Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Елена Георгиевна Мухутдинова

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                                   1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса на 2018-2019 учебный год разработана на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство», созданной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой МО     РФ,     в     соответствии     с     требованиями        Федерального Государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и целями и задачами образовательной программы школы. Программа ориентирована на учебник “ Изобразительное искусство” Б.М.Неменского , Москва издательство “ Просвещение” 2016 год.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г.

№ 373(с изменениями и дополнениями- (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС НОО от 26.11.2010г. №1241; от 22.09.2011 № 2357; от 18.12.2012г. №1060; от 29.12.2014г. №1643;31.12.15г. №1576),

  1. Основная образовательная   программа   начального   общего   образования   МБОУ

«Попереч»енская оош»

  1. Положение о разработке рабочей программ, принятое на педагогическом совете.
  2. Учебный план МБОУ «Попереченская оош».
  3. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Попереченская основная общеобразовательная школа»
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Она разработана в целях конкретизации содержания Федерального государственного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Программа для 1 класса представлена в виде четырёх больших тем: «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения», «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения», «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки», «Мастера Изображения, украшения, постройки всегда работают вместе».

Цели и задачи курса

Цель программы:

  • формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи:


формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

  • формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

  1. постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
  2. развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства (только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей).
  3. развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни;
  4. развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
  5. развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе

— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Общая характеристика курса

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально- пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и

Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его   основ: развитие   наблюдательности,   т.е.   умения   вглядываться   в   явления   жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обоснование выбора программы

Эту программы я выбрала, так как она является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Эта программа направлена на духовное развитие личности, развитие художественного восприятия и самовыражения, на ознакомление с шедеврами отечественного и зарубежного искусства; практическая деятельность представлена в содержательном единстве с художественным творчеством, во взаимодействии искусства с жизнью.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

На   изучение   предмета   отводится   1   ч   в        неделю, всего   33   часа   в   год.   Предмет

«Изобразительное искусство» в 1 классе будет реализован за 33 часа.

Программа обеспечивает доступное для детей обобщение учебного материала.

Формы организации образовательного процесса

Основной        формой        организации        учебного        процесса        является        классно-урочная система.

Кроме того, используются дополнительные формы обучения: урок-путешествие, урок- творчества, уроки-конкурсы, уроки-вернисажи, экскурсии в краеведческий музей, посещение выставок в школе искусств, практические занятия, игры, элементы проектной деятельности, используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях, использование ИКТ (презентаций).

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром, математикой, технологией.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно- познавательной деятельности учащихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Технологии обучения

При изучении нового материала используются элементы технологии проблемного и исследовательского обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.

Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей.

Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.

Элементы технологии уровневой дифференциации используются при контроле знаний учащихся.

Для сохранения и укрепления здоровья учащихся используются элементы здоровьесберегающих технологий.

С целью развития познавательной активности школьников используются элементы игровых технологий.

Для повышения эффективности урока используются элементы ИКТ.

Также на уроке используются элементы коллективного способа обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

К универсальным ключевым компетенциям в преподавании изобразительного искусства относятся следующие: общекультурные компетенции, ценностно-смысловые компетенции.

В большей степени зависят от технической оснащенности и иных возможностей учебного заведения учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Общекультурные компетенции формируются практически «сами по себе», так как всегда изобразительное искусство базировалось на геометрических фигурах, пропорциях, и это давало стимул к освоению точных наук – геометрии, математики; цвет неразрывно связан с физикой. В целом можно увидеть прочные связи изобразительного искусства с литературой, музыкой, иными гуманитарными дисциплинами. У учеников рождается гармоничное представление об окружающем мире.

Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика. Изобразительное искусство способно в наше время эффективно противодействовать духовному обнищанию, оно учит видеть и понимать окружающее в иных координатах, одухотворенных. Эти компетенции фактически обеспечивают формирование личности ученика.

Учебно-познавательные компетенции формируются при самостоятельной работе и в некотором смысле зависимы от инструментария проведения уроков, которым владеет учитель. Там, где инструментарий богат и технически подкреплен возможностями образовательного учреждения, там учебно-познавательные компетенции выражены ярче.

Информационные компетенции максимально зависимы от технического оснащения школы, так как формируются при наличии компьютеров, сети Интернет, мультимедийного оборудования.

Компетенции личностного совершенствования являются своеобразным показателем успешности образовательного учреждения. Если оно достойно обеспечивает учебный процесс методически и технически, то ученики стремятся к непрерывному самопознанию, у них формируется культура мышления и поведения.

Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации художественные сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам искусства, видов искусства и др.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • познавательной мотивации к изобразительному искусству;
  • осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
  • внимательного        отношения        к        красоте        окружающего        мира,        к произведениям искусства;
  • эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • называть расположение цветов радуги;
  • различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
  • составлять дополнительные цвета из основных цветов;
  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
  • использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
  • элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • адекватно        воспринимать        содержательную        оценку        своей        работы учителем;
  • выполнять работу по заданной инструкции;
  • использовать изученные приёмы работы красками;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
  • вносить коррективы в свою работу;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий;
  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • решать творческую задачу, используя известные средства;
  • включаться        в        самостоятельную        творческую        деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике;
  • находить нужную информацию в словарях учебника;
  • вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
  • различать цвета и их оттенки,

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • характеризовать персонажей произведения искусства;
  • конструировать объекты дизайна.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • комментировать последовательность действий;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» К КОНЦУ 1 КЛАССА

Учащиеся 1класса должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В.М. Васнецов, И.И. Левитан);
  • сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

«ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ,УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ»

Раздел, тема

Кол-во часов

1

Ты учишься изображаешь. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме. Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

9

2

Ты украшаешь.

Мир полон украшений.

Цветы.

Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях .Ритм пятен Красивые рыбы. Монотипия.

Украшение птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

8

3

Ты строишь.

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение. Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

11

4

Изображение, украшение,

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. постройка всегда помогают друг другу Праздник весны

Сказочная страна Времена года

Здравствуй, лето! Урок любования. (обобщение темы).

5

Календарно-тематическое планирование

Дата

ур

ок

Тема урока

проведения

план

факт

а

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 9 часов

1

Изображения всюду вокруг нас .

2

Мастер Изображения учит видеть .

3

Изображать можно пятном.

4

Изображать можно в объеме.

5

Изображать можно линией

6

Разноцветные краски. Проект «Природа Еравны»

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изобразить радость.

8

Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изобразить

грусть.

9

Художник и зрители НРК «Художники Бурятии»

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения—8 часов

10

Мир полон украшений НРК «Украшения бурятского народа»

11

Красоту надо уметь замечать.

12

Узор на крыльях.

13

Красивые рыбы.

14

Украшение птиц

15

Узоры, которые создали люди.

16

Как украшает себя человек. Проект «Русский народный костюм»

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

Ты строишь. Знакомство с Мастером

Постройки – 8 часов

18

Постройки в нашей жизни .

19

Домики, которые построила природа.

20

Дом снаружи и внутри.

21

Строим город. Проект «Мое родное село!»

22

Всё имеет своё строение

23

Постройка предметов

24-25

Город, в котором мы живём. НРК « Еравна моя!»

Изображение, украшение и постройка всегда помогают друг другу  8 часов

26

Совместная работа трёх братьев- Мастеров.

27-28

Сказочная страна. Создание панно. Проект «Сказочная страна»

29

Разноцветные жуки.

30

Весенний день.

31

Урок любования. Умение видеть. НРК «Путешествие по

родным местам»

32-33

Времена года.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Примерная программа начального общего по изобразительному искусству

Рабочие программы по изобразительному искусству

Учебники по изобразительному искусству

Методические журналы по искусству

Учебно-наглядные пособия в виде таблиц

Энциклопедии по искусству, справочные издания

Альбомы по искусству

Книги о художниках и художественных музеях

Словарь искусствоведческих терминов

2. Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц

3.Технические средства обучения

Мультимедиа-проектор

Интерактивная доска

4. Учебно-практическое оборудование

Краски акварельные

Краски гуашевые

Тушь

Бумага цветная

Фломастеры

Восковые мелки

Кисти

Емкости для воды

Стеки (набор)

Пластилин

Клей

Ножницы

Рамы для оформления работ

6. Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов (комплект)

Изделия декоративно-прикладного искусства

Керамические изделия

Драпировки

Предметы быта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...