Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Калашникова Надежда Алексеевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_v_izobrazitelnoe_iskusstvo.xls.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №176

Калининского  района

Санкт – Петербурга

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

ГБОУ СОШ №176

Калининского района

Санкт - Петербурга

Протокол № 15

от « 27 » мая 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________Е.А.Фёдорова

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 157

от « 31  »  мая  2022г.

Директор ГБОУ СОШ  № 176

__________    И.В. Биланюк

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ДЛЯ  2 В  КЛАССА

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

РАЗРАБОТАНА УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

КАЛАШНИКОВОЙ НАДЕЖДОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД

2022  -  2023    УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

         Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, а также на основе авторской программы по учебнику «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Б. М. Неменского,

М.:«Просвещение» 2011г.

         Назначение предмета

В процессе обучения детей   в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных  и  универсальных способов  действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс  в основных сферах личностного   развития  –  эмоциональной, познавательной,  саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет  свою специфику. Очень важную роль  в процессе развития и воспитания личности играет предмет  «Изобразительное искусство»,  так   как он  нацелен  на формирование  образного мышления  и  творческого  потенциала детей, на развитие у них  эмоционально-ценностного отношения к миру, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

         Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

       Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

        Одной из важнейших задач образования в начальной школе является  формирование  функционально  грамотной   личности, обладающей  не  только предметными, но  и  универсальными знаниями и умениями. Основы  функциональной грамотности закладываются  в начальных классах, в том  числе и через  приобщение детей  к художественной  культуре,  обучение их   умению видеть  прекрасное  в жизни и искусстве. Эмоционально воспринимать произведения искусства и  грамотно формулировать  своё  мнение о  них, а  также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и  коллективной). Эти  навыки и  умения, безусловно, обогащают внутренний мир  учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают  им  возможность более  осознанно и цельно постигать  окружающий мир.

       Учебники  «Изобразительное искусство»  представляют собой  единый курс для  обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них  интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые  навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть   выполнены различными  материалами,  на   разных  уровнях сложности,  в  группах  или   индивидуально

         Место  учебного  предмета в учебном  плане.

Предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Изобразительное искусство», рассчитан на 4 года обучения на ступени начального общего образования. В соответствии с учебным планом ГБОУСОШ №176 на 2022-2023 учебный год предмет «Изобразительное искусство»» изучается  во 2 классе 1 час в неделю за счёт часов обязательной части учебного плана.  Общий объём учебного времени за год составляет 34 часа.  В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий и представлена в табличной форме. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

          Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы.

№ п/п

Изменение

Обоснование

В авторской программе

34 ч.

В рабочей программе     34         ч.

1

Как и чем работает художник.

9

9

2

Реальность и фантазия.

7

8

3

О чём говорит искусство.

10

10

4

Как говорит искусство.

8

8

            Учебно-методический комплекс

УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение. Система учебников «Школа России», на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, охватывает все предметные области учебного плана ФГОС и включает завершенные предметные линии.

           Основная литература

№ п/п

Название учебника

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

1

Изобразительное искусство

«Искусство и ты».

2

Е.И.Коротеева

Москва, «Просвещение»

2018

      Дополнительная литература

№ п/п

Название учебника

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

1

 Рабочая программа под редакцией Б.М. Неменского

2

Б.М. Неменский

Москва, «Просвещение»

2013

2

календарно-тематическое планирование уроков.

2

О.И.Дмитриева

Москва «ВАКО»

2014

       

 Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета.

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса

«Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать правильно   выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

- Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

-  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

- Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

- Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

- Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

- Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

- Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

- Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

 - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живописи, графики, скульптуры);  конструктивной (дизайна и архитектуры);  декоративной (народных и прикладных видов искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России

- и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

        В результате изучения предмета « Изобразительное искусство»  у  учащихся:

- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

- формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

-установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного - исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

       Обучающиеся:

- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Содержание учебного предмета.

Как и чем работает художник (8 часов).

Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти. Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки. Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города. Любой материал может стать выразительным (обобщение).

Реальность и фантазия (7часов).

           Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города.  Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Ёлочные игрушки.    

            О чем говорит искусство (11 часов).

           Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация). Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.

             Как говорит искусство (8 часов).

              Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев  

Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц

Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц».

Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.

Календарно - тематическое планирование уроков по курсу «Изобразительное искусство».  

Условные обозначения типов урока:

ОНЗ – урок открытия новых знаний

РУ – урок развития умений

РР – урок развития речи

ВУ – вводный урок

ОУ – обобщающий урок

ИУ – итоговый урок

УК – урок контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

п/п

Раздел

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности

 (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Использов. учебн. и компьютер. оборудов.

Дата проведения

предметные

метапредметные  УУД, личностные  УУД

план

факт

1 четверть  (8 ч.)    ф. - 8 ч.                Раздел 1. Как и чем работают художники (8 часов).

Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов.

1

Три основные

краски,

строящие

многоцветие

мира.

«Цветочная поляна».

Цветы, бабочки

РУ

ОНЗ

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий,

цветовой круг, игра.

 - изображение цветов

(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

-        различать основные и составные цвета;

-        применять первичные

живописные навыки

- использовать художественные
материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и

впечатлению. Развитие композиционного мышления и воображения.

Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы.

Личностные:

формирование

внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе; целостный, социально ориентированный взгляд на мир.

Стр. 24-27.

http://www.sckool-collection.edu.ru

Дворец Снежной королевы, Весны, Солнца.

2

Пять красок - все богатство цвета и тона (белая и чёрная), серая.

«Берёза в светлый день и стихии».

РУ

ОНЗ

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий,

цветовой круг, игра.

- изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка.

- знать жанр произведений

 изобразительного искусства - пейзаж.

-        различать основные и составные цвета и смешивать их

с белой и черной краской;

-        использовать художественные
материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению;

-        узнавать отдельные произведения выдающихся художников
(И. И. Левитан).

Научатся выполнять наброски, используя графические материалы.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью.

Личностные:

формирование

 учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Стр. 28-35.

3, 4

Пастель и цветные мелки,

акварель;

их выразитель

ные возможности.

«Дождь, салют, осенний лес».

РУ

ОНЗ

Рассказ, беседа, показ презентации, демонстрация наглядных пособий, игра.

 -изображение осеннего леса

- знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.

- использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению.

Овладение навыками построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла, использования художественных материалов (пастель, мелки). Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников

Научатся понимать красоту различных художественных материалов.

Регулятивные:

волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

оценивать по заданным критериям, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог.

Личностные:

 формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Стр. 36-39.

http://www.sckool-collection.edu.ru

5

Выразитель

ные

возможности графических материалов.

«Зимний лес».

РУ

ОНЗ

Рассказ, беседа,

демонстрация наглядных пособий, игра.

- изображение зимнего леса,

- знать вид изобразительного искусства - графика.

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись);

-        применять средство художественной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти и впечатлению).

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, использовать художественные материалы (тушь, уголь).

Научатся выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности

оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц, деревьев.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные

учителем ориентиры действия.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Личностные:

 формирование

 учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Стр. 40-43.

Интернет-каталог детских сайтов.

6

Выразитель

ность

материалов для работы в объеме.

«Любимые животные».

РУ

Беседа, демонстрация.

-  лепка любимых животных,

- знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия.

-  выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умение применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения.

Фантазия, моделирование.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные:

формирование

чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с природой.

Стр. 44-47.

7

Выразитель

ные

возможности бумаги.

«Игровая площадка».

РУ

Беседа, демонстрация, технологические карты, макеты.

- конструирование игровой площадки.

- применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.

- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности технику бумажной пластики. Умение участвовать в диалоге, выполнять работы в смешанной технике (конструирование, аппликация, макетирование).

Научатся основным приёмам работы с бумагой.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

видеть и понимать многообразие видов и форм в природе, конструировать различные формы.

Коммуникативные:

давать эстетическую оценку выполненных работ.

Личностные:

 формирование

 учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Стр. 48-49.

http://www.sckool-collection.edu.ru

8

Выразитель

ные возможности аппликации.

«Осенний листопад».

РУ

Рассказ, беседа, показ презентации демонстрация наглядных пособий, игра,

- создание    аппликации  «Осенний листопад»   -  сравнивать различные виды
изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);

-        использовать художественные
материалы (бумага);

-применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать технику аппликации.

Научатся понимать красоту различных художественных материалов.

Регулятивные:

волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

оценивать по заданным критериям, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог.

Личностные:

 формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения

к учению.

Стр. 50-53.

Интернет-каталог детских сайтов.

2четверть  (8 ч.)    ф. -  8 ч                  

9

Для художника любой материал может стать

выразительным (обобщение темы).

«Праздничный город» или «Букет».

ИУ

УК

Беседа, демонстрация. изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаг

- применять основные средства художественной выразительности в творческих работах, навыки работы с «неожиданными»
материалами, конструктивной
фантазии и

наблюдательности;

- выполнять живописные
упражнения. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью композиции и материала, использовать «неожиданные» материалы в декоративных работах. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства в творческой работе.

Научатся создавать композицию на заданную тему.

Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел.

Научатся основным приёмам работы с бумагой.

Регулятивные:

волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

оценивать по заданным критериям, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог.

Личностные:

формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Стр. 54-55.

http://www.sckool-collection.edu.ru

Раздел 2.       Реальность и фантазия  (7 часов).

Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой.

10

Изображение и реальность.

«Автопортрет»

РУ

ОНЗ

Как соблюдать пропорции при изображении человека, передавать характерные черты изображаемого объекта? Картины с изображением портретов людей, пошаговое рисование лица, гуашь, акварельные краски, кисти. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Умение использовать

адекватные выразительные

средства в творческой

работе.

Научатся пользоваться правилами художника, соблюдать пропорции при изображении человека.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации с выделением существенных и несущественных признаков проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные:

формирование

учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

http://www.sckool-collection.edu.ru 

11

Изображение и фантазия.

«Сказочные животные».

РУ

ОНЗ

Беседа, упражнения, наглядные пособия.

изображение сказочных, несуществующих животных

-использовать художественные
материалы (гуашь);

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению). Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке.

Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий.

Регулятивные:

выполнять действия с учетом заданных алгоритмов

Познавательные:

анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия.

Коммуникативные:

сотрудничать с товарищами

в ходе работы.

Личностные:

формирование

учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Стр. 58-65.

Презентация.

12

Украшение и реальность.

«Узоры на стекле», «Паутинки в лесу».

РУ

Беседа, демонстрация, наглядные пособия.

- изображение паутинок с росой и веточками деревьев.

-        применять средство художественной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти);

- понимать «язык» украшений. Умение строить композиции, использовать художественные материалы (гелевая ручка).

Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий.

Регулятивные:

удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем.

Познавательные:

осуществлять правила рисования с натуры, умение рисовать ветку хвойного дерева.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

 формирование

учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Стр. 66-69

http://www.sckool-collection.edu.ru

13

Украшение и фантазия.

«Кокошник»

РУ

ОНЗ

Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра.

- применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента.

Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использовать художественные материалы (гелевая ручка).

Умение участвовать в диалоге.

Научатся  выполнять узоры на предметах декоративно-прикладного искусства, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника. Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение.

Уметь рисовать с натуры, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные:

формирование

 чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Стр. 70-73

Интернет-каталог детских сайтов.

14

Постройка и реальность.

«Подводный мир».

РУ

Беседа, рассказ, демонстрация.

- конструирование из бумаги подводного мира.

- применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

- использовать навыки

конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности Развитие художественного объемно-пространственного мышления.

Научатся изображать формы подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Личностные:

формирование

 чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с подводным миром.

Стр. 74-81.

http://www.sckool-collection.edu.ru

15

Постройка и фантазия.

«Город».

РУ

ОУ

Беседа, демонстрация, макеты.

Конструирование фантастического города.

- применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

- использовать навыки

конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.

Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; наблюдать за конструкциями зданий.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные:

формирование

 чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Стр. 82-85

Презентация.

16

Братья-

Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

«Новогодняя ёлка с игрушками».

ОУ

ИУ

Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия.

- конструирование (моделирование) и украшение  ёлки и ёлочных игрушек.

использовать художественные
материалы (бумага) и технику бумагопластики;

-применять основные средства художественной выразительности в декоративных и

конструктивных работах.
Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. Умение вступать в общение друг с другом.

Научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему. Научатся конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека.

Регулятивные:

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкциями.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание.

Личностные:

 формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой;  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

http://www.sckool-collection.edu.ru

            3 четверть  (10 ч.)    ф. - 10 ч.                     Раздел 3.       О чём говорит искусство (10 часов).

                                                                                     Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

17

18.

Изображение природы в различных состояниях.

Художник изображает настроение.

РУ

ОНЗ

Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация. Изображение контрастных состояний природы. Знать жанр произведений  изобразительного искусства - пейзаж;  различать и применять теплые
и холодные цвета,

- использовать художественные
материалы (гуашь). Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников.

Научатся самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.

Регулятивные:

принимать и удерживать учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации; изображать море на основе своих наблюдений.

Коммуникативные:

контролировать действия

партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные:

формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

Репродукции

художников. Стр. 88-91.

Стр. 92-95

19

Выражение характера изображаемых животных.

РУ

Рассказ беседа, показ презентации наглядные пособия, игра. Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с пластилином.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные:

формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с

природой.

Интернет-каталог детских сайтов.

Стр.  96-99

20

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

РУ

ОНЗ

Рассказ, беседа, наглядные

пособия, демонстрация. Изображение противоположных по характеру сказочных образов.

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

использовать художественные
материалы (гуашь, мелки);

применять основные средства художественной выразительности в живописи; узнавать отдельные произведения выдающихся художников
(В. М. Васнецов). Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

 Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные:

формирование

учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

http://www.sckool-collection.edu.ru

Стр. 100-103

21.

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

РУ

ОНЗ

Рассказ, наглядные материалы, демонстрация. Изображение доброго и злого воина.

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибина).

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

        использовать художественные
материалы (гуашь);

применять основные средства
художественной выразительности в живописи;

узнавать отдельные произведения выдающихся художников
(В. М. Васнецов).

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью.

Личностные:

формирование

учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

http://www.sckool-collection.edu.ru

 Стр. 104-105

22.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

РУ

ОУ

Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, - скульптурные образы - выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером.

Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура.

Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин).

Регулятивные:

воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:

анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Личностные:

формирование

чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства работами мастеров.

Стр. 106-107

23

Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения.

РУ

ОУ

Рассказ, беседа, наглядные пособия.

Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы.

Уметь: использовать художественные
материалы (гуашь); применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации.

Понимать роль украшения в жизни человека.

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.

Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной

литературе и иллюстрациях.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные:

формирование понимания

ценности искусства в соответствии  гармонии человека с окружающим миром.

Презентация

Стр. 108-111.

24.

25.

О чём говорят украшения.

РУ

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы , но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.

 Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои).

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Личностные:

формирование понимания

ценности искусства в соответствии  гармонии человека с окружающим миром.

http://www.sckool-collection.edu.ru

Стр. 112-117

26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение.

РУ

ИУ

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.

Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

осуществлять поиск и анализ необходимой информации.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

формирование  уважительного отношения  к иному мнению.

Стр. 118-121

4четверть  (8 ч.)    ф. - 8 ч.                     Раздел 4.   Как говорит искусство (8 часов).

                                                                   Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.             

27

Цвет как средство выражения: «теплые»

 и «холодные» цвета.

РУ

ОНЗ

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге.

Изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются).

Научатся наблюдать за цветом в картинах художников, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить гуашевые краски.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Личностные:

формирование  чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с природой.

http://www.sckool-collection.edu.ru

Стр. 124-129

28

Цвет как

средство

выражения:

«тихие»

(«глухие»)

и «звонкие»

цвета.

РУ

ОНЗ

Рассказ, демонстрация, пособие по цветоведению.

Изображение Солнечного города или царства Снежной королевы. Развитие композиционного мышления и воображения. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Научатся при рисовании пейзажа составлять цвета весеннего колорита, работать кистью по сырому.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Личностные:

формирование  чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с природой.

Интернет-каталог детских сайтов.

Стр. 130-131

29

Ритм пятен как средство выражения.

РУ

ОУ

Рассказ, упражнения, наглядные и методические пособия.  Использовать художественные
материалы (гуашь);

применять основные средства
художественной

 выразительно
сти (пятно) в творческой работе.

Умение построения композиции.

Регулятивные:

воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:

анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Личностные:

формирование  чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами мастеров.

Стр.132-135

29

Линия как средство выражения: ритм линий.

РУ

Рассказ, беседа, наглядные

пособия, демонстрация. Изображение весенних ручьев.

Построение композиции.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи.

Регулятивные:

воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:

анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Личностные:

формирование  чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами мастеров.

Интернет-каталог детских сайтов.

Стр. 136-137

30

Линия как средство выражения:

 характер линий.

РУ

Беседа, наглядные пособия; использовать художественные
материалы (гуашь);

применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи.

Умение построения композиции.

Умение участвовать в диалоге.

Регулятивные:

воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:

анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Личностные:

формирование  чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами мастеров.

http://www.sckool-collection.edu.ru

Стр. 138-139.

32

Пропорции

выражают

характер.

РУ

Повторять и закреплять полученные знания и умения.

Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.

Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объяснять замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

Научатся создавать коллективное панно.

Регулятивные:

воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

моделировать коллективное панно.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах.

Личностные:

формирование  понимания

ценности искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительности.

РУ

ОУ

Беседа, наглядные пособия.

Использовать художественные
материалы (гуашь, акварель);

применять основные средства
художественной

выразительности в творческой работе.

Научатся демонстрировать свои достижения на выставке и комментировать их. Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России. Уметь высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

осуществлять поиск и анализ необходимой информации.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

формирование  уважительного отношения к иному мнению.

Презентация.

Стр.140-141

34

Обобщающий урок года.

РУ

ИУ

Ролевая игра-беседа «Мы художники и зрители».

Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событий школьной жизни.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

осуществлять поиск и анализ необходимой информации.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

формирование  своего мнения к происходящему.

http://www.sckool-collection.edu.ru

1. Сайт «Образовательная система Школа России» .ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru

3. Газета «1 сентября». www.festival.1september.ru

4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. www.uroki.ru

5. Презентации уроков «Начальная школа». http://nachalka.info/about/193

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). http://nsc.1 september.ru/urok

 Информационно-коммуникативные средства

Образовательный комплекс «1С: Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск, упакованный в DVD-box

  1. Википедия: свободная энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет. - Режим доступа: http//pedsovet.org
  3. Клуб учителей начальной школы.- Режим доступа: http:www.4stupeni.ru
  4. Фестиваль педагогических идей.- Режим доступа: http//festival.1september.ru
  5. Педсовет.- Режим доступа:http:// pedsovet.org
  6. Педагогическое сообщество.- Режим доступа:http://www.pedsovet.su
  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.- Режим доступа: http//scool.edu.ru
  8. Российский общеобразовательный портал.- Режим доступа:http://school.edu.ru

9   http://moikompas.ru/tags/plastilin

   http://www.vasnecov.ru

Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/

Планета школа - множество интересностей для учеников и учите-

лей: http://www.planetashkol.ru/

Юнеско- объекты Всемирного наследия: http://heritage.unesco.ru/

Все о животных всего мира: http://www.apus.ru/

Элементы большой науки: http://elementy.ru/

Толковый словарь О.Даля ON-LINE: http://www.vidahl.agava.ru/ Помните фонохрестоматию? Здесь можно найти много забыто-

го: http://www.staroeradio.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...