Конспект урока Изобразительного искусства "Сопереживание - великая тема искусства", 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Сысокина Анна Валерьевна

Цель урока: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей; знакомство с картинами художников, писавших про несчастье, несправедливость нашего мира людей

Задачи урока:

1. Познакомить обучающихся с понятием сопереживание и формами его проявления.
2. Дать представление учащимся о теме сопереживания в искусстве.
3. Обобщить полученную информацию при помощи создания композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soperezhivanie-_velikaya_tema_iskusstva.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 13.12.21 Школа:                                                                                       Студент: Сысокина Анна
Класс: 4                                                                                                                 Группа: 33
Урок: 2                                                                                                                   Учитель:
Время:           Кабинет: 307                                                                                 Методист: Подгорская Татьяна Александровна

Тема урока: «Сопереживание – великая тема искусства»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей; знакомство с картинами художников, писавших про несчастье, несправедливость нашего мира людей;

Задачи урока:
Дидактические:
1. познакомить обучающихся с понятием сопереживание и формами его проявления
2. дать представление учащимся о теме сопереживания в искусстве
3. обобщить полученную информацию при помощи создания композиции

Развивающие:
1. развивать образное мышление, индивидуальные творческие способности
2. продолжить формирование навыков общения с произведениями искусства
3. развивать способность к эстетической оценке произведений искусств

Воспитательные:
1. воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к художественным произведениям искусств
2. формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающим и миру
3. способствовать воспитанию нравственных качеств: сострадания, взаимопомощи, взаимовыручки

Челябинск, 2022

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (30 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: слово учителя

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

- Внимательно посмотрите на свое рабочее место, проверьте, чтобы на вашем столе были расположены открытые краски, кисти, баночка с водой, а также по необходимости простой карандаш и ластик, уберите все лишнее, чтобы ничего не мешало вашей работе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места

Л: взаимодействие с учителем и сверстниками

К: организация своего рабочего места

Учебная презентация: слайд №1

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный:

беседа-общение

Наглядный: учебная презентация

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний.

- Ребята, вспомните, над какой темой мы работаем в этой четверти?

- Верно, как вы понимаете эту тему?

- Какие главные ценности  у всех народов мира?

- Художники стремятся в своих картинах рассказать о страданиях людей. Чтобы человек – зритель задумался о том, как много несправедливости, горя, страдания в нашем мире. Один из таких художников – Василий Григорьевич Перов. Он жил в тяжелые времена для простых людей, и каждый раз, встречая на улице несчастных, голодных ребятишек очень переживал. Ему хотелось написать такую картину, которая заставила бы сердца людей сжиматься, биться чаще от переживания. И тогда он пишет картину «Тройка».

- Посмотрите на экран, вы видите картину «Тройка». Что на ней изображено?

- Абсолютно верно, а какие вы испытываете эмоции, глядя на эту картину?

- Хорошо, вы правы

- Искусство объединяет народы

- Общее дело-искусство-труд сближает

- Семья, дружба, забота о больших и маленьких, милосердие

- Сопереживание – одна из главных ценностей, ведь мы можем понять и помочь человеку.

- О милосердии, сопереживании

- Сопереживание

- Мы узнаем,

- на ней изображено трое ребят, которые тянут воз с бочками

- Переживание за ребят, их жаль, потому что тянут такую тяжелую ношу

Л: строят речевое высказывание

Р: эмоциональная саморегуляция в ситуации затруднения

Слайд 1

Слайд 2

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный

: беседа

Н: учебная презентация

Учитель в занимательной (познавательной) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы ми учебных задач.

- Ранее вы сказали, что одной из ценностей всех народов является милосердие. Посмотрите на экран, перед вами высказывание «Помоги – раздели беду, и твоя не так давить будет»

- Как вы понимаете значение данного высказывания?

- Абсолютно верно. Для того, чтобы приблизить человека к теме чувств и духовных ценностей, люди делают скульптуры, снимают фильмы, а еще пишут картины. Как вы думаете, как будет звучать тема урока?

- Посмотрите на экран, перед вами ряд картин на тему милосердия, помощи, сопереживания

- Верно, наша тема «Сопереживание - великая тема искусства», какую цель мы перед собой поставим?

- Абсолютно верно!

Настраиваются на просмотр презентации

- Мы можем поддержать человека, и ему станет легче

Сопереживание/милосердие

- Узнать о сопереживании, к кому его можно проявлять, сделать рисунок на эту тему

М: учится формулировать учебную задачу, осуществляет целеполагание

Л: формировать умение формулировать собственное мнение

М: формирование умения формулировать тему урока

М: формирование умения формулирования цели урока

Слайд 5

Слайд 6

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению

Эвристическая беседа

Частично-поисковый наклядный

Игра

Демонстрационный

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Обьяснительно-иллюстративный

Словесный: опрос, фронтальная форма работы

Практический: составление алгоритма

Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу или полилог по открытию нового знания. Беседа

- Скажите, вы когда-нибудь испытывали чувство сопереживания к кому-то или к чему-то? Расскажите об этом

- Посмотрите на экран, перед вами картины, в которых так или иначе отображена тема сопереживания, скажите, по отношению к кому здесь проявляется сопереживание?

- Отлично! Теперь мы знаем, что сопереживание проявляется не только по отношению к людям. Что объединяет все эти картины?

- Абсолютно верно! Предположите, какое определение мы можем дать слову «сопереживание»?

- Отлично! Давайте посмотрим на слайд и узнаем точное определение.

Сопереживание – это способность чувствовать эмоции других людей

- Подберите слова, схожие со словом сопереживание

- А как может проявляться сопереживание?

Анализ образцов и композиций:

- Посмотрите на доску, здесь изображены рисунки детей, что на них изображено?

- Хорошо. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на переднем плане представленных рисунков?

- Какие здесь использованы цвета?

Обобщение

- Итак, я вижу, что вы хорошо понимаете, что такое сопереживание, взаимопомощь Вы ответили верно, сопереживать можно людям, животным, природе. Сопереживание передано в фильмах, мультфильмах. Скажите, а мы можем передать людям это чувство через картины, рисунки?

Учитель проводит анализ образов (образцов, композиций)

- Тогда давайте рассмотрим несколько композиций. Перед вами картина Константина Егоровича Маковского «Вдовушка». Что вы чувствуете, смотря на нее?

- Хорошо! Скажите, какие цвета присутствуют на этой картине? Теплые или холодные? Темные или светлые?

- Что изображено, что вы видите на главном плане, а что на второстепенном?

- Отлично! Что изображено крупным планом?

- Как вы думаете, чем и на чем написано данное произведение искусства?

- Абсолютно верно!

Учитель проводит педагогический показ приемов выполнения практического задания (расписать словесно по этапам)

- Сегодня мы с вами будем рисовать свою собственную картину, где будет присутствовать тема сопереживания.

Ответы учащихся

- К людям, животным, к природе

- Милосердие, заботливость, понимание

Ответы ребят

- Ребенок помогающий собачке, пожилой человек и т.д.

- На переднем плане изображены главные герои, т.е. человек, собачка и т.д.

- Темные и светлые, контрастные

Ответы учащихся

Ответы учащихся

- На холсте

П: извлечение необходимой информации

П: использование знаково-символических средств

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К: аргументация своего мнения, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: анализ, синтез, классификация

Л: Умение сотрудничать со сверстниками

Анализ/синтез

Анализ/синтез

Анализ/ синтез

Л: умение строить речевое высказывание,

К: учет мнения сверстников

Слайд 6

Видеофрагмент

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий (4-5 мин)

Словесный: опрос, беседа

.

Но перед тем, как нам начать, давайте разомнемся, я вижу вы немного засиделись.

Физкультминутка:

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп хлопки над головой Мы топаем ногами, топ, топ высоко поднимаем колени. Качаем головой вперед назад подвигать Мы руки поднимаем, мы руки опускаем руки поднять, опустить Мы низко приседаем и прямо мы встаем присесть и подпрыгнуть Руки вниз, на бочок.

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его. Определяет критерии качества выполнения задания.

- Итак, ребята, давайте вспомним, что мы должны будем передать на листе бумаги?

- Хорошо! какие цвета вы будете использовать?

- Отлично, необходимо, чтобы присутствовало разнообразие цветов. Давайте определим критерии, которых вам  следует придерживаться, и при помощи которых вы будете оценивать работу:

- аккуратность

- самостоятельность/правильность

- законченность

Сейчас внимательно посмотрите на выполненные работы

Повторяют движения за учителем

- Сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручку.

-темные/холодные, светлые тоже

Рассматривают работы

Учатся формулировать учебную задачу

Л: умение логично излагать свои мысли

Анализ/синтез

Умение работать по плану/в правильной последовательности

Аудио сопровождение

Слайд 10

Слайд 11

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25 мин.)

Интериоризация(переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха (4-5 мин)

Практический: индивидуальная работа, выполнение самостоятельной работы

Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество.

- Ребята, присаживайтесь на свои места поудобней, проверьте, чтобы ваши краски были открытыми, уберите все лишнее со стола, чтобы ничто не мешало вашей работе, работайте в тишине.

- Перед тем, как начать посмотрите на экран, здесь изображены варианты работ некоторых учеников. Можете опираться на них, но помните, что для успешного выполнения работы, вам необходимо сделать работу не копией, а индивидуальной. Можете приступать к выполнению работы, учтите, у вас ограничено время, работайте в темпе.

Осуществляет контроль темпа выполнения задания

Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением.

- Отлично, вы большие молодцы!

Проверяют готовность рабочего места

Рассматривают варианты выполненных работ

Выполняют самостоятельно работу, следуя критериям

Показывают свою работу, объясняют почему и что там нарисовали.

Л:  учатся сохранять учебную задачу

Анализ/синтез

Р: эмоциональная саморегуляция в ситуации затруднения

Р: учится работать в определенной последовательности, согласно плану

Р: учится выполнять задания в общем темпе

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учитывать мнение одноклассников

Слайд 13

Слайд 14

Включение в систему знаний

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

(7-8 мин)

Словесный: обобщающий опрос

Наглядный: учебная презентация, раздаточный материал (конверты)

Учитель организует закрепление полученных знаний, понятий, приемов

- Итак, ребята, у вас у всех получились отличные работы! Вы очень хорошо передали заданную тему, все работы со своей "изюминкой".

- Давайте вспомним, что такое сопереживание

- Отлично! А к кому/чему мы можем проявлять сопереживание?

- умение оказать помощь/выручку, а также понять

- К людям, животным, природе

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Р: учатся работать в определенном темпе

Рефлексия

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

(2-3 мин)

Практический анализ, стимулирование успехов

Учитель организует выставку вех работ учащихся

- Итак, ребята, сейчас я предлагаю вам разместить ваши работы на доске, так, у нас будет собственная тематическая выставка, где вы сможете повнимательней рассмотреть другие работы.

- Хорошо, я вижу, вы закончили, кто хочет продемонстрировать свою работу классу и описать/объяснить то, что нарисовано. Теперь мне нужны двое желающих, которые оценят работу по ранее заданным критериям.

Организует самоанализ работ отдельных учащихся

- Ребята, у кого есть неполадки с критериями оценивания работ, проанализируйте свою работу и скажите почему есть такие несогласия. А те, кто не успел закончить работу, обязательно доделают ее дома и принесут на следующий урок.

- Хорошо, ребята, я вижу вы многому научились, вы большие молодцы!

- создают выставку

Оценивают работы

Анализируют свои работы

П: рефлексия способов и условий действий

Л: самооценка

Л: адекватное понимание причин упеха/неуспеха в учебной деятельности

Анализ/синтез

Понимание ситуации успеха/неуспеха

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 4 класса по изобразительному искусству ФГОС по теме "Сопереживание- великая тема искусства"

Конспект урока для 4 класса по изобразительному искусству  ФГОС по теме "Сопереживание- великая тема искусства"...

Конспект урока с презентацией по теме "Искусство в твоём доме" в 3 классе, УМК Б.М. Неменского

Разработка урока с презентацией посвящена теме "Искусство в твоем доме" в 3 классе  в рамках УМК Б.М. Неменского. Понятие "народный промысел" рассматривается в новом материале...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Сопереживание великая тема искусства», 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей;знакомство с картинами художников, писавших про сопереживание;формирование умений анализировать ...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме «Сопереживание- великая тема искусства». (УМК Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: формирование умения воспринимать произведения искусства, в которых отражены драматические картины жизни, воспитание отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужи...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Сопереживание - великая тема искусства", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование умения воспринимать произведения искусства, в которых отражены драматические картины жизни, воспитание отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Сопереживание - великая тема искусства" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умения воспринимать произведения искусства, в которых отражены драматические картины жизни, воспитание отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужим...