Сюжетно ролевое конструирование в организации внеурочной деятельности
статья

Ларионова Ольга Владимировна

Аннотация:  в статье представлено описание реализации программы работы с детьми на основе конструктивной деятельности, а именно сюжетно-ролевого конструирования. Также рассмотрено влияние конструктивной деятельности на всестороннее развитие ребенка.

Abstract: the article describes the implementation of the program of work with children on the basis of constructive activity, namely plot-role construction. The influence of constructive activity on the comprehensive development of the child is also considered.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2_1.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.42

Ларионова Ольга Владимировна

Учитель изобразительного искусства

Teacher of pictorial arts

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска

Municipal budgetary educational institution Basic general education boarding school for students with disabilities No. 22 of Tomsk

Томск, Россия

Tomsk, Russia

СЮЖЕТНО РОЛЕВОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация:  в статье представлено описание реализации программы работы с детьми на основе конструктивной деятельности, а именно сюжетно-ролевого конструирования. Также рассмотрено влияние конструктивной деятельности на всестороннее развитие ребенка.

Abstract: the article describes the implementation of the program of work with children on the basis of constructive activity, namely plot-role construction. The influence of constructive activity on the comprehensive development of the child is also considered.

Ключевые слова: конструирование, конструктивная деятельность, пространственная ориентировка, моделирование, восприятие, практическая форма мышления, пространственные представления.

Keywords: construction, constructive activity, spatial orientation, modeling, perception, practical form of thinking, spatial representations.

 «Человека нужно не лепить, а ковать… создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек.» 

Антон Макаренко

Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать, и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью развиваться и совершенствоваться. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.

Цель педагогической деятельности — эффективное построение учебного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В современной концепции обучения детей с ограниченными возможностями здоровья заложен принцип всестороннего развития личности ребенка, коррекционно-педагогической помощи, направленной на исправление или ослабление недостатков психофизиологического развития. Конструирование является мощным стимулом для развития мыслительной активности и развития интеллекта школьников. Исходя из этого, было педагогически целесообразно организовать программу на основе конструирования.

Решение конструктивных задач – это одна из форм наглядно-действенного мышления. Большинство отечественных исследователей определяют конструктивную деятельность как продуктивную деятельность, в процессе которой создается определенный, заранее продуманный реальный продукт. Отмечается также, что конструирование сочетает в себе виды игровой и учебной деятельности и по своему характеру сходно с изобразительной, поскольку в нем также отражается окружающая действительность. Поэтому для формирования у младших школьников ключевых компетенций было выбрано сюжетно ролевое конструирование как основа для разработки рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности.

При разработке программы была поставлена цель: развитие творческих способностей школьников, эстетического вкуса, через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки, самостоятельности.

Для качественной реализации цели педагогу следует приоритезировать выполнение следующих задач:

  • помочь обучающемуся в освоении общей специальной образовательной программы;
  • учесть индивидуальные особенности ребенка;
  • освоение ребенком знаний о роли трудовой деятельности человека.
  • воспитание у учеников трудолюбия, уважительного отношения к людям.

Для качественного и последовательного выполнения поставленных перед педагогом целей следует предусмотреть систематическую работу в следующих направлениях:

  •  освоение конструкторов из различных материалов (металлических, пластиковых, деревянных);
  •  развитие технического логического мышления;
  •  выработка естественного интереса к разработке и постройке различных объектов, механизмов, деталей.

Сюжетно ролевое конструирование реализовалось по принципу индивидуального и дифференциального подхода и принципу взаимодействия - формирование устойчивых привычек, необходимых для   приспособления к условиям среды жизнедеятельности.

  Для наиболее качественного достижения результата занятия следует построить на практической работе детей от простого к сложному в форме беседы, рассказа, обсуждения, демонстрации образцов, технологических карт. Для этого подходят формы организации учебных занятий, такие как комбинированный урок, урок-игра, обобщающий урок, контрольный урок. Помимо этого при реализации были использованы следующие методы реализации программы:

  • Убеждение – рассказ, объяснение, беседа;
  • Упражнение – практическая деятельность (конструирование);
  • Поощрение – одобрение, для развития мотивации и уверенности в своих силах.

Для занятий использовались сюжетно ролевые конструктора «Пожарная машина», «Скорая помощь», «Ферма», «Дом». Занятия опирались на естественный интерес к разработке и постройке различных объектов и механизмов.

Как происходит процесс превращения моих учеников в «инженеров»: сначала на занятиях мы постигаем азы конструирования: знакомимся с принципом работы с конструктором, изучаем технологическую карту, форму, цвет деталей, материал, отрабатываем простые соединения. Таким образом, обучение, направленное на коррекцию умственной деятельности, вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и упорство в достижении цели, способствует обучению и развитию детей помогает детям адаптироваться в условиях школы принимать нестандартные решения, учиться логически мыслить.

Дети учатся понимать принцип работы с конструктором и применять готовые модели в своих ролевых играх, выражать чувства, мысли, переживания. Через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки, школьники   овладевают: умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; решают конструктивные задачи; развивается образное мышление; способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса,  это совершенно новые технологии в образовании. Используя во внеурочной деятельности сюжетно ролевые конструктора   позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет ученикам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Технологии сюжетно ролевых конструкторов позволяют доступную систему подачи материала обучения, что помогает легко учить детей тому как решить проблему и где искать решения, а методика программы помогает стать детям творчески мыслящими они получают навык работы в команде, учатся созиданию, добру.

 Для полноценной реализации сюжетно ролевого конструктора учителю необходимо помогать детям моделировать предварительный замысел и контролировать реализацию моделирования в постройках, направлять творчество на добрые яркие сюжеты. Формировать позитивные впечатления об окружающем мире, это поможет стать воспитанникам творчески мыслящими, добрыми людьми.

Программа была составлена и апробирована на базе МБОУ ООШИ №2 г. Томска на протяжении пяти лет, что выявило взаимозависимое увеличение количества конструирования и заинтересованности детей в практике. Использование конструкторов из различных материалов (металлических, пластиковых, деревянных) во внеурочной деятельности повышает знание о материалах, используемых в строительстве. Помимо того, на практике было подтверждено, что конструирование повышает мотивацию учащихся к творчеству, развивает техническое, логическое мышление, мелкую моторику, тщательность, точность восприятие пространства и цвета, способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, что было подтверждено регулярными мониторингами.

Можно утверждать, что программы, основанные на сюжетно ролевом конструировании, имеют успех не только как способ заинтересовать детей в практике, но и как метод развития ключевых компетенций.

Список литературы

1. Вялых О.А. Особенности конструктивной деятельности младших школьников с недостатками в интеллектуальном развитии: автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 1999. 23 с.

5. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: лекции 1–4. М.: Педагог. ун-т «Первое сентября», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...