живые листья»

1

Рисуем натюрморт

1

Что могут рассказать вещи о своем хозяине. «интерьер жилища сказочного героя»

1

Открытое пространство и архитектура «Я путешествую»

1

«Моя улица утром и вечером»

1

«Дом и окружающий его мир природы»

1

«Куда ты, тропинка, меня привела»

1

«Сказочное пространство»

1

«Город на сказочной плате»

1

«Комната сказочного героя»

1

Проект «Детская площадка»

1

2

Развитие фантазии и воображения (10)

Волшебство искусства. «Мой первый кукольный театр»

1

Формирование образного художественного мышления детей, эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. 

Формирование и развитие навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя, умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

«Фантастический замок»

1

«Фантазии снежинок»

1

«Подражание мастеру. Лепим игрушки»

1

О чем и как рассказывает искусство? Художественно-выразительные средства. «Заколдованный лес»

1

О чем говорят на картине цвета?

«Настроение»

«Зимние игры»

«Из теплой комнаты смотрю на падающий снег»

1

Учимся рисовать с натуры. «Разговор двух предметов».

1

«Моя мама»

1

«Карнавальные маски»

1

Графическая иллюстрация к любимой сказке. «Огниво»

1

3

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (12)

«Черно-белая планета»(контраст)

1

Воспитание любви к Родине. 

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру. 

Формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. 

Соблюдение правил техники безопасности при выполнении практических работ

«Тучки небесные» (пятно и тон как средства выразительности)

1

Штрих как средство выразительности в графике. «вальс»

1

«Ветер на равнине»

1

Передаем движение в аппликации. Коллективная работа «на переменке»

1

Виртуальная экскурсия «Музеи мира»

1

Бумажная пластика «Дерево»

1

«Мое любимое животное». Лепим по наброску. Лепим сюжетную композицию.

2

Коллективная работа «Весенние ручьи»

1

Коллективная работа «Весенние ручьи» (завершение работы)

1

Выставка лучших работ.

1

ИТОГО: 35 часов ИТОИТОГО: 35 часов

33

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...