Статья "Предметно-практическая деятельность как условие развития речи глухих школьников"
статья по изобразительному искусству (изо)

Круглякова Татьяна Романовна

В течение XIX – XX веков такие великие отечественные  учёные сурдопедагоги как Р.М. Боскис, Л.М. Быкова, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва, Э.И. Леонгард, Е.П. Марциновская, и другие разрабатывали новые методы и средства более эффективного обучения глухих детей всем видам речевой деятельности. Вышеуказанными учёными доказано, что мощным условием эффективного обучения является опора на предметно-практическую деятельность в образовательном процессе глухих школьников.

Благодаря использованию предметно-практической деятельности создаются условия, способствующие полноценному психическому развитию глухих учащихся: постепенное развитие наглядного-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления в единстве с формированием речи при соблюдении стадийности в развитии мыслительных процессов создаются условия для перехода от наглядно-образных форм мышления глухих детей к словестно-логическому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_ppd.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Круглякова Т.Р., Граш Н.Е.

Статья по теме: «Значение предметно-практической деятельности для формирования устной речи глухих и слабослышащих обучающихся»

В течение XIX – XX веков такие учёные как Р.М. Боскис, Л.М. Быкова, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва, Э.И. Леонгард, Е.П. Марциновская, и другие разрабатывали новые методы и средства более эффективного обучения глухих детей всем видам речевой деятельности. Вышеуказанными учёными доказано, что мощным условием эффективного обучения является опора на предметно-практическую деятельность в образовательном процессе глухих школьников.

Благодаря использованию предметно-практической деятельности создаются условия, способствующие полноценному психическому развитию глухих учащихся: постепенное развитие наглядного-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления в единстве с формированием речи при соблюдении стадийности в развитии мыслительных процессов создаются условия для перехода от наглядно-образных форм мышления глухих детей к словестно-логическому.

Все авторы, исследующие процесс усвоения понятий школьниками (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Зыков, М.И. Глебова, Е.Н. Марциновская, П.Я. Гальперин), единодушны в том, что понятия усваиваются постепенно и что это процесс длительный, связанный с овладением другими понятиями, другими знаниями. Процесс овладения понятиями на начальных этапах развития ребенка характеризуется тем, что практическое использование знаний и представлений опережает их осознание.

Мы хотим отметить, что имеется еще одна важная сторона содержания обучения - это житейские понятия. На наличие такого круга понятий впервые обратил внимание Л.С. Выготский. По общему признанию психологов (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Д. Столяренко) такие понятия составляют опору для формирования научных знаний. В результате своего опыта дети имеют представления об окружающем мире, но не владеют даже самыми элементарными обобщениями, так как обобщения формируются в слове, а слова им неизвестны.

Нам важно отметить, что Л.С. Выготский определяет житейские понятия следующим образом: «Научные понятия прорастают вниз через житейские. Житейские понятия прорастают вверх через научные.. Житейское понятие, проделавшее длинный путь развития снизу вверх, проторило пути для дальнейшего прорастания вниз научного понятия, так как оно создало ряд структур, необходимых для возникновения низших и элементарных свойств понятия. Так же точно научное понятие, проделав какой-то отрезок пути сверху вниз, проторило тем самым путь для развития житейских понятий, предуготовив ряд структурных образований, необходимых для овладения высшими свойствами понятия» [11, т.2, с. 263].

Конкретный анализ понятий, относящихся к различным учебным дисциплинам, показал, что имеется обширный объем элементарных знаний, которые не составляют органической принадлежности ни одного из существующих школьных предметов и в то же время нужны при обучении различным предметам учебного плана школы: большой и маленький, высокий и низкий, толстый и тонкий, во столько-то раз больше, на столько- то меньше, выше, чем шире, чем ..., лучше, через, ближе, разные, одинаковые, ловко, начинать, кончать, продолжать, скрепить, склеить, завернуть, чинить, рыхлить, готовить, начинать, порядок, рабочий, место, рабочее место, трудно, легко и т.д. и т.п.

Многоаспектный анализ работ Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева позволяет нам говорить том, что предметно-практическая деятельность создает благоприятные условия для развития мышления глухих детей от конкретного, наглядно-образного к речевому, понятийному, для развития логического мышления, для овладения детьми отчёта о выполненной работе и планированием предстоящей работы.

В исследованиях Л.М. Быковой, С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой, М.И. Глебовой, Е.Н. Марциновской, посвященных поискам путей развития самостоятельности и активности учащихся на уроке, было выявлено, что решающим условием в достижении этих качеств учащихся является их организованная деятельность. Вне деятельности не может быть ни самостоятельности, ни активности учащихся на уроке. При обучении с опорой на предметную деятельность разрыва между словом и процессом деятельности не отмечается. Это значит, что для школьников слово становится средством, организующим их деятельность.

Таким образом, предметная деятельность уже на первых подходах к изучению ее роли представляется крайне актуальной в рассмотренных планах:

1) средство, обеспечивающее планомерность развития мышления глухих детей в процессе их обучения;

2) способ формирования житейских понятий.        

Анализ работ Л.М. Быковой, С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой, Е.П. Кузьмичёвой, Е.Н. Марциновской, Л.А. Новосёлова, А.Ф. Понгильской, Н.А. Рыжовой позволяет нам отметить, что достаточно широко развернутая, приведенная в определенную систему предметно-практическая деятельность представляет собой специфический учебный предмет со своим богатым содержанием, развивающим учащихся одновременно в разных планах.

Реализуя принцип коррекционной направленности обучения в школе глухих, вышеуказанные исследователи под руководством С.А. Зыкова ввели в учебный процесс младших классов предметно-практическую деятельность как специфическое средство развития неслышащих школьников, поскольку она в наибольшей степени отвечает характеру их познавательной деятельности. Целесообразность поведения глухих школьников свидетельствует о том, что они осваивают в практическом плане операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, хотя и с заметным своеобразием. В процессе предметно-практического обучения создаются условия для развития у детей наглядного мышления, которое играет важную компенсаторную роль. Полноценное наглядное мышление в единстве с речью, способствует успешности перехода к понятийным формам мыслительной деятельности.

Изготавливая различные объекты, учащиеся знакомятся с их названиями, со словами, обозначающими качества объектов, их деталей и т.д., усваивают названия применяемых материалов и инструментов. Нам важно то, что каждое усваиваемое слово необходимо ребенку для общения с товарищами, с учителем. Без общения оказывается невозможным совместное изготовление предметов. Содержанием разговора детей являются сообщения, просьбы, вопросы, связанные с подготовкой и осуществлением предметно-практической деятельности, высказывания о характере и порядке предстоящих операций.

В связи с коллективным изготовлением изделий дети учатся организовывать труд друг друга. Руководитель работы (бригадир, «маленький учитель», дежурный) дает поручения, инструкции о том, что и как надо делать. Дети выполняют эти задания, при необходимости задают уточняющие вопросы. Содержанием общения школьников является не только обсуждение предстоящей работы. Большое внимание уделяется обучению глухих детей умению рассказывать о выполнении задания, отчитываться о проведенных действиях.

С целью развития речи учитель стимулирует общение детей, руководит его содержанием. Создавая детям определенные условия, в которых они вынуждены употреблять требуемое речевое высказывание, учитель подсказывает им нужное слово, словосочетание. Нам важно отметить, что правильно педагогически организованная предметно-практическая деятельность глухих учащихся представляет собой мощное средство их компенсаторного развития.

Нам важно подчеркнуть, что коррекционная направленность предметно-практической деятельности проявляется в работе по формированию житейских понятий. В первые годы введения в учебный процесс предметно-практической деятельности было отмечено улучшение знаний по общеобразовательным предметам, дети овладевали материалом в большем объеме, прочнее усваивали его. Оказалось, что включение в урок предметно-практической деятельности создает потребность в знаниях и, что очень важно, способствует выработке умения ими пользоваться.

Мы вслед за учеными СЛ. Зыковым, Т.С. Зыковой, Л.M. Быковой указываем на  то, что предметно-практическая деятельность, выделенная в отдельный учебный предмет — предметно-практическое обучение, преобразила весь учебно-воспитательный процесс, усилив его коррекционно-развивающий характер и за счет введения новых средств, методов, форм обучения, и за счет изменения содержания обучения и характера усвоения знаний.

Мы считаем важным отметить, что предметно-практическая деятельность наиболее полно отвечает характеру познавательной деятельности младших глухих школьников. Использование ППД обеспечивает выполнение предметных, метапредметных, личностных и коррекционных задач специальной школы, способствует реализации стадийности в развитии мыслительных операций, овладению языком как средством общения, обеспечивает планомерную систематическую работу над кругом житейских понятий, формирование трудовых умений и навыков, активизирует учебный процесс и повышает его качество и эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника

Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...

Самореализация младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности как условие развития самоконтроля

Сейчас в современном обществе происходят перемены. Время выдвигает требования к личности, включающие высокую образованность, нравственность, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Это...

Статья "Театрализованная деятельность как фактор развития речи младших школьников."

Основным языком театра является игра-действие, а признаками - диалог. Игра в начальных классах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение. Именно театральное искусст...

Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий

Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"...

Исследовательская деятельность, как условие развития креативности младших школьников

Исследовательская деятельность – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности . ...

Статья " Театральная деятельность как средство развития речи младших школьников"

Театральная деятельность на логопедических занятиях обогащает и активизирует словарный запас обучающихся, развивает монологическую и диалогическую речь, даёт возможность связно и выразительно пересказ...