Конспект урока Изобразительного искусства "Сопереживание - великая тема искусства", 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Цель урока: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей; знакомство с картинами художников, писавших про несчастье, несправедливость нашего мира людей
Задачи урока:
1. Познакомить обучающихся с понятием сопереживание и формами его проявления.
2. Дать представление учащимся о теме сопереживания в искусстве.
3. Обобщить полученную информацию при помощи создания композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soperezhivanie-_velikaya_tema_iskusstva.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дата: 13.12.21 Школа: Студент: Сысокина Анна
Класс: 4 Группа: 33
Урок: 2 Учитель:
Время: Кабинет: 307 Методист: Подгорская Татьяна Александровна
Тема урока: «Сопереживание – великая тема искусства»
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель урока: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей; знакомство с картинами художников, писавших про несчастье, несправедливость нашего мира людей;
Задачи урока:
Дидактические:
1. познакомить обучающихся с понятием сопереживание и формами его проявления
2. дать представление учащимся о теме сопереживания в искусстве
3. обобщить полученную информацию при помощи создания композиции
Развивающие:
1. развивать образное мышление, индивидуальные творческие способности
2. продолжить формирование навыков общения с произведениями искусства
3. развивать способность к эстетической оценке произведений искусств
Воспитательные:
1. воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к художественным произведениям искусств
2. формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающим и миру
3. способствовать воспитанию нравственных качеств: сострадания, взаимопомощи, взаимовыручки
Челябинск, 2022
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (30 сек) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: слово учителя | Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. - Внимательно посмотрите на свое рабочее место, проверьте, чтобы на вашем столе были расположены открытые краски, кисти, баночка с водой, а также по необходимости простой карандаш и ластик, уберите все лишнее, чтобы ничего не мешало вашей работе. | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места | Л: взаимодействие с учителем и сверстниками К: организация своего рабочего места | Учебная презентация: слайд №1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа-общение Наглядный: учебная презентация | Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний. - Ребята, вспомните, над какой темой мы работаем в этой четверти? - Верно, как вы понимаете эту тему? - Какие главные ценности у всех народов мира? - Художники стремятся в своих картинах рассказать о страданиях людей. Чтобы человек – зритель задумался о том, как много несправедливости, горя, страдания в нашем мире. Один из таких художников – Василий Григорьевич Перов. Он жил в тяжелые времена для простых людей, и каждый раз, встречая на улице несчастных, голодных ребятишек очень переживал. Ему хотелось написать такую картину, которая заставила бы сердца людей сжиматься, биться чаще от переживания. И тогда он пишет картину «Тройка». - Посмотрите на экран, вы видите картину «Тройка». Что на ней изображено? - Абсолютно верно, а какие вы испытываете эмоции, глядя на эту картину? - Хорошо, вы правы | - Искусство объединяет народы - Общее дело-искусство-труд сближает - Семья, дружба, забота о больших и маленьких, милосердие - Сопереживание – одна из главных ценностей, ведь мы можем понять и помочь человеку. - О милосердии, сопереживании - Сопереживание - Мы узнаем, - на ней изображено трое ребят, которые тянут воз с бочками - Переживание за ребят, их жаль, потому что тянут такую тяжелую ношу | Л: строят речевое высказывание Р: эмоциональная саморегуляция в ситуации затруднения | Слайд 1 Слайд 2 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный : беседа Н: учебная презентация | Учитель в занимательной (познавательной) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы ми учебных задач. - Ранее вы сказали, что одной из ценностей всех народов является милосердие. Посмотрите на экран, перед вами высказывание «Помоги – раздели беду, и твоя не так давить будет» - Как вы понимаете значение данного высказывания? - Абсолютно верно. Для того, чтобы приблизить человека к теме чувств и духовных ценностей, люди делают скульптуры, снимают фильмы, а еще пишут картины. Как вы думаете, как будет звучать тема урока? - Посмотрите на экран, перед вами ряд картин на тему милосердия, помощи, сопереживания - Верно, наша тема «Сопереживание - великая тема искусства», какую цель мы перед собой поставим? - Абсолютно верно! | Настраиваются на просмотр презентации - Мы можем поддержать человека, и ему станет легче Сопереживание/милосердие - Узнать о сопереживании, к кому его можно проявлять, сделать рисунок на эту тему | М: учится формулировать учебную задачу, осуществляет целеполагание Л: формировать умение формулировать собственное мнение М: формирование умения формулировать тему урока М: формирование умения формулирования цели урока | Слайд 5 Слайд 6 |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению | Эвристическая беседа Частично-поисковый наклядный Игра Демонстрационный Фронтальный опрос Демонстрационный Обьяснительно-иллюстративный Словесный: опрос, фронтальная форма работы Практический: составление алгоритма | Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу или полилог по открытию нового знания. Беседа - Скажите, вы когда-нибудь испытывали чувство сопереживания к кому-то или к чему-то? Расскажите об этом - Посмотрите на экран, перед вами картины, в которых так или иначе отображена тема сопереживания, скажите, по отношению к кому здесь проявляется сопереживание? - Отлично! Теперь мы знаем, что сопереживание проявляется не только по отношению к людям. Что объединяет все эти картины? - Абсолютно верно! Предположите, какое определение мы можем дать слову «сопереживание»? - Отлично! Давайте посмотрим на слайд и узнаем точное определение. Сопереживание – это способность чувствовать эмоции других людей - Подберите слова, схожие со словом сопереживание - А как может проявляться сопереживание? Анализ образцов и композиций: - Посмотрите на доску, здесь изображены рисунки детей, что на них изображено? - Хорошо. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на переднем плане представленных рисунков? - Какие здесь использованы цвета? Обобщение - Итак, я вижу, что вы хорошо понимаете, что такое сопереживание, взаимопомощь Вы ответили верно, сопереживать можно людям, животным, природе. Сопереживание передано в фильмах, мультфильмах. Скажите, а мы можем передать людям это чувство через картины, рисунки? Учитель проводит анализ образов (образцов, композиций) - Тогда давайте рассмотрим несколько композиций. Перед вами картина Константина Егоровича Маковского «Вдовушка». Что вы чувствуете, смотря на нее? - Хорошо! Скажите, какие цвета присутствуют на этой картине? Теплые или холодные? Темные или светлые? - Что изображено, что вы видите на главном плане, а что на второстепенном? - Отлично! Что изображено крупным планом? - Как вы думаете, чем и на чем написано данное произведение искусства? - Абсолютно верно! Учитель проводит педагогический показ приемов выполнения практического задания (расписать словесно по этапам) - Сегодня мы с вами будем рисовать свою собственную картину, где будет присутствовать тема сопереживания. | Ответы учащихся - К людям, животным, к природе - Милосердие, заботливость, понимание Ответы ребят - Ребенок помогающий собачке, пожилой человек и т.д. - На переднем плане изображены главные герои, т.е. человек, собачка и т.д. - Темные и светлые, контрастные Ответы учащихся Ответы учащихся - На холсте | П: извлечение необходимой информации П: использование знаково-символических средств К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К: аргументация своего мнения, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: анализ, синтез, классификация Л: Умение сотрудничать со сверстниками Анализ/синтез Анализ/синтез Анализ/ синтез Л: умение строить речевое высказывание, К: учет мнения сверстников | Слайд 6 Видеофрагмент Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий (4-5 мин) | Словесный: опрос, беседа . | Но перед тем, как нам начать, давайте разомнемся, я вижу вы немного засиделись. Физкультминутка: Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп хлопки над головой Мы топаем ногами, топ, топ высоко поднимаем колени. Качаем головой вперед назад подвигать Мы руки поднимаем, мы руки опускаем руки поднять, опустить Мы низко приседаем и прямо мы встаем присесть и подпрыгнуть Руки вниз, на бочок. Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его. Определяет критерии качества выполнения задания. - Итак, ребята, давайте вспомним, что мы должны будем передать на листе бумаги? - Хорошо! какие цвета вы будете использовать? - Отлично, необходимо, чтобы присутствовало разнообразие цветов. Давайте определим критерии, которых вам следует придерживаться, и при помощи которых вы будете оценивать работу: - аккуратность - самостоятельность/правильность - законченность Сейчас внимательно посмотрите на выполненные работы | Повторяют движения за учителем - Сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручку. -темные/холодные, светлые тоже Рассматривают работы | Учатся формулировать учебную задачу Л: умение логично излагать свои мысли Анализ/синтез Умение работать по плану/в правильной последовательности | Аудио сопровождение Слайд 10 Слайд 11 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (20-25 мин.) | Интериоризация(переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха (4-5 мин) | Практический: индивидуальная работа, выполнение самостоятельной работы | Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество. - Ребята, присаживайтесь на свои места поудобней, проверьте, чтобы ваши краски были открытыми, уберите все лишнее со стола, чтобы ничто не мешало вашей работе, работайте в тишине. - Перед тем, как начать посмотрите на экран, здесь изображены варианты работ некоторых учеников. Можете опираться на них, но помните, что для успешного выполнения работы, вам необходимо сделать работу не копией, а индивидуальной. Можете приступать к выполнению работы, учтите, у вас ограничено время, работайте в темпе. Осуществляет контроль темпа выполнения задания Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением. - Отлично, вы большие молодцы! | Проверяют готовность рабочего места Рассматривают варианты выполненных работ Выполняют самостоятельно работу, следуя критериям Показывают свою работу, объясняют почему и что там нарисовали. | Л: учатся сохранять учебную задачу Анализ/синтез Р: эмоциональная саморегуляция в ситуации затруднения Р: учится работать в определенной последовательности, согласно плану Р: учится выполнять задания в общем темпе К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учитывать мнение одноклассников | Слайд 13 Слайд 14 |
Включение в систему знаний | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного (7-8 мин) | Словесный: обобщающий опрос Наглядный: учебная презентация, раздаточный материал (конверты) | Учитель организует закрепление полученных знаний, понятий, приемов - Итак, ребята, у вас у всех получились отличные работы! Вы очень хорошо передали заданную тему, все работы со своей "изюминкой". - Давайте вспомним, что такое сопереживание - Отлично! А к кому/чему мы можем проявлять сопереживание? | - умение оказать помощь/выручку, а также понять - К людям, животным, природе | П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу Р: учатся работать в определенном темпе | |
Рефлексия | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания (2-3 мин) | Практический анализ, стимулирование успехов | Учитель организует выставку вех работ учащихся - Итак, ребята, сейчас я предлагаю вам разместить ваши работы на доске, так, у нас будет собственная тематическая выставка, где вы сможете повнимательней рассмотреть другие работы. - Хорошо, я вижу, вы закончили, кто хочет продемонстрировать свою работу классу и описать/объяснить то, что нарисовано. Теперь мне нужны двое желающих, которые оценят работу по ранее заданным критериям. Организует самоанализ работ отдельных учащихся - Ребята, у кого есть неполадки с критериями оценивания работ, проанализируйте свою работу и скажите почему есть такие несогласия. А те, кто не успел закончить работу, обязательно доделают ее дома и принесут на следующий урок. - Хорошо, ребята, я вижу вы многому научились, вы большие молодцы! | - создают выставку Оценивают работы Анализируют свои работы | П: рефлексия способов и условий действий Л: самооценка Л: адекватное понимание причин упеха/неуспеха в учебной деятельности Анализ/синтез Понимание ситуации успеха/неуспеха | Слайд 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 4 класса по изобразительному искусству ФГОС по теме "Сопереживание- великая тема искусства"
Конспект урока для 4 класса по изобразительному искусству ФГОС по теме "Сопереживание- великая тема искусства"...
Конспект урока с презентацией по теме "Искусство в твоём доме" в 3 классе, УМК Б.М. Неменского
Разработка урока с презентацией посвящена теме "Искусство в твоем доме" в 3 классе в рамках УМК Б.М. Неменского. Понятие "народный промысел" рассматривается в новом материале...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Сопереживание великая тема искусства», 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей;знакомство с картинами художников, писавших про сопереживание;формирование умений анализировать ...
Конспект урока по изобразительному искусству по теме «Сопереживание- великая тема искусства». (УМК Школа России"), 4 класс.
Цели деятельности учителя: формирование умения воспринимать произведения искусства, в которых отражены драматические картины жизни, воспитание отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужи...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Сопереживание - великая тема искусства", 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование умения воспринимать произведения искусства, в которых отражены драматические картины жизни, воспитание отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужи...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Сопереживание - великая тема искусства" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся умения воспринимать произведения искусства, в которых отражены драматические картины жизни, воспитание отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужим...