Рабочая программа "Школа России" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Рабочая программа по ИЗО 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

  «Рассмотрено»

на заседании ШПК

____________________

Протокол №________

от «___»______202__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М»

________/___________________/

«___» ___________202__  г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М»

__________/М.Г. Вильмова/

Приказ №____от «___»_______202__г.

Рабочая   программа

по  предмету:

«Изобразительное искусство»

4 класс

2022 – 2023  учебный год

Всего часов на учебный год: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Составлена в соответствии с программой по изобразительному искусству к учебнику для 4 классов   общеобразовательных школ авторов Л.А. Неменской.

Учебник: Изобразительное искусство. 4 класс - М.: Просвещение, 2014.

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2022/23 учебный год для обучающихся 4-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями:

Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК  Л.А. Неменской  по изобразительному искусству  для 4-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.

1. Для педагога:

  • учебник «Изобразительное искусство. 4 класс»;
  • методическое пособие «Изобразительное искусство. Дидактические материалы. 4 класс».

2. Для обучающихся:

  • учебник «Изобразительное искусство  4 класс»;
  • рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. 4 класс».

  Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе ФГОС НОО требований к результатам освоения основной образовательной программы начального  общего образования Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа»  с учётом примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и авторской   программы  «Изобразительное искусство» «Искусство вокруг нас» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.  Москва: Просвещение: 2017 год.

На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

 (1час в неделю, всего 34 часа)

   Срок реализации рабочей программы один год.

Цель учебного курса:

формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека.

 Задачи курса:

- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений одобре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта;

- работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы

Реализация программы по изобразительному искусству в 4-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.

Личностные результаты:

художественно-эстетического обучения, которые отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

- эмпатические свойства личности, способности к эстетическому переживанию, созерцанию окружающего мира, проявленность чувства интереса к явлениям жизни;

- способности к эмоционально-нравственной и ценностно-смысловой ориентации в окружающем мире; культуросообразная оценка явлений реальности;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде, умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности: это умение определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь с позиции адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.

Художественное познание связано с умением строить художественный образ, то есть, определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор, то есть выбор существенного для своих целей. Художественное познание для ребенка особенно связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть, как мы называем это процесс мыследеятельности.

Коммуникативные:

Важнейшей социальной функцией искусства являются его коммуникативные свойства: визуально-пространственные искусства являются организаторами среды общения людей. Поэтому вопросы развития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. К развитию коммуникативных качеств учащихся имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, и собственное художественное творчество, и становление понимания социальных функций искусства. В качестве учебных действий следует рассматривать обсуждение работ учащихся, выставки, разные формы организации коллективных работ, оформление праздников и др.

Результатами художественно-коммуникативных действий в процессе обучения являются умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, как способность ученика к сотрудничеству, уважению чужого мнения и права быть иным, умение вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения и др.

В качестве метапредметных результатов обучения следует также назвать:

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов:

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Познавательные:

-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

-видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Предметные результаты:

- в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

-  в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

-  в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

- в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России

- и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

 - освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса

Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.

       Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания в 4-м классе.

       Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками  развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной  жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.

      Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли (7ч.) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы (8ч.) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Тематическое планирование по музыке

Тематическое планирование по изобразительному искусству  для 4-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Распределение учебных часов по разделам программы. № п/п

Название раздела

Количество часов

1.

 «Истоки родного искусства»

8

2.

 «Древние города нашей земли»

7

3.

 «Каждый народ – художник»

11

4.

 «Искусство объединяет народы»

8

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Первая четверть – 8 недель

1 четверть Тема «Истоки  родного искусства» 8 часов

1

Пейзаж родной земли. Экскурсия на тему «В парке».

01.09.- 03.09.

2

Красота разных времён года

06.09.-10.09.

3

Гармония жилья с природой

13.09.-17.09.

4

Деревня – деревянный мир

20.09.-24.09.

5

Образ красоты человека

27.09.-01.10.

6

Образ красоты человека

04.10.-08.10.

7

Народные праздники. Экскурсия в музей.

11.10.-15.10.

8

Народные праздники.  Беседа на тему «Народные праздники»

18.10.-22.10.

Вторая четверть- 8 недель

2 четверть Тема «Древние города нашей земли» - 7 часов

9

«Древнерусский город-крепость»

01.11.-05.11.

10

Древние соборы

08.11.-12.11.

11

Древний город и его жители

15.11.-19.11.

12

Древнерусские воины-защитники

22.11.-26.11.

13

«Города русской земли». Беседа-путешествие  « Историческая архитектура городов»

29.11.-03.12.

14

Узорочье теремов

06.12.-10.12.

15

Беседа «Праздничный пир в царских  палатах». Урок-презентация.

13.12.-17.12.

Тема «Каждый народ – художник» 11 часов

16

Страна восходящего солнца.

20.12.-24.12.

Третья четверть – 10 недель

17

Образ художественной культуры Японии

10.01.-14.01.

18

Образ художественной культуры Японии

17.01.-21.01.

19

Искусство народов гор и степей

24.01.-28.01.

20

Образ  художественной культуры Средней Азии

31.01.-04.02.

21

Образ  художественной культуры древней Греции

07.02.-11.02.

22

Образ  художественной культуры древней Греции

14.02.-18.02.

23

Древнегреческий праздник

21.02.-25.02.

24

Образ  художественной культуры средневековой Западной Европы

28.02.-04.03.

25

Образ  художественной культуры средневековой Западной Европы

07.03.-11.03.

26

Многообразие художественных культур в мире

14.03.-18.03.

Четвертая четверть- 8 недель

4 четверть Тема «Искусство объединяет народы» - 8 часов

27

Все народы воспевают материнство

28.03.-01.04.

28

Все народы воспевают мудрость старости

04.04.-08.04.

29

Сопереживание – великая тема искусства

11.04.-15.04.

30

Экскурсия к памятнику. Герои, борцы и защитники

18.04.-22.04.

31

Юность и надежды

25.04.-29.04.

32

Юность и надежды

02.05.-06.05.

33

Искусство народов мира

09.05.-13.05.

34

Искусство народов мира. Обобщающий урок учебного года.

16.05.-20.05.

Национально - региональный компонент

Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодого поколения. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в

образовательном учреждении, поселке, городе, районе. Как показывают научные исследования, история, культура и современное развитие Республики Бурятия также заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

В связи с этим перед учителем на уроках изобразительного искусства ставятся следующие задачи:

- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах

отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе;

- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;

- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории. Республика Бурятия – удивительная и прекрасная земля, страна гор и степей, полноводных рек и голубых озер. Жемчужина планеты – священное озеро-море Байкал – является притягательным местом для многих тысяч туристов со всех уголков мира. Расположенная в центре Евразии, Республика Бурятия обладает богатым культурно-историческим наследием, гармонично сочетающим в себе культуры Востока и Запада. На протяжении многих столетий в Бурятии живут люди разных народностей и вероисповеданий – это уголок мира, любви и спокойствия, где раскрывается многообразие духовной и материальной культуры народов Бурятии. Столь же многообразны и художественные традиции республики. Классическое и современное изобразительное искусство Бурятии, богатое по своему содержанию и выразительным средствам, заключает в себе огромный образовательно-воспитательный потенциал, который необходимо в полной мере использовать в художественном развитии учащихся, начиная с первых шагов обучения детей в общеобразовательной школе.

№ урока

Тема урока

НРК

1

Пейзаж родной земли. Экскурсия на тему «В парке».

Природа Бурятии.

7

Народные праздники. Экскурсия в музей.

Экскурсия в Республиканский

Художественный Музей им. Сампилова.

Классическое искусство Бурятии.

8

Народные праздники.  Беседа на тему «Народные праздники»

Народный бурятский праздник «Сагаалган»

30

Экскурсия к памятнику. Герои, борцы и защитники

Герои Бурятии. Алдар Баторович Цыденжапов.

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет: «Изобразительное искусство»

Класс: 4_

Учитель: _________________

2022-2023 учебный год

урока

Тема

Количество

 часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

  1. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н.А. Горяева,  Л.А.Неменская, А.С. Питерских,  Г.Е.Гуров, Н.А. Лепская, М.Т.Ломоносова, О.В. Островская. Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016
  2. Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ 1-4 классы. / Б.М. Неменский.  – М.: Просвещение, 2020
  3. Поурочные разработки по изобразительному искусству, 4 класс./ М.А. Давыдова.          – М.: Вако, 2016
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  5. Школа АВС. Презентации по изо и технологии. - http://www.shkola-abv.ru/katalog-prezentatsij/izo-i-tehnologiya

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...